ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВЫ ХОРЕОГРАФИИ
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа “Основы хореографии” имеет художественную направленность. Программа предоставляет широкие возможности обучения основам танцевального искусства, дает возможность ввести детей 6–9 лет в мир хореографии, с помощью игровых технологий познакомить с некоторыми хореографическими жанрами, видами и стилями. Программа поможет обучающимся творчески самовыразиться и проявить себя посредством пластики, ритмики и импровизации.
Любая хореография связана с определенной тренировкой тела. Поэтому обучение предполагает специальные тренировочные упражнения, которые дают значительную спортивно-физическую нагрузку. Особенностью хореографии, современной в частности, является гармоническое развитие всего организма. Вырабатываются навыки в сознательном управлении мышцами тела, устраняются зажимы, развивается музыкальный слух, что дает возможность подчинять свое тело определенному музыкальному ритму. Систематические занятия развивают пластику тела, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику человека собранность, элегантность, что является важным для ребенка. Хореография учит логическому, целесообразно организованному и грациозному движению, умению выражать чувства и эмоции с помощью тела.
Занятия танцами позволяют детям научиться красиво двигаться, дать волю фантазии, возможность самореализоваться, научиться раскрепощаться. Атмосфера на занятиях непринужденная, не навязчивая, педагог лишь сопровождает детей, незаметно подсказывая и корректируя ошибки и недоработки, что дает возможность ребенку максимально проявить себя, свои способности.
Хореография оказывает также большое влияние и на формирование внутренней культуры человека, занятия помогают воспитывать характер человека. Поскольку учебный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятия хореографией развивают чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.
У детей формируется умение передавать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластике. Дети впервые могут одеть сценический костюм, подготовленный специально к танцевальному номеру. С непосредственным участием родителей дети выступят на своих первых концертах и конкурсах. Все это, несомненно содействует усилению воспитательного эффекта, проводимого в комплексе семьи и образовательного учреждения.
Сотрудничество, мобильность, динамизм, конструктивность, ответственность – это именно те личностные качества, которые формируются у детей в результате систематических занятий хореографией.
Срок реализации программы – 2 года
Возраст детей от 6 – 9 лет
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Первый год обучения – 4 часа в неделю.
Второй год обучения – 4 часа в неделю.
В образовательном процессе главная роль отводится эстетическому воспитанию.
Программа направлена:
на приобщение детей 6–9 лет к основам хореографического искусства
выявление одаренных детей с целью развития их творческих способностей;
формирование гармонично и всесторонне развитой личности в процессе овладения искусством танца,
развитие художественной одаренности в области танцевально-исполнительского мастерства;
развитие и совершенствование специальных музыкальных способностей.
Новизна программы состоит в том, что в отличие от типовых данная программа направлена не только на разучивание хореографических композиций, но и на интеграцию танцевального и театрального искусства, для чего в программу включены занятия по вырабатыванию пластики тела, основам обучения дыханию в хореографии, знакомству с основами актёрского мастерства, развитию способности к импровизации и сочинению танцевальных движений, комбинаций, используемых в танце.
Актуальность данной образовательной программы обусловлена тем, что в настоящее время интерес к искусству хореографии неуклонно возрастает. Появляются новые современные танцевальные стили, которые очень привлекают подростков. Данная программа направлена не только на разучивание хореографических композиций, но и на интеграцию танцевального и театрального искусства, для чего в программу включены занятия по вырабатыванию пластики тела, основам обучения дыханию в хореографии, знакомству с основами актёрского мастерства, развитию способности к импровизации и сочинению танцевальных движений, комбинаций, используемых в танце.
Занятие хореографией не только учит понимать и создавать прекрасное, но и развивает образное мышление, фантазию, творческое воображение. Хореографическая деятельность в то же время способствует физическому развитию и здоровью детей; воспитывает красоту движений, пластичность тела, правильность осанки, жестов, культуру поведения. В настоящее время велик социальный заказ на образовательные услуги в области хореографии со стороны родителей и детей.
Педагогическая целесообразность образовательной программы направлена на создание условий для развития обучающихся основам хореографии, формирование культуры творческой личности, на приобщение детей к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации. Содержание программы расширяет представления обучающихся о танцевальных стилях и направлениях, формирует чувство гармонии, способствует укреплению физического здоровья.
Цель программы– гармоничное развитие детей посредством танцевального искусства, через приобретение базовых знаний, творческих качеств, навыков исполнительства.
Задачи:
Обучающие:
обучить основам партерной гимнастики;
поэтапное овладение основам классического экзерсиса у палки и на середине зала;
обучить простейшим элементам классического и народного танца;
обучить элементам музыкальной грамоты;
познакомить детей с историей возникновения и развития танца.
Развивающие:
способствовать снятию мышечного и психологического торможения посредством танцевального движения;
формировать правильную осанку, корректировать фигуру ребенка;
формировать интерес к танцевальному искусству;
развить музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений;
развить воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки;
развить познавательный интерес, любознательность и умение творчески мыслить;
развивать художественный вкус.
Воспитательные:
воспитать культуру поведения и общения;
воспитать умение ребенка работать в коллективе;
заложить основы становления эстетически развитой личности;
воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, конструктивности.
Отличительной особенностью образовательной программы современной хореографии является её направленность на формирование у обучающихся широкого спектра умений и навыков в области танцевального искусства. В основе формирования исполнительских способностей лежат два главных вида деятельности обучающихся: изучение теории и творческая практика Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью, ведущим, структурообразующим элементом который является классическая хореографическая подготовка. Другими значимыми элементами являются пластика тела и чувство ритма.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 6–9 лет. Прием детей осуществляется на основании письменного заявления родителей и медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка. Допускается возможность перевода обучающихся из одной группы в другую в процессе обучения и по мере усвоения программного материала, так же усложнение или упрощение материала с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся, так же возможны смещение некоторых тем на другие этапы обучения.
Сроки реализации образовательной программы – 2 года.
Этапы образовательной программы
1-й год обучения (6-7 лет) – Подготовительная ступень
предполагает освоение азов ритмики, изучение простейших элементов партерной гимнастики, изучение танцевальных элементов, применяя игровые технологии, исполнение простых танцевальных композиций и танцев.
2-й год обучения (8-9 лет) – Начальная ступень
закрепление азов ритмики и партерной гимнастики, классический экзерсис у станка (постановка корпуса, изучение позиций рук и ног, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного и тазобедренного суставов), постановочная деятельность на основе изученных танцевальных движений.
Формы занятий:
традиционное занятие;
комбинированное занятие;
практическое занятие;
игра, праздник, конкурс, фестиваль;
творческая встреча;
репетиция;
концерт, открытый урок.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
фронтальная;
в парах;
групповая;
индивидуально–групповая;
ансамблевая.
Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий:
музыкально- ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;
пляски: парные, народно-тематические;
игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические;
хороводы;
построения, перестроения;
упражнения с предметами: шарами, лентами, цветами, мячами и пр.;
задания на танцевальное и игровое творчество.
Структура занятия состоит из трех частей:
I часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.
II часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.
III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2–3 минуты.
Занятия проводятся в игровой форме. Элементы классического экзерсиса вводятся постепенно. При закреплении в обучении элементам экзерсиса целесообразно вводить дидактические музыкально-танцевальные игры.
Для обозначения движений экзерсиса желательно пользоваться общепринятой терминологией на французском языке.
Режим занятий:
Подготовительная и начальная ступени обучения являются базовыми, позволяют заложить основы танца. В этих группах занимаются до 12 человек включительно. Занятия проводятся два раза в неделю по два учебных часа. Возможно проведение занятий в режиме 4 раза в неделю по 1 учебному часу. Длительность одного учебного часа детей для детей 6–9 лет составляет 40 мин.
Приемы и методы организации образовательного процесса:
словесный (устное изложение, беседа и т. д.);
наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, показ педагогом);
практический (упражнения).
Приемы:
игра;
беседа;
показ видеоматериалов;
показ педагогом;
наблюдение.
Дидактический материал, используемый в процессе организации занятий:
Фотографии, литература по хореографии, ритмике, пластике, танцу, видео – аудиозаписи, правила поведения на сцене, словари терминов.
Механизм выявления результатов освоения программы
Оценка результативности освоения программы (деятельности) обучающихся основана на методе сравнительного анализа, при котором результаты обучения одних обучающихся сравниваются с прежними результатами того же воспитанника (индивидуальная соотносительная норма), с поставленными учебными целями и критериями (предметная соотносительная норма).
Наряду с основными методами оценки результативности обучения применяется разработанная учреждении система контроля успеваемости и аттестации обучающихся. Данная система предполагает текущий контроль, а также промежуточную и итоговую аттестации.
Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляется педагогом, ведущим предмет.
Входная, промежуточная и итоговая аттестации определяют, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом этапе обучения.
Методами промежуточной и итоговой аттестации являются:
метод педагогического наблюдения;
выполнения контрольных упражнений;
открытые занятия;
концертные выступления обучающихся.
Прогнозируемые результаты
№ | Должны знать | Должны уметь |
Общие ожидаемые результаты первого года обучения | ||
| - технику безопасности и поведение во время занятий и после; - общие понятия о хореографии, значение музыки в танце; - особенности русских народных танцев: пляска, перепляс, хоровод; - музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4; - темп (быстро, медленно, умеренно); - контрастную музыку: быстрая- медленная, весёлая- грустная, громкая- тихая; - понятия «точек» зала. | - перестроение из одних рисунков в другие, логику поворотов влево и вправо; - соотнесение пространственных построений с музыкой. Такт и затакт; - отличать удар от притопа; - ходить на полупальцах, выполнять галоп, бег с поднятыми коленями вверх (по кругу и по диагонали), ходить на пятках лицом в круг и спиной в круг; -танцевальные шаги в образах, например: птички, бабочки, медведя, волка, лисы и т.д; -общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения(упражнения на плавность движений, махи, пружинность), упражнения на гибкость; -движения под музыку в свободных играх; -пригласить девочку на танец и проводить её на место; - исполнять небольшие хореографические этюды. |
Общие ожидаемые результаты второго года обучения | ||
| - основные правила движения у станка; - позиции и положения ног и рук; - demi plie, grand plie,Releve, Por de bra.
| - выполнять основы классического экзерсиса у станка; - исполнять танцевальный с включением различных движений рук, корпуса, хлопки; - бег: простой, мелкий, притопы, перескоки с ноги на ногу; - выполнять элементы народно-сценического танца; - исполнять небольшие хореографические этюды в репетиционных и концертных вариантах. |
Этапы | Год обучения
| Количество часов в неделю | Количество часов | Количество обучающихся в группе | Возраст обуч-ся | ||||
Теория | Практика | Всего | |||||||
Подготовительный этап | 1 | 4 | 35 | 101 | 136 | 15 чел. |
6– 7
| ||
Начальный этап | 2 | 4 | 45 | 91 | 136 | 15чел. | 8-9 |
Учебный план
Тематический план
1 год обучения
№ | Разделы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Азбука музыкального движения | 10 | 30 | 40 |
2 | Партерная гимнастика | 10 | 30 | 40 |
3 | Основные танцевальные движения | 10 | 30 | 40 |
5 | Прыжки | 5 | 11 | 16 |
Итого | 35 | 101 | 136 |
Теоретическое содержание (35 часов)
Основные правила движений при партерной гимнастике. Закономерности координации движения рук, головы, корпуса. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного и тазобедренного суставов. Позиции и положения ног и рук. Дополнительно изучается: уровень подъема ног, подготовительное движение руки (припорасьон), закрывание руки в подготовительное положение на два заключительных аккорда. Развивать интерес и любовь к музыке, потребность в её слушание, движение под музыку в свободных играх.
Обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными произведениями, включая классические и народные произведения.
Практическая работа (101 часов)
Азбука музыкального движения (ритмика)
-самостоятельно находить свободное место в зале,
- перестраиваться в круг, становится в пары друг за другом,
- строиться в колонну и шеренгу,
- танцевальные шаги: ходьба- бодрая, спокойная, на полупальцах, на каблуках, топающим шагом вперёд и назад(спиной),с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме .т. д.;
- общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения( упражнения на плавность движений, махи, пружинность), упражнения на гибкость;
- развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (весёлое -грустное, шаловливое, спокойное, радостное, беспокойное и т. д.).
Партерная гимнастика
- сгибание и разгибание ног, положение лёжа на животе и спине;
- наклоны корпусом вправо, влево и вперёд, ноги вертикально разведены
не менее чем на 90 градусов;
- упражнение для подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц, голени и стопы;
-упражнения для гибкости позвоночника;
-упражнения для тазобедренных суставов, эластичности мышц, бедра;
- упражнения для подвижности коленных суставов;
- упражнения, связанное с сокращением и вытягиванием стоп ноги;
- упражнения, развивающие подвижность локтевого сустава, повышающий эластичность мышц плеча и предплечья;
- «велосипед», «лодочка», «бабочка», «лягушка», «мостик», «свеча», «гора», «корзиночка», «качели», боковые приседания;
- Adagio(медленное поднимание ноги);
- Grand battement(большие сильные броски ногой);
- Port de Bras (наклоны вперёд, в сторону, назад).
Основные танцевальные движения
- танцевальные шаги с носка;
- простой шаг вперёд и переменный шаг;
- притоп-удар всей стопой, шаг с притопом в сторону, тройной притоп,
- выведение ноги на каблук и носок и свободной первой позиции, привидение исходной позиции;
- «ковырялочка»;
- хлопушки(одинарные)- в ладоши и по бедру;
- бег с поднятыми коленями вверх (лошадка);
- бег с сильным захлёстом ног назад;
- ход на полупальцах;
- галоп;
- бег с поднятыми коленями вверх (по кругу и по диагонали), ходить на пятках лицом в круг и спиной в круг.
Прыжки
На 2-х ногах, высокие и низкие, разные по длительности и в сочетании между собой, высокие с акцентом наверх с сильно натянутыми носками на 2-х и на 1-ой ноге. Перескоки с ноги на ногу: ноги откидываются назад или поднимаются вперёд; шаг с подскоком: акцент наверх (на месте, с продвижением и в повороте вокруг себя); шаг с проскоком: опорная нога не вытягивается, прыжок не высокий, стелющийся (на месте с продвижением вперёд). Боковой шаг – галоп: проучивается в линии, заканчивается приставным шагом, затем по кругу.
Воспитательный аспект
Воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых пропускать старших впереди себя. Правила поведения в при посещения культурно-массовых мероприятий города. Правила гигиены во время занятий.
Прогнозируемый результат
Правильно выполнять движени
Тематический план
2 год обучения
№ | Разделы | Количество часов | |||||
теория | практика | всего | |||||
1 | Азбука музыкального движения | 5 | 10 | 15 | |||
2 | Партерная гимнастика | 10 | 10 | 20 | |||
3 | Основы классического экзерсиса | 10 | 20 | 30 | |||
4 | Элементы народно-сценического танца | 10 | 31 | 40 | |||
5 | Хореографические этюды | 10 | 20 | 30 | |||
Итого | 45 | 91 | 136 |
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретическое содержание (45 часов)
Обобщение полученных знаний и навыков. Повторение в более ускоренном темпе упражнений указанных в программе 1 года обучения. Критерий исполнительской деятельности(наличие логичности движения, грамотности, музыкальности, актерской выразительности).Специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки суставно – мышечного аппарата ребёнка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного и тазобедренного суставов. Позиции и положения рук и ног.
Практическая работа (91 час)
Азбука музыкального движения (ритмика)
Включается весь пройденный материал 1-года обучения:
- чередование сильной и слабой долей такта;
- танцевальная музыка, марши (спортивные, военные);
- развитие воображения, фантазии, умения находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки;
- самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, в несколько кругов, в шеренги, в колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций (змейка, воротца, спираль);
- общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения(упражнения на плавность движений, махи, пружинность), упражнения на гибкость;
Партерная гимнастика (ритмика)
- упражнения способствующие растягиванию ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок;
- укреплять все группы мышц, приучать к ощущению вытянутости ноги, в том числе пальцев ног и всей стопы;
- упражнения позволяющие улучшить выворотность ног;
- упражнения способствующие выработке выворотности и подвижности голени в коленном суставе;
- растягивать и укреплять мышцы спины, и особенно, поясницы;
- упражнения на укрепление мышц брюшного пресса ,способствующие так же исправлению осанки.
Основы классического танца
Правильная постановка корпуса. Позиции рук –подготовительная,1, 2, 3 (разучивается на середине, при не полной выворотности ног) позиции ног 6, 1,2, 3,5поз. (лицом к станку) ;
Releve- на полупальцах по I, II, V поз лицом к станку; -Port de Bra наклоны вперёд, в сторону, назад лицом к станку;
Demiplie по I, II, V позициям лицом к станку.
Элементы народно – сценического танца:
- позиции рук 1,2,3;
- позиции ног 1,2,3;
- «Ковырялочка»;
- «Моталочка»;
- «Гармошка»;
- «Простой шаг, шаг на полупальцах»;
- «Дробь - мелкая непрерывная, переменная»;
- «Молоточки – удар полупальцами в пол»;
- «Хлопушки - одинарные в ладоши, по бедру, по колену»;
- «Присядки- ползунок, мяч, присядка на каблук».
Хореографические этюды
Знакомство с музыкальным сопровождением будущего хореографического этюда, беседа о характере и образе музыки.
Воспитательный аспект
Воспитывать культуру поведения, организованность.
Прогнозируемый результат
Правильно выполнять движения.
Прыжки
- tempsleveпо I, II, V поз.(лицом к станку);
- прыжки по VI поз. (мелкие и высокие);
- прыжки по VI поз. с поджатыми ногами к груди и под себя.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы
№ | Основные разделы | Методы и приемы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Азбука музыкального движения | Объяснение, наглядный, практический | Фортепьяно, баян, фонограммы | Контрольное занятие |
2 | Элементы народно – сценического танца | Объяснение, наглядный, практический, творческий, репродуктивный | Фортепьяно, баян, магнитофон, фонограмма. | Контрольное занятие, концерт. |
3 | Основы классического танца | Объяснение, наглядный, практический, творческий, репродуктивный | Фортепьяно, баян, магнитофон, фонограмма | Контрольное занятие, концерт. |
4 | Хореографические этюды | Практический, творческий | Фортепьяно, баян, магнитофон, костюмы. | Контрольное занятие, концерт. |
Литература
Для педагога:
Базарова Н.П. Классический танец Ленинград «Искусство» 1984 г.;
Ваганова А.Я. Основы классического танца Ленинград «Искусство» 1980 г.;
Денисова Ф. Народные танцы Издательство ВЦСПС 1954 г.;
Захаров В.М. Радуга Русского танца «Советская Россия» 1986 г.;
Народно-сценический танец Москва 1985 г.;
Устинова ТА. Избранные русские народные танцы - Москва, «Искусство» 1996 г.;
Истратова О.Н. Психологические тесты для старшеклассников - Ростов н/д: Феникс, 2007.-249.с.- (Психологический практикум);
Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности: Учебное пособие для вузов.- М.: Академический Проект; Трикста, 2004- 176с.;
Педагогическая техника в работе учителя.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2001- 176с.;
Питюков В.Ю.. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд..испр. и доп. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001;
Плигин А.А. Личностно- ориентированное образование: история и практика. Монография.- М.: КСП+», 2003, 432с.;
Психодиагностика детей. Сост. А.С. Галанов.- М.: ТЦ Сфера, 2002- 128с.;
Ольшанская Н.А..Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей.- Волгоград: Учитель, 2005- 74с.
Монина Г.Б., Лютова - Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители).- СПб.: Издательство «Речь», 2005.- 224с.: ил.;
Вербицкая А.В. Основы сценического движения. М., 1973 г.;
Мур А., перевод и редакция Пина Ю.С. Пересмотренная техника европейских танцев. М., 1999 г.;
Пин Ю.С. (перевод и редакция). Пересмотренная техника латиноамериканских танцев. М., С.-П., 1992 г.;
Пин Ю.С. (перевод и редакция). Перспективные направления и формы обучения танцам. М., С.-П., 1995 г.;
Углов Ф.Г. Береги честь и здоровье смолоду. М., 1991 г.;
Сборник нормативных документов ФТС (I-II части), М., 2001 г.;
Базарова Н., Мей В., Азбука классического танца. Л.-М., 1994г.;
Базарова Н., Классический танец. Л., 2005 г.;
Ваганова А. Основы классического танца Л.-М., 2003 г.;
Ямал Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа в трех томах. Издательство ТГУ Салехард 2004г.;
Творчество народов Тюменской области Альбом из собрания Тюменского областного краеведческого музея имени И.Я. Словцова Москва 1999г.;
Узоры Северного Сияния Автор-составитель А.М. Сязи. Фотоальбом I том и II том Салехард «Артвид» Санкт-Петербург «Русская коллекция» 2003Г.;
Мифы и предания ненцев Ямала Автор- составитель Л.А.Лар Тюмень Институт проблем освоения Севера СО РАН 2001г.
Для обучающихся:
Богаткова Л. Танцы и игры пионеров «Детгиз» 1961 г.;
Школа народного танца Москва 1994 г.;
Я познаю мир: Дет. Энцикл.; Музыка\авт. А.С. Кленов. Под общ. Ред. О.Г. Хинн.- М.; Издательство АСТ-ЛТД, 1998г.;
Пасютинская В., Волшебный мир танца, М., «Просвещение» 1985 г.;
Жданов Л., Вступление в балет, М., «Планета», 1986 г.;
Жариков Е. , Крушельницкий Для тебя и о тебе. – М. : Просвещение, 1991. – 223 с.;
Ненецкие сказки и эпические песни «сюдбабц», «ярабц» Сост. Н.М. Янгасова Томск Изд-во Том. университета 2001г.;
Северная энциклопедия Европейские издания. Северные просторы 2004г.
Для родителей:
Розанова О.И. Хореографический коллектив в клубе Ленинград 1981г.;
Характерный танец Москва 1988 г.;
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. /М.В. Душин, В.Н. Куров.- Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 192 с., кл.- (Серия: “Вместе учимся, играем”);
Сонтаг Л. Прически и красота. М.: «Эксмо» 1994г.;
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. /М.В. Душин, В.Н. Куров.- Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 192 с., кл.- (Серия: “Вместе учимся, играем”);
Канасова Н.Ю., Бойцова А.Т., Кошкина В. С., Курцева Е.Г. Права детей на дополнительное образование и социально- педагогическую поддержку: Учебно-методическое пособие.- СПб.: КАРО, 2005г.;
Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. – НМЦ, Пенза. – 1994. – 344 с.;
Марковская И.М.. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.- СПб.: Речь, 2005.- 150с.;
Монина Г.Б., Лютова- Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг ( педагоги, психологи, родители).- СПб.: Издательство «Речь», 2005 - 224с.;
Перельман Я.И. - Занимательные задачи и опыт. М., 1972, с испр. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. -2-е изд., перераб. и доп. – М.; 2003г.
Информационная карта
УМК дополнительной образовательной программы «Основы хореография»
Детское объединение: «Кукарача» (хореография)
автор программы: Захарова Е.М.
педагог, реализующий программу (образование, квалификация) - Захарова Е.М.
вид программы: модифицированная
направленность: художественная
образовательная область: искусство
цель программы: гармоничное развитие детей посредством танцевального искусства, через приобретение базовых знаний, творческих качеств, навыков исполнительства.
формы реализации программы: групповая
возраст детей: 6-9 лет
срок реализации программы: 2года (3 этапа)
количество часов в неделю: 2 раза в неделю по 2 академических часа
Первый год обучения – 4 часа в неделю.
Второй год обучения – 4 часа в неделю.
ожидаемые результаты: Обучающиеся безошибочно исполняют классический экзерсис у станка и на середине зала. Владеют элементами хореографических этюдов в танцах. Активно участвуют в концертной деятельности.
Лицензия: Серия А № 323615 от 30.07. 2009
Внешняя рецензия __________________________________ от ___________
(ФИО, должность) (дата)
Учебные пособия- материалы, обеспечивающие реализацию
программы содержания
Дидактические материалы, соответствующие содержанию программы, целям обучения, уровню подготовленности обучающихся (представлены в виде раздаточного материала и наглядных пособий) |
|
Методические материалы по темам, занятиям, включающие планы занятий, состав и перечень заданий, ситуаций, контрольные задания, нормативы и т.д. |
|
Перечень основных понятий с толкованием или переводом, используемых в программе:
Дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства.
Педагог дополнительного образования – специально содействующий развитию дополнительного образования детей в конкретном учреждении, владеющий педагогикой дополнительного образования, реализующий программы дополнительного образования детей.
Педагогическая деятельность - вид социально значимой деятельности, специально направленный на организацию условий для возникновения и становления деятельности ребенка по развитию своего человеческого образа.
Развитие личности – процесс формирования личности, накопления в ней качественных изменений, приводящих к переходу от одного состояния к другому, более совершенному.
Творчество – оригинальное, высокоэффективное решение задач педагогического процесса.