Подборка проектных методик по дисциплине «Этика и психология семейной жизни»
на тему: «Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной»
О проективных методах уже много сказано, много разных мнений существует по поводу применения их на практике.
Многие психологи низко оценивают их как психометрические инструменты, поскольку не исключают влияния на ответы испытуемого в проективном тесте многих ситуационных факторов: инструкций, влияния экспериментаторов, стимулов, временных состояний субъекта и т. д. Кроме того, существует проблема надежности и валидности проективных тестов вследствие имеющейся нестабильности результатов и противоречивости интерпретаций данных.
Конечно, большую роль играет профессионализм, опыт исследователя. Внешняя простота графических методик обманчива. Опытный психолог не следует буквально инструкциям по интерпретации подобных рисунков, не делает выводов на основе отдельных признаков и деталей, а учитывает эти признаки в комплексном контексте с известными ему обстоятельствами из жизни обследуемого. И как бы специалист не старался, в интерпретации все равно будет субъективная оценка. Поэтому для повышения надежности интерпретации проективных методик в особо важных диагностических случаях привлекают несколько независимых экспертов-психологов, и определенное заключение делается только в том случае, если их оценки совпадают.
«Семейный Тест Отношений» Бене – Антонии
Данная методика направлена на определение позиции ребёнка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребёнок испытывает к членам своей семьи, и то, как он воспринимает их отношение к себе.
В ходе теста исследуются следующие отношения:
Положительные чувства, которые исходят от ребёнка и переживаются ребёнком как исходящие от других
Отрицательные чувства, которые исходят от ребёнка и переживаются им как исходящие от других
Зависимость от других
Отношение материнского потакания
Отношение материнской сверхопеки
Тестовый материал:
Фигуры разных форм и размеров, представляющие людей различных возрастов, которые дают возможность ребёнку составить из них семейный круг. Кроме представителей членов семьи ребёнка в тест включена ещё фигура «Мистера Никто», которому адресуются те утверждения, которые не соответствуют ни одному из членов семьи.
Карточки с утверждениями, в которых отражены исходящие от ребёнка к членам семьи положительные чувства, исходящие от ребёнка к членам семьи отрицательные чувства, приходящие от членов семьи к ребёнку положительные чувства, приходящие от членов семьи к ребёнку негативные чувства, а также утверждения, отражающие материнскую гиперопеку и материнское гиперпотакание.
Процедура исследования:
Заранее на стол выставляются все фигурки. Затем ребёнку задаются такие вопросы, как: «Расскажи мне о людях, которые живут с тобой в доме», «Расскажи мне, кто входит в твою семью». После того, как состав семьи ребёнка установлен и записан на бланк, ребёнку говорится: «Мы сейчас с тобой сыграем в такую игру. Ты видишь все фигуры, которые там стоят? Мы притворимся, будто некоторые из них – члены твоей семьи». Затем ребёнок смотрит на фигуры, и у него спрашивается: «Как ты думаешь, какая из них была бы самой лучшей мамой?», «Какая из них была бы самым лучшим папой?» и так далее про всех членов семьи. Затем ребёнок выбирает фигурки, ставит их на стол (включая и Мистера Никто) и садится за него, тестирующий садится рядом, разместив перед собой вопросы теста, и дается инструкция: «Видишь, здесь много маленьких карточек с написанными на них посланиями. Я прочитаю тебе, что на них сказано, и ты положишь каждую карточку к той фигуре, к которой она подходит больше всего. Если послание на карточке никому не подходит, ты отдаёшь его Мистеру Никто. Понятно, что я имею в виду? Иногда тебе кажется, что послание подходит нескольким людям. Тогда скажи об этом и дай мне эту карточку. А теперь внимание! Я повторяю: если карточка подходит одному человеку больше всего, ты кладёшь эту карточку к той фигуре, если карточка не подходит никому, ты отдаёшь её фигуре «Никто», если карточка подходит нескольким людям, ты даёшь её мне».
Оценка результатов:
В клеточки специального бланка вносятся номера «писем», соответствующие каждому разделу. Затем подсчитывается средний балл по каждому параметру по всем испытуемым.
Методика «Семейная социограмма»
Методика относится к рисуночным проективным методикам (Эйдемиллер Э.Г., Черемисин О.В., 1990; Эйдемиллер Э.Г., 1996; Системная семейная психотерапия, 2002). Она позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.
Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм.
Инструкция: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.
Критерии, по которым производится оценка результатов психодиагностики:
число членов семьи, попавших в площадь круга;
величина кружков;
расположение кружков относительно друг друга;
дистанция между ними.
Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что родственник, с которым субъект находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.
Далее мы обращаем внимание на величину кружков. Больший, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о достаточной самооценке, меньший – о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.
Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи – на переживание эмоциональной отверженности.
Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.
Наконец, определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, свидетельствует о недифференцированном «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.
Методика «Семейная социограмма»
«Семейная социограмма» относится к рисуночным проективным методикам (Эйдемиллер Э.Г., Черемисин О. В., 1990; Эйдемиллер Э.Г., 1996; Системная семейная психотерапия, 2002). Она позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.
Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм.
Инструкция: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.
Критерии, по которым производится оценка результатов психодиагностики:
число членов семьи, попавших в площадь круга;
величина кружков;
расположение кружков относительно друг друга;
дистанция между ними.
Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что родственник, с которым субъект находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.
Далее мы обращаем внимание на величину кружков. Больший, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о достаточной самооценке, меньший – о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.
Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи – на переживание эмоциональной отверженности.
Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.
Наконец, определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, свидетельствует о недифференцированном «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.
Социограмма «Моя семья» B.B. Ткачева
Цель: исследование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
Эта методика является адаптированным вариантом теста «Семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллера. Мы модифицировали эту методику в соответствии с задачами исследования семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. В новом варианте эта методика включает изучение трех этапов жизни семьи: до рождения ребенка с отклонениями в развитии, сразу после его рождения и в настоящий момент. Такой подход позволяет определить характер динамики в развитии конкретной семьи (позитивный или непозитивный). В связи с этим испытуемый заполняет три бланка: «Моя семья до рождения проблемного ребенка», «Моя семья после рождения проблемного ребенка», «Моя семья в настоящее время».
Методика «Моя семья» проста и удобна в пользовании. Родителя просят обозначить членов своей семьи в каждом круге поочередно. Размер диаметра кругов 110 мм. Никаких других пояснений к выполнению задания не дают. Такая инструкция обязывает испытуемого кроме выбора значимых для себя лиц, которых он относит к членам семьи, указать еще и связи между ними.
Критериями оценки служат:
определение членов семьи, т.е. тех лиц, которых родитель относит к данной категории, и очередность их изображения (например, себя рисует первым или последним);
пространственное расположение кружков – характер взаимоотношений между членами семьи;
размер кружков – значимость данного члена семьи для испытуемого.
Как правило, испытуемые располагают кружки, указывая членов семьи, в трех вариантах:
в линейном порядке, что свидетельствует о формальном подходе к испытанию или отсутствии теплых отношений;
в виде матрешки или круга в круге, что на практике сопровождается тенденцией к симбиотическим связям между членами семьи;
в свободном расположении кружков в различной удаленности друг от друга, что свидетельствует об определенной степени близости между членами семьи.
Матери часто как бы прилепляют к своему кружку маленький кружок, изображающий больного ребенка, а кружок бывшего супруга и отца ребенка может оказаться за большим кругом, т. е. за пределами семьи, или вообще исчезнуть. Встречаются также варианты, когда в кружок помещается лицо члена семьи, таким образом формальная схема очеловечивается.
Размер кружков указывает на иерархию отношений и степень значимости членов семьи: взрослый – ребенок; старейший член семьи – другие лица.
Изображение членов семьи на трех этапах ее жизни позволяет определить структуру семьи и тех лиц, которые не выдержали трудностей, связанных с уходом за больным ребенком. Важным преимуществом этой методики также является то короткое время, в течение которого можно получить результат и составить представление об изучаемой семье.
Бланки социограммы «Моя семья»
Инструкция: Перед вами три круга. Каждый из них изображает вашу семью на определенном этапе ее жизни. Нарисуйте в каждом из кругов себя самого и членов своей семьи в форме кружков и надпишите их. В верхней части листа поставьте вашу фамилию и число.
Бланк 1. Первый круг: Моя семья до рождения проблемного ребенка
Бланк 2. Второй круг: Моя семья после рождения проблемного ребенка
Бланк 3. Третий круг: Моя семья в настоящее время
Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики три дерева
Среди многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных отношений, хорошо зарекомендовала себя методика "три дерева". В рисуночной форме она была предложена швейцарским психотерапевтом R.J. Corboz[8; 9; 10]. Немецкий психотерапевт Эдда Клессманн [16, с. 48] разработала тест "три дерева" в контексте Кататимно-имагинативной психотерапии (символдрамы). В последние годы нами ведется работа по адаптации и развитию в России методики "три дерева" в диагностической и психокоррекционной работе с детьми и подростками
Важно, что в тесте "три дерева" изначально не ставится задача сравнивать деревья с членами семьи, как это практикуется в других аналогичных тестах, где ребенку, например, дается задание сравнить каждого члена семьи с каким-то животным. Э. Клессманн рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три каких-либо дерева, и лишь затем сравнить их членами семьи ребенка. Тем самым отчасти удается обойти "цензуру", препятствующую проникновению бессознательного материала в сознание. По наблюдениям Э. Клессманн, при непосредственной просьбе представить родителей в виде какого-нибудь животного или дерева дети часто "приукрашивают" выбираемый образ из-за определенной "лояльности". Иногда они даже блокируют появление соответствующей ассоциации
Почему в методике предлагается нарисовать именно три дерева? R.J. Corboz пишет, что это скорее не теоретические вывод, а наблюдение из практического опыта. Для праздника День матери дети должны были нарисовать деревья. Большинство детей рисовало три дерева, которые ярко характеризовали отношения ребенка с родителями. Тем самым дети интуитивно отражали особенности внутрисемейных взаимоотношений. Сравнивая деревья с членами семьи, дети обычно выбирают себя и родителей. Но иногда это может быть брат, сестра, бабушка, дедушка или любой другой человек, например, сосед (рис. 2). В этом случае в последующей беседе важно расспросить ребенка, почему он выбрал именно этих "членов семьи", а других вытеснил.
рис. 2
Конфликт в отношении с родителями или с одним из родителей может выражаться в том, что ребенок не доволен, как нарисовал одно из деревьев и зачеркивает его (рис. 3).
рис. 3
Встречаются случаи, когда ребенок вопреки инструкции рисует только два дерева, что говорит о нарушениях взаимодействия в семье с третьим объектом - отцом, или даже о полном отсутствии триангуляторных отношений. Например, 8-летний А., с которым проводилась диагностическая и психокоррекционная работа в связи с отказом работать в школе из-за насмешек одноклассников, хорошо понял инструкцию теста "три дерева", однако нарисовал только два дерева (рис. 4). Из анамнеза известно, что ребенок живет вдвоем с матерью. Отец ушел из семьи через неделю после родов. С полутора до трех лет ребенок воспитывался у бабушки в деревне.
Мать работает маляром, забирает в обеденный перерыв ребенка из школы и опять до вечера уходит на работу. Все это время ребенок находится дома один, смотрит телевизор, рисует. Общий депрессивный фон настроения и подавленность проявляются на рисунке в том, что нависли черные тучи и идет дождь. Заторможенность и инертность в протекании психических процессов проявляются в том, что ребенок рисует очень медленно. На рисунке "замороженность" символизирует снег под деревьями. Отсутствие опыта нормальной триангуляции "ребенок-мать-отец" проявляется в том, что А. вместо трех нарисовал только два дерева, так как в семье для него привычны только отношения в диаде "ребенок-мать". Большие деревья ребенок сравнил с собой и с ...двоюродным братом (!), которого он видел только один раз в жизни на проводах в армию в другом городе. То, что второе дерево ребенок сравнил не с мамой, а со взрослым мужчиной, двоюродным братом, свидетельствует, как сильно ему недостает общение с отцом, и как важен для него сейчас мужской объект для идентификации.
Два маленьких деревца внизу справа - это два его школьных товарища. Общее количество деревьев на рисунке получается четыре. Это число стабильности, неподвижности, в нем нет динамики. Особое значение числу четыре придавал К. Г. Юнг, считавший его главной символической основой целостности мира и человека. Однако в отличие от динамической целостности, символизируемой числом три и троичной структурой, для числа четыре с его кватеральной структурой характерна статическая целостность. Четыре образует идеально устойчивую структуру, что отразилось в мифах о сотворении мира и ориентации в нем (четыре стороны света, четыре времени года, четыре первоэлемента: огонь - вода - земля - воздух и т. д.).
рис. 4
Инструкция по проведению теста "три дерева" предполагает, что в ходе предварительной беседе ребенка расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая квартира и кто в какой комнате живет. После этого психолог просит ребенка нарисовать на стандартном листе бумаги формата А4, который располагается горизонтально, "любые три дерева". Пока ребенок рисует, психолог, если это необходимо, может побеседовать в соседнем помещении с родителями наедине.
Когда рисунок готов, психолог хвалит ребенка и его рисунок. Эмпатическая поддержка - один из важнейших принципов Кататимно-имагинативной психотерапии [2; 5]. Затем ребенок называет каждое дерево и подписывает его название цветным карандашом, который больше всего подходит данному дереву. Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения, цвета отдельных его элементов, цвета надписи.
Известно, что цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Символика цвета определяется одновременно множеством факторов - как наследуемых, так и формирующихся при жизни. При этом на образование символа может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития, особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас.
Символообразование формируется по принципу сгущения. Этот важный аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время. Другой важный аналитический принцип символообразования - принцип амбивалентности - предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений. Именно поэтому при анализе символики цвета мы попытаемся выделить два основных полюса в спектре символических значений каждого цвета, что поможет сделать затем необходимые диагностические выводы.
+ | цвет | - |
любовь, страсть | красный | агрессия |
разум | синий | безумие |
открытость | желтый | ревность, зависть |
Зрелость личности | оранжевый | вытесняет другие цвета |
витальное начало | зеленый | яд |
равновесие | фиолетовый | внутреннее беспокойство |
материнство | коричневый | грязь |
достоинство | черный | смерть |
чистота | белый | привидение |
| серый | неясность |
После того, как ребенок назвал и подписал деревья, его просят выбрать дерево, которое ему "больше всего нравится". Психолог просит у ребенка разрешение подписать на его рисунке, что выбранное им дерево ему больше всего нравится. Тем самым подчеркивается, что рисунок - это интимное пространство самого ребенка, и психолог относится к нему с уважением. В этом плане психолог как бы компенсирует позицию слишком доминирующей матери, которая, исходя из своих собственных патологических страхов и комплексов, не относится с достаточным уважением к внутреннему пространству ребенка, например, ставя уже достаточно повзрослевшему ребенку клизмы, не замечая, что вторгается в частную, интимную сферу. Ребенок чувствует, что его тело принадлежит не ему, а матери. Таким образом, у него может происходить некоторое отчуждение собственного тела.
Затем ребенок отвечает на следующие вопросы психолога:
- Какое дерево самое большое?
- Какое дерево самое маленькое?
- Какое дерево самое молодое?
- Какое дерево самое старое?
- Какое дерево самое красивое?
Последовательность задаваемых вопросов подобрана таким образом, чтобы вначале предлагались наиболее легкие и приятные вопросы. Например, обращение вначале внимания на "высокое дерево" отражает более высокую оценку в плане уровня притязаний. При такой последовательности обращение затем к "более маленькому дереву" воспринимается уже не как более низкая оценка в плане уровня притязаний, а как продолжение ряда сравнений. По этой же причине лучше сначала спросить о "более молодом дереве", а лишь затем о "более старом".
Вопросы "Какое дерево тебе больше всего нравится" и "Какое дерево самое красивое?" специально разделены интерферирующими вопросами, чтобы у ребенка не возникло недоумения, что он только что отвечал на аналогичный вопрос. В то же время, "больше всего нравится" не обязательно "самое красивое" дерево.
Все характеристики деревьев психолог с разрешения ребенка подписывает под соответствующим деревом на рисунке.
В качестве следующего задания психолог предлагает ребенку представить себя садовником или садовницей. Дети должны ответить на вопрос: "Чтобы можно было бы сделать для каждого дерева?" В случае необходимости предлагаются альтернативные ответы: полить, внести удобрения, дать больше тепла, больше света, пересадить, огородить. Обязательно проговаривается и такой вариант ответа: "А некоторым деревьям вообще ничего не нужно. Им и так хорошо." Психолог с разрешения ребенка записывает под каждым деревом все, что ему нужно.
Прежде чем попросить ребенка сравнить нарисованные и описанные деревья с членами его семьи психолог предлагает какое-нибудь интерферирующее задание, чтобы избежать прямых сравнений и ассоциаций обсужденных свойств деревьев с особенностями членов семьи. Например, ребенка можно попросить проранжировать предметы в школе по ступенькам своеобразной лестницы - от самого приятного до самого неприятного. Или психолог может провести какой-либо тест. Лишь после этого ребенка просят сравнить каждое дерево с членами его семьи. Когда ребенок это сделает, его просят подписать на рисунке около каждого дерева, с кем он его мог бы сравнить. При этом для каждого члена семьи ребенок подбирает подходящий этому человеку цвет.
В случае отягощенности рисунка конфликтной символикой Э. Клессманн предлагает ребенку представить нарисованные им деревья в ходе сеанса символ драмы и установить с ними какие-то отношения.
В качестве метафоры можно охарактеризовать символ драму как психоанализ при помощи образов. Метод разработан известным немецким психотерапевтом Ханскарлом Лёйнером (1919-1996) Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов - картин на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Концептуальная основа метода - глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства. Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. После этого ему предлагается представить образы на заданную психотерапевтом специальную тему - стандартный мотив. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы сопровождает пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения.
Ребенок, в основном, без труда и особых комментариев понимает свою роль в созданном им динамическом поле образного пространства и может самостоятельно найти какую-то возможность разрешения или преодоления сложившейся конфликтной ситуации, как это показывает приводимый далее пример кататимной семейной психотерапии психотерапевта Э. Клессманн.
Графический тест "Дерево"
Историческая справка. Проективный графический тест "Дерево" встречается в практике психологической диагностики давно, примерно с XIX в. Одним из первых исследователей, применившим рисунок дерева для изучения особенностей человеческой индивидуальности, был швейцарский профконсультант Э. Жюккерт, который увидел в особенностях изображения дерева отражение жизненных проблем человека. Затем в 1934 г. Ж. Шлибе собрал коллекцию рисунков дерева, состоящую из 4519 изображений, выполненных 478 испытуемыми в возрасте от 4 до 18 лет. По его инструкции необходимо было изобразить поочередно "просто дерево", "мертвое", "замерзшее", "счастливое", "испуганное", "грустное" и "умирающее"деревья. Уже тогда были отмечены некоторые характерные особенности такого рода рисунков :"замерзшее" дерево обычно рисовалось самым маленьким, "мертвое" дерево - в горизонтальном положении, "счастливое" рисовалось самым крупным, с поднимающейся вверх кроной. В первом рисунке - "просто дерево", по мнению Ж. Шлибе, в наибольшей степени проявляются личностные черты человека, хотя индивидуальные различия легко прослеживаются во всех рисунках.
Рисунок дерева трактовался Ж. Шлибе как "застывший жест", в котором отражается не только характерное состояние моторики, во многом зависящее от возраста рисовавшего. (4 - 7 лет): это нажим, штриховка, и т. п., но и эмоциональные реакции человека, рисующего "испуганное" или "замерзшее" или "счастливое" деревья. Чем ближе к подростковому возрасту, тем чаще проявляется, по данным Ж. Шлибе, так называемая "чистая экспрессия", выражающаяся в заботе о форме изображения.
Обзор литературы показывает, что инструкция и порядок применения данного теста могут быть изменены. Так, в исследованиях П. Бура применялись иные инструкции. Предлагалось 4 задания: 1. Нарисовать дерево. 2.-Повторить первое задание. 3. Нарисовать лес. 4. Идентифицировать себя с каким-либо деревом (т.е. испытуемому предлагается представить себя деревом и нарисовать, как оно при этом выглядит). Первый рисунок, по мнению Бура, позиция испытуемого по отношению к экспериментатору; второй - позиция по отношению к себе; в изображении леса прослеживается связь с другими людьми; четвертый - личностная идентификация.
Позднее, в 1948 г. Дж. Буком был разработан комплексный тест "Дом-дерево-человек" . Важным элементом в нем является и субтест "Дерево".
Для выполнения субтеста "Дерево" предлагалась следующая инструкция: "Возьмите карандаш и сделайте рисунок дерева, как сможете. Можно нарисовать какое угодно дерево".После рисования экспериментатор предлагал испытуемым ответить на вопросы: "Что это за вид дерева? Сколько ему лет? Когда вы смотрите на дерево, вам кажется, что оно выше, ниже вас или на вашем уровне?". Считалось, что эти вопросы, "возвращающие в реальность".
Далее задавались вопросы, оживляющие ассоциации: "На кого дерево похоже? На мужчину или женщину? Что в Вашем рисунке заставляет думать так?" Кроме того, задавались вопвыявления пережитых потрясений: "Это дерево живое?" "Есть ли у дерева мертвая часть? Почему?" и т, д.
После выполнения задания и ответов на вопросы испытуемому предлагалось нарисовать дерево, используя восемь цветных карандашей, а далее вновь предлагалось ответить на вопросы.
В 1949 г. была опубликована работа К. Коха, посвященная рисунку дерева. В ней можно найти тщательный психологический анализ, основанный на сопоставлении и комбинировании признаков рисунка. Нужно отметить, однако, что интерпретация результатов осуществлялась Кохом с позиций психоанализа: при этом большое значение придавалось символизации признаков изображения дерева. Имеются данные об использовании рисунка дерева в клинической практике, где используются признаки, выделенные Кохом, что составляет так называемую нозологическую шкалу, полученную на основе статистической обработки с помощью факторного анализа.
Одним из интереснейших исследований, выполненных по тесту "Дерево", является исследование французского ученого Рене Стора, автора еще одной интерпретации этого теста . Считается, что нарисовать дерево - это прежде всего вспомнить его схему. Естественно, что и классификация рисунков осуществлялась им соответственно схемам: "моторные схемы", "имажинарные", "эстетические или интеллектуальные". Рисунки испытуемых, склонных к абстракции, остаются под влиянием схемы; лица, имеющие более богатое воображение, придают схеме личное, яркое содержание.
Результаты, полученные по тесту "Дерево", показали также наличие этнических особенностей. Так, например, в изображениях дерева мусульманских женщин обычно встречаются корни, что возможно является показателем большой привязанности к своей среде, в отличие от женщин западной культуры.
Таким образом, мы видим, что рисуночный тест "Дерево" получил довольно широкое распространение.
В литературе известны различные попытки дать более или менее устойчивую диагностику на основании непосредственного анализа рисунка произвольного дерева. Проблема, главным образом, заключается в создании некоторой "типологии рисунка" дерева, в определении базы основных характеристик формы рисунка и элементарных признаков изображения.
Описание теста "Дерево"
Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.
Материал: лист бумаги размером 15x10 см; ручка или карандаш.
С помощью теста "Дерево" можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.
Инструкция: "Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным. Рисунок выполняется ручкой или карандашом".
Интерпретация I ("типология рисунков")
При анализе значительного количества рисунков, выполненных лицами различного пола и возраста (авторами проанализированы более 2000 рисунков, возраст испытуемых от 7 до 60 лет), удалось выделить несколько устойчивых типов рисования дерева, а также определить ряд конкретных деталей, использование которых в изображении дерева свидетельствует о некоторых индивидуальных различиях людей.
На рис.1 представлена схема дифференциации изображений дерева.
Рис. 1. Схема дифференциации изображений дерева
Тип 1 - "ель". Изображение ели весьма разнообразно: от схематически представленной до детализированной, со множеством веток и вырисованных иголок. Для лиц, выполняющих рисунок ели, наиболее часто характерна склонность к доминированию, организаторские способности, активность.
Разновидности типа в изображении дерева | |||
Тип 2 - "синтетическое". Для рисунков дерева этого типа характерно отсутствие деталей. Дерево изображается в виде упрощенной схемы - это обычно ствол и крона. Наиболее часто такое выполнение рисунка дерева встречается улиц, склонных к синтетическому когнитивному стилю, для которых детали большого значения не имеют, их более интересуют вопросы общего порядка. Чаще встречается у лиц, имеющих философское образование или обладающих склонностью к "философствованию", т. е. наиболее выраженному обобщению, это так называемый "синтетический когнитивный стиль".
На рис.3 представлен переход от схематического изображения дерева к детализированному.
ТипЗ - "педантичное". Этот тип рисунка противоположен второму типу. Дерево тщательно вырисовано, реалистично, с множеством деталей: листики, кора, ветки, почва у подножия дерева и т. д. Обычно люди, которые в изображении дерева прибегают к большему числу деталей, отличаются педантичностью, аккуратностью. Наиболее часто такое рисование дерена встречается у лиц, работающих бухгалтерами, экономистами, а также склонных к бухгалтерской деятельности, для которых каждая деталь имеет значение. Можно обозначить это как "аналитический когнитивный стиль".
Тип 4 - "зимнее". Для этого типа дерева характерно изображение голых веток, отходящих от ствола. Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выражены черты детской непосредственности. Их умение удивляться и видеть все как бы впервые часто создает предпосылки для нетривиальных решений, проявления творчества. Чаще встречается у детей.
Тип 5 - "пикническое". Для этого типа характерно подчеркивание пышности кроны дерева. Это изображение дерева часто присуще лицам, имеющим пикническое сложение, но оно также встречается у лиц интуитивного типа, о котором упоминалось ранее.
Тип б - "эстетическое". Этот тип рисунка характерен для лиц, хорошо владеющих средствами изображения, развитостью, эстетической формы, умением передать настроение, эстетическое переживание. Эстетический тип иногда имеет вид стилизации, очень лаконичный и в то же время своеобразный. Обычно такого рода изображение характерно для художников или любителей живописи, графики.
Эстетический тип изображения может сочетаться с другими типами, как это показано на рис. 4 и 5.
Рис. 4. Разновидности эстетического изображения ели
Рис. 5. Разновидности эстетического выполнения рисунка дерева
Тип 7 - "пальма", "экзотический тип". Обычно встречается у молодежи, у лиц, склонных к экзотичности и экстравагантности в одежде, поведении, живущих мыслями о путешествиях в дальние страны. Они экстравагантно одеваются, высказывают оригинальные, экстравагантные суждения, склонны к романтизму.
Тип 8 - "характерное дерево". Изображение дерева данного типа обычно крупного размера, обладает вычурностью, оригинальностью. На дереве могут быть изображены экзотические цветы и плоды, необычная крона с изломами и мощный ствол, а также множество неожиданных предметов, висящих на ветках: технические устройства, детали, игрушки. Встречается у лиц, также обладающих оригинальностью суждений, необычностью характера, самобытной индивидуальностью.
Рис. 6 Разновидности VII типа в изображении дерева
| Рис.7 Разновидности VIII (характерного) типа в изображении дерева | ||
|
Тип 9 - "сюжетный". Для данного типа характерно рисование пейзажа, на котором изображено одно или несколько деревьев, а также небо и на нем - солнце или луна; с дерева под воздействием ветра опадают листья, летят птицы и т. п. Дерево может быть изображено на склоне оврага с наклоненными вин:) ветками и т. д.
Обычно люди, выполняющие такой рисунок, склонны к придумыванию сюжетов, историй, написанию сценариев.
Смешанный тип. Наряду с деревьями, которые можно отнести к тому или иному типу, в рисунках встречаются деревья, содержащие элементы различных типов и относящиеся к смешанному типу. В этом случае рисунок может представлять собой соединения очертаний веток внутри схематично изображенной кроны, либо детализированное дерево, с ветками, листочками, окантованное линией кроны. Любой тип дерева может быть выполнен эстетически.
Интерпретация II ("психология деталей")
Несмотря на простоту выполнения теста, рисунок дерева может содержать в себе множество деталей, которые, являясь сигналами для практического психолога, позволяют правильно построить диалог с ребенком или взрослым, более целенаправленно сформулировать вопросы для уточнения тех или иных черт индивидуальности, а также жизненных обстоятельств.
Какие детали и признаки можно выделить по данным нашего обследования?
Сильная штриховка на дереве обычно свидетельствует о внутреннем напряжении человека, эмоциональном возбуждении, состоянии тревоги.
Изображение на дереве гнезда, птиц и других животных часты у лиц, которые имеют особое отношение к природе, для них обычно и дерево - чей-то дом. Для таких людей характерно стремление ухаживать за животными, растениями.
Наличие на дереве плодов характерно для лиц, стремящихся к результативности в деятельности
Дупло может свидетельствовать о перенесенном хроническом заболевании, либо хирургической операции.
Среди изображений дерева могут быть обнаружены следующие варианты выполнения.
Вместо дерева рисуется пень. Это характерно для человека, часто старающегося ответить на влияние противоположным действием, контр вопросом и др. "Ему дали инструкцию рисовать дерево, а он рисует пень". Можно иногда услышать комментарии: "Я всегда так делаю, вы просите дерево, а я вам пень рисую".
Вершина дерева не завершена, обычно рисуются крупные ветви, а также часто - дупло. Такое изображение можно интерпретировать как наличие больших незавершенных планов человека.
Слишком мелкое изображение часто свидетельствует о переутомлении человека, скованном положении, когда человек не может проявить себя, о зажатости (см. рис. 8).
Рис. 8. Уменьшенное изображение деревьев
Слишком большие размеры изображения - внутренняя раскованность, свобода.
Дерево, раздвоенное от ствола, наблюдалось в рисунках .близнецов, или лиц, у которых родственные связи с братьями и сестрами, даже двоюродными, очень значимы. Сломанное дерево свидетельствует о сильном потрясении, переживании. Ветка вместо дерева, возможно, свидетельствует об инфантильности.
Комментарий к тесту
На рис. 9 выполнен тест "Рисунок дерева". Наиболее примечательными чертами изображения являются:
1. Раздвоение ствола, что характерно для близнецов или людей, у которых очень тесные контакты с сестрой, братом или близким человеком, который отождествляется с братом или сестрой;
2.Наличие яблок на голых ветках, на которых виден лишь один листок. Наличие яблок (по Коху) означает чувство вины, по нашим наблюдениям - стремление к результативности в деятельности. Голые ветки часто характерны для лиц, обладающих детской непосредственностью, оживленностью, отличающихся умением смотреть на мир "свежим взглядом".
3.Наличие обозначения места, на котором стоит дерево, характерно для лиц, имеющих потребность в устойчивости, поиске "Своих корней".
Рис. 9. К интерпретации теста "Дерево"
Интерпретация III теста "Дерево" (комплексная, по Рене Стора; перевод с французкого Н.С.Потылицыной).
Данные, представленные в исследованиях Р. Стора в 70-х - 80-х годах, основаны на статистической валидизации и получены в ходе наблюдения разновозрастной группы в количестве 820 человек - от 4 до 60 лет. В варианте теста Р. Стора изображение дерева выполняется на двух сторонах одного листа. Рисующему дается следующая инструкция: "Нарисуйте дерево, любое, какое хотите, но не елку". Затем лист переворачивается и инструкция повторяется. (Важно отметить, что следует избегать слова "еще", которое может послужить стимулом к повторению изображений предыдущего дерева.)
Первый рисунок, по мнению Р. Стора, представляет собой реакцию испытуемого на незнакомую обстановку и отражает его усилия по самоконтролю. Второй более соответствует психологическому состоянию в привычной обстановке.
В одном из вариантов теста Р. Стора предлагает людям, на втором листе нарисовать дерево мечты (т.е. воображаемое дерево, которое не существует в реальности). На обороте этого второго листа предлагается нарисовать дерево с закрытыми глазами. При этом считается, что "дерево мечты" позволяет выявить неудовлетворенные желания и отражает особенности компромисса между желаемым и действительным, при этом можно обнаружить тенденции удовлетворения и специфику решения проблем. Дерево же, нарисованное с закрытыми глазами, по мнению Р. Стора, позволяет выявить давние конфликты, детские травмы, которые могут влиять на настоящее.
Интерпретация Р. Стора основывается на особой рубрикации, выявленной статистически. Среди разделов этой рубрикации можно отметить следующие.
Семья: особенности состава, стиля воспитания, отношения с родителями, сестрами, братьями и т.д.
Аффективные реакции: веселость, грусть, пессимизм, оптимизм, враждебность, агрессия, нежность, ощущение победы и т. п.
Интересы: интеллектуальные, художественные.
Роль в окружении: самоутверждение, оппозиция, потребность в согласии, зависимость и т.д.
Социальные отношения: общительность, замкнутость, лживость и т. д.
Форма деятельности: регулярность, системность, находчивость, медлительность и т. п.
Общий уровень развития: интеллект, внимание, память, воображение, прилежание. Исходя из данной рубрикации, на основании анализа графического материала Р. Стора выделил так называемые фигуры, имеющие значение при психологической диагностике. Все фигуры сгруппированы по 15 категориям:
I.. 1-6- свобода от инструкции;
II. 6-10-почва;
III. 10-15-корни;
IY 15-22--симметрия;
V. 23-26-кресты;
VI 26-35 - положение на странице;
VII. 35-69 - форма листвы;
VIII. 69-78,- штриховка; .
IХ. 78-97 -ствол;
X. 97-101. - общая высота дерева;
XI. 101-113 - высота кроны;
ХII 113-120 - ширина кроны;
XIII.120-125 - выступающие части;
XIV.125-146 - особенности линий;
XV.147-149 - разные признаки.
Интерпретация III опирается на обобщенную аналитическую схему рисунка дерева (рис.10 ) и представляет собой попытку ввести в этот процесс некоторую логическую связность.
В последние годы, как мы видим, тест "Дерево" претерпел существенное развитие: уточнялась его интерпретация, стабилизировались признаки деталей, результаты соотносились с данными основательных наблюдений.
Приводимый, ниже вариант интерпретации, который применялся на нашем факультете, мы считаем полезным дополнением, хотя заранее предупреждаем читателя, что эта версия не прошла достаточную апробацию. Тем не менее, этот материал дает в руки практическому психологу еще один подход, позволяющий уточнить и частично верифицировать те данные, которые могут быть получены в результате применения интерпретаций I и II. Их можно сопоставить с интерпретацией Коха и, как нам представляется, получить более надежные сведения об особенностях личности авторов рисунка.
Психологическое значение фигур (по Р. Стора)
I. Свобода от инструкции
1. Множество деревьев (не связанных почвой - детское поведение; не подчиняется инструкциям).
2. Два дерева - может символизировать "он и другие" (см.
расположение на странице и использованные фигуры).
3. Разное содержание. Дополнительные объекты на рисунке дерева - воображение, эмоциональность.
4. Пейзаж вокруг дерева - чувствительность.
5. Поворачивание листа по горизонтали - независимый ум,
признак ума, рассудительность.
II. "Основание"
6. Одной чертой - фиксируется на одной цели, принимает какой-либо приказ, указание.
7. Разные основания (разные линии особой формы) - навязывает себе свои правила, потребность в идеале.
7а. Несколько линий оснований до края листа - спонтанный контакт, неожиданное отступление. Импульсивность. Капризность.
8. Подъем основания в правый верхний угол - задор, энтузиазм, увлеченность.
9. Основание вниз - отсутствие рвения, подавленность, разбитость.
III. Корни
10. Корни меньше, чем ствол - хочет узнать, что от него скрыто.
11. Корни на высоте ствола - любопытство; вызывающее проблемы.
12. Корни больше, чем ствол - большое любопытство, вызывающее тоску.
13. Корни, нарисованные одной чертой - инфантильное поведение с желанием узнать секрет.
14. Корни, нарисованные двумя чертами - способен различать и распознавать реальность.
IV. Симметрия
15. Прямолинейная симметрия ствола. Ветви образуют прямой угол и расположены напротив друг друга - силится казаться в согласии с окружением.
16. Угольная симметрия. Ветви образуют со стволом острый
угол, но расположены симметрично - напряженное усилие над агрессивностью.
17. Прямолинейное чередование. Ветви образуют со стволом угол в расположении поочередно с обеих сторон - колебание в выборе отношения к аффекту. Амбивалентность - источник внутреннего конфликта.
18. Угольное чередование - подвижность, сопровождающаяся блокировкой. Моральные проблемы.
19. Прямоугольная симметрия листвы.
20. Угольная симметрия листвы.
21. Прямоугольное чередование листвы.
22. Угольное чередование листвы.
Примечание: наличие листвы в этих четырех фигурах, свидетельствует о внутренней, скрытой фантазии, наличии воображения, никак не проявляемого внешне.
IV. Крест.
23. Крест в корнях
24. Крест в стволе
25. Крест в листве
Крест означает конфликт, страдание. Имеет значение и форма.
VI. Расположение на странице.
(страница разделена на 4 части линиями по вертикали и по горизонтали)
26. Чисто левая позиция - привязанность к прошлому, к матери, к тому, что связано с ее образом.
27. Левая позиция с тенденцией к центру - двойное желание покровительства и независимости в этих рамках.
28. Центральная позиция с тенденцией влево.
29. Центральная позиция с тенденцией вправо - желание найти согласие, равновесие между собой и другими. Важен наклон вправо или влево. При доминировании наклона слева направо - направленность к внешнему миру, будущему.
29а. Строго центральная позиция свидетельствует о потребности строгой систематизации на основе привычек.
30. Правая позиция - потребность опереться на авторитет. Иногда - мать, не обеспечивающая безопасности.
З0а. Правая позиция с тенденцией к центру - поиск согласия с окружением.
31. Верхняя позиция (целиком в верхней четверти) - компенсация депрессии возбуждением. Нестабильность и поиск самообладания. Амбиции, желание навязать себя другим.
32.Нижняя позиция (целиком в нижней половине) - впечатление покинутости, депрессии, самообвинение, ненужность.
33. Левая и правая позиции, несколько деревьев.
34. Левая позиция, центральная и правая позиции, не
сколько деревьев - может быть сомнение в поведении или богатство воображения, в соответствии с качеством линии и оригинальностью форм.
34а. Центр дерева - личный способ поиска равновесия.
VII. Форма листвы
35. Маленькие букетики с кругами в 1 /3 высоты ствола -нежная эмоциональность, чувствительность.
36. Маленькие букетики без кругов - фрустрированная нежность.
37. Круги в листве - словесная активность, поиск ободряющих и прощающих переживаний.
38. Падающие (или упавшие) листья - чувствует себя покинутым, разочарован.
39. Опускающаяся листва - отчаяние, бессилие.
40. Листья вверх (ветви направлены к верху страницы) - порыв, энтузиазм, стремление к доминированию.
41. Листья во все стороны - ищет уверенности в разнообразных контактах. Распыляется. Возбужден.
42. Открытая листва (не замкнутая) - чувствительность к окружению, малая сопротивляемость ему.
42а. Нитевидная листва (очень похожа на запутанную нить) - ловкость, более или менее выделяющаяся в решении проблем.
43. Листва в открытых (разомкнутых) кривых линиях - принятие, открытость к другому.
43а. Листва, следующая форме страницы - немного стеснен нормами своего окружения, но подчиняется им.
44. Закрытая и открытая листва - умение получать и давать. Поиск объективности.
45. Полная, закрытая листва (замкнутая кривая) - сохранение самообладания инфантильным способом.
46. Пустая закрытая листва (пустой круг) - не проявляемая агрессивность.
47. Детали листьев, не связанных с целым (замкнутые) -инфантильные суждения, которые проводят незначимую личную точку зрения выше общепринятой.
48. Однообразные детали - тенденция к повторению.
49. Разнообразные детали в листве - разнообразит свои знания. Память.
49а. Детали на стволе - помнит о мелочах в повседневной жизни.
50. Множество серий деталей - тенденция к систематической деятельности.
51. Явное дерево, подстриженное шапкой, - круглый протуберанец, нарисованный на вершине ствола, откуда выходят ветви в разные стороны - инфантильный поиск покровительства.
52. Скрытое дерево, подстриженное шапкой (закругление есть, но не прочерчено), - потребность в поддержке.
52а. Инфантильное дерево, подстриженное шапкой {круг на вершине ствола, лучи вокруг),- нормально для детей 7 лет. Признаки отставания - после 7 лет.
53. Ветви на одной линии - побег от неприятной реальности приукрашивание ее или трансформация.
54. Ветви из одной и двух линий в одном рисунке - поиск точности. Нюансы оценивания.
55. Ветви из двух линий - хорошее различение реальности.
55а. Обрезанная ветвь - аффективная травма.
56. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии + круги в листве - неудовлетворенные желания отрицаются.
57. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии - менее уязвимый, чем предыдущий, испытуемый, осознает свою неудовлетворенность.
58. Ромбы из одной и двух линий + круги - отдает отчет в том, что разделяет мечты и реальность, но требует компенсации нежности.
59. Ромбы из одной и двух линий без кругов - больше зрелости, которая помогает перенести фрустрацию.
60. Ромбы и 1 /2 ромба из двух линий + круги - испытуемый осознает борьбу, разыгрывающуюся между двумя противоположными желаниями, и ищет эмоциональной компенсации, чтобы заглушить свое беспокойство.
61. Ромбы и 1/2 ромба из двух линий без кругов - умеет лучше, чем предыдущий, прятать свои сомнения в выборе занятий и хочет показаться уверенным в себе.
62. Листва в виде гирлянд (птичкой) -находится в обороне; остается вежливым и не атакует в лоб.
63. Петлевидная листва - желание пользоваться своим обаянием для победы.
64. Листва в форме кривой без множества разрывов внутри или по краям -'осторожный и сдержанный, настороже.
65. Нитевидная листва - ловкость в избегании того, что не нравится.
65а. Листва с прогрессирующим расширением - поиск прогресса через улучшение.
656. Беспорядочная повторяющаяся листва: малые формы листвы, очерченные контуром, повторяющиеся на всем дереве - общая, захватывающая мысль беспокойства, тревоги.
65в. Листва, подобная вышивке - женское начало, обаяние, любезность.
65г. Переделанная листва - хочет скрыть и исправить свои ошибки, чтобы избежать возможных упреков.
65д. Листва с цветами на дереве или вне его - мягкость, сентиментальность, нежность.
65е. Утолщенные замкнутые ветви - внезапные гневные реакции, более или менее предвидимые.
65ж. Пальма - желание путешествий.
65з. Плакучая ива - отсутствие смелости, мотивированное или немотивированное событиями отчаяние.
66. Листва, направленная вправо, - желание прочной поддержки и поиск позитивных контактов.
67. Листва, направленная влево, - возврат к прошлому и опыту детства.
68. Листва без четкого направления - затрудненный выбор.
VIII. Штриховка
69. Зажатая штриховка, повторяющаяся в листве, на стволе или в корнях - интерпретируется в зависимости от места штриховки: общее напряженное беспокойство.
70. Судорожная штриховка, повторяющаяся и ограниченная - акцентуация значения признака 69 + возможные гневные реакции.
71. Штриховка на стволе (судорожная, повторяющаяся, ограниченная или нет) - значительные проблемы с родителями, вызывающие беспокойство, проявляемое или нет. Аккумулируется злобность, тоска от покинутости.
72. Равномерная штриховка -значимость ощущений, впечатлений. Живет в мечтах и воображает для самоутешения.
73. Черное и белое - ригидное поведение. Возмущается в случае нападок и в то же время старается во имя принципов ограничить себя.
74. Штриховка в виде петли - детская зависимость, покорность, отчаяние.
75. Прямолинейная штриховка - желание предвидеть, любовь к планированию.
76. Нитевидная штриховка (похожа на замкнутую нить) -страх невозможности сдержать собственные агрессивные силы, беспокойство. Может разразиться гневом.
77. Штриховка в мелких деталях - повторяющиеся мечты, которые позволяют компенсировать, но не устранять грусть.
77a. Заштрихованные круги - неудовлетворенность аффективных потребностей. Проблемы по поводу пищи.
IX. Ствол
78. Изолированная ветвь на стволе слева - желание быть похожим на мать или поступать так же, как она.
79. Изолированная ветвь на стволе справа - желание быть похожим на отца, сравняться с ним в силе.
80. Шрам на стволе - сознание пережитых провалов, которые оставили след.
81. Ствол, отделенный от листвы чертой,- чувствует воспитательное принуждение, отрицает ила принимает его.
82. Ствол в форме конуса - оппозиция с целью доказать свою силу.
82а. Ствол в форме раздавленного свода - сильно чувствует внешнее принуждение и "проваливается" в желание ему противиться, противостоять.
83. Листва, прерывающая ствол вогнутой кривой, - пассивность, мягкость, принятие.
84. Ствол из одной линии - отказ видеть существующую реальность и учитывать ее.
85. Ствол из двух линий, ветви из одной линии - видит реальность, но не считает ее соответствующей своим желаниям, старается избежать ее в мечтах или в игре.
86. Открытый ствол, соединенный с листвой, - хороший интеллект,- нормальное развитие.
87. Ствол, входящий в листву - желание сохранить то, что имеешь, но возможно и беспокойство по поводу сексуальности.
88. Ствол, висящий над почвой, - отсутствие контакта с миром.
88а. Листва, висящая над стволом, - повседневная и интеллектуальная жизнь плохо связаны.
89. Ствол, отделенный: от почвы чертой, - чувствует себя изолированным, несчастным.
90. Ствол с наклоном влево - отступает в страхе от нападок.
91. Ствол с наклоном вправо - ищет поддержки.
92. Ствол с разными наклонами - напряженное сомнение. Может внезапно перейти от одного состояния к противоположному.
93. Ствол, поднимающийся вверх, - дух предприимчивости.
94. Ствол, опускающийся вниз, - разочарование, грусть.
95. Ствол, расширенный внизу, - поиск прочной позиции в своей среде.
96. Ствол, суженный у основания, - чувство небезопасности в окружении, которое не приносит желаемой поддержки.
96a. Ствол,"приваренный"к основанию, - изолируется и хочет укрепить свое "Я" перед миром, который признается беспокойным.
X. Общая высота
(страница разделена на четыре части в направлении высоты)
97. Высота 1 - зависимость, уязвимость, недоверие к себе, но возможны мечты о компенсирующем могуществе.
98. Высота 2 - зависимость и робость, менее заметные, чем предыдущие.
99. Высота 3 - хорошая адаптация в среде.
100. Высота 4 - хочет быть замеченным, значимым для других, утвердиться.
100а. Контраст высоты (варианты разных по высоте деревьев у одного испытуемого) - амбивалентность в своих чувствах: утвердиться или пройти незамеченным.
XI. Высота листвы
(страница разделена на восемь частей в направлении высоты)
101. Листва 1-й высоты - отсутствие рефлексии и контроля. Нормально для 4 лет.
102. Листва 2-й высоты - способность размышлять над своим опытом и сдерживать свои реакции.
103. Листва 3-й высоты - хороший контроль и рефлексия.
104. Листва 4-й высоты - интериоризация, компенсаторные мечты.
105. Листва 5-й высоты - интенсивная интеллектуальная
жизнь. Подчеркивает значение 104.
106. Листва 6-й высоты - интеллектуальное напряжение.
107. Листва 7-й высоты - высота листвы находится в прямой связи с интеллектуальным развитием и интересом к духовным объектам. Если листва занимает всю страницу или почти всю возможен уход в мечты. Тогда нужно проследить ее связь со стволом и особенности рисунка интерпретировать в этом направлении.
108. Ствол больше листвы - живет настоящим моментом, интересуется конкретными вещами. Потребность в движении.
109. Ствол явно больше листвы, например, в 2 или 3 раза -сильно зависит от окружения, противостоит ему агрессией, сдерживаемой беспокойством. Возбудимость, импульсивность, которую трудно сдерживать.
110. Ствол равен высоте листвы - поиск равновесия. Хочет удовлетворять требованиям среды.
111. Листва больше ствола - рефлексия помогает в поисках автономии и самоконтроля. Способность сдерживать свои реакции.
112. Листва явно больше ствола - высокий интеллектуальный уровень, артистические интересы. Иногда также, в зависимости от других признаков, возможность ухода в воображаемый сказочный мир, который может привести к бреду и психозу.
ХII Ширина листвы
(страница разделена на четыре части в направлении ширины)
113. Ширина 1 -и листвы - сомнение в своем интеллекте, позиция напряженной, судорожной защиты.
114. Ширина 2-й листвы - еще мало убежден в собственной ценности. Ставит под сомнение свой интеллект.
115. Ширина 3-й листвы - хороший интеллект, но может трудно объясняться. Дилеммы в контактах.
116. Ширина 4-й листвы - любит говорить, привлекать внимание, быть замеченным.
117. Листва первого дерева широкая, второго - узкая -проблема выбора. Недоверчивость с одновременной потребностью зависеть от других. Осознание конфликтов.
118. Листва первого дерева узкая, второго - широкая -упрямство и противодействие. Прячет свою слабость за показной силой, оставаясь внутренне напряженным и зажатым.
Можно добавить поиск автономии.
119. Острая листва (узкая вершина), заканчивающаяся перевернутым V - защита от опасности, настоящей или подозреваемой, воспринимаемой как атака на личность.
XIII.Выступающие части
120. Листва, выступающая слева, - одновременно привязанность и агрессивная оппозиция к матери, вызывающей неудовлетворенность по некоторым причинам.
121. Листва, выступающая справа, - желание воздействовать на другого, атака или защита. Избирательность в контактах.
122. Выступающий верх - хочет компенсировать чувство недостаточности желанием могущества.
123. Ствол, выступающий внизу страницы, - поиск без опасности для устранения чувства покинутости. Хочет найти стабильные рамки. Потребность в нежности.
124. Маленькое дерево (1/2 клетки) и выступающий вверху страницы ствол - существует одновременно чувство "раздавленности" и поиск внешней компенсации.XIV. Характер линии
125. Расширяющиеся линии в листве - агрессивность, которая проявляется резким способом, но не в действиях, а в словах. (Другие признаки могут помочь понять, есть ли подавление или освобождение разрядки.)
126. Расширяющиеся линии на стволе или на почве - возможно говорит об агрессивности, пережитой или назревающей.
127. Заостренные линии в листве - агрессивная критика и возможное чувство вины (по направлению заострений).
128. Заостренные линии на стволе или на почве - разочарование в жизни. Обвинение других и себя.
129. Заостренная листва вправо и вверх.
129а. 3аостренная влево листва.
130. Листва, заостренная вниз.
Все заострения нужно рассматривать как агрессивность, проявляемую или скрытую, в зависимости от направления и формы линий. Имея место в листве, она больше чувствуется, чем проявляется повседневно.
131. Жирные линии в стволе - "пропитывается" средой, плохо ей сопротивляется.
132. Жирные линии стволе и в листве - значимые впечатления препятствуют деятельности.
133. Легкие линии ствола - страх самоутвердиться, и действовать свободно.
134. Легкие линии в листве - чувствительность. Поддается влиянию.
135. Прямые и четкие линии, очерчивающие ствол - решительность, деятельность.
136. Кривые (корявые) поспешные линии, очерчивающие ствол- ловкость, находчивость. Не задерживается на том, что печалит.
137. Кривые, медленные линии, очерчивающие ствол, - замедленная активность из-за беспокойства и чувства непреодолимости препятствий.
138. "Макаронные линии" - тенденция к скрытности с целью застать врасплох и неожиданно атаковать. Скрытый гнев.
139. Плохо выполненные исправления ствола - выявляет ошибки из-за потребности быть наказанным. Различные амбивалентности. Неблагоприятные суждения о себе.
139а. Плохо выполненные исправления на листве или корнях- то же значение, что и в 139. (Учитывается место, где есть исправления, для уточнения, прочувствовано это или скрыто.)
140. Хорошо выполненные исправления на стволе - поиск улучшения. Желание скрыть неблагоприятное с целью представить то, что имеет ценность в глазах другого.
141. Изорванная линия, очерчивающая ствол, - реактивный страх реальной травмирующей ситуации. Неподвижное и немое отношение, похожее на своеобразный паралич (не путать с отношением упрямства).
142. Разные линии, очерчивающие ствол, -вариативность состояний из-за внутренних противоречий. Противостоят агрессивность и пассивность.
143. Линия с нажимом, очерчивающая ствол; - активность и самоутверждение.
144. Арки, дуги и своды в листве - скрытность, недоверчивость.
145. Прямые и четкие линии на стволе - решительность, активность.
146. Геометрические фигуры на стволе или листве - тенденция к систематизации мыслей, деятельности, по месту этих фигур на дереве.
XV. Разные признаки
147. Тень от дерева на земле - доказательство некоторых
тенденций, которые можно увидеть в самом изображении тени.
148. Отсутствие ветвей - трудность установления контактов.
149. Круг в основании ствола - чувствует себя защищенным и в безопасности только в узком ограниченном кругу.
В данной интерпретации выбор между различными психологическими значениями признаков осуществляется в ходе сравнения различных рисунков, выполненных одним и.тем же испытуемым; при этом само значение признаков в ходе анализа укрепляется, противопоставляется и уточняется. Рассмотрим пример: дерево нарисовано в центральной позиции, т.е. в центре страницы. Мы знаем, что эта позиция часто встречается у испытуемых, имеющих систематические привычки. Если это дерево имеет высоту, необходимо подумать, что сформированные привычки имеют цель освободить испытуемого от сомнений в собственной значимости, так как 1-я высота указывает на слабую веру испытуемого в себя, и он часто старается компенсировать ее с помощью успокаивающих.привычек.
Если на выполненном рисунке листва гораздо больше ствола, то вполне возможно, что в мечтах испытуемый ищет некой компенсации. Если, наоборот, ствол больше листвы, - вера в себя возможна для него в систематически повторяющихся поступках.
Если линии заострены, то у испытуемого может существовать тенденция к агрессивной критике, более или менее скрытая. Если они расширены, мы можем предположить склонность к внезапному гневу. Направление заострений или расширений укажет на что направлена агрессивность (включая самого испытуемого, если линии направлены вниз, т.е. на себя).
Проективный метод «Закончи изображение»
Тема: Ознакомление с психическими качествами человека.
Цель: Составление характеристики личности, исходя их показателей проективного метода.
Оборудование : бланк с 12 квадратами внутри которых незаконченные изображения, карандаш.
Инструкция: «Закончите изображения в каждом квадрате».
01 | 04 | 07 | 10 |
02 | 05 | 08 | 11 |
03 | 06 | 09 | 12 |
1) Указывает на отношение человека к самому себе.
Если негативный рисунок-череп, взрывы, то это агрессия.
Солнце-знак лидерства, желание, потребность находиться в центре внимания. Склонность к фантазерству. Человек, нарисовавший солнце обычно общительный, любит находиться в гуще событий.
Цветок – знак женственности. Для человека не последнюю роль играет его внешность. Если цветок нарисовал мужчина, то это не значит, что у него нарушена сексуальная ориентация. Это эмоциональность, обидчивость, ранимость.
Рожица- знак общительности, если рожица улыбается- наличие чувства юмора.
2) Взаимодействие человека с домом и окружающей средой.
Если изображение нарисовано только в квадрате, то человек усидчивый, домашний. ограничен в общении.
Изображение за пределами – направленность во вне, расширение кругозора, неусидчивый.
Если нарисован домик, то человек домашний, любящий уют.
Если получилась составляющая, то что-то среднее.
3) Целеустремленность человека.
Если стрела направлена к кругу, то человек целеустремленный. Если стрела от круга, то наоборот.
Если стрел нет, то это говорит о неуправляемости и спонтанности человека.
4) Общительность.
Если присутствуют объекты (чем больше, тем лучше), то это говорит об общительности человека. Чем больше элементов внутри, тем больше потребность в общении. Если нет палочек, то это говорит об открытости.
Если сюжета нет, то это говорит о замкнутости, ограниченности, капризности, меланхолии.
5) Сексуальные отношения.
Если нарисовано дерево, то это говорит о том, что сексуальные отношения связаны с браком, с семьей, а если на дереве плоды, то человек хочет детей, или у него мысли о детях.
Если две линии не пересекаются, то это говорит о стыдливости в половых отношениях. Если линии продолжили, но они не уперлись в стену, то это тоже стыдливость, застенчивость.
Если получился пенек, столб-то это говорит о разкрепощенности, у человека нет стыдливости.
6) Отношение человека к другим людям.
Если ориентация на человека, то это говорит об умении расположить к себе чужих людей.
Если рисунки не связаны с человеком, то рисовавший не сразу находит с другими людьми контакт.
7) Уверенность.
Если сюжет находится над волнистой линией, то это говорит об уверенности, если под чертой, то о неуверенности.
Если получился орнамент из волнистых линий, то это говорит о трудолюбии.
8) Пустой квадрат необходим для того, чтобы человек переключился.
Зачастую рисуют то, что актуально на данный момент. Что нарисовал-“тем и дышит”.
9) Дисциплинированность.
Если орнамент, правильные геометрические фигуры, то человек дисциплинирован, пунктуален.
Если острые углы, то это говорит о противоположном.
10) Зависимость человека от окружающих.
Если дужки перекрываются, то это говорит о независимости. Если узор продолжен, то человек нуждается в защите, советах.
Если нарисована кружка, лицо, человек, то это говорит о хозяйственности.
11) Азартность.
Если нарисован элемент игры, то это говорит о азартности (например, “крестики-нолики”)
Если нарисован квадрат, то это говорит о женственности, хозяйственности.
12) Типология личности.
Если точки соединены, то это говорит о практичности. Если точки несоединены, то рисовавшие относятся к романтикам. Если вырисовывается целый сюжет, то это говорит о мечтательности, фантазерстве.
Круг свидетельствует о практичности.
Источники:
1.http://www.psylist.net/promet/00038.htm
2.http://www.psylist.net/promet/00015.htm
3.http://www.psylist.net/promet/00003.htm
4.http://www.psylist.net/promet/00027.htm
5.http://www.psylist.net/promet/00027.htm
6. http://www.psylist.net/promet/derevo.htm