МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Тема:
«Интонирование ступеней мажора и минора
на начальном этапе обучения»
В воспитании чувства лада преподаватели – музыканты придают большое значение пению и определению на слух ступеней мажора и минора. Тоника в мажоре и миноре представлена трезвучием, поэтому важное значение для интонирования приобретает терцовый и квинтовый тон. В качестве устойчивых тонов лада они служат слуховыми ориентирами при воспроизведении мелодии, но будучи изменчивыми в своей интонационной направленности, сами постоянно переосмысливаются.
Но, несмотря на многообразие воплощений в интонировании, тоны тонического трезвучия сохраняют качества устойчивых ступеней лада. Тон I ступени несёт в себе свойства наибольшей устойчивости, способности подчинять другие тоны, относительной лёгкости запоминания, опорности в интонировании.
Например: «Ах ты, совушка – сова»; «Дон-дон-дон! Загорелся кошкин дом»; «Андрей-воробей».
Наряду с тоническим устоем, в мажоре и в миноре важную роль играет квинтовый тон. Функциональное значение его заключается в том, что в процессе мелодическкого развития он редко функционирует в качестве другого опорного тона – побочного. И тоника, и квинтовая опора образуют тот стержень, к которому мелодия в своём движении постоянно возвращается, который так или иначе в ней всё время подчёркивается, вокруг которого группируются другие тоны.
Постоянное слышание тонического и побочного опорных тонов не только помогает интонированию мелодии в заданной тональности на всём её протяжении, а также способствует верному воспроизведению тонов, прилегающих к опорным. Но ориентация в процессе пения на опорные тоны, делает интонирование ЛАДОВО определённым и выразительным.
Например: «Пастушья песня»; «Новогодняя песня»: «Певец».
Однако тон V ступени может функционировать в мажоре и миноре не только в качестве гармонического устоя или мелодической опоры, но и как неустой, если входит в состав доминантовой гармонии или подразумевает её В этом случае тон V ступени тяготеет непосредственно в тонику на кварту вверх или квинту вниз.
Например: «Машенька»; «Лиса»; «Во кузнице».
Наименьшим стабильным в интонационном отношении является терцовый тон мажорного лада, обладающий широкой интонационной зоной и большим разнообразием вариантов воспроизведения. В силу этого терцовый тон мажора сравнительно редко становится опорным при интонировании. Опорным он может стать лишь в том случае, если входит в тоническое трезвучие.
В миноре терцовый тон, ввиду того, что он является потенциальной тоникой параллельного мажора, интонируется более устойчиво и поэтому гораздо чаще, нежели в мажоре, принимает на себя функцию интонационной опоры.
Например: «Зайка»: «У кота-воркота»; «Ох и светлый день»; «Во поле берёза стояла»; «Галя по садочку ходила».
На начальной стадии воспитания ладового чувства, преподаватель в первую очередь уделяет внимание выработке навыка интонирования и определения на слух устойчивых тонов лада.
Например: «Два кота»; «Кукушечка»; «Дождик»;
Приветствие: «Здравствуйте, дети!»; ответ: «Здравствуйте!».
Или: «Здравствуйте, дети! Как у вас дела?». Ответ: «В школу пришли мы, петь давно пора». Перекличка. Фамилия - «Я здесь».
Уже в работе над гаммообразными мелодическими построениями в диапазоне тонической квинты, необходимо позаботиться о выделении из поступенного последования звуков тонического трезвучия. На данном этапе слухового воспитания могут помочь упражнения.
Первое – поочерёдное пение в гамме двумя группами или двумя обучающимися устойчивых и неустойчивых ступеней лада:
1-й ученик
2-й ученик
Второе. В гамме квинтового диапазона один обучающийся или все вместе поют устойчивые ступени громко, а неустойчивые – тихо.
При выполнении этого задания от упражнения к упражнению неустойчивые ступени поются всё время тише и тише.
Третье. Устойчивые ступени петь вслух, а неустойчивые – мысленно. При выполнении этого упражнения чрезвычайно важно добиться того, чтобы обучающиеся активно вслушивались в мысленно интонируемые тоны, чтобы именно интонировали их, а не пропускали механически.
После того, как обучающиеся достаточно твёрдо усвоят устойчивые ступени лада, можно приступить (при хорошей тональной настройке), к пению тонического трезвучия в виде целостного мелодического оборота в восходящем и нисходящем порядке, затем вразбивку в предварительно установленном последовании тонов или под диктовку преподавателя.
Например: «Снежный ком»; «Бубенчики»; «Вверх – вниз»; «Куры»; «Дождик»; Д.Кабалевский. « Маленькая полька.»
На первоначальной стадии обучения неустойчивые ступени лада осваиваются в виде прилегающих к устойчивым.
Тон VII ступени осваивается на первых порах в непосредственной связи с тоническим устоем. В начальных упражнениях VII ступень лада подготавливается тоникой и в неё разрешается.
Неустойчивые звуки VII и II называются вводными звуками или вводными ступенями. Они ближе других расположены к I устойчивой ступени и тяготеют в неё, входя в тонику. Но самый неустойчивый и самый близкий к тонике звук – это вводный звук (вводный тон) на VII ступени.
Например.
Упражнение:
Поступенное движение звуков и возвращение к Т через нижний вводный тон:
До, ре, си до
До, ре, ми, си ,до и т.д.
I – II – I - VII I
Песенки: «Про Филата»; «Две тетери»; «С днём 8 Марта»; «Маленьким козляткам»; «Чемодан».
Подбор мелодии на слова.
На следующем этапе обучения включается опевание тоники с участием VII ступени, с терцовым ходом от тона II ступени к тону VII ступени:
I – II - VII – I
Затем дать последовательности с устойчивыми ступенями.
Например: I –III – II - VII – I;
I – III – V – IV – III – II – VII - I и т.д.
Песенки: «Ах, улица»; «Весенняя песенка».
В последующих упражнениях VII ступень осваивается в скачках.
От квинтового устоя: I – III – V - VII - I;
От терцового: I – V – III - VII – I
Тон II ступени
Он усваивается начинающими обучающимися со значительной трудностью. Ведь по соседству со II ступенью, в отличие от тона VII ступени, располагается ещё один устой ( III ступень), ослабляющий её тяготение в тонику.
Например: «Звоны»; «Василёк»; «Перепёлочка»; «То снежинки».
Для освоения II ступени следует включать последовательности:
При опевании тонического звука:
I - VII – II – I;
I – III – V – III - VII – II – I
2)При опевании терцового тона:
I – III – V –VI – II – III – I;
Песенки: «Качи»; «Дед Мороз».
При взятии скачком:
I – III - II – V – II – III – I;
I – III – V – II - VII – III – I;
Песенки: «Дождик»
Вместе с пением надо иметь ввиду, что к этому времени обучающиеся должны достаточно уверенно интонировать скачки в устойчивых ступенях и нижний вводный тон лада, а также вполне удовлетворительно воспроизводить интервалы в пределах квинты. Умение воспроизводить кварту и квинту приобретает особое значение при интонировании скачка в неяркий в функциональном отношении тон II ступени. Существенную помощь при этом оказывает умение свободно воспроизводить интервалы.
Шестая ступень (VI)
Она занимает в ладу своеобразное положение секстового тона. Её окраска и эмоциональный тон соответствуют мажорному или минорному наклонению лада. В этом одна из причин особой выразительности СЕКСТОВОГО тона и многовариантности его интонирования.
В мажоре тон VI ступени интонируется светло, ярко и, как правило, высоко. В миноре обычно затенённо, с тенденцией к нисходящему квинтовому устою. В мажоре из-за некоторой нейтральности мелодического тяготения VI ступень интонируется весьма многообразно в зависимости от мелодического и ритмического контекста. В мажоре тон VI ступени при поступенном восходящем движении интонируется не так, как при нисходящем.
Например: «Утята»; «Самолёт»; «Вставала ранёшенько»; «Маленькая Юлька».
В миноре VI ступень интонируется по – разному не только в зависимости от мелодического окружения, но и от вида минора. В натуральном миноре она функционирует в непосредственной связи с тоном VII натуральной ступени, а в гармоническом – с вводным тоном лада.
Интонирование тона VI ступени подготавливается пением гамм в диапазоне тонической квинты с прилегающими тонами. Например: «По малину в сад пойдём»; «Веснянка»; «Лиса»; «Тэдди»; «Новый дом».
Особого внимания заслуживает тон нижней доминанты, т.е. тон, расположенный квартой ниже тоники. Включение в работу этого тона значительно расширяет диапазон упражнений и песенных мелодий.
И V ступень выявляет себя в этих условиях не столько как квинтовый устой, сколько в качестве ДОМИНАНТЫ тона, непосредственно направленного в тонику. Если до этих пор обучающиеся осваивали на слух мелодические, секундовые тяготения, то теперь, интонируя доминантовый тон, они приобретают первичные навыки воспроизведения тонов, связанных между собой гармоническими кварто – квинтовыми тяготениями. Поэтому нижнедоминантовый тон осваивается на слух прежде всего в нисходящем квартовом скачке от тоники и в восходящем скачке на ТОНИКУ (Т).
Например: «Соловей»; «Труба»; «Муравьишка»; «Уточка».
Освоению на слух нижней доминанты помогает пение гамм с перемещением верхнего тетрахорда на октаву вниз. В связи с нижней доминантой осваиваются на слух тон VI ступени и тон VII ступени, расположенные ниже тоники.
Например: «Цыплятки» в Си мажоре.
Четвёртая ступень (IV)
Вследствии многовариантности интонации и множественности оттенков в интонировании IV ступень мажора и минора осваивается в последнюю очередь. Этот тон уже встречался в соотношении с III и V ступенях в вводнотонных связях III – IV и IV - III ступенях в мажоре.
Можно приступить к интонированию тона IV ступени в иных связях:
в опевании квинтового и терцового устоев;
в скачках на различные интервалы
В процессе слухового воспитания очень важно уделить особое внимание опорности IV ступени, которая в качестве квартового тона лада играет весьма существенную роль в мажоро – минорной системе.
Усвоение к этому времени обучающимися интонации чистой кварты служит важным фактором осознание опорности квартового тона:
I – IV – III – I;
I – III – IV – II - V - VII – I;
I – V – III – I – IV – II – I;
Пение и определение на слух каждой ступени лада в отдельности - совершенно необходимый, но лишь первый этап слухового воспитания.
Задания и упражнения, направленные на осознание обучающимися особенностей каждой ступени, помогают одноголосному и многоголосному пению по нотам и музыкальному диктанту, интонированию мелодии и слышанию гармонии.
В дальнейшей работе необходимо воспроизведение ступеней в более сложных ладовых, мелодических и метроритмических связях.