«Осень 2024»

Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Представлена статья, раскрывающая проблемы развития речи посредством сюжетно-ролевых игр

Олимпиады: Дошкольникам "Охота за знаниями"

Содержимое разработки

Сюжетно–ролевая игра как средство речевого развития детей

Сатиева Ю.А., воспитатель,

МАДОУ «ДС «Ручеёк»,

г. Новый Уренгой

Речевое развитие детей является одной из приоритетных задач подготовки детей к школе. Нередко педагоги детских садов решают данную задачу, используя школьную модель обучения детей. Мы предлагаем современный подход к речевому развитию детей, учитывая идеи Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина о том, что умственные процессы, определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании. Поэтому возникает необходимость поиска эффективных средств речевого развития детей.

Особые возможности для развития речи ребенка имеет сюжетно-ролевая игра, требующая от детей умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, общаться соответствующим образом, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников игры.

Сюжетно-ролевая игра, глубоко изучена в исследованиях Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, А.П.Усовой и др. Игра – деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях тематика многих сюжетно-ролевых игр детей должна быть связанна с социальной действительностью.

В ходе построения сюжета происходит придумывание и комбинирование разнообразных ситуаций, взаимодействия людей и событий. Организация содержательных игр на социальные темы, требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.

Вопрос о речевом развитии в сюжетно-ролевой игре недостаточно изучен в дошкольной педагогике. Дадим краткий анализ положения дел по обозначенной теме.

В настоящее время опыт по использованию сюжетно-ролевой игры как средства речевого развития детей рассматривался в работах авторов, занимающихся проблемой формирования предложений у детей с речевым недоразвитием (Н.С.Жукова, Т.Б.Филичева).

В работе педагогов детских садов наиболее часто используются методические пособия, освещающие исключительно проблемы организации сюжетно-ролевой игры. Например, в методическом пособии Михайленко Н., Короткова Н. «Организация сюжетной игры в детском саду» предлагается системный подход к организации сюжетной игры в детском саду, направленный на активизацию свободной самостоятельной игры. Авторы акцентируют внимание педагогов на важность формирования у детей умений вести ролевой диалог, но приводится недостаточно конкретных приемов.

Обзор используемых методов и приемов обучения в подготовительных группах показывает, что обучение грамоте и развитие речи зачастую осуществляется в непосредственной образовательной деятельности и без опоры на действенный опыт, на практическую деятельность, употребление фраз в строго заданных условиях по требованию взрослого. В итоге многократных занятий средний уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по детскому саду в среднем за 2 года остается неизменным - 52%.

Таким образом, недостаточная разработанность проблемы и её важность для совершенствования педагогического процесса в подготовительной к школе группы определила интерес и выбор темы моего мастер-класса: «Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей».

Мои материалы сегодня адресованы как педагогам дошкольных образовательных учреждений, так и учителям начальной школы. Школьным педагогам и психологам они будут весьма полезны по нескольким причинам: во-первых, по уровню игровых умений можно определить готовность ребенка к школьному обучению; во-вторых, чтобы понять младшего школьника нужно знать особенности психической жизни дошкольников; в-третьих, игра не кончается в дошкольном возрасте, и ростки так называемой игры с правилами проявляются в сюжетно-ролевой игре.

Цель мастер-класса: оказание методической помощи педагогам-практикам в использовании алгоритма организации сюжетно-ролевой игры «Мы журналисты».

Задачи:

1. Актуализировать в педагогическом сознании педагогов особые возможности сюжетно-ролевой игры в речевом развитии детей.

2. Научить педагогов создавать сюжетно-ролевую игру путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов и приёмов.

3. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Рассмотрим алгоритм организации основных этапов игры «Мы – журналисты», приемы мотивации детей, рекомендации к подготовке игр, необходимые источники обогащения детской игры.

1 этап. Мотивационный. Погружение в проблему. Проводится в начале учебного года с целью заинтересовать детей особенностями профессии журналиста.

Рекомендуемые приемы:

- рассматривание детских газет и журналов, городской газеты «Правда Севера»;

- чтение статей в семье;

- рассказы детей о прочитанных статьях для сверстников.

Результатом предполагается: эмоциональный отклик ребенка; овладение умением самостоятельно пересказывать статьи из газет и журналов, правильно передавая идею и содержание; возникновение у детей потребности узнать «Кто издаёт газеты и журналы?».

Использование приема (беседа по модели трёх вопросов):

- Что мы знаем о профессии журналиста?

- Что хотели бы узнать?

- Что для этого нужно сделать?

2 этап. Знакомство с профессиями: редактор, репортёр, корреспондент, фотокорреспондент, художник-оформитель. Целью данного этапа является расширение знаний детей о профессиях, формирование исследовательских умений и практическое освоение правил речевого этикета.

Рекомендуемые формы, методы и приемы:

-экскурсия в редакцию городской газеты «Правда Севера»;

-игровое занятие «Мы - журналисты»;

-приглашение в группу корреспондента городской газеты;

-создание папки исследователя. Данный прием заимствован из технологии проектирования. Цель: помочь детям разработать план собственной исследовательской деятельности;

-дидактические игровые упражнения: «Кому что нужно для работы», «Я репортёр», «Я фотокорреспондент», «Интервью у друзей»;

-создание с детьми опорных карт-схем для ведения диалога с людьми разных профессий;

-изготовление атрибутов совместно с родителями на данную тематику.

Предполагаемый результат:

Возникновение интереса к новым сюжетам, обогащение жизненного опыта, желание организовать игру по собственной инициативе, освоение правил речевого этикета, их использование в процессе общения.

Эти два этапа являются важными и необходимыми для организации сюжетно-ролевых игр на третьем этапе.

3 этап. Изучение социальных тем и решение задач по речевому развитию через сюжетно-ролевые игры «Мы – журналисты». На данном этапе мы планируем следующие задачи по речевому развитию детей:

-развитие умения строить общение с разными людьми;

-способствовать проявлению субъектной позиции ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками;

-развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

-практическое освоение воспитанниками норм речи.

Выбираем тему:

1 вариант: зависит от комплексно-тематического планирования рабочей программы в группе.

2 вариант: самостоятельный договор детей о начале игровой деятельности, выборе сюжета.

3 вариант: индивидуальное предложение от педагога (учитываются интересы и способности ребенка).

Мотивация детей. Проблемная или игровая ситуация. Дети в роли корреспондента, фотокорреспондента или журналиста в разных формах осуществляют сбор информации, сведений, фактов по предложенной педагогом теме, либо выбранной ими самостоятельно.

Поисковая деятельность детей (с целью обогащение жизненного опыта детей).

Ход сюжетно-ролевой игры:

1. Составление плана.

2. Распределение ролей. Кроме обязательных игровых ролей (журналисты, фотокорреспонденты, редакторы, художники-оформители) необходимы роли людей различных профессий (исходя из предполагаемой темы). Например, повар, заведующий ДОУ, врач, воспитатель.

3. Подготовка необходимых атрибутов и места для выполнения игровой роли.

4. Выполнение игровых ролей (интервью, фоторепортаж, репортаж, используя модели, карты-схемы через выполнение игровой роли).

5. Обобщение материала журналистами в «редакции».

6. Изготовление газет по теме исследования.

7. Итог игры.

Проведение имитационной игры:

А сейчас я предлагаю вам вместе со мной создать сюжетно-ролевую игру «Мы – журналисты» и выпустить газету «Что такое выпускной?». Тема нашей игры будет «Что такое выпускной». Она выбрана педагогом. Так как у детей подготовительной группы через несколько месяцев состоится важное событие – выпускной.

Чтобы мотивировать детей к активной деятельности была создана мотивационная ситуация: помочь детям выпускной группы узнать о выпускном. Так как временной промежуток мастер-класса ограничен по времени, поэтому поисковую деятельность, необходимую нам для сбора информации, создание необходимых атрибутов и материалов, будем считать выполненной. В результате разработаны карты-схемы, атрибуты, материалы для выполнения ролей. Выбираются участники игры по определенным признакам.

Давайте составим небольшой план нашей игры:

1. Сначала главный редактор занимает свое рабочее место. Если вы не против, я буду редактором нашей газеты, буду руководить вашей работой, редактировать представленный для газеты материал. Это мое рабочее место.

2. Остальные дети будут делиться на подгруппы: сотрудники газеты и те, у кого будут узнавать информацию о выпускном празднике. Вы должны будете договориться, кто из вас будет фотокорреспондентом, корреспондентом, художником-оформителем, а кто редактором модного детского журнала, дизайнером помещений, музыкальным руководителем детского

сада.

3. Где будут работать сотрудники газеты? Редактор журнала, музыкальный руководитель, дизайнер помещений и т.п.?

4. После того, как мы определили кто где работает, что еще необходимо сделать? Что потребуется каждому для работы?

5. Обговариваются необходимые атрибуты.

6. Атрибуты подготовили, что делают дальше корреспонденты и остальные?

7. Обговариваются сюжетные линии.

Корреспондент и фотокорреспондент звонят редактору модного журнала, и договаривается с ним о встрече (дата и время). Встреча корреспондента и редактора в редакции модного детского журнала. Интервью. Фотограф фотографирует понравившиеся модели, корреспондента с редактором. Берут с собой образцы тканей, аксессуаров.

Корреспондент идет в кабинет музыкального работника детского сада. Берет интервью. Слушают музыку, стихи. Музыкальный руководитель предлагает тексты песен и стихотворений, диски, фотографии возможных сказочных героев. Корреспондент звонит дизайнеру помещений, договаривается о встрече. Встреча корреспондента и дизайнера. Просмотр коллекций. Интервью. Дизайнер дает советы по оформлению зала.

8. После того как весь материал собран, кто приступает к работе?

9. Редактор собирает своих сотрудников для обсуждения и верстки газеты.

10. Художник-оформитель оформляет название газеты, рубрик, их художественное оформление. После работы корреспондентов совещается с ними, и совместно оформляют содержание рубрик.

11. Распределение ролей. Воспитатель предлагает детям самостоятельно распределить роли, если возникает спор, то он предлагает использовать считалки. Игроки распределяют роли и разбирают необходимые атрибуты, устраивают свои рабочие места.

12. Ход игры. Редактор собирает своих коллег и даёт им указания по работе.

-Прошу сотрудников газеты «Утренняя зорька» собраться в кабинете главного редактора. Уважаемые сотрудники, нам предстоит подготовить новый выпуск газеты на тему «Что такое выпускной?». Давайте с вами обсудим, какие будут рубрики в нашей газете. Я предлагаю рубрики: «литературная страничка», «полезные советы», «музыкальная шкатулка», «модный приговор» (обсуждение рубрик детьми используя игру «Хорошо - плохо»).

-Прошу корреспондентов выбрать рубрики, за какие они будут отвечать (выбор рубрик корреспондентами).

-«Литературную страничку» нужно оформить в стихах и загадках. В рубрике «Полезные советы» поместить взятое журналистами интервью у дизайнера помещений, советы музыкального руководителя. В рубрике «Модный приговор» поместить эскизы платьев и костюмов к выпускному балу. В рубрике «Музыкальная шкатулка» поместить песни к празднику.

- Журналисты могут приступать к выполнению своего задания, а художники оформители приступают к оформлению газеты (наклеивают название газеты, название рубрик).

13. Итог игры. Воспитатель приглашает детей к себе, спрашивает, понравилась ли им игра? Что понравилось больше всего? Умеют ли теперь сами участвовать в организации выпускного?

Воспитатель благодарит детей за хорошую игру: «корреспондентов» за умение общаться со специалистами, выбор хорошего и необходимого материала, фотокорреспондента за отличные снимки, редактора модного детского журнала за профессиональную помощь, предоставление коллекции.

Воспитатель: наша газета получилась очень интересной и познавательной. Вы много узнали о проведении выпускного бала в детском саду. Я думаю, что детям другой подготовительной группы будет очень интересно читать нашу газету.

Презентация рубрик перед детьми подготовительной группы. Корреспонденты рассказывают, что и как они оформили на своих страничках.

Этап Рефлексия «Ладошка».

На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец — это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение, запишите его. Большой палец – для меня это важно (неважно); указательный палец – я получила конкретные рекомендации (я не узнала для себя ничего нового); средний палец – мне было интересно, легко (скучно, не интересно, трудно, не понравилось); безымянный палец – моя оценка имитационной игре. Мизинец –хочу для себя выяснить…

Педагоги высказывают своё мнение.


Список литературы

1. Бабаева, Т.И. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образо-

вания / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе. – Спб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

2. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, Е.М. Мастюко-

ва.– М.: Эксмо, 2011.

3. Запорожец, А.В. Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях / А.В. За-

порожец // Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. М.; 1978

г. – 321 с.

4. Короткова, Н. Пособие для воспитателя. Второе издание; испр. / Н. Михайленко, Н. Короткова. –

М.: Гном и Д, 2000 г.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее