МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ.
ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ – ПЕРВИЧНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ
В любом искусстве существует такое слово – жанр. В переводе с французского оно означает тип, род, манера.
Музыкальные жанры — это различные виды музыкальных произведений, сложившихся в той или иной жизненной обстановке. В далеком прошлом почти все музыкальные произведения были теснейшим образом связаны с бытом их породившим.
Существует огромное разнообразие музыкальных жанров: от простейших песен, бытовых танцев и плясок до сложных оркестровых и вокально-хоровых произведений, требующих для своего исполнения профессиональных музыкантов-инструменталистов и певцов.
В музыке есть три основных музыкальных жанра на которых держится вся музыка. Они так прочно вошли в нашу жизнь, что порой мы их не воспринимаем как искусство – это песня, танец и марш.
Что же собой представляют эти жанры?
Песня – самый популярный вид музыкального искусства. Она звучит повсюду. Родилась песня очень давно, когда ещё люди не могли записывать слова и ноты. Из уст в уста от поколения к поколению передавались эти музыкальные рассказы. Безвестные авторы рассказывали в них о своей жизни и труде, о своих горестях и радостях. В них заключена история родного народа, раскрывается душа народа.
Эта огромная песенная сокровищница называется фольклор – народное творчество. В переводе с английского folklore – «народная мудрость».
Музыкальный фольклор – это народные песни, танцы, былины, инструментальные наигрыши.
Существуют следующие виды народной песни:
Обрядовые - дошли к нам вместе с древнейшими обычаями – обрядами. Календарные песни связаны с годовым кругом земледельческих работ. Исполнялись они в определённое время года, в определённый месяц и даже число: калядки, веснянки, масленичные песни, заклички. Бытовые семейные – свадебные, колыбельные, детские (потешки, прибаутки)
Исторические песни и былины – в них рассказывается о подлинных событиях в истории народа – монголо-татарское иго, народные восстания, о героях русского народа.
Лирические песни пелись во время праздников и когда возникало желание в песне излить свою душу, чувства. В них показаны раздумья о горькой доле, о любви к родному краю, о тяжёлой женской доле.
Хороводные и плясовые песни сопровождали танец, поэтому на первый план в них выдвигалось хореографическое начало. Хороводные песни – медленные, плавные, ходовые, а плясовые – оживлённые, зажигательные.
Трудовые песни рассказывают о тяжёлом подневольном труде крестьян и рабочих.
Солдатские (рекрутские) песни повествуют о тяжёлой солдатской службе в России сроком в 25 лет.
Композиторы высоко ценили народные песни и часто использовали их в своём творчестве.
Марш – это музыкальное произведение, сопровождающее ходьбу, шествие. Для марша характерны чёткий ритм, умеренный темп, размер, как правило, 2/4 или 4/4.
В зависимости от того, где при каких обстоятельствах звучит марш, можно выделить несколько типов этого жанра: походный, строевой, военный, праздничный, спортивный, траурный, свадебный, сказочно-фантастический.
Происхождение марша уходит в далёкое прошлое – в античные времена хор на сцену выходил в маршевом порядке, в средние века сформировался военный марш, в 18 веке в России марш появился в репертуаре военных оркестров.
В оркестровых маршах значительная роль отводится духовым инструментам (особенно трубе) и ударным инструментам (особенно барабану).
Марши можно часто встретить в музыке театральных произведений – в операх, балетах, драматических спектаклях. Здесь они всегда связаны с действием на сцене и сопровождают обычно какое-либо шествие, торжественное или скорбное, шуточное или сказочно-фантастическое.
Танец – вид искусства, в котором мысли и чувства передаются при помощи пластических движений тела под музыку. Танец возник в глубокой древности и тесно связан с жизнью, бытом и трудом народа.
Прообразом разнообразных жанров танцевальной музыки явились плясовые наигрышы и народные песни-пляски. Многие народные пляски произошли от трудовых движений или древних игр. Часто в них изображалось то, о чём говорилось в словах песни.
Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок.
Существует огромное количество танцев у разных народов:
Трепак – мужская пляска, в которой нашли выражение русская удаль, молодецкий задор, широкий размах. Танцоры в ней как будто соревнуются в ловкости и быстроте, как бы стремятся перещеголять друг друга в присядке, в дробном притопе.
Хоровод – девичий плавный, спокойный танец. Во главе хоровода становилась лучшая плясунья и вела за собой девушек замысловатыми фигурами: змейкой, зигзагом, закручивала хоровод в спираль.
Камаринская – русская народная пляска весёлого, задорного характера в очень быстром темпе. Танцоры пытаются доказать своё превосходство над другими плясунами, как бы «выкамариваются» (выделяются) друг перед другом. Свойственна лукавая грациозность, юмор.
Гопак, казачок – украинские народные танцы.
Лявониха, крыжачок, бульба – белорусские народные танцы.
Лезгинка – грузинский танец.
Танцы народов Европы:
Польша – танцевальная страна:
Полонез – великий, пеший танец. Им открывались придворные балы. Это танец-шествие. Торжественное, парадное, горделивое, величавое звучание музыки.
Мазурка – это народный парный танец, где нет заранее придуманных фигур. Название произошло от области в Польше – Мазовии. В 19 веке стала одним из популярных бальных танцев.
Краковяк – возник в Краковском воеводстве. Сначала танцевали только мужчины: парами, в которых один изображал рыцаря. А другой – его оруженосца. Затем стали танцевать в паре с дамой, которая плавно, изящно кружилась вокруг кавалера.
Все эти танцы нашли воплощение в творчестве великого польского композитора Фредерика Шопена.
Норвежские народные танцы:
Спрингар – парный прыжковый танец; Халлинг – сольный танец, в котором юноша показыает свою силу, ловкость и проворство; Гангар – неторопливый, спокойный, торжественный парный танец.
Норвежский композитор Эдвард Григ воплотил мелодии и ритмы норвежских танцев в своих произведениях.
Полька – народный чешский танец. Она обычно открывала деревенский праздник. Ей свойственен задор и юмор.
Чардаш – венгерский народный танец. Произошло название от слова трактир, корчма. Это были своеобразные клубы, в которых собирались окрестные жители. Именно в них устраивались танцы. Чардаш возник в простой городской среде. Это жанр в своём творчестве использовали венгерские композиторы Лист и Брамс.
Тарантелла – получила своё название от названия города Таранто, расположенного на юге Италии. Стремительный, весёлый, темпераментный исполняется под гитару и кастаньеты.
Фарандола – родился на юге Франции, в Провансе. Это хоровод под аккомпанемент тамбурина и флейты.
Хота – испанский парный танец, исполняемый под гитару или мандолину с кастаньетами.
Болеро – испанский танец. Спокойный напоминающий полонез ритм. Танцуют в сопровождении гитары, кастаньет, часто с пением.
Придворные старинные танцы:
Сарабанда, аллеманда, павана, менуэт, куранта, жига, гавот, бурре, экосез, ригидон.
Современные бальные танцы:
Фокстрот, танго, чарльстон, рок-н-ролл, буги-вуги, твист, шейк.
Вальс – король танцев. Более 200 лет он занимает первенство среди танцевальных жанров. Три страны борются за право называться родиной вальса – Франция, Чехия, Австрия. В 18 веке этот танец с деревенских свадеб переступил порог дворцов. Но был принят не сразу. Завоевав Вену, он покорил весь мир. Иоганн Штраус (австрийский композитор) – считается королём вальса.
Это лишь небольшая часть танцев, которых существует огромное множество.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВОКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ
Вокальные жанры связаны со словом, поэтическим текстом и предназначены для исполнения голосом (пение). Вокальные произведения могут исполняться с сопровождением (аккомпанемент музыкального инструмента) и без него (пение a cappella).).
Исполнение может быть сольным (один человек), ансамблевым (два человека - дуэт, три – трио, четыре – квартет, пять – квинтет и т.д.), хоровым (большой певческий коллектив).
Сольно-вокальные жанры:
Песня - старейший вокальный жанр, в котором сочетаются музыка и поэзия. Отличительная черта почти всякой песни — многократное повторение напева. Песни сочиняются в куплетной (меняются слова, а мелодия повторяется без изменений) и куплетно-вариационной форме (каждый куплет исполняется с небольшими изменениями). В песнях прослеживается ярко выраженный национальный колорит.
Музыкально-поэтическое содержание песен очень разнообразно. В народных песнях отражается историческое прошлое и настоящее народа, его обычаи, надежды и борьба. Существуют революционные песни-гимны, получившие всемирную известность и ставшие символом борьбы трудящихся за лучшую жизнь. В массовых песнях нашло отражение история, жизнь и быт современного человека (любовь, военная тематика, борьба за мир во всём мире и т.д.)
Романс – жанр вокальной лирики 19 века, тонко и глубоко передающий душевный мир человека. Многие романсы сложнее песен: мелодии их бывают не только широкого, песенного склада, но и напевно-декламационными. Характерно для романса: гибкое следование мелодии за словесным текстом, отражение в музыке поэтических образов стихотворения в их развитии, большое выразительное значение сопровождения. В романсах можно встретить и ярко контрастное сопоставление музыкальных образов и напряженное драматическое развитие. Истоки романса в народно-песенном искусстве, иногда его называют «городская песня».
Баллада – разновидность романса, драматический монолог эпического характера.
Вокальный цикл – ряд вокальных сочинений, объединенных художественным замыслом в единое целое.
Есть жанры: ария (как часть оперы, так и самостоятельное произведение), элегия, серенада (ночная песня), баркарола (песня на воде).
Существует две разновидности музыкальных произведений, предназначенных для хорового исполнения – хоры a cappella и хоры с сопровождением (инструментальным и оркестровым).
Хоровые жанры:
Хоровая миниатюра – близка романсу.
Хоровой цикл (хоровая сюита) – несколько хоровых произведений, объединённых общим замыслом.
Кантата и оратория - крупные вокально-симфонические произведения, написанные на драматический сюжет и предназначенные для концертного исполнения. Круг образов: преобладание героического и эпического начала в ораториях, лирического, лирико-эпического и гимнического в кантатах. Состоят из нескольких законченных номеров, объединённых единым сюжетом. Отличия кантаты от оратории: менее развитый сюжет, большая однородность содержания, меньшие размеры.
Месса и реквием – крупные многоголосные хоровые произведения, написанные преимущественно на традиционные латинские тексты и состоящие из нескольких разделов. Жанр реквиема носит траурно-величественный характер.