«Осень 2024»

Роль дисциплины «Ансамбль» в становлении исполнителя- солиста.

В данной работе рассматривается роль коллективного музицирование в становлении исполнителя-солиста, а именно -дисциплины « Ансамбль». Эта дисциплина представлена самостоятельным жанром. В статье рассматриваются не только образовательные задачи, но и воспитательные функции предмета « Ансамбль». Задачи и функции разбиты на три группы, роль каждой в становлении исполнителя-солиста рассматривается отдельно.

Олимпиады: История России 6 - 11 классы

Содержимое разработки

преподаватель

МБОУ ДО «Иловлинская ДШИ»

Гомзина Ирина Ивановна


Роль дисциплины «Ансамбль» в становлении исполнителя- солиста.

Мы привыкли говорить о предмете «Ансамбль», как дисциплине воспитывающей хорошего исполнителя в музыкальном коллективе и очень редко рассматриваем его роль в воспитании исполнителя-солиста.

Многие могут возразить мне, говоря, что развитие технической базы исполнения и музыкально-творческих способностей учащегося происходит на основе приобретенных им знаний на уроках специальности, а ансамбль это всего лишь продолжение и закрепление навыков полученных на этих занятиях. Да, эти предметы неразрывно связаны друг с другом, но ансамбль решает многие задачи предмета «Специальность», помогая, в том числе, воспитывать у обучающихся навыки исполнителя-солиста.

Бесспорно, дисциплина « Ансамбль» или так называемое коллективное музицирование, у учеников является самым любимым предметом в процессе обучения, игре на инструменте. Учитывая потребности нашего времени, когда слушатель воспитан на популярной, легкой в восприятии музыки, выступление ансамбля на сцене более востребовано и популярно, чем сольные выступления учащихся, т.к. эти выступления ярче и эмоциональнее.

Но как может влиять участие в коллективе на формирование солиста?

Давайте рассмотрим эту дисциплину, ее роль в учебном процессе более детально.

Для музыкального и общего развития детей значение коллективного инструментального музицирования, достаточно трудно переоценить. Ансамбль – как дисциплина очень многогранна. Этот предмет многофункционален и несет на себе не только обучающую нагрузку, но и психологическую, воспитательную (нельзя забывать о том, что мы, преподаватели дополнительного образования, призваны не только обучать, но и воспитывать подрастающее поколение). Эта дисциплина является самостоятельным жанром исполнительского искусства, обладает своей ценностью и выполняет функции воспитания ансамблевого, а впоследствии оркестрового исполнителя, и функцию становления исполнителя-солиста. Очень жалко, что в учебные планы дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства (ФГТ), в обязательную часть ансамбль вводится с 4 класса, при 8-летнем обучении, и со 2 класса, при 5-летнем. Правда, в вариативной части, коллективное музицирование, предусматривается с первого года обучения , но с оговоркой на имеющиеся финансовые ресурсы учреждения, предусмотренные на оплату труда педагогических работников.

А так важно начинать эти занятия именно с 1 класса, ведь этот предмет решает множество задач, такие как:

  • расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;

  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре на инструменте;

  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых не только для ансамблевого музицирования;

  • развитие чувства партнерства при игре в ансамбле, артистизма, музыкальности;

  • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа;

  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования)

  • приобретение опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

  • формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса солиста

Практически все задачи совпадают с направлениями в воспитании индивидуального солиста на уроках специальности.

Можно сгруппировать задачи данного предмета в три группы, по обучающим технологиям:

  1. собственно обучающие

  2. коммуникативные

  3. подготовка солистов


Давайте разберем свами каждую группу с той точки зрения, что она дает в воспитании исполнителя-солиста.

Первая группа—обучающая.

Думаю, никто не будет спорить с утверждением, чем больше ребенок-исполнитель, будущий музыкант, слушает и играет музыкальных пьес, тем значительно расширяется его музыкальный кругозор. Через исполняемый репертуар, происходит знакомство с различными музыкальными стилями, манерой исполнения.

Мы сейчас отмечаем, что по настоящему музыкально-одаренных детей, на данный момент, в школах — единицы. Основным контингентом являются так называемые « середнячки» (и в лучшем случае если эти «середнячки» трудолюбивы). Наша задача « подтянуть» этих детей до сравнительно «высокого среднего исполнительского уровня».

Занимаясь в коллективе, дети обучаются не только у педагога, но и в результате взаимодействия друг с другом. Здесь действует психологическая сторона: « Если может кто-то, то значит так играть, могу и я!» На основе коллективного музицирования соподчинения друг другу, достижения единства исполнения, развития музыкально-технических навыков, формируется и индивидуальный стиль.

Я еще раз хочу подчеркнуть, что очень важно включать дисциплину «Ансамбль» в программу обучения с первого класса.

Первоклашка не владеющий нотной грамотой, играя на шумовых инструментах в сопровождении педагога, начинает накапливать свой слуховой опыт, идет формирование основных исполнительских качеств, развитие музыкально – творческих способностей учащегося. Играя на шумовых инструментах (перкусиях), инструментах оркестра К.Орфа в составе большого ансамбля или дуэта, учащийся познает многообразие музыкального мира. Происходит первое знакомство с метро-ритмом—одним из значимых элементов музыки. Приобретение метро-ритмической основы в исполнении и для коллективного музицирования и для солиста, не менее важно, чем развитие технического исполнения и музыкальности.

Игра в ансамбле, не только у первоклашек, но и у всех учащихся вырабатывает ряд необходимых музыкальных качеств: дисциплинирует в отношении ритма, вырабатывает чувство нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического и гармонического слуха.

Происходит понимание и чувство музыкальной формы.

Ребенок познает изобразительные (технические) возможности своего музыкального инструмента, знакомится с новыми средствами музыкальной выразительности, приобретает навыки в выражении эмоций (с помощью динамики) и правильной фразировке музыкального материала.

Закрепляется владение средствами артикуляции, изученными штрихами. Происходит открытие новых музыкальных звуков, тембров ( особенно если ансамбль состоит из различных инструментов) и знакомство с новыми приемами звукоизвлечения. Активизируются музыкальная память и творческое воображение. Сравнение игры разных участников ансамбля помогает сделать выводы о манере игры, вырабатывать свой стиль исполнения. Приобретённые новые навыки и закрепленные старые, помогают ребенку в работе над сольными произведениями.


Вторая группа—коммуникативная. Эта функция ансамбля решает проблемы не только общения детей ,взаимопонимания, объединения их в достижении заданной цели, задачи, она помогает преодолеть нерешительность, неуверенность в своих силах. Коллективное творчество учит ответственности и дисциплинированности, развивает организованность, а также решает ряд психологических проблем: застенчивый ребенок, участвуя в музыкальном коллективе, чувствует себя в «центре жизни», а музыкальный, творческий, технически подготовленный ребенок — проявляет свои навыки и фантазию на деле.

Не будем забывать, что каждый родитель, да и учитель, хочет видеть результат обучения своих детей, будь это выступления на сцене или участие в конкурсах. Участие в концертной деятельности детей с различными музыкальными данными, с разным уровнем подготовки в одном коллективе, делают их более уверенными в своих силах. При этом педагог -- не только организатор учебного процесса и вдохновитель, но и участник совместного, творческого процесса. В процессе работы над репертуаром, подготовки к выступлению, педагог и ученики предстают как равные партнеры, ищущие совместное решение поставленных задач как музыкально-творческих, так и задач технического плана.

Такая совместная работа приносит удовлетворение в эмоциональном плане всем участникам ансамбля. Пробуждает интерес к самостоятельным занятиям дома, интерес к своему инструменту, а успешные выступления на сцене, в составе коллектива, приносят радость, раскованность в исполнении и поведении на сцене. Появляется желание исполнять сольные партии. А затем уже и выходить на сцену самостоятельно с сольными произведениями.

Причем нужно подчеркнуть, что участие в концертах это один из мощнейших стимулов поддержания интереса к дальнейшему обучению, особенно для учеников младших классов. Для учащихся старших классов выступление на сцене — это самоутверждение, неосознанное стремление подтвердить свои артистические способности.

Мы подошли к третьей обучающей технологии — сольное исполнение.

Как правило, нотный материал для малых форм ансамблей строится таким образом, что сольная партия зачастую, располагается в первой партии или есть небольшие сольные фрагменты в каждой партии. Очень мало музыкальной литературы для малых форм ученического ансамбля произведений с солистом, а проявить свою индивидуальность хочется нескольким участником ансамбля. В этом случае приходят на помощь новые технологии или как их называют технологии IP. Другими словами фонограммы.

Игра под фонограмму—это та же игра в ансамбле, только более профессиональном. Звучит очень ярко. Это настоящий современный концертный номер. Всегда очень хорошо воспринимается зрителем.

Играть под фонограмму нравиться всем обучающимся. Обладая навыками коллективной игры, умением слушать и слышать окружающих ребята без труда овладевают этим навыком. Вопрос в сценическом репертуаре и возрасте, в котором ребенок может выйти с сольным исполнением под фонограмму.

По своему опыту работы, могу сказать, что хорошо выглядят на сцене ребята от 13 лет. Они уже хорошо физически сложены ( могут играть стоя), более ярко проявляется артистизм, могут хорошо себя «преподнести» зрителю (т.к. в этом возрасте уже заканчивается формирование личности и приходит четкая осознанность желаний и обязательств). Именно с этого возраста подросток хочет проявить свою индивидуальность. Немаловажную роль играет приобретенный опыт коллективных выступлений — ребенок более комфортно чувствует себя на сцене, может «общаться» со зрителем.

Что касается репертуара. Здесь немного сложнее в том плане, что большинство профессиональных фонограмм, которые можно найти в интернете, рассчитаны на музыкально-технически хорошо подготовленного исполнителя-солиста. В этом случае можно поработать над исходным материалом, т.е. как говорят «обрезать», а можно поступить по другому…

Как уже говорилось выше, наш слушатель настроен на популярную музыку. Именно она востребована и воспринимается с успехом. И я в своей работе очень часто использую фонограммы песен. Популярные, известные мелодии песен и саундтреки из кинофильмов дети исполняют с удовольствием, т.к. они легки в исполнении и запоминании, а само ощущение приобщения к современной эстраде приносит удовлетворение. Можно сказать -- музыкант открывает себя заново. Он становится солистом, индивидуальностью…

В данном виде творчества (игре под фонограмму) учащиеся получают первые навыки импровизации, вариативности, транспонировании…

Но это уже другая тема и другая статья.


Литература.

  1. http://www.iroski.ru/sites/default/files/PO01UP02_3.pdf

Проект примерной программы по учебному предмету ансамбль.-- М.2012






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее