Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Знакомство с гжельскими мастерами» в подготовительной к школе группе
Образовательная область “Познавательное развитие”
Познакомить детей с работой гжельских мастеров: они лепят из специальной белой глины посуду, скульптурки, расписывают синей краской, просушивают изделия в специальных муфельных печах.
Сообщить знания о том, что посуда бывает фарфоровой и фаянсовой.
Познакомить детей с элементами гжельского узора: листья, завитки, гжельская роза, птицы. Также мастера рисуют на посуде целые сценки из жизни людей
Образовательная область “Речевое развитие”
Пополнить словарь детей: Гжель, фарфор, ангоб, сервиз.
Образовательная область “Социально - коммуникативное развитие”
Вызвать интерес к народному творчеству, желание самим овладеть приемами росписи гжельской посуды.
Материал: альбом с гжельскими узорами, посуда расписанная гжельскими узорами
Ход: (появляется дед – игрушка из кукольного театра)
Воспитатель: - Дедушка, куда путь держишь?
Дед: - Иду, дорогие мои, под Москву за глиной.
- Дедушка, у нас и здесь можно глину найти.
- Мне нужна глина особенная, белая, пригодная для изготовления посуды. А такая глина есть только под Москвой на реке Гжелке, что протекает близ деревушки Гжель. Люди давно уже нашли там залежи этой чудесной глины. Они про неё говорят: «Наша глина, что золото!» Вот в этой деревушке и зародился промысел: мастера стали лепить из белой глины посуду – кувшины для кваса, декоративные настенные тарелки, маленькие скульптурки, изображающие фигурки людей и животных и расписывать их. Да такие, которые с другими не перепутаешь.
Воспитатель: - Дедушка, почему гжельскую посуду называют бело-
синим чудом!
Дед: - А вот почему! Сделанную посуду покрывают ангобом – тонким слоем белой глины. Затем на белом фоне художники выводят рисунок синей краской –кобальтом. Сначала рисунок кается белым, бесцветным, но после обжига в печах все, что нарисовано кистью мастера, становится синим: и люди, и дома, и трава, и птицы. Там, где художник нажимал кистью сильнее, цвет получился темно-синий, а где еле касался поверхности – светло-голубой.
Воспитатель: - Дедушка, а я слышала, что гжельские мастера доставляли свою посуду на царский стол!
Дед: - Да это так! Из глины у мастеров получалась легкая фарфоровая и фаянсовая посуда, она была очень красивая, поэтому царю нравилось кушать из такой. Такая посуда нравилась и бедным крестьянам. Спрос на неё стал возрастать, поэтому стали появляться художественные заводы. На них работало много людей, за один день перерабатывали до 320 тысяч пудов белой глины.
Дети: - А как же рождается такая красота?
- Любое изделие зарождается в мастерской художника. Задумал мастер создать чашу и думает - какой она может быть? Высокой или низкой, круглой или прямой, как стакан, может похожей на бочонок? И ручки удобные придумал мастер, фигурные, затейливые! Но главное роспись! Придумал и нарисовал на бумаге. Красиво вышло! Затем вылепил из пластилина чашку, чтоб все видели, какая она должна быть и вместе с рисунком на завод отправил. На заводе другие мастера по рисунку художника делают такие чашки, расписывают и обжигают в печах. И лишь тогда чашка готова! Видите, сколько людей принимают участие при изготовлении гжельской посуды.
Дети: - Дедушка, а почему чашки и узоры на них все разные?
- Сколько разных художников, столько и разных чашек! Но в одном они одинаковы – в цвете бело-синем! Гжельцы говорят, что их небо, как нигде в России : синее-синее. Вот и перенесли мастера эту синеву на свои изделия.
Дети: - А что любят изображать художники на своей посуде?
- ( показывает иллюстрации с гжельской посудой) Почти на каждой гжельской вещи есть цветок, он называется «гжельская роза». Вроде бы везде одна и та же, но все-таки каждый раз другая. Есть крупные и маленькие, разбросаны по поверхности чашки. То мы видим букет из нескольких роз, то лишь лепестки.
Дети: - А какой-нибудь секрет есть у этой росписи?
- Секрет в том, что мастера выполняют узор специальной круглой кисточкой без каких-либо карандашных набросков, роспись делается широкими мазками (показ элементов гжельской росписи)
Дети: - Дедушка, а какую посуду делаете вы?
- Я старый мастер, я делаю кувшины. А вот современные мастера чего только не делают! Чайные и столовые сервизы – наборы посуды, подсвечники, сахарницы, масленки, даже шахматы и часы. Все изделия мастеров красивы! Кружки необычной формы, причудливые, с крышками, украшенными фигурками, с витиеватыми ручками. А чайники! Можно только удивляться богатой фантазии художников: здесь семейства пузатых чайников, какой из них лучше, сказать трудно! С удивлением смотришь на чайник, который состоит как бы из двух! Его раздуло от важности!
Воспитатель: - Дедушка, а я знаю, что художники любят давать своим произведениям яркие образные названия – масленка «рыба-кит», она не оставляет никого равнодушным, глаза кита – настоящие розы. Её придумала художница Азарова, она расположила на спине кита целую сказку – город с башенкой и церквушкой, и доброго молодца, скачущего на коне, а за ним бежит собачка. Каждую вещь, сделанную в Гжели можно подолгу рассматривать, о каждой из них можно сочинять сказку или рассказ. А вот про маленькие скульптурки и говорить нечего: вот лев, важный и довольный, настоящий царь зверей. А посмотришь внимательнее, и смешно делается, ведь грива – настоящая роза. А иногда мастера делают фигурки по знакомым сказкам: теремок, лисичку, петушка, доктора Айболита в окружении зверей.
Дети: - Дедушка, а как стать мастером?
- В Гжели есть художественная школа, где обучают мастерству ребят, но я думаю, что в мастера нужно готовиться с детства: заниматься лепкой, рисованием из тогда из вас тоже могут получиться настоящие мастера.
Дети: - Спасибо, дедушка, за интересный рассказ.
Воспитатель: - Заходите к нам на обратном пути, научите нас лепить посуду и расписывать её.
Итог: - С работой каких мастеров мы сегодня познакомились?
- Что за цветок есть почти на всех гжельских вещах?
- Как отличить гжельскую посуду от другой посуды?