МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДЕНО Протокол методического совета от «____» _________2017 г. №___ ______________ /Л.В.Чачина/
Специальность среднего профессионального образования
07.02.01 Архитектура
ОП.03 Рисунок и живопись
Рабочая программа учебной дисциплины
СОСТАВИТЕЛЬ Усачева Н.А., преподаватель
РЕКОМЕНДОВАНО Протокол заседания ЦК ________ от «_____» ______ 2017 г. № ___ Председатель ЦК ____________ (_____________)
2017 г.
стр. | |
| 3 |
| 5 |
| 13 |
| 14 |
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03. Рисунок и живопись
Область применения рабочей программы.
Программа учебной дисциплины ОП. 03. Рисунок и живопись, является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 07.02.01 Архитектура (базовой подготовки).
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы. Данная дисциплина входит в профессиональный учебный цикл и относится к общепрофессиональным дисциплинам.
Учебная Дисциплина ОП. 03. Рисунок и живопись имеет непосредственные связи с профилирующими МДК ПМ.01 Проектирование объектов архитектурной среды:
МДК 01.01. Изображение архитектурного замысла при проектировании;
МДК 01.03. Начальное архитектурное проектирование;
МДК.01.04. Основы градостроительного проектирования поселений с элементами благоустройства селитебных территорий
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
изображать отдельные предметы, группы предметов, архитектурные и другие формы с натуры с учетом перспективных сокращений;
определять в процессе анализа основные пропорции, составляющие композицию предметов, и правильно располагать их на листе определенного формата;
определять и передавать основные тоновые отношения;
пользоваться различными изобразительными материалами и техническими приемами;
рисовать по памяти и представлению;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
принципы образования структуры объема и формообразующие элементы;
приемы нахождения точных пропорций;
способы передачи в рисунке тоновой информации, выражающей пластику формы предмета;
основы композиционных закономерностей, стилевых особенностей и конструктивной логики архитектурного сооружения.
Данные знания и умения участвуют в формировании общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
и освоении профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Разрабатывать проектную документацию объектов различного назначения;
ПК 1.3. Осуществлять изображение архитектурного замысла, выполняя архитектурные чертежи и макеты.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 312 часов, в том числе:
208 часов – обязательная аудиторная учебная нагрузка;
104 часа – самостоятельная работа обучающегося.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 312 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 208 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 208 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 104 |
Итоговая аттестация в форме – дифференцированный зачет в 6 семестре.
|
- Тематический план и содержание учебной дисциплины Оп.03 РИСУНОК и живопись
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Рисунок. Геометрические структуры в технике простого карандаша. |
| | |
Тема 1.1. Основы рисунка. Постановка из геометрических тел. | Рисунок, как основа изобразительного искусства, рисование с натуры, как наиболее эффективный метод овладения изобразительной грамотой, изучающий закономерности строения формы. Работа с натуры. Интуиция – как способ художественно-образного мышления. Законы искусства как основа научного изучения объективной реальности. Понятия композиции листа, пропорций и связей в рисунке. |
| 1 |
Практическое занятие №1 Рисунок геометрической композиции с натуры в карандашной технике. Постановка из 2-3 простых объемных гипсовых геометрических тел (призмы, кубы, пирамиды) на фоне не сложной контрастной драпировки. Формат А2. Изучение методики выполнения работы при помощи простого карандаша. Понятия: линия горизонта, точка схода, перспектива (фронтальная, центральная, угловая, воздушная, наблюдательная, прямая, обратная). Понятие рисунок, академический рисунок, копия, набросок, эскиз, технический рисунок. Два способа рисования: в плоскости, в объеме. Передача объема на основе светотени, основные понятия: блик, свет, полутон, тень собственная, тень падающая, рефлекс. В процессе работы над постановкой изучаются такие средства графики, как: линия, точка, штрих, пятно. Линия - «живая», «неживая», статичная, динамичная, выразительная. Виды штриховки: штриховка (прямая, косая, однослойная, многослойная). Выполнить этапы учебного рисунка в практическом занятии:
В процессе работы проговариваются такие понятия как: Понятия точка зрения, угол зрения, линия горизонта, предметная плоскость, картинная плоскость, точка схода, вспомогательные линии построения, главный луч зрения. Перспективы центральная и угловая. Формообразующие элементы. | 2
| 2 | |
2
| |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся № 1 Штриховка. На листе А3 сделать разлиновку на 24 квадратика, придать каждому свой тон простым карандашом, используя наложение штриха с измененным углом наклона. | 6 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся № 2 Штриховка. На листе А3 сделать разлиновку на 2 ряда. В первом ряду плоские фигуры: квадрат, круг, прямоугольник. Во втором ряду объемные фигуры: куб, шар, параллелепипед. Придать каждой фигуре объем в соответствии с обликом. Простым карандашом, используя наложение штриха с изменением угла наклона. | 6 | 2 | |
Тема 1.2. Рисование геометрических тел вращения.
| Практическое занятие № 2 Рисование композиции гипсовых геометрических фигур с натуры в карандашной технике. Постановка из 2 простых геометрических тел (шар, цилиндр, конус, ваза и т.д.), третий предмет изображается по памяти и представлению, правильно вписываясь в постановку и композицию листа. В качестве фона не сложная контрастная драпировка. Формат А2. Выполнить этапы учебного рисунка в практическом занятии:
В процессе работы проговариваются такие понятия как: Конструкция формы. Пропорции. Наблюдательная перспектива. Основы линейной перспективы. Закономерности перспективных сокращений плоскостей при различной удаленности от глаза наблюдателя. | 2 | 2 |
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся № 3 Выполнение рисунка предметной композиции из любимых предметов домашнего обихода: от 3 предметов. Формат А3. Постановка с натуры. Тоновая передача объема формы предметов. | 8 | 2 | |
Тема 1. 3. Изображение сложных форм. | Практическое занятие № 3 Рисунок натюрморта объемного гипсового орнамента на плоском фоне спокойных тонов. Квадратная розетка архитектурного элемента – симметричные растительные мотивы. Выполнить этапы учебного рисунка в практическом занятии:
| 2 | 2
|
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
Раздел 2. Живопись. Основы колористики. Композиция в живописи. |
|
|
|
Тема 2.1. Техника живописного письма акварельными красками в натюрморте
| Понятие о цветовом круге и основных свойствах цвета. Цветовой тон, насыщенность цвета, светлота цвета. Цвета основные и дополнительные. Влияние освещения на восприятие цвета. Цветовой рефлекс. Техники акварель и гуашь – сравнение и схожесть. Выработка практических навыков работы акварельными красками. Возможности живописной палитры. Структура красочного слоя. Техника живописного письма «лессировка». | 2 | 2 |
Практическое занятие № 4 Живописное изображение учебной постановки, составленной из 2-х, 3-х предметов быта с драпировкой. При выполнении работы освоить технику живописного письма акварельными красками. Передать в работе плоскости пространства, объемные формы элементов, цвет, фактуры и характерные свойства материалов. Организация рабочего места. Правильная посадка. Работа с художественными кистями и красками. Постановка руки и развитие первоначальных навыков. Выполнить этапы учебного рисунка в практическом занятии:
| 2 | 2
| |
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся №4 Изображение 2-3 предметов быта на простом фоне. Формат А3. Использовать акварельные краски. Работу выполнить в холодных тонах. | 8 | 2 | |
Тема 2.2. Техника живописного письма гуашевыми красками | Выработка практических навыков работы гуашевыми красками. Возможности живописной палитры. Структура красочного слоя. Различия цвета по цветовому оттенку, насыщенности и светлоте. Цветовые рефлексы. Определение главного и второстепенного в натюрморте. Передача движения и ритмов основных масс при построении живописной композиции натюрморта. Практическое занятие № 5 Натюрморт, составленный из предметов домашнего обихода и труда с драпировкой (кухонная утварь, образцы декоративно-прикладного искусства и народного творчества, инструменты и т.д.). Формат А2. Гуашь минимум 12 цветов. Выполнить этапы учебной постановки в практическом занятии:
| 2 | 2
|
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся №5 Изображение 2-3 предметов быта на простом фоне. Формат А3. Использовать гуашевые краски. Работу выполнить в теплых тонах.
| 8 | 2
| |
Раздел 3. Рисунок. Изображение сложных объектов. | | | |
Тема 3.1. Изображение архитектурных элементов. | Практическое занятие № 6 Рисунок капители дорического ордера. Соразмерность всех частей архитектурного ордера, модель, конструкция капители, особенности поэтапного выполнения рисунка капители. Формат А2. Карандаш простой. Выполнить этапы учебной постановки в практическом занятии:
| 2 | 2 |
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
Тема 3.2. Изображение сложных объемных форм. | Практическое занятие № 7 Сложная постановка. Натурный линейно- конструктивный рисунок 2-4 объектов: обязательно – гипсовая ваза/амфора, архитектурный элемент (розетка) и другие объекты на фоне контрастной драпировки. Формат А2. Карандаш простой. Выполнить этапы учебной постановки в практическом занятии:
Передача объема при помощи штриховки. | 2 | 2 |
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
Раздел 4. Изучение композиционной работы с цветом
| | | |
Тема 4.2. Стилизация. | Практическое занятие № 8 Натюрморт с натуры. Стилизация натюрморта под витраж, мозаику, фреску. Подчинение изобразительных средств выражению образных задач. Понятия о некоторых приемах, ведущих к обобщению зрительного образа. Формат А2. Смешанная техника акварельных красок и доработка цветными карандашами. Выполнить этапы учебной постановки в практическом занятии:
Передача объема при помощи штриховки. | 2 | 2 |
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся №6 Закончить практическую работу №8 | 8 | ||
Раздел 5. Рисунок архитектурного сооружения. Внутренние интерьеры.
|
| | |
Тема 5.1. Рисунок архитектурного сооружения.
| Практическое занятие №9 Зарисовка деталей городского пейзажа. Выполнение на листе 3-4 зарисовки городского дизайна. Компоновка изображения на листе. Выявление основных частей здания. Прорисовка и построение деталей сооружения. Светотеневое решение работы. Формат А2. Простой карандаш. Выполнить этапы учебного рисунка в практическом занятии:
| 2 | 2 |
2 | |||
2 | |||
2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся №9 Зарисовка вида из своего окна. Формат А3, карандаши. | 8 | 2 | |
Тема 5. 2. Рисунок интерьера
| Практическое занятие № 10 Выполнить рисунок интерьера (до 60 градусов). Рисунок с натуры. Формат А2. Алгоритм рисунка интерьера, схема плана с указанием точки и угла восприятия. Выполнить этапы учебного рисунка в практическом занятии:
| 2 | 2 |
2 | |||
2 | |||
2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся №7 Закончить практическую работу №10 | 8 | ||
Тема 5.3. Рисунок интерьера (120) | Практическое занятие №11 Рисунок интерьера в широкоугольной перспективе (до 120 градусов). Рисунок с натуры. Формат А2. Выполнить рисунок интерьера, теоретические модели и эксперименты по восприятию и отображению пространства, управление восприятием – выработка целостного восприятия внутреннего пространства. Выполнить этапы учебного рисунка в практическом занятии:
| 2 | 2 |
2 | |||
2 | |||
2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся №8 Закончить практическую работу №11 | 8 | ||
Раздел 6. Рисунок. Человек. |
| | |
Тема 6.1. Пропорции головы человека.
| Анализ пропорций головы человека и ее анатомических основ. Выполнить этапы учебного рисунка в практическом занятии: Практическое занятие №12 Рисунок черепа человека с натуры – демонстрационная модель. Рисунок с натуры. Формат А2. Поэтапно выполнить рисунки черепа человека в основных положениях – фас, профиль, трехчетвертной поворот. Все рисунки компонуются на одном листе. Выделение общей пропорции лицевой части.
| 2 | 2 |
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
| |||
| Самостоятельная работа обучающихся №9 Закончить практическую работу №12 | 8 | 2 |
Тема 6.2. Части головы человека. | Практическое занятие №13 Рисунки гипсовых деталей головы гипсовой статуи Давида – нос, губа выполняются на разных листах А2. Выполнить этапы учебного рисунка в практическом занятии:
| 2 | 2 |
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся №10 Автопортрет или портрет с натуры. Формат А3, любая техника. | 8 | 2 | |
Тема 6.3. Гипсовая голова человека. Обрубовка. | Практическое занятие №14 Рисунок гипсовой анатомической гипсовой головы человека (обрубовка). Выполнить рисунок с учетом связи внутренней костной конструкции и внешней мышечной системой в пластике головы человека. Светотеневая градация. Обобщение и завершение рисунка головы. Выполнить этапы учебного рисунка в практическом занятии:
| 2 | 2 |
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся №11 Закончить практическую работу №14 | 8 | 2 | |
Тема 6.4. Гипсовая голова 1. | Практическое занятие №15 Рисунок гипсовой объемной головы II сложности. Выполнить этапы учебного рисунка в практическом занятии:
| 2 | 2 |
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся №12 Закончить практическую работу №15 | 6 | 2 | |
Тема 6.5. Гипсовая голова 2.
| Практическое занятие №16 Рисунок гипсового слепка анатомической головы II сложности. (Антиной, Сократ, Цезарь). Поэтапно выполнить рисунок гипсового слепка анатомической головы:
| 2 | 2 |
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся №13 Закончить практическую работу №16 | 6 | 2 | |
| Итого: | 312/208/104 | |
- условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета: мольберты, плакаты, учебные таблицы, репродукции, стеллажи. Работы студентов из методического фонда.
Муляжи. Предметы быта. Драпировки. Гипсовые модели.
Технические средства обучения: проектор, экран.
Оборудование учебного кабинета: рабочий стол, мольберты, стулья, учебные таблицы, натурные столики, софиты.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
Ли Н.Г. «Голова человека. Основы учебного академического рисунка», М.: ЭКСМО, 2009. – 264с.
Макарова М. Н. «Практическая перспектива», М.: Академический проект, 2015. – 400 с.
Прокофьев Н. И. «Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов», М.: Владос, 2013. – 192 с.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: | |
| ТЕМА №1.1-3.2, 5,1-6.6 Практическое занятие №1-7, 9-16. |
| ТЕМА №1.1-6.6 Практическое занятие №1-16 |
| ТЕМА 1.1-6.6 Практическое занятие №1-16 |
| ТЕМА 1.1-6.6 Практическое занятие №1-16
|
| ТЕМА 1.2 Практическое занятие №2 |
знать: |
|
| ТЕМА 1.1-6.6 Практическое занятие №1-16 |
| ТЕМА 1.1-6.6 Практическое занятие №1-16 |
| ТЕМА 1.1-6.6 Практическое занятие №1-16
|
| ТЕМА 5.1-5.3 Практическое занятие №9-11 |
2