Опыт работы
руководителя вокального коллектива «Радуга»
Центра дополнительного образования детей и юношества
Кировского района г. Донецка
Чупахиной Юлии Николаевны
по теме:
«Формирование вокально-хоровых навыков средствами музыкального искусства детей младшего школьного возраста»
В каждом человеке солнце.
Только дайте ему светить.
Сократ
Вступление
Совершенствование системы музыкального образования - не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, которая динамично меняется в условиях современной музыкальной жизни.
В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности воспитанника. Современной наукой доказано, что дети, которые занимаются певческой деятельностью, более чувствительные, эмоциональные и общительные. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает ее энергией.
Однако, несмотря на то, что пение один из наиболее доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. Занятия по обучению пению состоят из нескольких частей, в процессе которых происходит формирование вокальных навыков. Важной частью являются вокальные упражнения, так как они служат для распевания и на них отрабатываются основные вокальные навыки (дыхание, артикуляция, звукообразования, резонирование).
Актуальность темы
Актуальность темы обусловлена тем, что музыкальное развитие детей имеет ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей. Именно в раннем возрасте формируются музыкальный слух и музыкальная память, закладывается фундамент эстетической культуры, для развития которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей. Необходимо приобщать детей к музыкальному искусству через пение, как наиболее доступного вида музыкальной деятельности: развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать; внимательно относиться к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию; воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе; тренировать различные виды внимания, точную и быструю реакцию, умение слушать, активно воспринимать.
Ведущая педагогическая идея
В учебно - воспитательном процессе использован передовой педагогический опыт (В.В. Емельянова, Л.М. Жарова, Г.И. Шатковского, Н.А. Стрельниковой). Чтобы взаимодействовать с современными детьми, необходимо самому быть современным. Не отрицая традиционные приемы и методы, находить новые способы сотрудничества.
Как помочь детям войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний?
Ответы на эти вопросы надо искать в такой «педагогике», которая не приспосабливает ребенка к методике, а методику к ребенку, имея в виду ее интерес к творчеству, как внутренней сути детского познания мира.
Технология деятельности
На сегодняшний день во всех сферах жизни происходят изменения, которые не могли не затронуть образовательную среду. И я, как руководитель кружка прекрасно понимаю, что нужно обучать ребёнка по-новому. Позиция педагога становится принципиальной: он не транслирует знания и умения, а создаёт условия для того, чтобы воспитанник имел возможность различными способами работать с имеющимся багажом знаний и умений продвигаться своим путём к достижению поставленной им же самим цели.
Таким образом, время требует от педагога новых подходов к обучению. Сейчас существует множество новых технологий, как правило, это «хорошо забытые старые». Они изменяются, совершенствуясь и дополняясь. Использование на занятиях по вокалу технологии педагогических мастерских очень эффективно. Воспитаннику, уже имеющему основную базу данных, предлагается постичь знания и определенные навыки в более широком формате. Он выдвигает гипотезу, формулирует цели, осуществляет выполнение какого-либо проекта и задания в группе, индивидуально, в паре. При презентации работ учеников, каждый видит свой уровень выполнения, выстраивает выводы.
Сущность этой системы выражается в следующих основных положениях:
1. Личность с новым менталитетом - это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
2. Все способны: каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.
3. Интенсивные методы обучения и развития личности.
Мастерская – это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» воспитанников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания. В мастерской преподаватель – это мастер. Он не передает свои знания и умения незнающему и неумеющему, а лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. А принимают участие в нем все, в том числе и сам учитель-мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого.
Мастерская – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.
Вот некоторые принципы обучения в педагогической мастерской:
- равенство всех участников, включая мастера;
- все способны к творчеству;
- создание личностной мотивации;
- отсутствие оценки, соперничества;
- чередование индивидуальной и коллективной работы;
- важность не только результата творческого поиска, но и самого процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения;
- язык – важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета;
- выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результата;
- нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.
Каждое занятие мастерской является неповторимым и уникальным, поскольку его нельзя точно запрограммировать и расписать по минутам, ведь никогда не известно, как повернется ход событий, к каким выводам придут ученики, а учитель-мастер, следуя к истине вместе с ребятами, должен вовремя направить работу по нужному пути, одновременно стараясь не выделяться своим знанием.
Для успешного развития вокально-хоровых навыков на занятиях кружка педагог использует такие методы и приемы: развитие интереса к исполнению музыкальных произведений различных жанров; воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности; последовательное усложнение музыкальной деятельности; обеспечение перспектив развития творчества воспитанников; целенаправленное, систематизированное использование рассказов или бесед о музыке, музыкантах; активизирует внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость; введение в занятия творческих, импровизационных и проблемных задач; сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; введение в структуру занятия игровых элементов, дидактических игр.
Каким должно быть пение детей? Он должен быть естественным, ненапряженным, свободным, ровным во всем диапазоне, скругленным, светлым, интонационно чистым. Обретение этих качеств требует от педагога упорной работы над дыханием, звукоутворенням, правильным использованием резонаторов, сглаживание регистров, регулировкой силы звучания, подвижностью голоса, округлением гласных, атакой звука, звуковеденням.
Воспитанники должны стать активными участниками учебного процесса, ак-ными в мышлении, деятельности, эмоциональных реакциях.
Поэтому я объясняю воспитанникам, что нужно делать при распевании голоса или изучении песни (почему именно так разучивается мелодия, причины и цель повторений упражнений), рассказывает о приемах работы над дыханием, формированием певческого звука, выработкой дикции, значение дирижерских жестов и тому подобное. В частности, воспитанники должны знать примерную последовательность работы над певческим дыханием: правильная посадка, вдох за рукой, равномерный выдох, дыхание с короткой задержкой. Полезно, чтобы они знали и о возможных ошибки: поднятые плечи, ключичне дыхания, чрезмерный или шумный вдох, слишком быстрый выдох.
Активизации воспитанников способствуют постоянные вопросы: хорошо или плохо прозвучала упражнение или отрывок песни, что надо сделать, чтобы петь лучше? Постоянное заострение внимания детей на правильном и неправильном звукоутворенні, співацькому интонировании; показ зависимости качества звука от дыхания, певческой позиции, формирование гласных способствует развитию у кружковцев вокального слуха, способности анализировать качество пения; воспитывает сознательное отношение к звучанию голоса, основанное на восприятии и слуховом контроле.
Качество звучания зависит также от правильного формирования гласных, каждая из которых лучше всего резонирует при соответствующей форме рта. Для правильного пения необходимое состояние готовности голосоутворюючих органов к действию. Требование правильной певческой осанки — это уже их активизация, подготовка к правильному распределению мышечных усилий при пении, умеренного вдоха и экономного выдоха.
Настройка голоса на правильное звукообразования проводится в такой последовательности: сначала поем на легком стаккато, переходящее в кантилену. Звуковой импульс стаккато приводит в движение на короткий миг вместе с голосовыми складками голосовые мышцы, после чего наступает расслабление. Когда после твердой атаки звука в кантилену на той же высоте тона, то при этом используется уже приобретенная форма согласованного движения различных мышечных групп гортани. Кроме того, стаккато акти-визирует дыхательную функцию, что обеспечивает оптимальный уровень силы звука на легато. Если же начинать пение с протяжного звука, то у неопытных певцов он чаще всего будет звучать вяло или напряженно. Поскольку отрывочный пение не допускает мышечных зажимов, он является отправным пунктом для правильного голосообразования и кантилены.
Активизации музыкально-слуховых представлений способствует пение без сопровождения. Сложные для интонирования отрывки поются по фразам, задерживаясь на звуках, которые вызывают сомнение относительно правильности интонирования. Если ученики неточно интонируют за невнимательности к коротких звуков, которые приходятся на безударные слоги, проспівується мелодия в замедленном темпе на определенную гласную, или с закрытым ртом, задерживаясь на отдельных звуках.
Эффективным приемом активизации слуха является мысленное пропевания звука, музыкальной фразы или отрывка песни с четкой, хотя и беззвучной артикуляцией при одновременном прослушивании данного звука или фразы. Беззвучная артикуляция активизирует голосоутворюючі органы, при этом правильное звучание будто моделируется в сознании воспитанников. Используется полезный прием активной произношения слов в ритме мелодии шепотом с четкой артикуляцией. Этот прием не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхание, но и тренирует артикуляционный аппарат.
Обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков являются упражнения — многократно повторяющиеся действия, направленные на улучшение их выполнение. На одном занятии, как правило, педагог использует 4-5 упражнений, различных по вокально-техническими задачами.
К каждому распевках педагог ставит цель — развить дыхание, дикцию и артикуляцию, диапазон, технику пения, тембр и звучность голоса и тому подобное. Каждый раз объясняет, как надо петь, какой звук воспроизвести, что нужно для этого сделать, за чем внимательно следить во время пения. После каждого упражнения педагог анализирует, правильно она была выполнена, какие были ошибки и как они исправляются.
Эффективность опыта
Работая над вокальной техникой ансамбля, добилась от воспитанников единой манеры звукообразования, звуковедения, способа артикуляции; не только правильного, но и единообразного формирования гласных и согласных звуков; подчинение силы и тембра звучания каждого голоса требованиям и задачам загальнохорового звучания в соответствии с характером исполняемого произведения и дирижерской интерпретацией. Результатом такой кропотливой работы является расширение диапазона голоса у детей, умение владеть им, формирование бережного отношения к песне и к ее исполнению.
При работе с детьми я всегда имею в виду принцип постепенного продвижения в развитии личности. При этом успехи, достижения ребенка сравниваются не со стандартом, как в основном образовании, а с исходными возможностями самого воспитанника. Сама личность учителя, его внутренний мир, оказывают большое влияние на формирование личности воспитанника, поэтому педагог должен быть интересен учащимся, постоянно развивать свой кругозор, совершенствовать профессиональное мастерство. Основой всей моей педагогической деятельности, стала необходимость в постоянном самосовершенствовании и самообразовании. Через периодические издания методической литературы, интернет-ресурсы, знакомлюсь с педагогическими новинками, освещающими образование и достижениями в области применения новых компьютерных программ для обработки музыкальных звуков и произведений, изучаю их и потом использую в своей работе. Я постоянно посещаю открытые занятия своих коллег и сама делюсь педагогическим опытом на открытых занятиях.
Выступаю на педагогических советах, семинарах, методических объединениях:
- доклад «Влияние музыки на человека», областной семинар для методистов учреждений дополнительного образования;
- «Интерактивные технологии - путь к формированию творческой личности», педагогический совет;
- «Организация методической работы руководителя вокального коллектива, семинар-практикум для педагогов дополнительного образования;
- «Разширение диапазона голоса в современном вокале», участие в мастер-классе, г. Запорожье.
- проведение мастер - класса для родителей «Дыхательная гимнастика Стрельниковой»
Написала методической разработки:
- «Авторские развивающие занятия для детей дошкольного возраста»;
- «Формирование вокально-хоровых навыков средствами музыкального искусства у младших школьников»
Участвую в методических конкурсах:
- Всеукраинские конкурсы «Творческий учитель - одаренный ученик»,
- «Академия тетушки музыки», конкурс методических разработок
- Республиканский конкурс педагогических проектов по патриотическому воспитанию школьников «Донбасс – наш общий дом» (Диплом участника)
Публикую материалы в печатных изданиях:
- разработка занятия «Путешествие по зимнему лесу», журнал «Позашкілля”;
- «Из опыта работы», зборник материалов;
- разработки занятий, презентация опыта работы, размещения в интернете на сайте «Методический портал»;
- публикация музыкального занятия в электронном журнале «Золотые страницы образования» (Сертификат участника).
С 2011г. являюсь руководителем методического объединения художественно-эстетического направления ЦДОДЮ.
В 2013г. защитила звание: «Руководитель кружка – методист».
Выводы
В процессе приобретения этих знаний и навыков формируются слух и голос, развитые в результате сложных многолетних их тренировок; позволяют не только слышать, воспроизводить голосом понравившуюся музыку, но и понимать ее, проникая в ее заповедные тайны.
Формирование вокально–хоровых навыков на занятиях кружка только способствовать развитию вокальном развитии, устранении вокальных трудностей, но и развивать у учащихся выносливость, силу воли, умение сознательно пользоваться своим голосом.
Работа над проблемой дает возможность участвовать в разработке внешкольного компонента содержания образования, деятельности профессиональных педагогических объединений, оказывать практическую помощь педагогическим работникам других учебных заведений.
Педагогика сотрудничества, творческая атмосфера в вокальном коллективе «Радуга» вносят радость в совместную работу преподавателя и юных вокалистов, создают творческий настрой, что оказывает положительное влияние не только на музыкальное развитие детей, но и на их нравственное формирование.