Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста
Согласно ФГОС, игра остаётся ведущим видом детской деятельности. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, результат интеграции общения, познаний и труда и, в тоже время, средство развития других видов деятельности. Игру от других видов деятельности отличает непродуктивный характер: направленность на игровой процесс и переживания играющего, наличие воображаемой ситуации, по логике которой действует ребенок. Значение игры для формирования личности трудно переоценить.
В системе дошкольного воспитания присутствуют негативные тенденции: чрезмерная сосредоточенность на интеллектуальном развитии ребенка, технологизация современной жизни, которые ведут к недоразвитию эмоциональной и коммуникативной сфер, и как следствие этого – возникновение конфликтных ситуаций между дошкольниками. Проблема межличностных конфликтов и их позитивного разрешения приобретает сегодня особую значимость.
Отношения ребенка со сверстниками, с другими людьми являются основой его духовно-нравственного становления, которая определяет не только нравственную ценность личности, но и главное содержание душевной жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее смыслозначимые и сильные переживания, определяют главные человеческие поступки. Возможным выходом в данной ситуации, на мой взгляд, является воспитание у дошкольников положительных качеств личности через сюжетно – ролевую игру
Существуют основные принципы обучения сюжетно – ролевой игре.
Первый принцип организации сюжетной игры. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребёнка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя - взрослого, которому в любом случае надо подчиниться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнёра.
Второй принцип организации сюжетной игры - воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.
Третий принцип - начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику. Роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры детей.
В педагогической науке выделяют 2 этапа руководства сюжетно-ролевой игрой:
• Подготовительный (обогащение впечатлений детей путем целенаправленной работы на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, во время чтения художественной литературы, бесед, просмотра мультимедийных презентаций; создание предметно-развивающей среды) .
• Основной (участие в игре, совет, напоминание, объяснение, взятие главной или второстепенной роли, внесение атрибутов и т. д.) .
Этапы сюжетно-ролевои игры должны постепенно ввести ребенка в роль, помочь ему скоординировать свои деиствия, осуществить игровое общение с другими детьми и привести к разрешению игровои ситуации. Полученный эмоциональныи опыт в ходе взаимодействия и является главнои целью сюжетно-ролевои игры.
Наблюдая за детьми во время их общения, мною было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк, обзывательств. В совместной деятельности, возникали трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Причиной этому явилось преобладание в группе детей – лидеров, которые не могли найти общий язык с другими детьми. Опираясь на наблюдения педагогов и свои собственные, я сделала вывод, что в последнее время появилось много детей с повышенной агрессивностью, неумением уступать, сочувствовать, радоваться успехам сверстника. Эти проблемы наиболее часто встречаются в детском коллективе. И поскольку именно в возрасте 5-7 лет складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные отношения к себе и другому, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание.
Я хочу вам представить опыт и результат моей работы по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста».
Учитывая практическую значимость выбранной темы, была определена цель:
формирование положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх в психолого-педагогической литературе.
2. Подобрать диагностический материал по формированию взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
3. Разработать проект педагогической технологии формирования взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
4. Разработать и внедрить программу «Играй-ка».
Изучив психолого-педагогическую литературу по формированию взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх между детьми, был подобран диагностический материал.
С целью выявления уровня сформированности положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх было проведено первичное обследование.
Выявление уровня развития конфликтного поведения старших дошкольников осуществлялось на основе выделенных показателей:
• социометрический статус ребенка в группе сверстников, с использованием социометрической методики «Капитан корабля» (Романов А. А) .
• проявление отклонений в поведении детей в процессе игры - методика «Наблюдение в игре» (Анжарова А. И.) .
• отношение ребенка к конфликтной ситуации с использованием проективной методики «Картинки» (Калинина Р. Р)
Анализ высказываний детей показал следующее: в обследуемой группе 2 детей (17 %) имеют статус «отверженного», 2 детей (17%) - статус «изолированных». Характеристика непопулярных детей раскрывалась сверстниками через описание негативных форм поведения: «дерётся», «обзывается», «не слушается», «всё ломает», «не даёт игрушки» и пр. В группу «изолированных» дошкольников попали часто болеющие дети, вновь прибывшие в дошкольное учреждение.
В обследуемой группе преобладали дети с социометрическим статусом «предпочитаемые» - 7 детей (58%, которые по наблюдениям проявляли активность, могли играть как в одиночестве, так и с небольшой подгруппой сверстников.
Среди популярных детей в коллективе выявлен 1 ребенок (8%). Сверстники характеризовали его следующим образом: «добрый», «мой друг», «самый умный», «всегда играем вместе», «красивый», «никого не обижает»
Результаты социометрического обследования показали, что дети, которые имели неблагоприятный статус в среде сверстников, конфликтные ситуации предпочитают разрешать путём агрессивных действий или жалоб взрослым.
Наблюдение показало, что конфликтные ситуации в процессе игры возникают довольно часто, но конфликты не являлись острыми и длительными.
Анализ результатов выполнения методики показал, что детям было легче уйти от конфликтной ситуации, жалуясь взрослому. Агрессивные решения существенно преобладали в детских ответах, нежели самостоятельные действия: вербальная реакция и продуктивный способ решения конфликта.
Это подтвердило в необходимости организации работы с детьми, направленной на предупреждение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
По итогам обследования, был сделан вывод, что дети нуждаются в проведении целенаправленной работы.
Это вызвало необходимость создания проекта педагогической технологии по формированию взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. Данная технология строилась с учетом образовательной программы.
I блок носит название «общение без слов». Его главной целью является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных детям вербальных и предметных способов взаимодействия.
II блок называется «Внимание к другому». Цель – формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему.
Многие дети настолько сосредоточены на себе, что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним.
III блок - «Согласованность действий». Основная его цель – научить детей согласовывать свое собственное поведение с поведением других детей.
IV блок носит название «Общие переживания». Цель – вызвать у детей «Общие эмоции». Общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность.
V блок – «Взаимопомощь в игре». Главная цель этапа – учить детей проявлять сопереживание, сорадование, оказывать помощь друг другу.
Второе направление системы работы – просветительская работа. Она включает два блока: работу с педагогами и работу с родителями.
С целью формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре была разработана программа «Играй-ка», которая позволила удовлетворить запросы родителей и в большей степени учесть индивидуальные склонности ребенка.
В программе «Играй-ка» содержание и тематика различных сюжетно-ролевых игр представлены как целостный и взаимосвязанный компонент образовательного процесса.
Содержательная часть программы состоит из трех частей: «Бытовые игры», «Производственные игры», «Общественные игры».
Сначала был подобран игровой материал. Была проведена подготовка к играм-занятиям. Проводились беседы. Между детьми были распределены игровые роли: мама, папа, сестры, врач, продавец, учительница, таксист. После чего совместно с детьми разыгрывались игровые ситуации.
Итог подводился по методике Т. А. Владимировой «Критерии и показатели положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх».
По результатам проведенной работы и обследования могу сказать, что дети стали принимать участие в совместной игре, организованной товарищем; играть длительно, увлеченно, сосредоточенно; разговаривать спокойно, вежливо просить, предлагать товарищу свою игрушку, уступать роль, оказывать помощь; проявлять сопереживание, сочувствие, радость от общения со сверстниками.
Я считаю, что сюжетно – ролевая игра является эффективным средством в формировании положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
www.maam.ru
Сценарий сюжетно-ролевой игры для детей младшего школьного возраста «Цирк чудес»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
г. Кирово-Чепецка Кировской области
Методическая разработка
сюжетно-ролевой игры для детей
младшего школьного возраста
«Цирк чудес»
Педагог:
Черменина Ирина Григорьевна (воспитатель, 1 кв. кат.)
2015
Введение
В возрасте 3 – 4 лет ребёнок начинает приобщаться к миру циркового искусства. Родители знакомят ребёнка с миром цирка уже в более взрослом возрасте. Мы столкнулись с тем, что более 80% детей цирковое представление видели только на экранах телевизоров. Поскольку сюжетно-ролевая игра отражает явления окружающей действительности, то отсутствие знаний по такой интересной и захватывающей деятельности вызвало потребность создать сюжетно-ролевую игру «Цирк чудес».
Играя в сюжетно-ролевую игру «Цирк чудес», дети видят творческое начало в личности человека, которое заключается в проявлении инициативы, самостоятельности, неординарности решений, живого воображения, профессиональной умелости.
Цель: формирование знаний о цирке.
Задачи:
расширить кругозор детей о цирке и его работниках;
способствовать развитию памяти, внимания, связной речи, творческих способностей детей;
обучать детей правилам поведения в общественных местах;
организовать предметно – развивающую и игровую среду в соответствии с темой игры;
воспитывать желание детей играть в коллективе сверстников;
упражнять в умении распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней;
привлечь родителей учеников, к участию в классных мероприятиях.
Вид игры: коллективная, групповая, краткосрочная.
Планируемый результат:
усвоение детьми знаний о цирке;
формирование бережного отношения к людям творческих профессий;
участие родителей в классных мероприятиях.
Сроки реализации: 01.10.2015г. – 23.10.2015 г.
Место поведения: МБОУ СКОШ города Кирово – Чепецка Кировской области
Участники: педагоги, дети, родители.
Этапы реализации сюжетно-ролевой игры:
Этапы игры Деятельность педагога Деятельность детей Организация работы с родителями
I.Подготовительный Перспективное планирование сюжетно-ролевой игры.
Разработка и накопление методических материалов по теме.
Создание необходимых условий для реализации игры. Знакомство с темой игры «Цирк чудес».
Знакомство детей с дикимии домашними животными, рассматривание иллюстраций с изображением животных.
Прослушивание голосов животных, цирковых музыкальных композиций.
Разработка цирковых номеров.
Просмотр мультфильмов про Фунтика, Лошарика, Банифация. Обсуждение целей и задачей игры с родителями воспитанников.
II. Основной Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний младших школьников о цирке. Участие в совместной игровой и образовательной, продуктивной деятельности.
Самостоятельная игровая деятельность.
Применение в непосредственно-образовательной деятельности дидактических игр: «Кто, чем питается? », «Чей малыш? », «Кто как передвигается? ».
Чтение и разучивание стихов, песенок про цирк.
Рассматривание картинок.
Отгадывание загадок.
Игра в кукольный театр «Кошкин дом» С. Маршак.
Подвижные игры «Охотники и звери» (метание) .
Выставка рисунков «Мое любимое животное». Участие в рекомендуемых мероприятиях.
Посещение цирковых представлений с детьми.
Изготовление костюмов для цирковых артистов.
III. Заключительный Оформление результата игры в виде методической разработки.
Проведение итогового мероприятия «Цирк чудес». Участие в совместной игровой и образовательной деятельности.
Самостоятельная игровая деятельность.
Проведение итогового мероприятия «Цирк чудес». Помощь в организации итогового мероприятия.
Атрибуты: Афиши, билеты, программки. Костюмы, носики, колпаки, свистульки, музыкальные молоточки, «ушки», гири, обручи, шары, мячи, грим, велосипед.
Игровые роли: Директор цирка, водитель автобуса, кассир, контролер. Клоуны, дрессировщики, жонглёры, гимнастка, силач. «Медведи», «кошки».
Ход игры
(Музыкальное сопровождение)
Ведущая: Ребята, нам пришло письмо, в котором нас приглашают посетить цирк. Кто из вас бывал в цирке? Кто самый главный в цирке?
Дети: Директор цирка.
Ведущая: Без кого не состоится представление?
Дети: Без цирковых артистов.
Ведущая: Каких цирковых артистов вы знаете? (Ответы детей)
Дети: Клоуны.
Ведущая: Чем они занимаются? Как они выглядят? Каких еще артистов вы знаете (жонглер, дрессировщик, фокусник) .
Ведущий: Люди, каких профессий еще работают в цирке?
Дети: Кассир, контролер, продавцы игрушек.
Ведущий: Дети, а вы хотите отправиться в цирк? А как мы будем добираться до цирка?
Дети: На автобусе.
Дети строят автобус из стульев и садятся на стульчики.
Ведущий: Кто у нас будет водителем? (выбираем водителя из детей при помощи считалки). Бери руль и вези нас. Ты знаешь дорогу?
Приезжают в цирк.
Ведущий:
Слон танцует краковяк,
Попугай кричит: «Не так! »
Как зовётся этот дом?
Что показывают в нём?
Цирк! Цирк! Цирк!
Здесь отважные ребята крутят сальто на седле.
Акробаты по канату ходят точно по земле.
И решают здесь собачки очень трудные задачки.
Цирк! Цирк! Цирк!
Ведущий: Прежде чем войти в цирк, давайте выберем артистов, тех, кто будет для нас показывать представление.
Распределяем роли: Кем хочет стать Саша? Почему? Кем хочет стать Настя? Кем буду я? (директором цирка)
Ведущая: Что нужно сделать, чтобы попасть в цирк?
Дети: Купить билеты.
Дети подходят к кассе. Покупают билеты.
При входе в зал стоит контролер и проверяет билеты.
Директор цирка: Уважаемые зрители, проходите в зал и занимайте свои места в зрительном зале.
Звенит звонок. Выходит директор цирка на середину.
Цирк! Цирк! Цирк!
В цирке очень хорошо!
Всюду празднично, светло!
Здесь звенит веселый смех!
Приглашают в гости всех!
Директор: Первым номер нашей программы-жонглёры.
Мячи подбрасывают высоко
И ловят быстро и легко!
Выходят мальчики-жонглёры, жонглируют мячами.
Аплодисменты зрителей.
Директор: Нашу программу продолжают дрессированные кошки.
Наши кошки цирковые
Очень-очень озорные!
Могут номер исполнять,
Песни петь и танцевать!
Выходят кошки, выполняют движения под музыку движения, прыгают через обручи.
Аплодисменты зрителей.
Директор: Несомненно, настроение вам поднимут весёлые клоуны!
Выбегают клоуны, падают, обгоняют друг друга, дудят в трубки, смешат ребят.
Аплодисменты зрителей.
Директор: На арене цирка — гимнастка. Очень опасный номер. Он требует специальной подготовки. Если гимнастка оступится, она упадет вниз.
Выходит гимнастка и идет по канату. Канат находится на полу. Зрители смотрят номер в полной тишине.
Директор: Гимнастка выполняет упражнения с обручами.
Гимнастка продолжает свою программу.
Аплодисменты зрителей.
Директор: Следующий номер — дрессированный медведь.
Медведь катается на велосипеде.
Аплодисменты зрителей.
Директор: Впервые на арене цирка силач-Андрюша!
Выступает наш силач,
Гнёт железо он в калач!
Вверх подбрасывает гири,
Нет его сильнее в мире!
Выходит силач показывает свою силу, поднимает и опускает гири.
Аплодисменты зрителей.
В конце представления артисты выходят на «арену».
Директор:
Расставаний приходит пора,
Но не будем грустить на прощанье,
Новой встрече мы рады всегда.
Цирк чудес говорит «до свиданья! ».
До новых встреч!
Ребята садятся к водителю в автобус и возвращаются обратно .
Заключительный этап. Подведение итогов игры.
Ведущий: Ребята, где вы были? Что вы там видели? А какой номер вам понравился больше всего? Хотели бы вы еще раз поехать в цирк? Мы составим с вами новую программу и на представление пригласим гостей.
Детям предлагается рассказать о своих впечатлениях, обсудить проблемы и ситуации. Воспитатель отмечает инициативу детей, творчество; спрашивает, кто хочет стать артистом, для чего нужен цирк сегодня.
www.maam.ru
Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста
ПРОЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
«ШКОЛА»
для старшего дошкольного возраста.
Составила Федотова Т. Г.
При поступлении ребёнка в школу, его обычный образ жизни меняется и полностью перестраивает жизнь ребёнка. Возникают новые взаимоотношения с людьми. В школе ребёнок попадает в новые социальные условия. Смена окружения может сопровождаться тревожностью, снижением активности. Учебная деятельность сложна для дошкольника и автоматический переход на неё без предварительной подготовки просто не возможен. К моменту поступления в школу дошкольник должен представлять о том, что его ждёт, каким образом происходит учебный процесс. Самое главное у ребёнка должно быть желание идти в школу и учиться. Если ребёнок не готов к новому социуму, даже при наличии запаса умений и навыков ему будет трудно. У некоторых детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога и неуверенность. К поведению ребёнка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии и это тоже усиливает тревожность снимает самооценку. Предлагаемый проект поможет подготовить психологически ребёнка к переходу от игровой деятельности к учебной. Развить психические процессы будущего первоклассника (память, мышление, восприятие и внимание) .Подготовить руку ребёнка к письму (мелкая моторика) .Сформировать систему отношений дошкольника (к себе, взрослым и школе) .Ориентация каждого ребёнка на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в своих действиях) .Повысить культурный уровень родителей в области психологической готовности ребёнка к школе.
Актуальность:
Сюжетно-ролевые игры это самая привлекательная деятельность для детей, ребенок когда играет ощущает свободу в своих действиях, в отношениях и в суждениях. Ролевая игра позволяет развивать у ребёнка творческие способности, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа и играть определенную роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Когда разыгрываются различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, пытаются избежать конфликтных ситуаций и поддерживать дружелюбную, добрую атмосферу.
В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребенка, а также его интеллект, воля, воображение, общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Цель: повысить уровень индивидуального развития и развить интерес детей к школе, сформировать положительное отношение к предстоящему обучению, вести детей в отношения между учителем и школьниками, повысить интерес к школе и адаптировать дошкольников к новому этапу их жизнедеятельности «ученик».
Объект изучения: школьная деятельность, сюжетно-ролевая игра «Школа»
Гипотеза: сюжетно – ролевая игра «Школа», одна из лучших видов деятельности, имеющая непринужденный и свободный характер, которая позволяет не только повысить интерес к школе, но и познакомить со всеми правилами школьной жизни и воспитать положительного и грамотного ученика.
Вид проекта: среднесрочный, групповой, игровой.
Задачи проекта: дети
• Расширять знания детей о школе.
• Познакомить с режимом дня школьника, расписанием уроков, понятиями «урок», «звонок», «учитель», «ученик», «завуч», «директор».
• Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
• Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы. Воспитывать справедливые отношения. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.
• Подготовка руки к письму через развитие мелкой моторики. Ориентация каждого ребёнка на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в себе)
Родители, педагоги: Проведение педагогическогопросвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению; Обучение родителей воспитанников способам снятия тревожности;Ознакомление родителей с основами психологии ребёнка старшего дошкольного возраста и методами и приёмами позитивного настроя детей на школьную позицию, Общение с родителями воспитанников по теме проекта.
Аннотация
в преддверии подготовки к школьной жизни и новому статусу школьника необходимо познакомить детей со школой, ввести образ школы и школьника в игровую деятельность детей.
Предполагаемый результат:
• Дети должны знать правила поведения в школе, познакомиться с режимом дня школьника, усвоить и овладеть навыками школьных терминов, развить положительную и образовательную ступеньку к самостоятельной взрослой жизни.
• Развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи по игре «Школа»
• Возникновение и решение ситуаций - отношений между учителем и учениками.
• Ролевое общение, короткий диалог, монолог.
• Победить в детях тревожность и волнение перед школой.
Условия реализации проекта:
МДОУ № 4 «Калинка», старшая группа «Божьи коровки», СОШ № 4.
Экономическое обоснование:
портфели, дневники, указка, глобус, школьная доска, мел, журнал для учителя, повязки для дежурных. Фартуки для девочек. Изготовление альбомов, мини-книжек.
Участники проекта:
• воспитатель и родители
• дети старшего дошкольного возраста
Словарная работа
Учитель, ученик, директор, завуч, парта, доска, урок, звонок, перемена, дневник, оценка, ранец, портфель.
План реализации проекта:
Процесс Совместная деятельность
педагога и детей Деятельность
педагога
Подготовительный
Выявление проблемы Диагностика: игровых навыков; игровой среды Диагностика по методике Г. Урунтаевой.
Обрисовка сюжета Изучение литературы, методичек, наблюдение за детьми.
Организационная работа
Теоретическое направление Чтение художественной литературы
«Чук и Гек» А. Гайдар,
«Школьницы » А. Л. Барто.
«Сосчитай-ка» Гариф Гумер
«Кот и лодыри» С. Я. Маршак
«Забавная азбука» в стихах и картинках»,
Заучивание стихотворения
«Первый день календаря» С. Я. Маршак
Продуктивные виды деятельности:
Изготовление атрибутов для игры,
Оформление школьного класса,
Приобретение родителями доски, указки, портфелей.
Пошив детских фартуков, повязок дежурных.
Беседы с детьми:
«Скоро в школу мы пойдём».
«Меню для первоклассника».
«Права и обязанности школьника».
Работа с родителями
Беседа «Портрет будущего первоклассника по ФГОС».
Консультация «На пороге школы».
«Психологическая готовность дошкольника к школе ».
Анкетирование «Школьная проблема» «Готов ли ваш ребёнок к школе. »
Дидактические игры
Магнитная азбука, логические блоки Дьенеша, счётные палочки Кюизенера, кубики Никитина,
Логико – мышления для малышей,
Собери слоги,
Экологическое лото,
Точное время. Придумывание воспитателем материала для игры в школу, работа по организации детей
Проведение ряда работ с детьми и родителями, основанные на теоретических знаниях.
Практическое занятия Экскурсия
Подготовка и проведение экскурсии в среднюю школу № 4.
Занятие
«Здравствуй школа» Рассказчик
Основной
Систематизация информации Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства Обеспечение руководства
Распределение ролей.
Взятие на себя второстепенной роли.
Обсуждение содержания игры — вопросы.
Руководство организацией игрового пространства
Игровая деятельность детей Игра.
Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей.
Взаимосвязь с партнером .
Изменение ролевого действия в ходе игры Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций
Заключительный
Итог Принимают участие в обсуждении проведенной игры.
Оценивают умение играть вместе Подведение итогов игры.
Диагностика игровых умений
www.maam.ru
- Лепка диких животных.
Работа с родителями:
Со стороны родителей была оказана в обогащении развивающей среды в группе, подготовка детьми сообщений. Подготовка детьми докладов о животных.
Словарная работа:
Ветеринарная больница, слон – слонёнок, тигр – тигрёнок, лев – львёнок, медведь – медвежонок, жираф – жирафчик, зебра – жеребёнок, бегемот – бегемотик, обезьяна – обезьянка, экскурсовод, ветеринар, вольер, охранник, кассир.
Ход игры:
I. Организационный момент.
Игра «Животные и их детёныши»
Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет животное, дети возвращают мяч, называя детёныша.
II. Проблемная ситуация.
У воспитателя звонит телефон, он отвечает на звонок.
- Да, это детский сад. К нам едут 16 животных? Хорошо! Мы встретим всех животных.
Ребята, вы слышали? К нам едут животные! А куда же мы их с вами поселим?
Где они жить будут? (В зоопарке) Я вам предлагаю построить зоопарк.
III. Основная часть.
Кто был в зоопарке? Расскажите, а зоопарк это что? Зоопарк это зоологический парк, то место, где можно увидеть разных животных.
Их привезли из других стран. А кто ухаживает за животными в зоопарке? (Человек – работник зоопарка)
А что он ещё делает? (Оберегает, кормит)
-А чтобы звери не разбежались, что нам надо сделать? (Вольер) Из чего будем строить вольеры? (Из лего) А сколько вольеров нужно? (6) Почему именно столько?
-В зоопарке есть больница для животных она называется – ветеринарная больница. Там работает врач для животных – ветеринар. Значит нам надо построить ветеринарную лечебницу.
-Давайте распределим, кто будет стоить вольеры, кто лечебницу. Мы строим зоопарк, кто мы сейчас? (Строители)
Очень красивый у нас зоопарк, большой и просторный. Зоопарк уже готов, а зверей уже всё нет. (Ребёнок заводит грузовик с животными) Кто ведёт грузовик? (Шофёр)
- Давайте посмотрим, какие животные к нам приехали. Отгадайте загадки, и они выйдут из машины. (Дети отгадывают загадки)
Какие это все животные? (Дикие)
- Прежде чем мы расселим животных по вольерам, их должен осмотреть ветеринар.
Выбираются ветеринары, они осматривают работников зоопарка, проверяют животных, после чего размещают их в вольеры. Перед работой ветеринары одевают халат, а работники фартуки.
- А пока ветеринары осматривают животных, давайте подумаем, кто ещё работает в зоопарке?
Для охраны зверей нужен – охранник.
А кто будет рассказывать о животных? Есть такая профессия – экскурсовод, тот человек, который проводит экскурсии. Он знает очень много о животных, и обо всех может очень интересно рассказать.
Кто попробует быть экскурсоводом?
- А что надо приобрести, чтобы посетить зоопарк? (Билеты) А где их можно приобрести? (В кассе) А кто продаёт билеты? (Кассир) Кто хочет быть кассиром?
Но кассир будет продавать вам билеты только в том случае, если вы правильно назовёте детёныша животного, изображенного на билете.
Дети получают билеты, экскурсовод проводит экскурсию.
- А наши животные проголодались, нужно их покормить. А что животные любят из еды? (Ответы детей) А кто же готовит еду для них? (Повара) Кто будет поваром? (Повара надевают белые фартуки)
- Предлагаю подойти к столу и приготовить еду для животных. (Дети подбирают подходящей природный, бросовый материал, пластилин. Шофёры подвозят еду к кухне, к вольерам. Работники кормят животных) .
IV. Итог
- Вам понравилась игра «Зоопарк»? Какие животные вызвали у вас интерес? С какими животными вам бы не хотелось встретиться в лесу?
Как вы думаете, дикие животные нуждаются в нашей помощи как домашние животные?
- Почему нельзя заводить диких животных в квартире?
По теме:
Читать далее nsportal.ru
что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Все игровые центры должны быть расположены так, чтобы дети имели возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу, играть одновременно нескольким группам, а в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.
Сл. 15. Центр сюжетно - ролевой игры.
В соответствии с требованиями зонирования группы выделяется место для кукольного, игрового уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр. Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется по мере освоения детьми тех или иных игровых действий. Педагогу следует предусмотреть наличие в игровом уголке предметов, которые дети могли бы использовать в роли заменителей.
Сл. 16. Центр строительно-конструктивных игр.
В котором размещены строительный материал, конструкторы, позволяющие проводить такие игры, как «Автобус», «Поезд», «Корабль» и др..
Сл. 17. Центр науки.
Куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами.
Невозможно недооценить значение дидактических и настольно-печатных игр для формирования у ребенка предпосылок и навыков сюжетно-ролевой игры. Этим объясняется необходимость иметь в группе разнообразные настольные игры, дидактические игрушки.
Сл. 18. Центр книги.
Куда включается книжный уголок и все игры, и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к обучению в школе.
Сл. 19.Центр театрализованных игр.
Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Используемые для этого костюмы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций должны быть доступны для детей. Использование разных видов театра способствует развитию творческой самостоятельности детей в передаче образа персонажа, желание попробовать себя в разных ролях, воспитание артистических качеств.
Сл. 20. Таким образом: игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Поэтому столь актуальна для дошкольной педагогики проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.
Игра ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.
Сл. 21. Детский опыт сюжетно-ролевых игр является шагом на пути к последующей личностной самостоятельности человека.
и хочется закончить словами Шмакова Сталя Анатольевича
«Игра, как затопленная Атлантида находится на грани исчезновения»
«Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира».
С. А. Шмаков.
Сл. 22 Список использованной литературы
1. Воронова В. Я. «Творческие игры старших дошкольников» – М., Просвящение, 1981г., 80с.
2. Григорьева Г., Ильичева Е. «Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью старших дошкольников».// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - с. 4.
3. Зворыгина Е. В., Комарова Н. «Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры».// Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - с. 31-40.
4. Зворыгина Е. В. «Первые сюжетные игры малышей». М.:Просвещение, 2008.
5. Калинченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. «Развитие игровой деятельности дошкольников». - М: Айрис-пресс.
6. Карпюк Г. А. «Делимся опытом» // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - декабрь 2007. - № 6.
7. Козлова С. А., Куликова Т. А. «Дошкольная педагогика». М.:Академия, 2009.
8. Краснощекова Н. В. «Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста» – Ростов -на -дону, Феникс, 2008г., 251с.
9. Манина И. «Наши помощники - игры».// Ребенок в детском саду. - 2007.-№4. -с. 72.
10. Мендженицкая Н. В. «Воспитание о детской игре» – М., Просвящение, 1982г., 128с.
11. Михаиленко Н., Короткова Н. «Формирование сюжетной игры у детей четвертого года жизни».// Дошкольное воспитание. - 2003. - № 6. - с. 12-19.
12. Недоспасова В. «Развитие детей в игровой деятельности».// Ребенок в детском саду. - 2005. - № 4.
13. Ю. Палагина Н «Третий год жизни: развитие игры».// Дошкольное воспитание. - 1990. - № 3. -
14. «Психология и педагогика игры дошкольника»./ Под ред. Запорожца А. В., Усовой АЛ.-М., 1966.
15. Турыгина СВ., Кугач А. Н. «Игра - понятие многогранное» // Детский досуг. - 2007. - № 2. - с. 83-85.
16. Ушинский К. Д. «Собрание сочинений». - М, 1950. - т. 10
17. Фьюэлл P.P., Вэдэзи П. Ф. «Обучение через игру (7-9 месяцев) » // Дошкольная педагогика. - январь-февраль 2004.
18. Хейзинга И. «Человек, играющий в тени завтрашнего дня». - М., 1992.
19. Эльконин Д. Б. «Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры».// Хрестоматия по возрастной педагогической психологии. - М., 1981.
20. Эльконин Д. Б. «Психология игры». - М., 1978.
21. Юрова Л. А. «Играть - развивая, развивать - играя» // Дошкольная педагогика. - ноябрь-декабрь 2004. - № 6(21) .
Сл. 23 спасибо за внимание!
Подробней nsportal.ru
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста
Дошкольное детство– это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей в наиболее благоприятный сенситивный период развития.
Однако в последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей, что так или иначе сказывается на их развитии.
Речевые недостатки детей это: грамматически неправильное построение фразы.
Формирование связной речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем в общей системе работы с детьми.
В детском саду широко используется основной вид деятельности ребёнка – игра, поскольку является наиболее эффективным средством помощи для детей. Именно в игре лучше всего осуществляется воздействие на речь и личность ребёнка.
Игра– это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результате, а в самом процессе. Игра выступает как важное средство воспитания.
Сюжетно – ролевая игра– это основной вид игры детей дошкольного возраста.
Отличительная особенность сюжетно – ролевой игры.
Сюжетно – ролевые игры создают сами дети, а их деятельность носит явно выраженный самодеятельный характер.
Основные черты сюжетно – ролевой игры:
• Эмоциональная насыщенность и увлечённость детей;
• Самостоятельность;
• Активность;
• Творчество.
Главной особенностью сюжетно – ролевой игры является то, что в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое развивается
Структурные компоненты сюжетно – ролевой игры.
Сюжет игры– эта та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми.
Условно сюжеты делятся:
• Производственные, отражающие профессиональный труд (больница, магазин, парикмахерская и т. д.) .
• Общественные (игры в празднование дня города, полёт на Луну, празднование дня рождения и т. д.) .
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
В сюжетно – ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.
Игра ребёнка развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений. Воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребёнка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребёнок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.
Сюжетно – ролевую игру нужно планировать по следующему алгоритму:
1. Выбор темы. Выбор игры, которую я включаю в коллективную деятельность, определяется конкретной воспитательной задачей.
2. Педагогическая разработка плана игры. Это наметки сюжета игры, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием.
3. Создание воображаемой ситуации. Очень важно помочь ребёнку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла радость творчества.
4. Распределение ролей.
5. Начало игры. Важно позаботиться о создании интересного игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация.
6. Сохранение игровой ситуации. Воспитатель должен соблюдать условия сохранения у детей стойкого интереса к игре6 не разрушать воображаемую ситуацию; обыгрывать любое дело детского коллектива4 меры педагогического воздействия осуществлять в игровом ключе.
7. Завершение игры. Необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива всё лучшее, что принесла с собой игра.
Структура и содержание сюжетно – ролевых игр в средней группе более доступны и знакомы детям, близко по смыслу и содержанию. Они связаны с повседневными событиями, которые хорошо известны детям: «Строитель», «Семья», «Угощение», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад».
Сюжетно – ролевая игра осуществляется в два этапа.
1-й этап– подготовительная работа к сюжетно – ролевой игре;
2-й этап– непосредственно сама сюжетно – ролевая игра.
Подготовительная работа занимает от двух до трёх недель в зависимости от цели и содержания игры, и осуществляется по определённой схеме: экскурсии, беседы, чтение художественных произведений, пересказ рассказа или сказки, составление рассказа по сюжетной картинке, составление рассказа из личного опыта, дидактические игры, разыгрывание игровых обучающих ситуаций.
Параллельно с подготовкой к игре создаются условия для её реализации. Это различные части декораций для обозначения того или иного места действия, элементы одежды, придающие достоверность ситуации, игрушки, игрушки – заместители.
Большая часть оборудования для игр комплектуется по коробкам, где есть надпись с названием игры и картинка, обозначающая её тематику, что позволяет детям выбирать игру по своим интересам. Мобильность предметно- игровой среды позволяет детям её трансформировать в соответствии с собственными замыслами и развитием сюжета. Учитывая специфику речевого развития детей группы, я использую метод прямого руководства игрой, что позволяет активно воздействовать на развитие связной речи у детей.
Один раз в неделю совместная деятельность с детьми посвящена сюжетосложению (игры – придумывания) . Они занимают не более 10 -15минут, и участвуют в них двое – трое детей. Работа организуется в следующей последовательности:
1. Преобразование сказки.
3. Построение нового сюжета с ролевым взаимодействием в процессе «Телефонных разговоров».
4. Придумывание новых историй на основе реалистических событий.
Так же используется метод косвенного воздействия на игру детей. Роль воспитателя заключается с одной стороны в наблюдении за играющими детьми и с другой стороны в направлении замысла и действия детей с помощью совета, вопроса, подсказки.
Результаты работы свидетельствуют об эффективности использования сюжетно – ролевой игры в развитии связной речи детей. Наполняется словарный запас, рассказывание детей становится самостоятельным и целенаправленным, речь носит активный и ролевой характер и т. д.
По теме:
Читать далее nsportal.ru
Ход игры:
Подготовку к игре воспитателю нужно начать с наблюдения за автобусами на
улице. Хорошо если это наблюдение провести на автобусной остановке, так как здесь дети могут наблюдать не только за движением автобуса, но и за тем, как
входят и выходят из него пассажиры, а в окна автобуса увидеть водителя и
кондуктора. После такого наблюдения, которым руководит воспитатель, привлекая и направляя внимание детей, объясняя им все, что они видят, можно предложить
детям на занятии нарисовать автобус. Затем педагогу надо организовать игру с игрушечным автобусом, в которой дети смогли бы отразить свои впечатления.
Так, надо сделать автобусную остановку, где автобус будет замедлять ход и останавливаться, после чего снова отправляться в путь. Маленьких куколок можно сажать на остановке в автобус и везти до следующей остановки в другом конце комнаты. Следующим этапом в подготовке к игре должна быть поездка детей на
настоящем автобусе, во время которой педагог многое показывает и объясняет им. Во время такой поездки очень важно, чтобы дети поняли, как сложна работа
водителя, и понаблюдали за ней, поняли смысл деятельности кондуктора и
посмотрели, как он работает, как он вежливо ведет себя с пассажирами.
В простой и доступной форме педагог должен объяснить детям правила
поведения людей в автобусе и других видах транспорта (если тебе уступили место, поблагодари; сам уступи место старику или больному человеку, которому трудно стоять; не забудь поблагодарить кондуктора, когда он даст тебе билет; садись на свободное место, а не требуй обязательно места у окна и т.д.) .
Педагог обязательно должен объяснять каждое правило поведения. Надо, чтобы дети поняли, почему старику или инвалиду надо уступать место, почему
нельзя требовать для себя лучшего места у окна. Такое объяснение поможет детям практически овладеть правилами поведения в автобусах, троллейбусах и т. д., а потом, закрепляясь в игре, они войдут в привычку, станут нормой их поведения. Еще один из важных моментов во время путешествия в автобусе объяснить детям, что поездки не самоцель, что люди совершают их не ради удовольствия, получаемого от самой езды: одни едут на работу, другие
в зоопарк, третьи в театр, четвертые —к доктору и т. д.
Водитель и кондуктор своим трудом помогают людям быстро доехать туда, куда им нужно, поэтому их труд почетен и нужно быть благодарным им за это.
После такой поездки педагогу надо провести с детьми беседу по картине
соответствующего содержания,
предварительно внимательно рассмотрев ее с ними.
Разбирая с детьми содержание картины, нужно рассказать, кто из изображенных на ней пассажиров куда едет (бабушка с большой сумкой
—в магазин, мама везет
дочку в школу, дядя с портфелем
—на работу и т.д.) .
Затем можно совместно с детьми изготовить атрибуты, которые понадобятся для игры: деньги, билеты, кошельки. Воспитатель, кроме того, делает сумку для кондуктора и руль для водителя.
Последним этапом в подготовке к игре может быть просмотр фильма, в котором показана поездка в автобусе, деятельность кондуктора и водителя. При этом воспитатель должен объяснить детям все, что они видят, и непременно задавать им вопросы.
После этого можно начинать игру
Для игры воспитатель делает автобус, сдвигая стульчики и ст
авя их так, как расположены сиденья в автобусе. Все сооружение можно огородить кирпичиками из большого строительного набора, оставив спереди и сзади по двери для посадки и высадки пассажиров. В заднем конце автобуса педагог делает место кондуктора, в переднем
место водителя. Перед водителем руль, который прикрепляется либо к большому
деревянному цилиндру из строительного набора, либо к спинке стула. Детям для
игры раздаются кошельки, деньги, сумки, куклы. Попросив водителя занять свое
место, кондуктор (воспитатель) вежливо предлагает пассажирам войти в автобус и помогает им удобно разместиться. Так, пассажирам с детьми он предлагает занять передние места, а тем, кому не хватило сидячих мест, советует держаться, чтобы не упасть во время езды, и т. д.
Размещая пассажиров, кондуктор попутно объясняет им свои действия «У вас
на руках сын». Держать его тяжело. Вам надо присесть. Уступите, пожалуйста,
место, а то мальчика держать тяжело. Дедушке тоже надо уступить место. Он
старый, ему трудно стоять. А вы сильный, вы уступите место дедушке и держитесь рукой тут, а то можно упасть, когда автобус быстро едет», и т. д. Затем кондуктор раздает пассажирам билеты и попутно выясняет, кто из них куда едет идает сигнал к отправлению. В пути он объявляет остановки («Библиотека», «Больница», «Школа» и т. д.) , помогает выйти из автобуса и войти в него пожилым людям, инвалидам, дает билеты вновь вошедшим, следит за порядком в автобусе.
Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
Задачи: Учить согласовывать свои действия ми партнеров, распределять роли, выполнять игровые действия и действовать в соответствии с общим игровым замыслом игры, улаживать возникшие конфликты.
Формировать положительные взаимоотношения между детьми и коммуникативные навыки общения детей; а также навыки культурного поведения в общественных местах.- Способствовать развитию детской фантазии, творческого воображения и мышления. 3. Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к игрушкам и интерес к сюжетно – ролевой игре. Игровой материал: Строительный материал, лего, игрушки, муляжи продуктов, овощей, фруктов, сумочки, касса, весы, витрина, предметы – заместители, (кубики, кирпичики) , куклы, кошельки, деньги, чеки, халаты.
Директор магазина – менеджер, продавцы – кассиры, покупатели, шоферы.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята я всегда мечтала быть воспитателем и стала им, но в детстве я хотела всегда быть директором магазина – менеджером (управляющим) . Может быть моя мечта сегодня исполнится стать директором магазина, потому что у нас сегодня в группе «настоящий магазин» и в нем разные отделы.: овощной, продуктовый, игрушечный. А кто работает еще в магазине кроме менеджера?
Ответы детей (продавцы, кассиры) . А кто приходит в магазин за покупками? Ответы детей (покупатели) . Как общаются между собой продавцы с покупателями? Ответы детей (культурно, вежливо) .
А давайте договоримся так что не одна покупка не будет продана если вы не будете вежливы (благодарить за покупку и.т.д.) .
- Распределение ролей: выбор по желанию либо по считалке.
- Подготовка места, атрибутов.
- Игровые действия с игровым замыслом, общение детей.
- Ролевые действия:
Материал с сайта infourok.ru
Материал по окружающему миру (старшая группа) по теме: Сюжетно-ролевая игра для детей дошкольного возраста от 4-6 лет "Морские следопыты"
Опубликовано 23.07.2013 - 11:18 - Сафарова Лилия Хакимяновна
Закрепить знания детей о природных и морских явлениях: бушует море, дует сильный ветер, шторм.
Упражнять детей в распознавании морских и диких животных стран.
Работа по ориентировке в пространстве.
Развитие общей и мелкой моторики рук.
Обогатить словарный запас: морской узел, морской конек, палуба, матрос, спасательный круг, кок-повар, капитан, морские следопыты.
Тренировать мыслительные операции, анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, и творческие способности ребенка.
Воспитывать интерес и бережное отношение к обитателям моря.
Развивать у детей желание играть вместе, тренировать внимание, сосредоточенность, учить детей терпеливости, способствовать преодолению детской застенчивости.
Расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным.
Пояснительная записка
Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру. Детская игра- сама жизнь. В своих играх ребенок чувствует себя комфортно.
Игра помогает выражать свои чувства обогащать впечатления об окружающем мире.
Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.
В процессе игры создаются различные ситуации. Ребенок не только слушает и наблюдает, а активно действует. Включаясь в ситуацию, дети тренируются в выполнении игровых действий, связывании их в единый сюжет.
В формировании игры можно выделить три основных этапа:1) усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями; 2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий) ; 3) усвоение способов построения сюжета.
Участвуя в сюжетно-ролевой игре «Морские следопыты» у детей возникают ситуации, которые способствуют усвоению ими основных социальных отношений: ребенок находит выход из создавшихся ситуаций, делает определенные вывод.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям отправиться в морское путешествие на корабле под названием «Брик». По желанию выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности.
Морякам приходится ловко управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей. Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием. Также ставится задача о выполнении маршрута по карте.
На карте есть острова с интересными заданиями.
Первый «Заколдованный остров»
Дети отгадывают загадки на морскую тему.
Для неё волна – качели,
И плывёт она без цели
Ниоткуда в никуда,
Ссылка на источник nsportal.ru
Другие статьи по теме:
Развитие сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте
Планирование и приёмы развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте Проблема развития игровой деятельности дошкольников – одна из наиболее актуальных проблем педагогической науки, теории и...
Сюжетно ролевая игра в дошкольном возрасте
Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста Характеристика сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и...
Игра ведущая деятельность детей дошкольного возраста
Родительское собрание «Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста» Родительское собрание «Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста» Цель: повысить уровень пе...
Сюжетно ролевые игры для дошкольников
Сюжетно-ролевая игра по ПДД для дошкольников 4–5 лет «Школа пешеходных наук» Цель: закрепить знания о правилах перехода улицы, пешеходном переходе, светофоре, правилах поведения в общественном тр...
Игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста
Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста Дошкольное детство – самый ответственный первый период психического развития детей, в котором закладываются основы всех психических свойст...
Виды игр для детей дошкольного возраста
Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...
Режим дня для детей дошкольного возраста
«Значение режима дня дошкольника». Консультация для родителей Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную орг...
Диагностика игры детей дошкольного возраста
Диагностика детей дошкольного возраста с РДА Эмоциональное общение со взрослым. Задание 1. «Дай ручку! » Цель: оценивается способность найти эмоциональный контакт ребенка со взрослым. Методика об...
Домашние животные картинки для детей дошкольного возраста
Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Наши помощники — домашние животные» Добрый вечер, дорогие коллеги и друзья! Давно хотелось составить лепбук в рамках какого-нибудь проекта....
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста
«Пальчиковая страна». Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ П...
Мастер класс для детей дошкольного возраста
Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей младшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, хочу я хочу рассказать о том, как быстро и просто, без особых затрат можно изготовит...
Пословицы для детей дошкольного возраста
Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...
Фольклор для детей дошкольного возраста
Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи...
Классификация игр детей дошкольного возраста
Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...