«Зима 2025»

Музыкальная сказка, как форма творческого отчета народного театра-студии "ШТРИХ"

Для подтверждения звания «Народный художественный коллектив» в 2022 году руководителями коллектива была выбрана музыкальная сказка в двух действиях «Алиса в стране чудес», по мотивам сказки Льюиса Кэрролла. Именно такая театральная форма, как музыкальная сказка, по мнению педагогов народного театра-студии «ШТРИХ», позволила раскрыть всю самобытность детского театрального коллектива.

Олимпиады: Физика 7 - 11 классы

Содержимое разработки

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ИМ. В.Г. ДЖАРТЫ ГОРОДА МАКЕЕВКИ»








Музыкальная сказка, как форма творческого отчета народного театра-студии "ШТРИХ"

Методические рекомендации

Руководители народного театра-студии «ШТРИХ»,

Перфилова Анастасия Андреевна

Кушелева Ирина Анатольевна,

Филатова Наталья Васильевна























ВВЕДЕНИЕ

Театральная деятельность – это один из самых востребованных видов детского творчества в системе дополнительного образования. Театральный кружок, театральная студия, образцовый художественный коллектив, народный художественный коллектив-вот парадигма развития любого полноценного, амбициозного, динамичного коллектива, в общем, и народного театра - студии «ШТРИХ» в частности. Благодаря плодотворной работе, помимо развития и обучения детей, обновления репертуара, достижений разного уровня, перед театральным коллективом стоит еще одна важная задача-подтверждение звания коллектива.

Этот экзамен на творческую жизнеспособность коллектива необходимо пройти всем, кого волнует позитивные изменения в имидже коллектива. Творческий отчет на подтверждение звания «Народный художественный коллектив» позволяет консолидировать силы всех членов коллектива, преодолеть страхи, осознать свою значимость. Поскольку, это знаменательное событие происходит в жизни творческого коллектива каждые пять лет, не стоит откладывать в долгий ящик подготовку к нему. Подготовка к последующему творческому отчету должна начинаться сразу после предыдущего. Только тогда можно показать достойный результат творческой деятельности, полноценно раскрыть замысел представленного произведения, предотвратить все непредвиденные сложности, сплотить коллектив, в очередной раз заставить заговорить о себе, подтвердить своё доброе имя.

В ходе подготовки к защите звания «народный художественный коллектив» для руководителей коллектива важно выбрать такой вид театральной деятельности, которая позволит наиболее полно раскрыть не только смысл и суть постановки, но и подчеркнет особенности театрального кружка или студии. В 2022 году народный театр-студия «ШТРИХ» в очередной раз на высоком уровне подтвердил звание «Народный художественный коллектив». Опытом в подготовке творческого отчета к защите звания «Народный художественный коллектив» спешат поделиться с коллегами руководители народного театра-студии «ШТРИХ» МБУДО «ГДДЮТ ИМ.В.Г.ДЖАРТЫ».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Для подтверждения звания «Народный художественный коллектив» в 2022 году руководителями коллектива была выбрана музыкальная сказка в двух действиях «Алиса в стране чудес», по мотивам сказки Льюиса Кэрролла. Именно такая театральная форма, как музыкальная сказка, по мнению педагогов народного театра-студии «ШТРИХ», позволила раскрыть всю самобытность детского театрального коллектива. Почему все-таки музыкальная сказка?

Прежде всего, потому что она - сказка- близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое выражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит, и что его заинтересовало. Это дает ему огромное эмоциональное наслаждение. В свою очередь, театральная деятельность дает детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через осмысление сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.

Музыкально-театрализованная деятельность – это самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребёнка. Через театрализованную игру ребёнок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния, а самое основное - учится творить. Музыкально-театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Участие в ней ребёнка прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. Кроме того, помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для педагога в то же время эффективным средством раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него. Любимый литературный жанр у детей в любом возрасте – сказка. Сказка в музыке – это интереснейший вид представления. Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его воображение, а музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей».

Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий. Продуманный подбор музыкальных произведений создаёт необходимое настроение, усиливает впечатления, вызывает эмоциональный отклик. Через музыку познаётся красота сказочного мира, уникальность героев, своеобразие сюжета присутствующая во всех сказках. В музыкальной сказке «Алиса в стране чудес» обучающиеся НТС «ШТРИХ» смогли показать свои знания и умения не только в театральной деятельности, но и посредством исполнения песен. В ходе работы над музыкальной сказкой дети учатся понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций педагоги учат передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкально-сценический образ.

Музыкальная сказка «Алиса в стране чудес», как литературное произведение с многочисленными разнохарактерными образами позволило вовлечь в работу над постановкой максимальное количество обучающихся разного возраста. Именно поэтому сюжет музыкальной сказки был выписан с учетом творческого потенциала обучающихся, которым необходимо воплотить все образы на сцене. Следует отметить, что для детей и родителей участие в постановке является своего рода стимулом для соблюдения коллективной дисциплины: дети не пропускают занятия, усердно работают, сравнивают свою актерскую игру с игрой партнеров по сцене, растут в личностном и профессиональном плане.

Кроме того, совместное творчество на подготовительном этапе к любой постановке, а особенно к сказке, будь то создание костюма или роли, формирует у детей такие качества как: инициативность и желание создавать что-то свое, настраивает на выступление. Одно из главных условий достижения успеха в постановке спектакля – это увлеченность и профессионализм педагогов, и их готовность к творческому взаимодействию с обучающимися. Работа над театральными постановками позволяет создать условия для творческого взаимодействия детей и взрослых, ситуации равноправного партнерства. Занимаясь развитием музыкальных творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности, у детей значительно улучшается способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным). Дети активно пользуются средствами выразительности (мимика, жесты, движения), повышается эмоциональная отзывчивость, развивается ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями, дети эмоциональнее и выразительнее передают характер представляемого образа посредством исполнения песен, вплетённых в сюжет драматического произведения. В театре, а особенно в детском, очень часто путают подлинность и правдоподобие, т. е. подлинность и органичность. Правдоподобие, или органика, предполагает отсутствие наигрыша. Детям, прошедшим минимальное обучение в театральной студии, как правило, это дается достаточно легко. Даже легче, чем взрослым актерам. Подлинность же предполагает целенаправленность и логику действия. Вот об этом чаще всего забывают. А если речь идет о создании образа, а не об упражнении «я в предлагаемых обстоятельствах», то забывают еще и о главном — о необходимости личностно действовать в чужой логике. Именно творчество, т. е. процесс, направленный на создание нового.

Выбрав для сценического воплощения музыкальную сказку, педагог изначально увлечет детей интересным сюжетом, широким диапазоном образов, большим арсеналом средств выражения на сцене. Из осознанного выбора произведения с учетом особенностей коллектива рождается упорство в достижении целей, вдохновение для достижения наилучшего результата. Поскольку следующим этапом является очень трудоемкий, основной этап-успешная реализация постановочного плана или режиссера, или руководителя театральной студии

На основе всестороннего изучения и глубокого разбора драматического произведения у режиссера уже в первый период его работы над пьесой рождается замысел постановки, возникают контуры будущего спектакля. В процессе замысла отдельные компоненты спектакля, разумеется, не всегда

возникают в логической последовательности. У каждого художника творческое воображение работает по-своему. Может быть так, что режиссер еще изучает пьесу, а у него уже возникает зрительное представление центральной картины, и он отмечает, какие режиссерские акценты надо будет расставить и кого назначить на главные и второстепенные роли в этой картине, чтобы она явилась кульминационной точкой спектакля.

Режиссерский замысел – это то, без чего не может обойтись ни один спектакль. Прежде чем что-то воплощать, надо хорошо понять идею произведения, иметь свой подход к пьесе. Признавая всю важность и значение режиссерского замысла, надо твердо помнить, что наличие одного замысла не решает успеха дела. Глубокий, интересный режиссерский замысел – это только начальная стадия работы над драматическим произведением. Необходим известный последовательный план дальнейшей работы режиссера над пьесой. Через этот план (мы называем его постановочным) создается спектакль. Постановочный план включает в себя организацию руководителем студии или кружка всех работ по будущему спектаклю.

В постановочный план входит составление руководителем календарного плана всей работы над спектаклем. Начиная от первой репетиции и кончая днем выпуска спектакля. Самый прекрасный замысел режиссера, не опирающийся на точно разработанный постановочный план, неизбежно повиснет в воздухе, не получив реальных средств, к своему осуществлению. Важным этапом в работе над произведением является назначение актеров на роли. На первый взгляд это относится к моменту организационного порядка. На самом деле – это один из решающих моментов в процессе создания спектакля, от которого зависит большая часть успеха всей режиссерской работы. Принцип назначения на роли в детском творческом коллективе сложен и разнообразен.

Можно назначить на роль по совпадению качеств исполнителя с требованиями роли - возраста, внешности, темперамента, чувства юмора и т.д. Можно назначить на роль по опыту уже сыгранных ролей, считая, что, хотя он и не до конца подходит к роли, но, как говорится, «сделает» ее. Могут быть назначения в порядке эксперимента; в благоприятном случае актер создаст свой особенный образ, который не совсем будет отвечать замыслу автора и режиссера, но идею произведения не исказит. Такого рода не запланированный эксперимент пришлось ставить в НТС «ШТРИХ», входе подготовки творческого отчета - музыкальной сказки.

Обучающиеся, выбранные на роль, по уважительным причинам не смогли посещать репетиции и съемки отчетного спектакля. Поскольку режиссеру следует развивать различные стороны дарования актера (не удовлетворяясь его природными данными), а также свою способность угадывать возможности актера, руководителям пришлось в срочном порядке подбирать новых актеров, а некоторые дети сыграли не одну, а несколько ролей. В такой внештатной ситуации, обучающиеся НТС «ШТРИХ» проявили одну из главных способностей выдающихся актеров - способность мыслить и действовать на сцене в предлагаемых обстоятельствах.

Для успешной постановки любого драматического произведения имеет ключевое значение умение режиссера-руководителя детского театра или студии организовать свою работу и работу детского актерского коллектива во времени. Ни одну задачу в театре нельзя решать без известного прицела на ее окончание, на тот день и час, когда работа увидит свет. Организованное чутье руководителя детского театрального коллектива должно подсказать ему правильное распределение репетиционного времени в подготовке спектакля.

Поскольку постановочный план руководителя детского театрального коллектива гораздо шире, чем план режиссера обычного театра, в этот план необходимо включить подбор декораций и костюмов. Этот важный пласт работы над произведением в детском самодеятельном коллективе, как правило, полностью ложится на руководителя коллектива и родителей обучающихся. Разработка декораций и костюмов к музыкальной сказке -это увлекательный творческий процесс. В НТС «ШТРИХ» в этом процессе принимают участие и руководители, и дети, и родители. Руководитель студии как главная творческая единица обсуждает свое видение каждого образа, дети дополняют его своими фантазиями и тут подключаются родители как главный двигатель. Благодаря инициативному родительскому комитету можно в короткие сроки найти необходимые ткани и фурнитуру, организовать пошив костюмов и изготовление декораций. Ведь сказка предполагает, что и костюмы и декорации будут такими же яркими, сказочными, волшебными. Очевидно, что чем ярче передан образ посредством вышеуказанных средств, тем большее впечатление произведет постановка на зрителя, тем ярче будет воплощение образа.

. Подбор музыкального материала для оформления музыкально-драматического произведения так же ложится на плечи руководителей коллектива. Поскольку занятия в народном театре-студии «ШТРИХ» проводятся согласно комплексной программе, подбором и освоением музыкального материала для постановки музыкальной сказки уместно заниматься непосредственно на занятиях по вокалу. В ходе занятий дети разучивают вокальные партии для ансамблевого исполнения песен, готовят сольные номера для отдельных персонажей с учетом видения режиссера, прослушивают музыкальное сопровождение всей постановки в целом.

Занятия по вокалу в период подготовки творческого отчета становятся тем необходимым подспорьем для руководителя коллектива, которое будет способствовать успешной реализации постановочного плана в ходе усвоения музыкального материала для воплощения в жизнь музыкально-драматического произведения. Работа над песнями к спектаклю позволяет глубже вжиться в образ, помогает детям передавать настроение, менять мимику.

На занятиях по сцен движению внимание уделяется воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах – зверей, сказочных героев, цветов, волшебных предметов; активно используются различные атрибуты: цветы, листики, ленты, платочки, кубики, шарики, к изготовлению которых активно привлекались родители. В ходе таких занятий дети усваивают основные законы сцены, а уже в ходе репетиций отрабатывают их на практике. Общее раскрепощение способствует, в том числе и чистому интонированию во время исполнению песен. Тренинги на снятие зажимов, ритмические упражнения, упражнения по импровизации позволяют на занятиях по сцен движению раскрыть потенциал ребенка подобрать роль обучающемуся исходя из его природной пластики.

На занятиях по актерскому мастерству используются театральные этюды. Театральные игры этюды развивают у детей творческое воображение, фантазию, мышление, восприятие, память. В процессе игры у детей вырабатываются навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»). Такие игры рассчитаны на активное участие в них ребенка, который становится не пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником учебного процесса. Уже в первый год обучения театрализованные игры объединялись с элементами театрального спектакля или постановки, инсценировки песни в единое целое. Работу по постановке мини-спектакля, музыкальной сценки мы начинаем с проектирования предметно - развивающей среды. Выделили следующие основные составляющие: пространство, время и предметное окружение. Нами был подобран репертуар, практический материал для работы с детьми. Совместно с педагогами и родителями были изготовлены различные виды декораций, реквизит для мини-спектаклей, которые приучают детей работе в предлагаемых условиях, включение их в творческий процесс.

Занятия с обучающимися среднего и этапа совершенствования мы предлагаем начинать с изложения постановщиком своего замысла, видения спектакля и плана его постановки. Педагог, проработав пьесу, знает ее, разумеется, лучше, но кроме всего прочего он должен доступно донести детям весь смысл. План постановки часто вносит целый ряд коррективов в пьесу, раскрывает, дополняет ее сценический образ.

Обсуждение пьесы должно определить:

  • идейное содержание пьесы – ее сверхзадачу;

  • события и предлагаемые обстоятельства, то есть, в каких условиях, в какое время, эпоху, при каких внешних обстоятельствах происходит действие пьесы;

  • сквозное, то есть главное, действие пьесы;

  • действия и задачи каждой роли в каждом событии пьесы;

взаимоотношения персонажей и их отношение к событиям пьесы и

к окружающей их среде;

  • главные черты характеров действующих лиц.

Многие из этих определений у режиссера сложатся в результате его собственной работы над пьесой. Но то, что он нашел для себя, он должен еще раз проверить в процессе обсуждения пьесы вместе с исполнителями ролей. Совместный разбор пьесы очень важен для режиссера. От нового, свежего восприятия пьесы группой лиц, от яркой актерской фантазии по поводу какой-нибудь сцены или характера в пьесе у постановщика может частично измениться и его взгляд на данное событие. Но эти изменения не коснуться основных положений, идеи пьесы и режиссерского замысла постановки в целом. К самому процессу чтения пьесы по ролям режиссер должен предъявлять совершенно точное требование. Оно заключается в том. Чтобы актер с первых дней работы над ролью не читал ее, а говорил – действовал текстом роли, то есть, чтобы у исполнителей весь процесс работы за столом над пьесой с каждым днем все больше превращался в разговор – действие текстом произведения.

Следующий этап совместного обсуждения пьесы – это разбор характеров действующих лиц. Под понятием «характер» или «образ» действующего лица мы условимся понимать:

1. Отношение действующего лица к совершающимся событиям. Его

мироощущение, миросозерцание.

2. Его действия и поступки в пьесе.

3.Круг отношений данного действующего лица ко всем остальным

персонажем пьесы; из этих отношений всегда станут, ясны индивидуальные черты характера данного образа – действующего лица.

Кроме того, пользуясь всем материалом пьесы, актер должен суметь представить себе прошлое каждого образа, или как мы говорим, создать биографию действующего. Что значит характер в жизни и поведении любого человека? Прежде всего, это то, как человек видит мир вокруг себя (одного все раздражает, другого радует, третьего печалит, один по темпераменту меланхолик, другой флегматик). Что думает о себе каждый человек в жизни, как он сам видит (один самоуверен, другой, наоборот, постоянно сомневается в себе, третий скромен). Что человек решил в жизни совершить, какова его жизненная задача. У одного личные интересы: удобства, деньги, машина, дача; другой мечтает встать в ряды ученых и всю жизнь посвятить науке; третий хочет быть художником, артистом, музыкантом; четвертый решил стать хирургом; пятый – дипломатом; шестой полководцем. Образ слагается не только из внутренних черт характера, он проявляется и во внешних признаках, составляя так называемую внешнею характерность.

Работа на сцене является ключевым этапом в репетиционной работе. Прежде всего, в первый же день репетиций на сцене надо предложить исполнителям по возможности строго выполнять все задачи и действия, которые были найдены в выгородке. Из зала режиссеру легко понять, передают ли они на сравнительное большое расстояние (от сцены до последнего ряда зала) ту линию жизни действующих лиц и всей пьесы в целом, которая наметилась во время предыдущих репетиций. Верно найденные в выгородке психофизические действия, нужно «переводить» в действия на сцене, расширяя, углубляя их не внешним, формальным, механическим путем, а новыми предлагаемыми обстоятельствами, усложняя отношения, поступки действующих лиц и отдельные эпизоды пьесы. В результате работы режиссера над спектаклем и актера над ролью пьеса получает определенную сценическую выразительность, то есть закрепляется в систему сценических положений, движений и переходов.

Найденные актером и режиссером верные действия и задачи роли в каждом событии и эпизоде пьесы закрепляются в таких мизансценах.

Когда педагог задумывает оформление спектакля, он должен хотя бы в самых общих чертах решить, какие опорные точки в оформлении ему понадобится для поисков будущих мизансцен. Мизансцена является одним из средств сценического воплощения идеи и сюжета пьесы. Мизансцена дополняет. Расширяет сюжет пьесы, делает его запоминающимся в кульминационные моменты развития действия. Определив в пьесе основные события, режиссер должен подумать, какой опорной точки в оформлении спектакля потребует каждый акт или картина в пьесе. Это поможет ему и в работе с актерами над поисками тех действий, которые необходимы в каждом определенном эпизоде, событии пьесы. Между главными «опорными точками», вокруг которых расположатся основные мизансцены, всегда будет целый ряд промежуточных, так называемых «переходных», мизансцен-действий, но если у режиссера к моменту замысла спектакля возникнет представление о главных «опорных точках», то это будет уже большой материал для оформления спектакля. Необходимым условием выразительности мизансцены является соответствие внешнего оформления ее, вплоть до мелочей (палка, зонт, платок, подсвечник, мячик), ее содержанию, проявляющемуся в действии. Мизансцена всегда лишь фиксирует. Закрепляет. Придает сценическую выразительность тому, что найдено актерами по линии правды жизни, идеи пьесы. Мизансцена как результат органического действия неотделима от всего процесса работы режиссера и актеров над пьесой на всех этапах работы, начиная с первой читки. Свое конкретное воплощение она приобретает в момент перехода актеров на сцену. Следующая задача в работе режиссера с актером на сцене – соединение внутренней линии пьесы и ролей со всем оформлением спектакля, включая декорации, бутафорию, грим, костюм, свет, шумовое и музыкальное оформление. Все перечисленные нами компоненты спектакля должны, органически связаны друг с другом, логически вытекать из сюжета пьесы, из решения образов действующих лиц. Музыкальное оформление является еще более сильным компонентом спектакля, чем шумовое, и потому требует более глубокой и тщательной работы режиссера и актера над органическим включением его в ткань спектакля, в линию действия образа. Содержание музыки должно помогать актеру совершать психофизические действия роли. Он должен хорошо изучить мелодию и ритм музыки, чтобы его действия не шли с ними вразрез.

В ходе такого алгоритма действий была организована работа над музыкальной сказкой «Алиса в стране чудес». Именно это определило выполнение постановочного плана полностью, несмотря на внештатные ситуации и текущие организационные проблемы. Итогом плодотворной работы педагогов и обучающихся стал яркий, увлекательный спектакль, в котором сочетается волшебство и музыка, яркость образов и динамика действия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческий отчет на подтверждение звания «Народный художественный коллектив» в форме музыкальной сказки позволил наиболее органично выявить самобытность народного театра-студии «ШТРИХ», продемонстрировать знания, умения и навыки обучающихся на всех этапах обучения, в том числе и на подготовительном этапе. Подготовка спектакля позволила сплотить всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. В современном театре, музыка и комментатор, и информатор, и средство предвосхищения действия. Таким образом, в динамично развивающемся спектакле музыка способствует драматургическому развитию спектакля; она берёт на себя формообразующую роль; раскрывает и "уточняет" смысл сцен; создаёт настроение спектакля. Музыка часто помогает разобраться в перипетиях сюжета и сложных, запутанных действиях героев. Музыкальное решение спектакля во многом зависит от общей музыкальной культуры режиссера, от того, обладает ли режиссер музыкальным слухом, музыкальной памятью, чувствует ли ритм, умеет ли слушать и понимать музыку, может ли мыслить музыкальными образами. Только музыка позволяет прочувствовать всё то, что даёт театр и все жанры этого искусства, музыка "делает" спектакль в той же мере, что и действие, и идея, и сценарий.













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агапова, И. А. Театральные постановки в средней школе: пьесы для 5-9 классов / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - Москва: Огни, 2016. - 348 c.
    2. Бармин, А. В. На школьных подмостках: пьесы, театрализованные представления, литературные композиции / А.В. Бармин. - Москва: Высшая школа, 2016. - 914 c.
    3. Богомолова, Ю. П. Кукольный театр - детям / Ю.П. Богомолова. - М.: Владос, 2007. - 128 c.
    4. Верникова, Л.М. Театрализованные представления для школьников / Л.М. Верникова. - М.: Владос, 2013. - 636 c.
    5. Гальцова, Е. А. Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации / Е.А. Гальцова. - Москва: Машиностроение, 2016. - 902 c.
    6. Голиков, Виктор Детский музыкальный спектакль `Мирная поляна` / Виктор Голиков. - М.: Владос, 2002. - 214 c.
    7. Горковенко, С. Буратино / С. Горковенко. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2002. - 993 c.
    8. Григорьева, Ольга Александровна Школьная театральная педагогика. Учебное пособие / Григорьева Ольга Александровна. - М.: Лань, 2015. - 724 c.
    9. Детский музыкальный театр / Е.Х. Афанасенко и др. - М.: Учитель, 2009. - 192 c.











ПРИЛОЖЕНИЕ









5


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее