«Зима 2025»

Кейс-метод как педагогическая технология

•Кейс-технология - это интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса

Олимпиады: Физика 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Краевая олимпиада профессионального мастерства  «Педагогические ориентиры» Кейс-технология  «Педагогическое трио»

Краевая олимпиада профессионального мастерства «Педагогические ориентиры»

Кейс-технология

«Педагогическое трио»

Кейс-технология - это интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса Цель кейс-технологии развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество педагога и обучающегося. Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке)обучающимся
  • Кейс-технология - это интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса
  • Цель кейс-технологии развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество педагога и обучающегося. Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке)обучающимся
Классификация кейсов

Классификация кейсов

МОДЕЛЬ ВСТРАИВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС Кейс- технология Предметно-пространственный компонент Информационно-образовательный компонент Социально-психологический компонент Активизация познавательной деятельности (реальные задачи, самостоятельность и командная работа) Повышение мотивации к учебному процессу (эмоциональная вовлеченность, практическая значимость) Развитие социальных навыков (коммуникация, командная работа, критическое мышление, самоанализ и самоконтроль) Организация пространства для групповой работы и дискуссий. Доступ к информации : (электронная библиотека, онлайн-ресурсы). Создание атмосферы . Материалы . методы и приемы структура урока Метод инцидента 1.Знакомство с кейсом. 2.Аналитический этап. Метод разбора деловой корреспонденции Метод ситуационного анализа 3.Итоговый этап Ситуационно-ролевая игра. Игровое проектирование. Метод дискуссии (групповые и межгрупповые)

МОДЕЛЬ ВСТРАИВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Кейс- технология

Предметно-пространственный компонент

Информационно-образовательный компонент

Социально-психологический компонент

Активизация познавательной деятельности (реальные задачи, самостоятельность и командная работа)

Повышение мотивации к учебному процессу (эмоциональная вовлеченность, практическая значимость)

Развитие социальных навыков (коммуникация, командная работа, критическое мышление, самоанализ и самоконтроль)

  • Организация пространства для групповой работы и дискуссий.
  • Доступ к информации : (электронная библиотека, онлайн-ресурсы).
  • Создание атмосферы .
  • Материалы .

методы и приемы

структура урока

Метод инцидента

1.Знакомство с кейсом.

2.Аналитический этап.

Метод разбора деловой корреспонденции

Метод ситуационного анализа

3.Итоговый этап

Ситуационно-ролевая игра.

Игровое проектирование.

Метод дискуссии (групповые и межгрупповые)

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ Использование технологий Цифровые инструменты и онлайн-платформы: интерактивные доски, проекторы, компьютеры с доступом к Интернету и специализированные программные приложения для групповой работы Организация пространства Гибкие пространства: Использование модульных или гибких пространств позволяет легко переорганизовать расположение мебели для групповой работы или презентаций.
  • ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ
  • Использование технологий
  • Цифровые инструменты и онлайн-платформы: интерактивные доски, проекторы, компьютеры с доступом к Интернету и специализированные программные приложения для групповой работы
  • Организация пространства
  • Гибкие пространства: Использование модульных или гибких пространств позволяет легко переорганизовать расположение мебели для групповой работы или презентаций.
Интеграция технологий Мультимедийные ресурсы Инструменты сотрудничества  Таким образом, предметно-пространственный компонент обеспечивает техническую базу и организационную структуру для эффективного применения кейс-технологии в образовательном процессе.
  • Интеграция технологий
  • Мультимедийные ресурсы
  • Инструменты сотрудничества
  • Таким образом, предметно-пространственный компонент обеспечивает техническую базу и организационную структуру для эффективного применения кейс-технологии в образовательном процессе.
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ 1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями; 2 этап — выделение основной проблемы (проблем), 3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»; 4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения; 5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий
  • ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
  • 1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
  • 2 этап — выделение основной проблемы (проблем),
  • 3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
  • 4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
  • 5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов
  • последовательности действий

Методы и приёмы

1. Метод ситуационного анализа

Этот метод включает в себя анализ конкретных ситуаций, что помогает обучающимся развивать навыки критического мышления и принятия решений. Ситуации могут быть как реальными, так и вымышленными, и требуют от студентов поиска альтернативных решений.

2. Метод инцидента

Метод инцидента предполагает использование краткого описания проблемы или события, которое требует анализа и обсуждения. Это позволяет студентам учиться работать с информацией и находить решения в условиях неопределенности.

3. Метод ситуационно-ролевых игр

В этом методе студенты принимают на себя различные роли в смоделированной ситуации, что способствует более глубокому пониманию проблемы и развитию навыков взаимодействия

4. Игровое проектирование

Этот метод включает создание игровых сценариев, где студенты могут экспериментировать с различными подходами к решению задач. Это повышает вовлеченность и интерес к учебному процессу.

5. Метод дискуссии

Дискуссии позволяют обучающимся обмениваться мнениями и аргументами по поводу различных решений проблемы, что развивает навыки аргументации и критического анализа

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ Активизация познавательной деятельности •  Самостоятельность и командная работа: учащиеся могут работать как самостоятельно, так и в группах, что развивает навыки решения проблем как индивидуально, так и коллективно. Повышение мотивации к учебному процессу •  Эмоциональная вовлеченность: работа над интересными реальными случаями повышает эмоциональную вовлеченность учащихся, делая обучение более увлекательным. •  Практическая значимость: кейсы часто основаны на реальных ситуациях из профессиональной практики будущих специалистов, что делает обучение более актуальным и значимым для них.
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
  • Активизация познавательной деятельности
  • • Самостоятельность и командная работа: учащиеся могут работать как самостоятельно, так и в группах, что развивает навыки решения проблем как индивидуально, так и коллективно.
  • Повышение мотивации к учебному процессу
  • • Эмоциональная вовлеченность: работа над интересными реальными случаями повышает эмоциональную вовлеченность учащихся, делая обучение более увлекательным.
  • • Практическая значимость: кейсы часто основаны на реальных ситуациях из профессиональной практики будущих специалистов, что делает обучение более актуальным и значимым для них.
Развитие социальных навыков 1.  Коммуникация 2.  Командная работа 3.  Критическое мышление 4.  Самоанализ и самоконтроль Таким образом, социально-психологический компонент обеспечивает развитие личности через активное участие в учебном процессе, повышение мотивации к обучению и формирование важных социальных навыков.
  • Развитие социальных навыков
  • 1. Коммуникация
  • 2. Командная работа
  • 3. Критическое мышление
  • 4. Самоанализ и самоконтроль
  • Таким образом, социально-психологический компонент обеспечивает развитие личности через активное участие в учебном процессе, повышение мотивации к обучению и формирование важных социальных навыков.
Плюсы кейс-технологии: разбор реальных ситуаций; накопление практических навыков и знаний; развитие профессионализации студентов; повышение интереса и мотивации студентов к учёбе; развитие аналитических, творческих и коммуникативных навыков. Можно отметить следующие ограничения на использование кейс-технологии :  - неэффективна в отношении стандартных ситуаций, лишенных проблемности, жестко регламентированных, не имеющих альтернативных путей решения;  - неэффективна в начале учебного процесса, когда у студентов нет знаний по теме, т.к. кейс-технология должна базироваться на уже имеющихся знаниях и умениях обучающихся.
  • Плюсы кейс-технологии:
  • разбор реальных ситуаций;
  • накопление практических навыков и знаний;
  • развитие профессионализации студентов;
  • повышение интереса и мотивации студентов к учёбе;
  • развитие аналитических, творческих и коммуникативных навыков.
  • Можно отметить следующие ограничения на использование кейс-технологии : - неэффективна в отношении стандартных ситуаций, лишенных проблемности, жестко регламентированных, не имеющих альтернативных путей решения; - неэффективна в начале учебного процесса, когда у студентов нет знаний по теме, т.к. кейс-технология должна базироваться на уже имеющихся знаниях и умениях обучающихся.
Источники формирования базы для кейс-методов.

Источники формирования базы для кейс-методов.

Ситуационные задания

  • Виртуальные экскурсии как инструмент развития речевых навыков
  • Виртуальные экскурсии как инструмент развития речевых навыков
  • Вы преподаете английский язык в 3 классе и планируете использовать VR для погружения учащихся в англоязычную среду. Вы выбираете VR-симуляцию «День в Лондонском зоопарке».
  • Вы преподаете английский язык в 3 классе и планируете использовать VR для погружения учащихся в англоязычную среду. Вы выбираете VR-симуляцию «День в Лондонском зоопарке».
  • С помощью VR-программы создайте виртуальную экскурсию по зоопарку, включающую лексику (названия животных, части тела, действия), фразы (greetings, asking for information) и задания для учащихся (например, найти и назвать животное, задать вопрос сотруднику зоопарка). Сформулируйте цели и задачи данного урока, учитывая ФГОС и требования к результатам обучения.
  • С помощью VR-программы создайте виртуальную экскурсию по зоопарку, включающую лексику (названия животных, части тела, действия), фразы (greetings, asking for information) и задания для учащихся (например, найти и назвать животное, задать вопрос сотруднику зоопарка).
  • Сформулируйте цели и задачи данного урока, учитывая ФГОС и требования к результатам обучения.
  • Разработка учебных материалов:
  • Разработка учебных материалов:
  • Подготовка лексического материала и фраз для использования в виртуальной экскурсии. Создание заданий для учащихся с учетом специфики VR-симуляции. Определение целей и задач урока.
  • Подготовка лексического материала и фраз для использования в виртуальной экскурсии. Создание заданий для учащихся с учетом специфики VR-симуляции. Определение целей и задач урока.
  • Подготовка лексического материала и фраз для использования в виртуальной экскурсии.
  • Создание заданий для учащихся с учетом специфики VR-симуляции.
  • Определение целей и задач урока.

Тема

Ситуация-иллюстрация

Задание

Критерии оценивания

Примеры кейс-технологии

Примеры кейс-технологии

  • Ситуация-проблема:
  • В школе наблюдается низкая посещаемость внеурочных занятий по техническому творчеству. Обучающиеся жалуются на однообразие предлагаемых форм работы, отсутствие современного оборудования и недостаточную связь с их интересами. Педагогу необходимо проанализировать причины сложившейся ситуации и разработать программу развития внеурочной деятельности по техническому творчеству, направленную на повышение мотивации учащихся.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее