«Осень 2024»

Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников посредством художественного слова

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, вхождения его в мир взрослых.

Олимпиады: Дошкольникам "Охота за знаниями"

Содержимое разработки

4



Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников посредством художественного слова

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, вхождения его в мир взрослых.

Нельзя этот процесс оставлять на «потом» – пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Для начального формирования культурно-гигиенических навыков сенситивный период приходится на раннее детство. Основные линии развития в этом возрасте обеспечивает предметная деятельность, она является ведущей.

Из каких действий состоят культурно-гигиенических навыки? Чтобы умываться нужно уметь пользоваться мылом и полотенцем, чтобы есть – ложкой, тарелкой, чтобы пить – чашкой, чтобы чистить зубы – зубной щеткой. Ребёнок интересуется, как обращаться с тем или иным предметом, что можно с ним делать, для чего он предназначен. Вот здесь создаются благоприятные условия для освоения малышом действий с предметами, необходимыми для совершения культурно-гигиенических навыков. Тут и надо показать, для чего служат мыло, полотенце, одеяло, ложка и салфетка. Ещё рано объяснять ему правила культуры поведения. Просто надо показать, как употреблять предметы и упражнять в соответствующих предметных действиях.

Формирование культурно-гигиенических навыков создает условия для организации ознакомления с окружающим миром, реализации познавательной потребности. Ребенок, действуя с предметами или орудиями (ложка, щётка, мыло, полотенце), усваивает их функции, он узнаёт их качества: ощущает цвет, вязкость, температуру и т.д. и происходит это всё в процессе активных действий. Развиваются познавательные чувства (удивление, радость, удовольствие от познания нового). При выполнении бытовых процессов малыш наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает связи. Первоначально ребёнок замечает причинно-следственные связи с помощью взрослого, который, задавая вопросы и поясняя, обращает на них внимание малыша. Важно, чтобы вопросы и пояснения, адресованные ребёнку, были включены в конкретную ситуацию. Т.е. необходимо обсуждать именно то, что ребёнок в данный момент наблюдает, с чем он сейчас действует. При этом следует опираться на его опыт. Здесь не только накапливается, обобщается личный опыт малыша, но и развивается память. Полученные в ходе бытовых процессов знания поднимают мышление ребёнка на новый уровень, помогая ему предвидеть развитие ситуаций.

Подчеркну ещё один важный момент. Оценивать действия ребёнка нужно объективно, развёрнуто, обращая внимание на качество их выполнения. И делать это необходимо как по ходу процесса, так и по его окончании.

Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков, осознанием правил и норм, их определяющих, складываются и развиваются нравственные чувства. Малыш до 3-х лет испытывает удовольствие оттого, что они выполняют действия сначала вместе с взрослым, а потом самостоятельно. В 4 года удовольствие ребенку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом когда он поймет, что за каждым действием стоит правило, он начинает испытывать удовольствие оттого, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что вымыл руки, а тому, что он аккуратный.

В работе по формированию привычки и навыков здорового образа жизни огромную помощь оказывает использование художественного слова. Это необходимо потому что, во-первых, художественная литература близка к житейскому опыту детей, т.к. рассказывает о поступках литературных героев, которые неоднократно совершал и сам ребёнок. Во-вторых, в произведении воссоздаётся конкретная, образная ситуация, что сближает её с детским мышлением, которое тоже носит конкретный, наглядно-образный характер. Малыш искренне переживает за героев, оценивает их поступки и действия. Он как бы присваивает их опыт, делает его своим. И этот опыт начинает влиять на поступки и действия его самого.

Благодаря использованию художественных произведений возможно решение следующих задач:

- создание и поддержание положительного отношения, интереса к бытовым процессам;

- подчеркивание их эстетики, красоты; ознакомление с окружающим миром, со свойствами предметов;

­- создание представлений о правилах поведения, нравственных нормах, лежащих в основе культурно-гигиенических навыков;

- побуждение ребёнка к активности и самостоятельности.

С помощью стихов в бытовые процессы вводятся персонажи, создаётся воображаемая ситуация и умывание, одевание, прием пищи приобретают сходство с игрой.

Вот дети одеваются на прогулку. Ваня и Арсений спрятались в шкафчиках и сидят там с хитрыми мордашками. Воспитатель начинает декламировать: «Арсения одевали, помощников звали. Надевал бычок правый башмачок, надевал сверчок левый башмачок…» Спрашивает: «кто ещё нам будет помогать одеваться? Или Арсений уже большой и сам оденется?»

- Нет, я хочу, чтобы мне помогли!

Читает стихотворение дальше. Мальчишки с удовольствием повторяют вместе с педагогом слова и начинают одеваться.

Конечно, нельзя превращать приём пищи, умывание, одевание в игру, которая вызывает слишком эмоциональную бурную реакцию, отвлекая малыша от бытового процесса. Этого можно избежать, помня, что стихотворение не должно противоречить действиям, которые совершает ребёнок, а органично включаться в контекст режимной процедуры.

Ежедневно повторяющаяся ситуация: стол накрыт к обеду. Дети не спешат расставаться с игрушками и сесть за стол. Читаю: «На столах салфетки – розовые клетки. Рядом чашка с петушком. Вкусно пахнет супом. Картошечка, печенье! Просто объеденье! И в итоге создан положительный эмоциональный тон перед едой. Дети с удовольствием садятся за стол. Маша не любит суп. Всегда морщится, выбирает «только бульончик». Сажусь с ней рядышком и приговариваю: «Луку головка, красная морковка, петрушка, картошка и крупы немножко. Вот кораблик плывёт, заплывает Маше в рот».

С опорой на художественное слово ребёнку легче принять и выполнить требование взрослого, например: вымой руки, подчинить ему своё поведение. С помощью стихотворения можно создать не только эмоциональный настрой. Но и вызвать само предстоящее действие. И делает это художественное слово тактично, ненавязчиво не подавляя самостоятельность ребёнка

Подходя к раковине, воспитатель не говорит детям, что нужно мыть руки, а рассказывает: «Кран, откройся! Нос, умойся! Глаз, купайся! Грязь, сдавайся!»

Особое внимание на малыша оказывает стихотворения, подчёркивающие самостоятельное выполнение действия, что вызывает у него чувство гордости. Так же следует показать, что мало всё делать самому. Главное – это выполнить правильно, довести дело до конца. «Мойся, мыло, не ленись! Не выскальзывай, не злись! Ты зачем опять упало? Буду мыть тебя сначала».

Так с помощью художественного слова осуществляется побуждение детей к активности, самостоятельности, инициативности. И чем разнообразнее формы их проявления, тем успешнее формируются культурно-гигиенических навыки. Поэтому использовать художественную литературу нужно не только при выполнении бытовых процессов, но и переносить её в другие ситуации и виды деятельности.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее