Раздел 7. Методика ознакомления детей с художественной литературой.
Тема 7.2. Методика ознакомления с художественной литературой на занятиях и вне занятий.
Чтение и рассказывание детям на занятиях
Воспитатель детского сада является посредником между писателем и детьми, так как дети дошкольного возраста — только слушатели, а не читатели.
От воспитателя зависит, как дети примут художественное произведение. Чем выразительнее читает воспитатель книгу, тем внимательнее слушают его дети, тем лучше они воспримут ее содержание.
Литературное произведение может быть прочитано воспитателем по книге, наизусть без книги, рассказано. Выбор способа передачи зависит от жанра произведения и от возраста слушателей.
Народные сказки — произведения устного народного творчества, предпочтительнее детям рассказывать, а не читать по книге.
Рассказывание — традиционный путь передачи народных сказок. Во время рассказывания сказки между воспитателем и детьми устанавливается тесный контакт, детей увлекает не только содержание сказки, но и непосредственность передачи, кэгда рассказчик как бы является ее творцом.
Стихи рекомендуется читать наизусть, когда воспитатель рассказывает или читает наизусть, он не связан книгой, ему легче держать в поле зрения всех детей, следить за тем, как они воспринимают произведение.
Рассказы, повести, поэмы воспитатель читает по книге. В этом есть свой воспитательный смысл: дети привыкают к тому, что книга — источник интересных знаний, привыкают любить и ценить книгу.
Чтение по книге, чтение наизусть и рассказывание практикуются во всех возрастных группах, но в работе с малышами большее место занимают рассказывание и чтение наизусть, в других группах воспитатель чаще всего читает по книге.
Подготовка воспитателя к чтению и рассказыванию
Воспитатель должен так прочитать или рассказать произведение, чтобы увлечь детей, чтобы вызвать в их сознании картины и образы, созданные писателем, чтобы заставить их переживать прослушанное.
Подготовка воспитателя к чтению или рассказыванию начинается с разбора литературного произведения, чтобы выяснить основной замысел автора или содержание народной сказки, определить характер действующих лиц и их взаимоотношения. В произведениях для детей дошкольного возраста чаще всего в характере героя выделяется одна какая-либо черта.
Так, например, в сказке «Заюшкина избушка» лиса хитра и бесцеремонна со слабыми, но труслива, когда встречается с сильным и храбрым; петушок — смелый, находчивый, защитник слабых.
После того как сделан разбор произведения, начинается работа над выразительностью его передачи. Она ведется параллельно в трех направлениях:
1) овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (богатство и разнообразие интонаций);
2) расстановка логических ударений и пауз как внутри предложения, так и между отдельными частями произведения;
3) выработка ясного и правильного произношения: нужно добиться, чтобы каждое слово звучало правильно, тогда и дети его правильно воспримут.
В процессе такой подготовительной работы воспитатель вживается в литературное произведение и запоминает текст. Поэтому при чтении он сможет свободно общаться со своими маленькими слушателями и речь его будет звучать так, как если бы он произносил свои собственные слова. Это делает произносимые слова убедительными, впечатляющими, наиболее доходчивыми для ребенка.
Если воспитатель собирается читать или рассказывать уже известное детям произведение, над которым он в свое время достаточно поработал, то и в этом случае нужно готовиться к занятию: вслух прочитать произведение несколько раз, чтобы возобновить в памяти текст и средства выразительного чтения, выработанные ранее.
Методические требования к рассказыванию или чтению книг детям
Основная задача воспитателя во время художественного чтения или рассказывания — обеспечить полноценное восприятие детьми литературного произведения. Все должно быть направлено к этой цели: и выразительность передачи, и организация детей, и методические приемы проведения занятий.
Все дети непосредственно, живо воспринимают художественное произведение, но они по-разному выражают свое отношение к тому, что им читают. Это зависит от возраста, от индивидуального склада характера, от содержания произведения.
Трех-, четырехлетние малыши слушают молча, увлеченно, по окончании часто просят: «Еще, еще!» Они могут и любят слушать одно и то же много раз подряд.
Когда воспитатель читает знакомые детям стихи, рассказывает уж известные сказки, многие дети начинают приговаривать повторяющийся текст: «Тянут-потянут, тянут-потянут, вытянули репку»,— повторяют они вместе с воспитателем заключительные слова сказки.
Если содержание прочитанного напоминает детям аналогичные факты из их собственной жизни, то некоторые малыши сразу же после чтения заявляют об этом. «А я тоже ходила с мамой на праздник!.. И я... И я...»,— говорят дети после чтения произведения Н. Забилы «Ясочка на празднике».
Дети пяти-шести лет горячо переживают все события, которые происходят с их любимыми героями. Они волнуются, когда герой попадает в беду: маленькие руки сжимаются в кулаки, когда временно торжествует зло; радостные улыбки, возгласы приветствуют победу героя над злом и несправедливостью.
Ярко проявляется эмоциональность восприятия детьми пяти-шести лет таких произведений, в которых есть напряженные, даже драматические места, как например в «Рассказе о неизвестном герое» С. Маршака, в народной сказке «О серебряном блюдечке и наливном яблочке», в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Дети замирают, впиваясь взглядом в чтеца; когда же напряжение ослабевает, они облегченно вздыхают, радостно переглядываются, иной раз наиболее экспансивные дети шепотом высказывают свое отношение или оценку.
Чутко и живо реагируют дети на юмор: они улыбаются, заразительно смеются, повторяя отдельные слова или выражения.
Было бы неправильно запрещать детям такие проявления, ведь в этом отражается непосредственное эмоциональное воздействие художественного произведения; с другой стороны — это доказательство того, что воспитатель выразительно, увлекательно читал. Необходимо всегда иметь в виду особенности восприятия маленьких слушателей, когда воспитатель готовится к чтению, когда он составляет план занятия.
Выбрав из списка программы произведение для чтения детям, воспитатель должен постараться воспринять его с точки зрения детей и решить, все ли в содержании и языке будет понятно детям. Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения, слова дети не поймут и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда необходимо пояснить непонятное слово таким приемом: во время рассказывания, не останавливаясь, пояснить новое слово синонимом или краткой фразой.
Например, в рассказе Л. Воронковой «Как Аленка разбила зеркало» (из книги «Золотые ключики») встречается слово «калужинка»; оно может быть не всем понятно; при чтении этого места воспитатель рядом со словом «калужинка» может поставить поясняющее слово «лужица».
Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова. Что получилось бы, если бы воспитатель задался целью объяснить все незнакомые детям слова в «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина? Таких слов немало: откуп, пряха, корысть, черная крестьянка, столбовая дворянка, соболья душегрейка, парчевая кичка, чупрун, пряник печатный, палаты, очи, дерзнуть, молвить, жемчуга огрузили шею и т. д. Многие из этих понятий совершенно недоступны детям, так как они связаны с далекой от нас исторической эпохой. Однако и без объяснения -этих слов сюжет сказки, характеры старика и злой, жадной старухи, их взаимоотношения детьми воспринимаются очень живо: все они сочувствуют старику; старуха вызывает у всех отрицательное отношение из-за своей ненасытной жадности и корыстолюбия. Произведения великих поэтов постепенно раскрываются человеку по мере того, как он сам духовно растет. Сказку Пушкина с увлечением слушают шестилетние дети, ею зачитываются школьники, только что овладевшие грамотой, старшеклассники более сознательно воспринимают и нравственную идею сказки, и богатство ее народного языка.
Объяснять детям дошкольного возраста образные выражения нет надобности, так как взятые отдельно от текста слова теряют свое образное значение, а в контексте и в выразительном чтении дети их правильно понимают. Права Е. И. Тихеева, которая говорила, что «Лучше недообъяснить, чем переобъяснить».
В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию литературного произведения: обратиться к их личному опыту, чтобы вызвать в памяти соответствующие впечатления и наблюдения, или предварительно рассказать о фактах и явлениях, которые послужили сюжетом произведения, показать картины, связанные с содержанием произведения. Так, например, воспитательница средней группы решила прочитать детям рассказ К. Д. Ушинского «Курица и цыплята». Прежде чем начать чтение, она задает детям вопросы: «Дети, кто из вас видел цыплят? Какие они? А кто видел утят? Кто плавает по воде — цыплята или утята?» Эта вступительная беседа способствует тому, что дети увлекаются уже завязкой рассказа, они с нетерпением ждут, что произойдет с утиным выводком и с курицей. Картина на берегу пруда ярко встает перед их глазами.
Стихотворение Е. Трутневой «Салют» детям — жителям Москвы — близко и понятно, так как они видят салюты, знают Кремль. Но у детей, не видевших салют, это стихотворение не вызовет в воображений ярких зрительных образов, можно предварительно показать им красочную репродукцию картины, изображающей салют (например, «Москва салютует» Юона), и тогда восприятие стихотворения обогатится.
В ходе чтения или рассказывания не следует отвлекать детей объяснениями, вопросами, замечаниями.
Чтобы удовлетворить естественное желание детей еще раз прослушать то, что им понравилось, воспитатель может два и три раза прочитать произведение, если оно невелико, или же повторить отдельные наиболее яркие места.
Рассказывание сказки
В младшей группе по окончании рассказывания сказки рекомендуется предложить детям повторить отдельные места сказки.
Например, дети прослушали сказку «Три медведя» Л. Н. Толстого. Воспитатель спрашивает детей: «Что сказал медведь Михаил Иванович, когда увидел свою чашку?» Дети вместе повторяют, стараясь подражать воспитателю, который говорил низким голосом: «Кто хлебал из моей чашки?» — «А как спрашивала Настасья Петровна? Как спросил Мишутка?» Затем воспитатель предлагает повторить вопросы медведей о стульях и кроватях.
Если в сказке герой поет песенку, можно предложить детям повторить эту песенку. В первое время, когда дети еще не привыкли отвечать по одному, воспитатель и не требует индивидуальных ответов: он чередует ответы хоровые и индивидуальные.
Сначала на вопрос педагога все дети отвечают вместе, а потом предлагается одному кому-либо повторить слова действующего лица. «Как закричал Мишутка, когда увидел на своей кровати девочку?» Дети отвечают вместе: «Кто ложился на мою кровать?» — «Сережа, скажи, как закричал Мишутка» — и т. д.
Показ иллюстраций
Книга, предназначенная для ребенка дошкольного возраста, обязательно содержит иллюстрации. Иллюстрации в такой книге занимают равноправное место с текстом, потому что ребенок сам не читает, книга обращается к нему прежде всего картинкой. Среди иллюстраторов детских книг есть замечательные художники: В.Лебедев (книги С. Я. Маршака «Детки в клетке», «Цветная книга» и др.), Е.Чарушин (книги «Большие и маленькие» Е. Чарушина, Л. Н. Толстого «Три медведя»), Е.Рачев (сказки «Два жадных медвежонка», «Рукавичка»), Д. Шмаринов (Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»).
Хотя дети любят рассматривать картинки, но многое в их содержании они могут упустить, неправильно понять; кроме того, в группе могут быть дети, у которых нет ярко выраженного интереса к книге; встречаются дети с неустойчивым вниманием: они возьмутся за книгу, полистают ее небрежно и отходят. Следовательно, нельзя полагаться на непосредственный интерес детей, нужно воспитывать у них умение рассматривать картинки, воспитывать усидчивость, наблюдательность.
В тех случаях, когда иллюстрации в книге крупные, хорошо видимые издали, их можно показать детям на замятии. Есть книги, где рисунок занимает почти всю страницу, а текст является подписью к нему, например «Игрушки» А. Барто (худ. Н. Ушакова), «Мой мишка» З. Александровой (худ. Е. Волянская-Уханова и Б. Уханов), «Детки в клетке» С.Маршака (худ. В. Лебедев), «Что ни страница — то слон, то львица» В. Маяковского (худ. В. Лебедев).
Чтение таких книг определяется их своеобразием: воспитатель сначала показывает детям иллюстрацию, а затем читает соответствующий текст, который он должен знать наизусть.
При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком все произведение, а затем показать детям картинки, но и то только в том случае, если они крупные. Если же рисунки мелкие, то во время занятия показывать их нецелесообразно (пришлось бы подходить с книгой к каждому ребенку); следует после занятия оставить книгу детям, и они сами маленькими группами или по одному рассмотрят иллюстрации (например, книга Житкова «Что я видел?»).
Для детей старшего возраста рекомендуется купить одно и то же произведение, но с рисунками разных художников, например, «Мойдодыр» К. Чуковского с рисунками В. Сутеева, Ю. Узбякова.
Разные рисунки к одному произведению обострят интерес детей, они начинают более внимательно рассматривать, сравнивать, обсуждать, иной раз даже спорить.
В группе шестилеток рекомендуется в течение года провести несколько занятий по рассматриванию иллюстраций в известных детям книжках. Для проведения таких занятий необходимо приобрести не менее 12—13 книг одного названия для раздачи детям (одна книга на двух детей, одна книга находится у воспитателя).
Занятие строится таким образом. Воспитатель показывает детям книгу, спрашивает о ее названии и содержании. Затем раздает книги детям, предлагает рассмотреть обложку и сказать, что на ней нарисовано: дети отвечают по вызову воспитателя. Так страница за страницей рассматривается вся книжка. Воспитатель к каждой иллюстрации ставит в случае необходимости дополнительные вопросы, чтобы дети подметили интересные детали.
Для таких занятий можно рекомендовать следующие книги: «Дядя Степа» С. Михалкова (худ. Д. Дубинский), «Когда это бывает» А. Рылова (автор и художник), «Разные колеса» В. Сутеева (автор и художник).
Благодаря таким занятиям у детей закрепляется интерес к книге, воспитывается вкус и эстетическое восприятие, появляется усидчивость и целенаправленное внимание. Кроме того, дети узнают, что такое обложка, страница, переплет.
Беседы о прочитанном
Беседы с детьми после чтения проводятся с целью усиления воздействия художественного произведения на ум и чувства детей, для того чтобы дать им возможность вспомнить и вновь пережить содержание книги. Таким образом, благодаря беседе произведение лучше запоминается детьми. Кроме того, беседы способствуют активному обогащению речи детей, поскольку они в своих ответах и высказываниях воспроизводят речь автора книги и действующих лиц.
Когда и о чем беседовать с детьми после чтения?
1. Беседа-ответы на вопрос, поставленный автором.
В тех случаях, когда автор заканчивает свое произведение вопросом к читателям, темой беседы с детьми и становится именно этот вопрос.
В рассказе Н. Калининой «Про снежный колобок» говорится о мальчике Алеше, который принес с прогулки снежный колобок в кармане своей шубки. Когда же он после дневного сна пришел посмотреть свой колобок, колобка в кармане уже не было. «А колобок где? Как вы думаете?» Такими вопросами кончает автор свой рассказ. «Где же Алешин колобок? Почему он растаял?» — спрашивает воспитатель детей.
2. Беседа в связи с прочитанным.
Когда содержание произведения в какой-то мере связано с собственными впечатлениями детей или фактами из их жизни, воспитатель после чтения направляет детей на высказывания о своих впечатлениях, наблюдениях.
После чтения рассказа Л. Н. Толстого «У Насти была кукла» дети по предложению педагога расскажут о том, какие куклы у них есть дома, в детском саду. Прочитав детям стихотворение Е. Благининой «Вот какая мама», можно предложить детям: «Расскажите, как вас мама наряжала на праздник». Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» можно закончить вопросом: «Кому какое время года нравится больше всего?» или «Мите летом нравилось ловить рыбу, собирать ягоды, кувыркаться в душистом сене, а вам что больше, всего нравилось летом?»
3. Беседа о содержании прочитанного.
С целью заставить детей вспомнить прочитанное и выразить свое отношение к содержанию произведения, к действующим лицам проводятся беседы, которые проходят успешно в старшей группе, когда детям уже доступно оценочное отношение к окружающему. Книга В. Маяковского «Кем быть?» оканчивается словами:
Книгу переворошив, намотай себе на ус — все работы хороши, выбирай на вкус!
Маяковский ярко показал интересное в каждой профессии. Он именно и взял такие профессии, которые больше всего понятны и нравятся детям: столяры и плотники, инженер-строитель, доктор, рабочий машиностроительного завода, кондуктор, шофер, летчик, моряк.
Когда после нескольких повторений это произведение детям хорошо запомнится, можно провести беседу о том, какая кому работа больше по вкусу и почему, и предложить детям рассказать о каждой работе то, что сказал о ней Маяковский.
4. Беседа — воспроизведение прочитанного.
Беседа после прочтения рассказа или сказки по вопросам воспитателя является одним из методических приемов обучения детей рассказыванию и помогает запоминанию текста.
Воспитатель должен заранее составить вопросы к такой беседе, чтобы, отвечая на вопросы, дети последовательно и полно передали содержание произведения. При проведении такого занятия нужно добиваться активного участия в нем всех детей, не требуя исчерпывающего ответа от одного ребенка. Если же ребенок ответил кратко и не передал в своем ответе всего содержания, задаются дополнительные вопросы, вызываются другие дети. В случае необходимости воспитатель сам напоминает то, что дети забыли, выразительно цитируя отдельные места книги.
В подобных беседах важно сохранить эмоциональное отношение детей к произведению, к героям, а это зависит от эмоциональности, выразительности речи воспитателя.
Когда читать и рассказывать детям
Чтение и рассказывание детям проводится, как правило, на занятиях.
Во всех возрастных группах могут быть занятия, целиком посвященные детской литературе — чтению, рассказыванию, беседе, заучиванию стихотворений, чтению с элементами игры.
Кроме того, стихотворение, рассказ можно включить в такие занятия по родному языку, как беседа, занятие по картине.
Например, в план занятия по картине «В школе» можно включить стихотворение Н. Забилы «Маленькая школьница».
Беседу о домашних животных можно закончить чтением рассказа К. Ушинского «Бишка».
Во время экскурсии на луг стихотворение Е. Благининой «Одуванчик», прочитанное воспитателем, сильнее запечатлевается в памяти детей.
Если воспитатель предлагает детям нарисовать флажок, то, чтобы вызвать у детей интерес к заданию, полезно начать занятие чтением стихотворения А. Барто «Флажок».
При составлении календарного плана занятий нужно продумать и записать планы занятий по художественному чтению, указывая не только название произведения и его автора, но и методические приемы: вопросы к детям, показ картин, игровые приемы (элементы драматизации) и т. п.
Инсценирование художественных произведений для детей
Дети дошкольного возраста не только благодарные, увлекающиеся слушатели, но и зрители. Они любят смотреть спектакли кукольного или теневого театров, кукольные представления. Эти зрелища для детей (при условии доброкачественного исполнения) имеют воспитательную ценность. Они обогащают эстетическое восприятие, так как в спектакле соединяются разные виды искусств: художественное слово, изобразительное искусство (декорации, куклы или силуэты), сценическое искусство, музыка.
Спектакль захватывает детей и потому, что в нем оживает любимая игрушка — кукла; в этом для них есть что-то таинственное, необыкновенное и в то же время убедительно реальное. Они все происходящее на ширме дли на экране принимают всерьез, по-настоящему переживают все, что случается с любимым героем, стараются активно помочь ему, когда он попадает в беду. Разговоры и рассказы детей о спектакле способствуют развитию их речи.
Во многих городах есть стационарные или передвижные профессиональные кукольные театры, которые имеют в своем репертуаре спектакли для детей дошкольного возраста. Эти театры дают спектакли в детских садах.
Прежде чем пригласить театр в детский сад, заведующей или воспитателю необходимо предварительно просмотреть спектакль, чтобы определить, каким группам его показать.
Можно подготовить спектакль кукольного или теневого театра своими силами, руководствуясь специальной литературой или пригласив для помощи профессионала-кукольника.
Показ спектакля детям лучше всего провести во второй половине дня, в часы игр. Если в детском саду есть зал, то дети смотрят спектакль в зале, если же нет зала, то в групповой комнате.
Необходимо заранее подготовить все необходимое для спектакля. Недопустимо, чтобы ничем не занятые дети долго и напряженно ожидали спектакля в неудобном месте, например в коридоре или сидя на стульчиках перед ширмой. Стулья в комнате расставляются так, чтобы с любого места хорошо было видно происходящее на ширме. Видимость кукол на ширме проверяется с четырех мест: со среднего и двух крайних мест первого ряда и одного из крайних мест последнего ряда. Проверять видимость надо на уровне глаз детей, т. е. на высоте от пола до глаз сидящего ребенка. Для расстановки стульев можно привлечь пяти-, шестилетних детей.
Воспитатель сообщает детям, какой спектакль им покажут, и организованно вводит детей в хорошо проветренную и подготовленную комнату. Если на спектакле присутствует несколько групп, то младшая группа вводится в зал после всех и по окончании спектакля выводится из зала раньше всех, чтобы сократить для малышей ожидание, которое всегда утомляет их. В спектаклях для маленьких часто применяется такой прием: ведущий или действующее лицо в ходе спектакля обращается к зрителям с вопросом или с предложением оказать содействие герою или поплясать, не отходя от стульев. Все это отвечает потребности ребенка активно выразить свое отношение к зрелищу. Во время перемены декораций для следующей сцены можно предложить детям встать и сделать несколько разнообразных движений руками, так как они устают сидеть в течение 25—35 минут.
Для малышей устраивается так называемый спектакль игрушек. Спектакль игрушек—инсценировка сказки с помощью обычных кукол и игрушек.
Можно подготовить спектакль игрушек по сказкам «Три медведя» Л. Н. Толстого, «Теремок», «Заюшкина избушка», по народным песенкам «Кошкин дом», «Сидит, сидит зайчик», «Кисонька-мурысонька».
Инсценирование сказок или песен требует от воспитателя предварительной подготовки, которая заключается в следующем: работа над выразительностью передачи текста произведения, подбор игрушек, кукольной обстановки и других предметов, репетиции спектакля игрушек, чтобы овладеть наиболее удобными и экономными движениями для передачи действий кукол. Тщательная подготовка избавит воспитателя от неприятных неожиданностей, когда куклы среди представления падают или располагаются так, что одна загораживает другую и детям плохо видно.
Сценой для такого спектакля служит обычный детский стол. На нем устанавливаются декорации, которые необходимы по ходу действия. Ничего лишнего, загромождающего стол, не должно быть.
Персонажей сказок изображают куклы и игрушки-животные. Для спектакля нужно взять игрушки в хорошем состоянии (или даже новые); важно, чтобы они были подобраны по размеру и в правильной пропорции.
Воспитатель ставит возле своего стула скамеечку для игрушек, которые не участвуют в отдельных сценах. Сидя на стуле, воспитатель рассказывает сказку и в соответствии с ходом действия передвигает игрушку по столу.
После показа инсценировки можно оставить на столе и обстановку и действующих лиц в распоряжение детей. Они в течение нескольких дней с удовольствием сами играют этими игрушками, подражая воспитателю.
Подобные спектакли игрушек, как полезное и радостное, развлечение, можно показывать детям в часы игр во вторую половину дня.
Заучивание стихотворений с детьми
В детском саду с детьми заучивают стихи с целью воспитания у них любви к художественному слову, воспитания вкуса, обогащения их восприятия лучшими образцами поэзии. Следовательно, для заучивания наизусть нужно отбирать стихи, достойные того, чтобы выполнить эту роль в эстетическом воспитании детей.
В программе воспитания в детском саду перечислены стихи для заучивания наизусть. Это стихи из детской жизни: о веселых играх, забавах и игрушках, о домашних животных, о простых, но милых сердцу картинах родной природы.
При заучивании стихов с детьми перед воспитателем стоят две задачи: во-первых, добиваться, чтобы все дети хорошо запомнили стихотворение, во-вторых, чтобы они читали стихотворение выразительно. Эти две задачи решаются одновременно. Заучивание стихов на память есть в то же время выработка выразительности речи. Если решать их поочередно, т. е. сначала добиваться запоминания, не обращая внимания на выразительность, то у детей образуется привычка читать монотонно, иногда даже скандировать слова.
Чтобы достигнуть прочного и сознательного запоминания, нужно заучивать стихотворение не по частям, не по строфам, а целиком, но в течение нескольких дней.
Для запоминания какого-либо материала, тем более стихотворения, важно отношение к нему детей, их эмоциональный настрой. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы стихотворение детям понравилось, чтобы оно вызвало у них живые образы и чувства. В младшей группе перед детьми не ставится задача выучить стихи, так как ребенок этого возраста не способен понимать учебную задачу — выучить что-либо путем произвольного запоминания. Если же воспитатель с помощью разнообразных игровых приемов многократно повторяет стихотворение, то дети, играя, непроизвольно запоминают текст.
Чтобы дети запомнили стихотворение Е. Благининой «Флажок», воспитательница предлагает кому-нибудь из них взять красный флажок и походить по комнате, а сама в это время читает стихотворение:
Солнце гладит по щеке,
Нынче праздник Мая.
У меня флажок в руке,
Я теперь большая!
Мой флажок, как огонек,
Светится, играя.
Здравствуй, радостный денек!
Здравствуй, праздник Мая!
При последних словах ребенок поднимает флажок и машет им. Желающих походить с флажком найдется много, поэтому стихотворение повторяется многократно.
Если заставлять детей просто повторять стихи для заучивания, то малышам быстро это наскучит, но ходить с флажком и слушать стихи — это дело другое. Это уже игра, а играть детям всегда интересно и не надоедает. Благодаря игровому приему стихи легко запоминаются.
В процессе заучивания наизусть воспитатель обращает внимание и на выразительность чтения детьми. Нельзя допускать, чтобы при заучивании дети говорили монотонно, однообразно интонируя каждую строчку.
Чем старше ребенок, тем чаще надо воспитателю опираться на понимание и сознательное намерение ребенка сделать так, а не иначе. Нужно: а) пояснить простым, доступным детям языком, как, с каким чувством следует читать отдельные места стихотворения, б) напомнить им подходящий случай, подходящее положение из их жизни, если это возможно, в) применить игровые приемы, начиная с самого простого: подержать в руке предмет, о котором идет речь в стихотворении, прочитать стихотворение, сопровождая чтение игровыми действиями; чтение в лицах (элементы игры-драматизации).
Например, заучивая стихотворение А. Барто «Наша Таня», воспитатель объясняет, как его прочитать: Таня плачет, ей жаль мячика, а ее утешают. Надо сказать ласково, чтобы маленькая Таня перестала плакать:
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
Чтение стихотворения, сопровождаемое игрой. Вызываются две девочки (или девочка и мальчик); у одной девочки в руках мяч, она роняет его. Другой ребенок в это время говорит стихотворение, утешая ее, гладит по плечу или по голове.
Приводим пример удачного занятия в младшей группе. Воспитательница поставила задачу повторить и закрепить в памяти детей знакомые стихи и песенки, прочитать новое для них стихотворение Е. Благининой «Флажок» и учить их говорить громко и внятно. С этой целью она провела дидактическую игру «Чудесный мешочек».
Описание занятия во второй младшей (дети от трех до четырех лет) группе.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
В мешочке лежат игрушки: мячик, кукла, лошадка, маленький и большой мишки, кошка и петушок.
Дети сидят полукругом. Воспитательница приносит мешочек с игрушками.
Воспитательница. Дети, что у меня в мешочке?
Ответ. Игрушки!
Воспитательница. Да, у меня полный мешочек разных игрушек. Послушайте, как они гремят. Вы будете вынимать игрушки из мешочка. Кто вынет игрушку, тот скажет о ней стихотворение или споет песенку. Вова, иди и вынь игрушку.
Вова вынимает мишку.
Воспитательница. Что это?
Вова. Мишка.
Воспитательница. Какой?
Вова. Большой мишка.
Воспитательница. Скажи стихотворение про мишку.
Вова звонко, отчетливо читает стихотворение «Мишка — маленький проказник».
Лена (вынула мячик). Мячик.
Воспитательница. Какой?
Лена. Синий, красный.
Воспитательница. Лена, скажи стихотворение про мячик.
Девочка молчит.
Воспитательница (начинает). «Наша Таня...»
Лена подхватывает: «...громко плачет»,— и читает стихотворение до конца.
Воспитательница вызвала другую девочку прочитать это же стихотворение, но девочка молчит, видимо, не помнит его.
Вызванный мальчик громко прочитал стихотворение Барто.
Толя (вынимает из мешочка мишку). Мишка.
Воспитательница. Какой?
Толя. Маленький.
Воспитательница. А этот какой? (Указывает на ранее вынутого мишку.)
Толя. Большой.
Воспитательница. Скажи стихотворение про мишку.
Мальчик начал было читать- «Мишка — маленький проказник», но воспитательница предложила ему прочитать другое стихотворение. Толя читает стихотворение Барто «Уронили мишку на пол».
Наташа (вынимает из мешочка куклу). Кукла.
Воспитательница. Покажи ребятам куклу. (Девочка показывает.) Какое платье у куклы?
Наташа. Зеленое.
Воспитательница. Разве зеленое?
Наташа. Желтое.
Воспитательница. Правильно, желтое. А какое ты стихотворение знаешь?
Наташа. Про Таню.
Воспитательница. Нет, есть стихотворение про куклу: «Баю, баю-баю, куколку качаю». Споем все вместе эту песенку!
Дети начали петь низко; воспитательница присоединила свой голос, и пение постепенно наладилось.
После этого воспитательница вызвала Витю, который взял из мешочка лошадку.
Витя. Лошадка.
Воспитательница. Где грива у лошадки? Покажи.
Витя показал.
Воспитательница. Витя, ты знаешь песенку про лошадку?
Витя. Знаю.
Воспитательница. А вы, дети, знаете?
Ответ. Знаем.
Воспитательница. Споем песенку про лошадку.
Все поют: «Я люблю свою лошадку».
Воспитательница. А в мешочке еще остались игрушки.
Оля подняла руку.
Воспитательница. Иди, Оля, вынь игрушку.
Оля. Петушок.
Воспитательница. Как кричит петушок?
Оля. Ку-ка-ре-ку!
Воспитательница. Дети, скажите все вместе.
Дети (хором). Ку-ка-ре-ку!
Воспитательница. Оля, спой песенку про петушка.
Девочка поет песенку.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок!
По предложению воспитательницы дети хором поют эту песенку. Петя (вынул из мешочка игрушку кошку). Кошечка.
Воспитательница. Как кошка мяукает?
Петя. Мяу.
Воспитательница. Скажите все вместе: мяу!
Дети (хором). Мя-а-у!
Воспитательница. Скажите стихотворение про кота.
Дети.
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине... (и т. д.)
Воспитательница (заглядывает в мешок). А в мешочке еще что-то есть. (Она вынимает из мешочка красный флажок и читает два раза стихотворение Благининой «Флажок».) А теперь я положу игрушки снова в мешочек.
Воспитательница берет каждую игрушку, показывает ее детям и спрашивает; «Что это?» Дети хором называют игрушку.
Затем воспитательница дает красный флажок одному ребенку, и все дети за ним уходят из комнаты. Занятие длилось 15 минут. Перед детьми среднего и старшего возраста воспитательница ставит задачу выучить стихотворение.
Как в этих группах проводится занятие по заучиванию стихов?
В начале занятия нужно вызвать у детей состояние, наиболее благоприятное для восприятия и запоминания стихотворения, например задать детям вопрос, связанный с темой произведения, или напомнить о событии из жизни детей, близком к содержанию стихотворения.
Затем воспитательница читает стихотворение (наизусть).
После первого прочтения дети предупреждаются о том, что стихотворение они будут заучивать наизусть.
Воспитательница читает стихотворение несколько раз, затем вызывает детей по одному повторить стихотворение. В первую очередь она обращается к тем, кто быстрее запоминает, кто изъявляет желание, а затем и к другим детям. Такое индивидуальное чтение проходит с помощью воспитателя. В последующие дни на ближайших занятиях нужно уделять минут десять повторению вновь заучиваемого стихотворения, спрашивать тех, кто еще не был вызван. Таким путем воспитательница добивается запоминания стихотворения каждым ребенком.
Описание занятия в старшей группе.
Заучивание стихотворения С. Маршака «Ноябрь».
Воспитательница. Дети, какой праздник мы будем скоро праздновать?
Дети. Праздник Октябрьской революции.
Воспитательница. Правильно. Праздник Октября будет праздновать вся наша страна и мы с вами тоже. А кто видел демонстрацию?
Дети. Я! И я! Я тоже...
Воспитательница. Что несут в руках взрослые на демонстрации?
Дети. Знамена. Флаги. Плакаты.
Воспитательница. А какого цвета знамена?
Дети. Красные... Знамена красные.
Воспитательница. Красные флаги и знамена несли на демонстрацию, а солнышко переливалось в знаменах, как будто пламя пылало. А какое пламя?
Дети. Красное.
Воспитательница. Послушайте, я вам сейчас прочитаю стихотворение про 7 Ноября (читает стихотворение выразительно, четко). От чего было все красно?
Коля. От солнышка.
Воспитательница. Солнышко переливалось в красных знаменах. «Вся страна и млад и стар празднует свободу». Кто это млад и стар?
Вова. Значит, празднуют и маленькие люди и старшие.
Воспитательница. И взрослые и дети празднуют праздник Октября. Послушайте, я вам еще раз прочитаю стихотворение. Кто хочет повторить это стихотворение?
Витя повторяет, воспитательница помогает. Воспитательница. Дети, а что такое «небосвод»?
Дети. Небо!
Воспитательница. Правильно. «И летит мой красный шар прямо к небосводу», то есть в небо.
Воспитательница вызывает Вову, он рассказывает стихотворение так же с ее помощью. Воспитательница обращает внимание на выразительность чтения.
Воспитательница. Послушай, Вова, как надо сказать: «Посмотри в свое окно, все на улице красно». Ну, повтори.
Затем вызывает Колю, который читает стихотворение выразительно, громко. Воспитательница хвалит мальчика и вызывает Тому. Тома спешит, затрудняется в произнесении слов «пламенем пылая». Воспитательница предлагает Томе повторить эти слова вместе с ней, а затем со всеми детьми.
Когда воспитательница вызывает Люсю, та краснеет, отказывается говорить и чуть не плачет.
Воспитательница. Садись, Люся, ты мне после расскажешь.
Вызывает Валю, которая читает тихо, невнятно.
Воспитательница подсказывает ей. Когда девочка кончила, говорит: «Тебе надо научиться громко читать стихи!»
Воспитательница. Послушайте, дети, я еще раз прочту это стихотворение. (Читает два раза стихотворение.) Вот так и вы должны будете читать в следующий раз это стихотворение. Теперь вспомним стихи, которые мы учили в средней группе.
Игровые приемы заучивания успешно применяются и в группах детей пяти и шести лет. Это чтение в лицах, которое близко игре-драматизации, любимой детьми дошкольного возраста.
Приведем пример заучивания стихотворения Елизаветы Стюарт «Воробей».
Это чудесная картинка, увлекающая своей непосредственностью восприятия действительности, юмором, динамичностью сюжета, выпуклой обрисовкой героя.
После многократных наблюдений воробьев во дворе детского сада дети под руководством воспитательницы заучивали на занятии стихотворение «Воробей», читая его в лицах.
Чтение в лицах повторяется несколько раз, и каждый раз чтение за воробья поручается другому ребенку.
Заучивание стихотворения Е. Трутневой «С Новым годом» можно начать с беседы о предстоящем новогоднем празднике. Воспитатель напоминает, какие удовольствия ожидают детей, затем читает стихотворение несколько раз. Для заучивания стихотворения вызывается по четыре человека.
Воспитатель напоминает детям, чтобы они читали стихи не слишком тихо, не торопясь, без выкриков. Недопустимо учить детей читать стихи с пафосом, нарочито громким голосом, с заученными жестами. Все это несвойственно детям и производит неприятное впечатление, а детей приучает к неискренности.
Заучивая стихотворение с детьми, воспитатель следит за тем, как дети воспринимают содержание, насколько они внимательны, нет ли признаков утомления (потягивание, лишние движения и т. п.). Продолжать заучивание, когда дети в таком состоянии, нецелесообразно. Лучше оставшееся время использовать на повторение других стихотворений или чтение скороговорок, отгадывание загадок.
Выученные стихи без повторения забываются, поэтому необходимо время от времени (примерно один раз в месяц) проводить занятие на повторение ранее выученных стихотворений. На таких занятиях надо чаще вызывать детей, которые медленнее других запоминают стихи.
Уголок книги в группах
В целях воспитания у детей интереса к книге и самых элементарных умений пользоваться ею, т. е. рассматривать картинки, в каждой группе детского сада должен быть так называемый книжный уголок, место для хранения и рассматривания книг. Каждый ребенок должен иметь возможность взять любую книжку, сесть за стол, посмотреть картинки, поговорить о них с товарищами. Для книжного уголка выбирается у окна светлое, удобное место. Надо позаботиться о хорошем освещении уголка книги, это может быть настольная, настенная лампа или спускающаяся над столом лампа с абажуром, направляющим лучи света на стол. Достаточное освещение в книжном уголке необходимо в целях охраны зрения ребенка.
В книжном уголке должна быть полка или витрина, чтобы выставлять книги, а у старших детей, кроме того, желательно иметь шкафчик для книг, так как книг здесь значительно больше, чем в средней и младшей группах. Уголок книги должен быть и внешне привлекательным для детей, уютным. На стене здесь можно повесить окантованные под стеклом репродукции картин на сюжеты из детской жизни, из сказок, например репродукции картин В. Васнецова «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке», «Ковер-самолет», эстампы на сказочные сюжеты художников Е. Чарушина, Е. Рачева, Ю. Васнецова. В книжном уголке подготовительной группы рекомендуется повесить портреты писателей: А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, В. В. Маяковского; их имена дети должны узнать, когда воспитатель будет читать им книги этих писателей.
Книги для каждой группы подбираются, соответственно программе детского сада. Дополнительная детская литература, выбранная воспитателем, хранится здесь же.
На витринке в средней группе могут быть любимые детьми книги из предназначенных для младшей группы, точно так же как в книжном уголке старшей группы должны быть любимые детьми книги, которые им читали в младшей и средней группах.
В младшей группе каждая книга имеется в нескольких экземплярах (двух, трех), чтобы одну и ту же книгу могли смотреть сразу несколько детей, чтобы у них не возникало столкновения из-за книги. Книги на витрине следует время от времени менять. Если воспитатель видит, что дети все реже и реже берут какую-либо книгу, ее нужно на время убрать, а потом снова выставить; тогда дети с новым интересом будут рассматривать ее.
Чтобы книги дольше служили, их вовремя следует переплетать, стараясь не испортить обложку, так как ребенок по картинке на обложке узнает книгу. Можно обернуть книгу прозрачной плотной бумагой.
Кроме книг, в уголке должны быть альбомы и папки с картинками для самостоятельного рассматривания детьми. Картинки подбираются воспитателем в соответствии с требованиями программы по ознакомлению детей с окружающим и воспитательными задачами. Это могут быть картинки на темы детского быта, общественной жизни, жизни природы. Где же брать такие картинки?
Можно приобрести открытки, например серию открыток художницы Н. Ушаковой, открытки художника B. Кузнецова «Мишка с конфеткой», «Мишка спит», художника C. Куприянова «Встреча», открытки художника Жукова на сюжеты из детской жизни, художников Б. и Е. Ухановых — о первоклассниках и малышах. Кроме того, можно использовать иллюстрации из журналов «Огонек», «Смена», «Работница» и др.
Картинки небольшого размера (открытки) следует собирать в альбомы, а побольше (предварительно наклеенные на картон или плотную бумагу) — в папки. Альбомы и папки рекомендуется готовить так, чтобы и альбом и папка содержали небольшое количество картинок (8—10), объединенных одной темой. Такой альбом или папку детям удобнее смотреть.
Вопросы для повторения
1. Какое значение имеет художественная литература в воспитании детей дошкольного возраста?
2. Назовите источники чтения и рассказывания детям.
3. Дайте характеристику списков художественной литературы, рекомендуемых программой воспитания в детском саду.
4. Какие произведения из рекомендуемых для средней группы целесообразно читать детям старшего возраста и почему?
5. Как подготовиться к чтению или рассказыванию художественных произведений?
6. Какие задачи стоят перед воспитателем во время чтения или рассказывания художественных произведений?
7. Как построить беседу после прочтения книги (приведите конкретный пример)?
8. Какие виды инсценировок рекомендуются для детей разных возрастных групп?
9. Как провести показ диафильма?
10. Какими приемами заучивать с детьми стихотворения в разных возрастных группах?
11. Зачем устраиваются уголки книги в группах? Как устроить уголок книги?