«Зима 2025»

"Развитие ритмического слуха при помощи компьютерных технологий"

Методичка для педагогов по вокалу. Советы, рекомендации для всех начинающих вокалистаов.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

У ПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

ИМ. В.Г. ДЖАРТЫ ГОРОДА МАКЕЕВКИ»





Развитие ритмического слуха с применением компьютерных технологий

Методические рекомендации



Пантелеева Елена Вадимовна,

руководитель кружка,

Буйских Юлия Юрьевна

Руководитель кружка

















Макеевка, 2021



























УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

ИМ. В.Г. ДЖАРТЫ ГОРОДА МАКЕЕВКИ»






Развитие ритмического слуха с применением компьютерных технологий

Методические рекомендации



Пантелеева Елена Вадимовна,

руководитель кружка,

Буйских Юлия Юрьевна

Руководитель кружка













Макеевка, 2021

Развитие ритмического слуха с применением компьютерных технологий. Методические рекомендации/ Пантелеева Е.В, Агеенко Е.Ю. / МБУДО «ГДДЮТ им. В.Г.Джарты», Макеевка, 2021г – 30 с.




Рецензент: Полукеева В. Н.- методист методического центра управления образования администрации города Макеевки.






Одобрено методическим советом методического центра управления образования администрации города Макеевки, протокол от .11.2021 № 4(60)






Данные методические рекомендации предназначены для начинающих педагогов - вокалистов, работающих в детском вокальном коллективе. В работе автор раскрывает особенности работы в детской вокальной студии или кружке. Раскрываются принципы развития музыкального слуха с с применением компьютерных технологий.








Содержание



ВВЕДЕНИЕ

5

1. Теоретико-методические основы развития ритмического слуха младших школьников на занятиях

7

1.1.

Теоретический аспект развития ритмического слуха

7

1.2.

Развитие ритмического слуха

9

1.3.


Особенности младшего школьного возраста в аспекте восприятия

музыки и ритма

10

2. Анализ существующих компьютерных программ по развитию

музыкального слуха

12

3.Методика развития ритмического слуха младших школьников при помощи электронного ресурса «Путешествие в страну ритма».

24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

27

ЛИТЕРАТУРА

28

ПРИЛОЖЕНИЕ

29





















ВВЕДЕНИЕ

ΧΧI век – эпоха информации и компьютеризации. Невозможно поверить, что еще тридцать лет назад можно было по пальцам сосчитать области, в которых применялся компьютер. Сегодня все наоборот. Компьютер коснулся всех сфер деятельности человека. В результате, в музыкально-педагогическом процессе возникло противоречие между сложившейся системой музыкального воспитания и современной, скоростной системой компьютерных технологий. Проблема данного исследования состоит в преодолении противоречия между системой музыкальной педагогики и компьютерными технологиями.

Многие педагоги и ученые занимались проблемой применения компьютерных технологий в музыкально-педагогическом процессе: П.В.Лобанов, Р.Х.Зарипов, Ф.Т.Хофстеттер. Все эти люди пытались найти оптимальный вариант совмещения музыкального образования и компьютерных технологий.

Необходимо понимать, что музыкальная педагогика не стоит на месте. Современный учитель музыки должен знать все последние разработки в области методик преподавания музыки и развития музыкальных способностей

Сегодня в условиях жесткой конкуренции происходит борьба за детское внимание. Ребенок – это будущий взрослый и от того, что «вложить» в него сейчас, будет зависеть то, что он «отдаст» когда вырастет.

Рынок заполнен компьютерными играми, доступными носителями музыки и видео, но содержание информации, передаваемой при помощи перечисленных технологий, определяет сам ребенок, опираясь на ценности, транслируемые ему обществом, в котором он воспитывается. Современное занятие музыки должно соответствовать требованиям времени, то есть должно быть интересным, актуальным и современно оснащенным. Педагогу необходимо изучать современные обучающие и компьютерные технологий, чтобы сделать музыкально-педагогический процесс информационно насыщенным, интенсивным и увлекательным.

Целью методической является обоснование способов развития ритмического слуха младших школьников на основе применения компьютерных технологий.

В настоящей работе были поставлены следующие задачи:

- изучить музыкально-педагогические и музыкально-психологические воззрения на сущность и структуру развития ритмического слуха;

- проанализировать и освоить компьютерные технологии;

- изучить учебно-методическую литературу в аспекте исследуемой проблемы;

- разработать электронный ресурс, способствующего развитию ритмического слуха с помощью.

Новизна методической работы заключается в том, что при помощи компьютерных технологий развить ритмический слух младших школьников, развить навыки определения акцентной доли в ритмической фразе.

Практическая значимость заключается в том, что электронный ресурс, может быть использован в различных сферах музыкального образования: музыкальных кружках и студиях, общеобразовательной школе, музыкальной школе, старших группах детского сада, а так же в качестве самостоятельной работы в домашних условиях.
















1. Теоретико-методические основы развития ритмического слуха младших школьников на занятиях

1.1. Теоретический аспект развития ритмического слуха

В музыковедческой и музыкально-педагогической литературе существует множество определений слуха.

Следующее определение дано в Большой советской энциклопедии в статье Я.А.Альтмана «Слух»: Слух, функция организма человека и животных, обеспечивающая восприятие звуковых колебаний. Реализуется деятельностью механических, рецепторных и нервных структур, составляющих слуховую систему, или слуховой анализатор. У человека при действии звуков возникает специфическое слуховое ощущение, в котором отражаются параметры звуковых сигналов (например, интенсивность или частота звуковых колебаний воспринимается как громкость или высота звука).

Е.В.Давыдова в книге «Методика преподавания сольфеджио» пишет: «Роль слуха в музыкально-творческом процессе, в развитии музыкальных способностей, в воспитании любви к музыкальному искусству чрезвычайно высока».

Педагоги, психологи и ученые из многогранного понятия «слух» выделяют специальное определение «музыкальный слух».

Музыкальный слух (в широком смысле) – способность различать и представлять характеристики и свойства звуков, созвучий, звуковых структур, которые имеют выразительное и смысло-образующее значение в музыке.

Музыкальный слух – это способность улавливать связь между звуками,

запоминать и воспроизводить их, воспринимать их не как случайные сочетания, а вникая в их смысл, осознавая их художественное значение. Вот этот-то слух и необходим каждому музыканту. В том или ином виде музыкальный слух есть у каждого. Просто у некоторых он выражен очень ярко, а у других слабее. Но музыкальный слух можно развить, если очень хотеть и настойчиво добиваться этого.

Ю.Н.Рагс в статье «Музыкальный слух» раскрывает понятие не только как способность воспринимать отдельные качества звуков, но и как общую музыкальность, которая проявляется в «эмоциональной отзывчивости на музыкальное явление». Автор утверждает, что «…без нее человек оказывается непригодным к музыкальной (композиторской, исполнительской) деятельности…».

Различают несколько видов музыкального слуха: абсолютный, относительный, внутренний и др.

Абсолютный слух — способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, называть их (до, ре, ми и т. д.), не сравнивая с каким-либо эталонным звуком.

Относительный слух — способность определять звуковысотные отношения, музыкальные интервалы (секунда, терция, кварта и др.).

Внутренний слух — способность мысленно представлять, вспоминать отдельные качества музыкальных звуков, мелодические, гармонические последования, целые музыкальные пьесы.

Слово ритм применяется по отношению к самым разнообразным случаям

и имеет очень широкое распространение. Говорят о стихотворном ритме, о

ритме прозы, о ритме спектакля; мало того, говорят о ритме сердца, дыхания и других органических процессов; говорят даже о ритме по отношению к смене времен года, дня и ночи и т.д.

Ритм (греч. rhythmós, от rhéo — теку), воспринимаемая форма протекания во времени каких-либо процессов, основной принцип формообразования временных искусств (поэзия, музыка, танец и др.).

Многообразие проявлений ритма в различных видах и стилях искусства, а также за пределами художественной сферы (ритм речи, трудовых процессов и т. д.) породило множество различных определений ритма, в связи с чем слово "ритм" не обладает терминологической чёткостью.

Среди определений ритма можно наметить три основные группы:

1 . В самом широком понимании ритм — временная структура любых воспринимаемых процессов, образуемая акцентами, паузами, членением на

отрезки, их группировкой, соотношениями по длительности и т. п.

2. Ритм речи в этом случае — произносимые и слышимые акцентуация и членение, не всегда совпадающее со смысловым членением, графически выражаемым знаками препинания и пробелами между словами.

3. В музыке ритм — это её распределение во времени или (более узко) — последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты (ритмический рисунок в отличие от мелодического).

Музыкальный ритм, в отличие от ритма вообще, связан со звуком.

Единицей музыкального ритма является звук (пауза), обладающий некой

реальной длительностью.

Музыкальный ритм – одно из основных выразительных средств музыки, которое передает эмоциональное содержание. Следовательно, ритм является

элементом музыкального языка. Как любой язык, ритм организуется по определенным правилам.

1.2. Развитие ритмического слуха на занятиях музыки

Чтобы разобраться, необходимо понять, что такое занятие музыки, каковы

его цели, задачи и вообще для чего он нужен в перечне школьных предметов.

Современное занятие музыки ставит перед собой цель привить музыкальную культуру учащимся. Для этого обозначаются следующие задачи:

1) развитие любви к музыке;

2) знакомство с шедеврами мировой классики, современной и народной музыки;

3) педагогическое руководство процессом усвоения учащимися знаний о музыке;

4) развитие музыкально-творческих способностей;

5) воспитание вкуса, музыкально-эстетического чувства; и многие другие.

Итак, одной из задач занятия музыки является привитие определенных музыкальных умений и навыков.

Каковы же место и роль ритмического воспитания на занятии музыки?

Можно сказать, что каждый педагог так или иначе сталкивается с проблемой

ритмического воспитания, но не каждый понимает важность последнего, следствием чего, порой, является не достаточное внимание к этой теме.

Для работы над освоением ритмических рисунков предлагаю три способа:

1.Слухо-двигательное сравнение простых ритмических фраз, различающихся минимально:

Скок, скок, по – скок,

Мо- ло – дой дроз – док

2.Применение особых названий ритмических элементов, удобных для произнесения и исполнения ритмических фигур.


а) шаг шаг шаг шаг

бе—гать шаг шаг шаг

б) ДОН ДОН ДОН ДОН

ДИ-ЛИ ДОН ДОН ДОН

в) ТА ТА ТА ТА

ТИ-ТИ ТА ТА ТА


3.Наглядные изображения ритмических фраз, которые вначале состоят из картинок (к примеру – из рисунков птичек различной величины), затем

заменяются упрощенными нотами (без головок):

Ι Ι Ι Ι

Π Ι Ι Ι

Для составления ритмических рисунков, предлагаю придумывать истории, которые помогут детям осваивать ритм как сюжет человеческих отношений. Например: Ι Π – мамы вышли погулять и взяли с собой дочек.

1.3. Особенности младшего школьного возраста в аспекте восприятия

музыки и ритма. Ребенок является эпицентром музыкальной образовательной системы. Младшим школьником считается ребенок в возрасте от семи до десяти, одиннадцати лет. В этот период дошкольник становится школьником, поэтому данный этап жизни ребенка можно считать переходным. Любой переходный период в жизни человека таит в себе как положительные, так и отрицательные стороны. При поступлении в школу ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника.

При работе с детьми необходимо учитывать их способность к активной

деятельности. Были выявлены фазы работоспособности. Во всякую работу, в

том числе и в умственную, организм человека и особенно ребенка включается не сразу. Необходимо время для вхождения в работу – это первая фаза работоспособности. Следующий этап – фаза оптимальной работоспособности. В этот период наблюдаются самые высокие показатели качества и количества произведенных действий. Последняя фаза – утомление. После длительной, чрезмерной, а также во время монотонной или напряженной работы наступает утомление. Характерным проявлением утомления является снижение работоспособности. Скорость наступления утомления зависит от состояния нервной системы, частоты ритма, в котором производится работа, и от величины нагрузки. Неинтересная работа быстрее вызывает наступление утомления. Дети утомляются при длительной неподвижности и при ограничении двигательной активности.

Восстановление работоспособности при наступившем утомлении, происходит значительно быстрее при переключении на другой вид деятельности.

Работоспособность и активность первоклассников наиболее высоки первые 15 минут работы. Особенно выражено это в начале учебного года. После 30 минут непрерывной работы регистрируется падение работоспособности, ухудшение внимания и ослабление памяти. Для поддержания должного уровня работоспособности рекомендуются небольшие динамические паузы в середине урока и чередование видов деятельности в течение занятия.

Поэтому на занятиях важны игровые формы для изложения учебного материала и яркие наглядные пособия.

2. Анализ существующих компьютерных программ по развитию

музыкального слуха

Компьютер довольно быстро превратился в универсальное интеллектуальное орудие труда, существенно облегчающее умственную работу человека и делающее её более производительной и эффективной. Благодаря компьютеру образовался новый мощный пласт культуры. Нас стал окружать огромный, постоянно расширяющийся и интенсивно развивающийся виртуальный мир. Компьютерные технологии стремительно продолжают свою экспансию на новые области человеческой деятельности. В том числе активно проникают в систему музыкального образования.

В современном образовании все большее значение приобретает соответствие учебного процесса требованиям времени. Особое внимание уделяется обеспечению технической стороны учебного процесса. Современный педагог

должен уметь применять компьютер в учебном процессе.

История компьютеризированного обучения берет свое начало с того

времени. Когда в США в конце 1950-х гг. появились первые автоматизированные обучающие системы (АОС).

В России в 1963 году П.В.Лобанов разработал и сконструировал первые

образцы обучающих машин. В Государственном музыкальном педагогическом институте имени Гнесиных был открыт автоматизированный класс музыкального обучения и создано множество программ по различным

дисциплинам.

В 1972 году в университете Миннесоты начала проводить свои исследования Д. Гросс: она разработала ряд компьютерных программ, содержащих упражнения по теории музыки и сольфеджио (развитие ритмического слуха, определение гармонической последовательности и

написание музыкального диктанта).

В начале 1980-х зарубежные исследователи вышли на новый уровень

понимания проблемы компьютеризации музыкального образования. Многочисленные эксперименты подтвердили эффективность новой обучающей технологии и дали положительный ответ на вопрос о целесообразности использования компьютера в обучении музыке. С этого момента изменились приоритеты в дальнейших исследованиях. Теперь пристальное внимание исследователей обратилось на педагогические технологии компьютерного обучения, при разработке программного продукта стали учитываться дидактические факторы.

В настоящее время в России наибольшую известность получили следующие разработки. Педагоги и сотрудники Московской государственной

консерватории имени П.И.Чайковского участвуют в создании музыкальных

образовательных компьютерных программ, например, «Джоаккино Россини»

(DS Multimedia Productions), «Фридерик Шопен», «Энциклопедия музыкальных инструментов» и т.п. В вычислительном центре консерватории, образованном в 1991 г., Ю.Н.Рагсом и А.В.Харуто проводятся акустические исследования (в том числе и с помощью созданной в ВЦ МГК программы Notator). В истории компьютеризации музыкального образования наблюдается не только количественный рост с постепенным охватом все большего географического пространства, но и качественные изменения.

Необходимо сказать о том, что в России практически не ведутся работы

по созданию программ для развития музыкального слуха.

В наше время обучающие программы, посвященные развитию музыкального слуха создаются преимущественно за рубежом.

Далее мы приведем принципы работы трех наиболее известных и распространенных компьютерных программ, созданных для развития музыкального слуха.

Идеей этих программ является то, по мнению разработчиков, что если компьютер оснащен простейшей звуковой платой с MIDI-интерфейсом и

синтезатором, то он с легкостью может превратиться в преподавателя сольфеджио. Все, что нужно, пишут создатели — это программа, которая будет давать задания, воспроизводя их через акустические системы, подключенные к звуковой плате.

Как проходит тренировка слуха? Программа выбирает какой-либо музыкальный элемент, например интервал, играет его и просит определить на слух. Набор интервалов для тренировки можно выбрать самостоятельно или воспользоваться готовыми упражнениями программы. Интервалы выбираются случайным образом, поэтому тренировка даже с двумя интервалами может продолжаться сколько угодно долго. То же самое справедливо и для других элементов: аккордов, ладов, мелодий.

По окончании упражнения программа выводит результаты и показывает

допущенные ошибки. Многие программы позволяют хранить результаты и

давать статистику правильных ответов, на основании которой можно следить за собственным прогрессом. В некоторых из программ есть также виртуальный «учитель» и заранее готовый курс упражнений, от начальных до самых сложных. При этом «учитель» контролирует прохождение курса и дает советы — стоит ли перейти на новый уровень, повторить текущий или даже вернуться к предыдущему.

В упражнениях существуют шесть возможных способов ответов.

1. Первый — виртуальный: на экране нарисовано изображение клавиатуры

фортепиано или грифа гитары, ответ вводится щелчком мыши по клавиатуре или грифу.

2. Второй способ заключается в использовании компьютерной клавиатуры.

3. Третий способ — нотный, ответы "пишутся" мышью на экранном нотном стане с помощью инструмента, напоминающего карандаш.

4. Четвертый — поименный: ответы выбираются из предлагаемых вариантов.

5. Пятый способ заключается в использовании внешнего MIDI-контроллера

(клавиатуры, электронных ударных и т. п.).

6. Шестой способ — «микрофонный», когда ответы пропеваются голосом

или проигрываются на акустическом музыкальном инструменте, а программа в реальном времени производит анализ высоты тона или ритмической структуры сигнала.

Для каждого типа упражнений больше подходит один из способов. В идеале хорошо иметь MIDI-клавиатуру для ввода аккордов, электронные ударные для ритмических упражнений и микрофон для пропевания интервалов или мелодий. Поименный способ хорош для тех упражнений, где нужно выбрать один ответ из двух или нескольких возможных, например, "да или нет", "больше/меньше", "ниже/выше", "трезвучие, секстаккорд или септаккорд".

Особо хочется отметить способ ввода ответа посредством микрофона

(«микрофонный» способ). В развитии слуха огромную роль играет пропевание упражнений голосом. Именно на этом построено все сольфеджио. Способность сознательного воспроизведения музыки неотделима от способности сознательного ее восприятия, поэтому при развитии первой развивается и вторая. Для ввода ответа голосом не нужны дорогие микрофоны, подойдет микрофон любого типа (электретный, динамический, конденсаторный).

Производители существующих программ для развития музыкального слуха — фирмы разной степени известности, а иногда даже частные лица.

Иногда программы тренировки слуха являются бесплатным приложением к какой-либо книге по теории музыки.

Большинство программ выпускаются в вариантах для PC и Macintosh, но есть даже онлайновые варианты, основанные на Java-апплетах — есть возможность зайти на соответствующий сайт и тренироваться.

В приложение 1 показаны основные программы, утвердившиеся на рынке за последние несколько лет.


Системные требования программ скромны: процессор Pentium и выше, несколько мегабайт на жестком диске, любая из версий Windows и любая

звуковая плата с MIDI-интерфейсом и встроенным синтезатором. Все программы позволяют использовать для ответов MIDI-контроллер, а программы EarPower и Auralia — микрофон и собственный голос.

Программа Ear Power.

Эта программа выпускается американской фирмой Fast & Soft для платформы PC и имеет сейчас версию 3.0. В качестве дополнения фирма Fast & Soft выпускает также программу Sight Singing Trainer для обучения пению нот с листа, а также экранный метроном EarSteady с функцией контроля темпа, вводимого с компьютерной клавиатуры или MIDI-контроллера. Интерфейс EarPower прост настолько, насколько это возможно. В центре рабочего окна располагаются четыре закладки, соответствующие четырем типам упражнений: мелодия, ритм, интервалы и аккорды (приложение 1).

В программе есть два режима работы: тренировка и тест. Основное действие происходит в режиме тренировки. В любой момент можно перейти к любому из упражнений, настроить его по желанию, выбрать требуемый уровень сложности и отвечать на задания программы. Для начала тренировки

нажимать ничего не нужно — при выборе закладки с упражнением сразу же

играется задание. После ответа в окошке загорается результат, он же проговаривается еще и голосом (например — "You are right! " или "Try again").

Задание повторяется до тех пор, пока учащийся не ответит правильно, после чего играется следующее задание, которое можно начать и принудительно, нажав кнопку New в левой части окна. Само собой, есть и кнопка повтора задания (Repeat), на случай, если его успели забыть. В Ear Power эту кнопку можно нажимать сколько угодно раз, хотя в реальной жизни ученикам обычно дается ограниченное число попыток. Интересно, что правильный ответ программа сама никогда не показывает, даже если вы уже совсем сдаетесь.

Уровней сложности в Ear Power семь — от начинающего (Beginner) до мастера (Excellent), выбираются они кнопками в левом нижнем углу окна.

Конфигурацию всех упражнений можно сохранить в одном файле, а позже в

любой момент его загрузить. Это позволяет осуществить довольно простую

схему подготовки задания преподавателем — для каждой категории учеников создается свой файл конфигурации и выдается на дискете в качестве домашнего задания. С программой поставляется семь конфигурационных файлов снаиболее типичными вариантами настроек.

Рассмотрим возможности развития ритмических навыков программы Ear

Power.

При выборе закладки Rhythm в правой части рабочего окна появляется кнопка управления метрономом и размером. В левой части окна в зависимости от выбранного упражнения появляются либо изображение барабана, либо фильтр для микрофонного способа ввода, либо варианты ответа для поименного способа (приложение 1).

Размер для ритмических упражнений задается только в четвертными долями, от 2/4 до 7/4, что является ограничением программы — многие распространенные размеры, как, например, 6/8, для тренировок недоступны.

Конечно, можно вместо размера 6/8 использовать 3/4, но с точки зрения теории музыки это некорректно: размер 3/4 имеет один акцент на первой доле такта, а 6/8 — два, сильный на первой доле такта и относительно сильный на четвертой.

Количество долей в такте выбирается кнопками с цифрами от 2 до 7. Ear Power предлагает четыре типа ритмических упражнений: имитация ритма, ритмический диктант, чтение и разучивание ритма. Первое упражнение состоит в том, что программа "выстукивает" определенный ритмический рисунок, а вы его должны повторить, используя компьютерную (клавиша пробела) или MIDI-клавиатуру. Правда, использовать один пробел на компьютерной клавиатуре неудобно, особенно при короткихдлительностях или в быстром темпе — клавиша просто не успевает за руками.

Ответы нужно вводить в том же темпе, в котором их давала программа.

Для удобства ориентировки ритм выводится графически в нижней части окна. При этом нижняя часть фигур (центральная риска) означает точный момент удара, а верхняя часть — максимальный допуск, то есть ошибку, которую можно допустить при вводе ответа. После ответа программа отображает введенный ритм в виде темных черточек над фигурами, что

наглядно показывает, насколько вы были точны или не точны.


Программа Earope.

Программа Earope выпускается датской компанией Cope Media и до апреля 2000 года была известна под названием Earobics. Программа выпускается только для PC, причем с интерфейсом на разных языках, в том числе и на русском. Интерфейс программы прост и нагляден. Программа содержит семь модулей для тренировки, которые выбираются в верхней части окна (приложение 1). При этом все настройки модуля появляются в центре экрана, что облегчает работу. Тренировка в Earope состоит из серии однотипных заданий на определенную тему. Сначала необходимо выбрать модуль, с которым нужно работать, затем отметить флажками те элементы, которые нужно определять (например, в модуле интервалов — кварту иквинту). Программа будет давать в заданиях отмеченные элементы случайным образом. По умолчанию серия состоит из 20 заданий, но их число можно изменить в окне Other Settings (меню Options), в поле Problems in each exercise.

В Earope за правильные ответы на задания начисляются очки, что придает тренировке дух состязательности при коллективном использовании

программы. Очки начисляются по-разному в зависимости от способа ответа

(например, за ввод ответа нотами очков дается больше, чем за ввод с виртуальной клавиатуры), а также от способа воспроизведения задания (например, гармонические интервалы оцениваются дороже, чем мелодические).

Программа Auralia

Программа Auralia выпускается австралийской компанией Rising Software

для платформ PC и Mac, и в настоящее время имеет версию 2.1 (для PC). Программа является практической частью курса теории музыки, выпускаемого той же фирмой в виде обучающей программы под названием Musition. По сравнению с предыдущими программами, Auralia содержит больше всего упражнений.

Рабочее окно программы ( приложение 1) устроено очень просто: сверху есть четыре большие кнопки, с помощью которых выбирается один из модулей: Intervals & Scales, Chords, Rhythm и Pitch & Melody. При нажатии кнопки в центре окна появляется список упражнений, содержащихся в модуле.

Кроме кнопок модулей есть две перетаскиваемые панели инструментов. Первая предназначена для перехода по уровням сложности, а также просмотра статистики ответов, вторая — для установки темпа упражнений (от 30 до 240 ударов в минуту). При выборе упражнения появляется окно настроек, которое обычно содержит только список уровней, но в некоторых упражнениях пресетные уровни можно игнорировать и выделять нужные элементы для

тренировки (опция Custom Level). При выборе уровня в списке сразу же дается информация о том, какие элементы нужно определить. В программе есть контекстная справка по каждому упражнению, доступная по кнопке Info или команде Information главного меню. В справке кратко излагается теория,

даются рекомендации о том, как определять элемент на слух, тут же можно

прослушать звучание элементов, например, каждого интервала или аккорда. После выбора уровня сложности появляется окно упражнения, в котором

и проходит основная работа. Для повторения вопроса служит кнопка Replay,

для подтверждения ответа — ОК. Иногда (в ритмических упражнениях или в

упражнениях на пение) подтверждать ответ не нужно, программа сама определяет, что ответ введен. После ответа выводится окно, содержащее

классическое "Correct/Incorrect", а в некоторых упражнениях — подробное описание каждой допущенной ошибки. Здесь же для закрепления предлагается еще раз прослушать вопрос, а также перейти на уровень вверх или вниз.

В упражнениях на ритм можно настраивать акценты на сильных долях и

громкость метронома, в упражнениях на аккордовые последовательности —

выделять басовую линию (меню Administration — Topics — Emphasis).

В программе может использоваться режим виртуального "учителя" (Professor), а также режим тестирования. Эти режимы становятся доступны при создании классов и учеников. В этом случае порядок упражнений и отображение результатов могут отличаться от описанных.

Теперь рассмотрим возможности этой программы в работе над развитием

ритмического слуха.

В этой программе предлагаются три типа ритмических упражнений: имитация ритма (Listen), чтение ритма (Read) и чтение с имитацией (Listen &

Read). Ритмического диктанта в программе нет. В первом упражнении

необходимо повторить заданный ритмический рисунок, во втором ритм дается на нотном стане и его нужно сыграть, в третьем ритм также дается нотами, но сначала программа сама играет его, а потом предоставляет возможность сыграть пользователю. Модуль ритма имеет три средства ввода: мышь, компьютерную клавиатуру либо MIDI-контроллер.

Программа рассчитана на применение в музыкальных школах (колледжах, училищах), а потому содержит весь необходимый набор административных и сетевых функций, а также средств контроля за успеваемостью.

При покупке сетевой лицензии программа будет использовать централизованную базу данных учащихся, тестов и результатов, расположенную на сервере (или компьютере преподавателя). При использовании с программой обучения теории музыки Musition задачи администрирования упрощаются: обе программы могут использовать одну и ту же базу данных. Функции администрирования и конфиденциальность

информации (в том числе, доступ к информации по сети) защищаются одним из двух способов, основанных на использовании паролей.

Auralia позволяет хранить профили неограниченного числа учеников и

организовывать учеников в классы. В каждом классе можно создавать группы учеников с разной успеваемостью и назначать им различные варианты заданий.

В заданиях можно запрещать повтор ответа либо устанавливать максимально допустимое число повторов, а также запрещать использование метронома, MIDI-контроллера или виртуальной клавиатуры. Учащиеся могут работать в режимах практики и теста. В режиме практики они выполняют задания в свободном порядке, но с сохранением всех результатов ответов. В этом режиме по достижении студентом хороших показателей включается виртуальный учитель (Professor), который предлагает перейти на следующий уровень сложности. При этом поведение "профессора" и алгоритм его работы педагог может настраивать в соответствии со своим стилем преподавания.

В режиме теста ученики отвечают на вопросы по четко заданной программе, что удобно использовать для автоматизированного контроля

успеваемости. Преподаватель может создавать тесты с произвольным набором упражнений и различными ограничениями (например, не показывать ученику, правильно он ответил или нет). При этом тесты можно использовать даже для проведения экзамена, не боясь, что ученики спишут друг у друга ответы — программа генерирует задания из списка случайным образом для каждого из них.

Результаты учащихся хранятся по дням тренировок, в двух независимых

наборах: результаты по практическим занятиям и результаты тестирования. Возможен просмотр статистики за любой период времени и печать отчетов в

одном из 25 встроенных в программу форматах.

Программа богата ритмическими упражнениями. Среди них такие: определение размера (Meter Recognition), определение ритмических фигур

(Rhythm Elements), два вида ритмического диктанта (Rhythm Dictation и Rhythm Element Dictation), имитация ритма (Rhythm Imitation) и определение

ритмических стилей (Rhythm Styles).

1. В упражнении на определение размера (Meter Recognition) программа играет какой-либо ритмический рисунок длиной четыре такта и просит определить размер такта. Ритмический рисунок может быть дан двумя способами: в первом случае ритм играется звуком малого барабана, во втором — духовым инструментом в виде какой-либо мелодии. Есть восемь уровней сложности.

2. В упражнении Rhythm Elements нужно определить одну ритмическую фигуру, сыгранную программой. В начале упражнения метроном отстукивает

два удара, после чего дается ритмическая фигура. В упражнении пять уровней сложности, на каждом следующем уровне добавляются новые фигуры.

3. Ритмический диктант представлен в двух видах: диктант на ритмические фигуры (Rhythm Element Dictation) и свободный диктант (Rhythm Dictation). Есть пять уровней сложности, с увеличением уровня добавляются новые размеры и фигуры.

4. Свободный диктант по качеству исполнения сравним с мелодическим.

Программа играет вступительный такт (удары метронома), а затем четыре такта диктанта. Метроном можно отключать. Если в диктанте допущены ошибки, то программа выводит окно, где можно сравнить свой ответ с правильным. В упражнении есть десять уровней сложности, по мере увеличения уровня добавляются новые длительности, размеры.

5. Упражнение на имитацию ритма проходит под метроном. Вначале дается вступительный такт, затем — ритм длиной несколько тактов. После того, как ритм задан, метроном продолжает звучать, а ответ можно начинать по мере готовности. Для "настукивания" можно использовать клавишу пробела либо одну из клавиш MIDI-клавиатуры. По окончании ввода программа ждет около секунды и выдает результат, правда, только в виде "правильно/неправильно". Ответ нельзя проконтролировать на экране графически и увидеть допущенные ошибки, что, конечно, нехорошо. В

упражнении десять уровней сложности, с каждым уровнем добавляются новые размеры, длительности и способы игры

6. Последнее упражнение модуля — определение ритмических стилей. Программа играет небольшую инструментальную композицию, имеющую характерный ритм, и просит определить стиль. Тем более, что некоторые композиции (например, в стиле рэп) с набором звуков General MIDI выглядят

довольно комично. В упражнении пять уровней сложности, на каждом уровне добавляются новые стили. Имеется раздел справки по стилям — приведена краткая история, основные ритмические рисунки, используемые размеры.

По качеству и количеству упражнений, безусловно, лидирует Auralia, по удобству интерфейса и комфорту в работе – Earope, а по способам ввода ответов — EarPower. Для коллективного обучения подходит программа Auralia, поскольку только она умеет работать в сети и вести централизованную базу данных по учащимся. Особенно удобна эта программа для автоматизированной проверки знаний (регулярного тестирования слуха) в музыкальной школе, общеобразовательной школе, колледже или училище. Безусловно, описанные программы не дают полной картины, происходящей в области компьютерной тренировки слуха. Рекомендуется попробовать такие пакеты, как EarMaster Pro, EarMaster School, MacGAMUT 2000 и Practica Musica. По набору упражнений они близки к программе Auralia, но имеют свои особенности.








3. Методика развития ритмического слуха младших школьников при помощи электронного ресурса «Путешествие в страну ритма».

Электронный ресурс «Путешествие в страну ритма» является вебстраницей, может размещаться в сети Интернет и работать в режиме он-лайн. По своему педагогическому предназначению программа в последствии может быть доработана до электронно-методического пособия для уроков музыки.

Программа построена по принципу веб-документа и состоит из:

- Главного меню;

- Ключевых блоков, содержащих материалы (текстовые, аудио- и видеофайлы) по ознакомлению с темой развития ритмического слуха и методики В.Б.Брайнина:

- О программе

- Упражнения

- Сказка

- Учителю

- Родителю

- О создателе метода

Некоторые из блоков содержат несколько подблоков.

1. О программе:

содержит текстовую информацию, содержанием которой является описание программы, предназначение и свойства.

2. Упражнения:

- упражнение №1 (линейный тренажер для развития способности четко определять акцентную долю в словах);

- упражнение №2 (линейный тренажер для тренировки навыка определения ритмических фраз в мелодиях);

3. «Сказка»:

данный раздел является презентацией учебного материала, содержащей сюжетный и моделирующий виды изложений материала;

4. «Учителю»:

- применение метода;

- пояснение;

- формы работы с программой;

- литература;

Информация для педагога является справочным материалом и представлена в виде гипертекстового документа.

Информация для ученика изложена в двух разделах: «сказка» и «упражнения». Раздел «сказка» является сюжетной презентацией учебного

материала. Раздел «упражнения» включают примеры упражнений для развития ритмического слуха.

Для реализации работы с программой в музыкальном классе необходимо следующее обеспечение:

- компьютеры (желательно количество, равное среднему количеству учеников в классе)

- звуковые колонки

- проектор

- настенный экран

- наушники к каждому компьютеру

Для работы с электронным ресурсом «Путешествие в страну ритма» необходимо следующее программное обеспечение компьютера:

- операционная система Windows XP (компании Microsoft)

- Pentium© 1 ГГц

- 256 МБ оперативной памяти

- 3-D адаптер с памятью 32 МБ

- звуковое устройство

- устройство для чтения DVD-дисков

Электронный ресурс «Путешествие в страну ритма» создан при помощи

следующих компьютерных программ:

- Adobe Dreamweaver CS3

- Macromedia Flash Professional 8

- Adobe Photoshop 7.0

- Microsoft Word 2003

- Язык программирования C++

- Язык программирования HTML

- Sony Sound Forge 8.0

























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе применения компьютерных технологий разработаны эффективные способы развития ритмического слуха младших школьников. Опытно-экспериментальная работа по применению электронного ресурса «Путешествие в страну ритма» показала следующие результаты:

1. У учащихся повысился интерес к музыке и музыкальному искусству.

2. Дети получили знания о разновидностях элементарных ритмических мотивов, их строении и закономерностях.

3.Обучающиися научились воспринимать музыкально-ритмическую интонацию, давать ей вербальную характеристику и записывать ее, а так же

определять тип ритмического рисунка в словах и считалках.

4. У учащихся были развиты следующие навыки:

– навык точного определения положения акцента в музыкальноритмической фразе;

– навык чистого интонирования мелодических мотивов;

– навык четкой артикуляции музыкальных фраз ритмическими слогами.

В данной работе создан и апробирован электронный ресурс, который предусматривает дальнейшее знакомство с ритмическими фразами. Например, следующий этап строится по принципу объединения коротких мотивов в длинные – для детей в этот момент «драконы начинают кусаться и превращаются в многохвостых». Длинные ритмические фразы могут быть произвольными, но единственное условие сохраняется, должен быть один «фразовый акцент».

Возможность продолжить начатую в данной работе линию живой, наглядной презентации учебного материала может послужить хорошей почвой для дальнейшего развития электронного ресурса «Путешествие в страну ритма».



ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ.

Высш. пед. учеб.заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева.-М.:Издательский центр «Академия», 2004.-336 с.

2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Под общей ред. М.И,

Ройтерштейна. – М.:Музыка, 2006.-336 с.

3. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание: Учебное пособие для ВУЗов.

– М.,2011. С.18.

4. Брайнин В.Б. Предмет «Музыкальная культура» в общеобразовательной

школе. Тезисы. http://www.brainin.org/Metod/Musik in School RU/htm

5. Брайнин В.Б. О возможных подходах к ритмической сольмизации. // Педагогическое образование и наука, № 2, с. 25-27. Москва: Международная академия наук педагогического образования, 2017.

6. Брайнин В.Б. Об альтернативной учебной дисциплине «Развитие музыкального мышления». // Материалы VIII международной научно-практической конференции «Музыкально-педагогическое образование на рубеже XX и XXI веков», Москва, 2014

7. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов

пед. ин-тов. / Под ред.проф. А.В.Петровского. – М., «Просвещение»,2017

8. Жак-Далькроз Э. Ритм – М.: Классика-ΧΧΙ, 2006.

9. Красильников И.М. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе. М., библиотека журнала «Искусство в школе», 2007

10. Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Дубна, Феникс, 2007

11. Старчеус М.С. Слух музыканта – М.: Моск. гос. консерватория им. П.И.Чайковского.- М., 2013. 640 с.

12. Слух // Словарь музыкальных терминов// http:// dictionaries.rin.ru

13. Baugh I.W. Using Logo to Teach the Elements of Music // Music Educators

Journal. 2016. Vol. 73/4 (December). P. 37


Приложение 1

Интерфейс программы EarPower.

Интерфейс программы Earope

Интерфейс программы Auralia.



Окно ритмического упражнения программы Ear Power.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее