МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
СОГЛАСОВАНО
Директор
ООО «Научно – производственная фирма «Урал – М»
В. И. Мельчаков
«27» 08. 2018 г.
УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора
от «27» 08. 2018 г. № 246
Рабочая программа профессионального модуля
ПМ.01 Проектирование объектов архитектурной среды
МДК. 01.02.Объемно-пространгственная композиция с элементами макетирования
для профессии среднего профессионального образования
07.02.01 Архитектура
очная форма обучения
СОГЛАСОВАНО Методическим советом колледжа Протокол от «27» 08. 2018 г. № 1 РЕКОМЕНДОВАНО Цикловой комиссией ОПОП Архитектурно-строительного профиля и земельно-имущественных отношений
Протокол от «26» 08 2018 г. № 1
| РАЗРАБОТЧИК Д. С. Южикова, преподаватель
|
2018 г.
| стр. |
| 3
|
| 5 |
| 12 |
| 14 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
МДК.01.02. «Объемно-пространственная композиция с элементами макетирования»
1.1. Область применения программы МДК.
Программа междисциплинарного курса профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 07.02.01. «Архитектура»
1.2. Место МДК в структуре основной профессиональной образовательной программы: относится к междисциплинарному курсу профессионального модуля ПМ 01. Проектирование объектов архитектурной среды.
1.3. Цели и задачи МДК – требования к результатам освоения МДК:
В результате освоения МДК обучающийся должен уметь:
- выполнять в макете все виды композиции;
В результате освоения МДК обучающийся должен знать:
- принципы образования структуры объема и его формообразующие элементы;
- приемы нахождения точных пропорций.
Архитектор (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Архитектор (базовой подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.1. Разрабатывать проектную документацию объектов различного назначения;
ПК 1.2. Участвовать в согласовании принятых решений с проектными разработками смежных частей проекта;
ПК 1.3. Осуществлять изображение архитектурного замысла, выполняя архитектурные чертежи и макеты.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы МДК:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 180 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 120 часов;
самостоятельной работы обучающегося 60 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МДК
2.1. Объем МДК и виды учебной работы
Сокращение | Вид учебной работы | Объем часов |
ООЧ | Общий объем часов (сумма АР1+СР2), в том числе: | 180 |
АР | аудиторная работа обучающегося (во взаимодействии с преподавателем, сумма ТО3+ПЗ4+ЛР5+КР6+ИП7+КП8+ПА9): | 120 |
ТО | теоретическое обучение (урок, лекция) | 20 |
КР | контрольные работы | 0 |
ПЗ | практические занятия (в том числе семинары) | 70 |
ЛР | лабораторные работы | 0 |
ИП | индивидуальный проект | 0 |
КП | курсовой проект (работа) | 30 |
ПА | промежуточная аттестация в форме экзамена в 3 семестре дифференцированный зачет в 4 семестре |
|
0 | ||
2 | ||
СР | самостоятельная работа обучающегося (без взаимодействия с преподавателем) | 60 |
2.2. Тематический план и содержание междисциплинарного курса «Объемно-пространственная композиция с элементами макетирования» профессионального модуля ПМ 01. Проектирование объектов архитектурной среды.
| |||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ О КОМПОЗИЦИИ | 88 |
| |
Тема 1.1. Основные свойства объемно-пространственных форм
| Объёмно-пространственная композиция как модель архитектурного творчества, в обобщённом виде раскрывающая основные композиционные задачи, средства и методы создания архитектурных форм. Связь данной дисциплины с другими дисциплинами Композиция на плоскости. Понятие о композиции, метр и ритм как основа построения объёмно-пространственной композиции, согласованность и соподчинённость композиционных элементов. Понятие о пропорции. Возможности композиционного решения листа бумаги с помощью ограниченного числа плоских элементов, фронтальность плоского листа, верх и низ композиции (т.е. ориентация композиции по отношению к зрителю) Общее понятие о таких средствах гармонизации формы как пропорции и отношения; симметрия-асимметрия; метр и ритм; контраст, нюанс, тождество; размер, масштаб; комбинаторика | 2 | 1 - 2
|
Практические занятия | 8
|
| |
Практическое занятие №1. Создать плоскостную композицию из линий с применением геометрических сеток, с выделением одного или нескольких центров Практическая работа №2. Создать плоскостную композицию из плоских фигур Практическое занятие № 3. Передать в материале различные фактуры, рельефа, пластики поверхности Практическое занятие № 4. Расчленить фронтальную поверхность прямолинейным геометрическим орнаментом и криволинейным орнаментом | 2 - 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Закончить выполнение и оформление работ по теме 1.1. | 4 |
| |
Тема 1.2. Метроритмические закономерности
| Метр и ритм. Как средство организации элементов в единую устойчивую систему. Виды метрических и ритмических рядов. Гармонизация на основе простых и сложных метрических и ритмических рядов. | 2 | 1 -2 |
Практические занятия | 8 | | |
Практическое занятие № 5. Создать простой ритмический ряд из сложных элементов (геометрических фигур, орнамента и т.д. – по выбору) Практическое занятие № 6. Создать ритмический ряд из одинаковых элементов с разными интервалами Практическое занятие № 7. Изобразить влияние на ритм различных по массивности элементов Практическая работа №8. Выполнить из простых геометрических тел возрастающий и убывающий ритм (в объеме) | 2 - 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить развёртки и склеить объёмы: «куб», «цилиндр», призма и т. д., Закончить выполнение практической работы | 6 |
| |
Тема 1. 3. Тектонические системы | Тектоника как выражение структуры объемно-пространственных форм. Виды тектонических систем в архитектуре: стеновая, стоечно-балочная, сводчатая и другие | 2 | |
Практические занятия | 6 |
| |
Практическое занятие № 9. Освоить влияние тектонической схемы на архитектурный образ на приведенных примерах Практическое занятие № 10. Выявить взаимосвязь внутренней структуры и внешней формы на примере архитектурных решений зданий различного назначения | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение эскизов, построение объемов и склеивание форм, необходимых для изучения темы. | 6 |
| |
Тема 1. 4. Пропорции в архитектуре и виды пропорциональных отношений. | Пропорции и отношения, как средство организации элементов в единую устойчивую систему. Отношения как простой вид соразмерности. Простые и иррациональные отношения. Примеры существования золотой пропорции в природе, в архитектуре, дизайне, «Золотое сечение» | 2 | 1 |
Практическое занятие | 4 |
| |
Практическое занятие № 11. Выполнить композиционный анализ памятника архитектуры (по выбору) с точки зрения средства организации элементов в единую устойчивую систему | 2 - 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение, по примерной тематике: Роль золотого сечения в формообразовании; Примеры природных и искусственных фор; Пропорции и отношения; «Золотое сечение» в архитектуре | 6 |
| |
Тема 1. 5. Понятие о масштабности в архитектуре | Приёмы и средства выражения масштаба. Понятие масштаб, масштабность. Основные приемы корректировки масштаба формы. Композиционный масштаб. Масштаб как гармонизационное средство построения композиции | 2
|
|
Практические занятия | 4 |
| |
Практическое занятие №12. Выполнить сравнительный анализ выражения масштаба архитектурного сооружения. Практическое занятие № 13.Выполнить простейшие геометрические фигуры в плоскостной и вертикальной полосе из простейших геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг) | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Закончить выполнение и оформление работ по теме 1.6. | 4 |
| |
Тема 1. 6. Тождество. Нюанс. Контраст
| Контраст, нюанс и тождество, как средство организации элементов в единую устойчивую систему. Понятие тождество как схожесть, одинаковость элементов по всем их композиционным характеристикам. Нюанс как слабо выраженное отличие и контраст как резкое отличие элементов по всем композиционным признакам: размеру, цвету, пластике, фактуре, текстуре и другим показателям | 2 | 1 |
Практические занятия | 2 |
| |
Практическая работа № 14. Выполнить ритмический ряд, построенный последовательным изменением массивности элементов простого метрического ряда. | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Закончить выполнение и оформление работ по теме 1.6. | 4 |
| |
Тема 1. 7. . Виды симметрии и другие композиционные приемы.
| Симметрия – асимметрия, дисимметрия, антисимметрия как средство организации элементов в единую устойчивую композиционную систему. Виды симметрии: зеркальная, осевая, лучевая, симметрия переносов. | 2 | 1 |
Практические занятия | 8 |
| |
Практическая работа № 15 Выполнение вариантного моделирования по параметрам (динамичная асимметрия - статичная симметрия, геометрический нюанс - живописный контраст, живописная динамика - геометрическая статика и т.д.) Практическая работа № 16 Выполнение геометрического орнамента в графике Практическая работа № 17 Выполнить симметричные композиции на основе зеркальной cимметрии. Практическая работа № 18 Выполнить асимметричную композицию состоящую из модульных элементов, имеющих единое рельефно-пластическое решение | 2 - 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Закончить выполнение и оформление работ по теме 1.7. | 4 |
| |
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ | 56 |
| |
Тема 2. 1. Фронтальная композиция | Выявление фронтальной поверхности. Понятие о средствах гармонизации формы фронтальной композиции – пропорции; отношения; симметрия-асимметрия; метр; ритм; контраст, нюанс, тождество; размер, масштаб; комбинаторика. Виды фронтальной композиции. Приемы и средства построения. | 2 | 1 |
Практическое занятие | 8 |
| |
Практическая работа № 19. Выполнить фронтальную композицию из простых геометрических элементов. Практическая работа № 20. Создать фронтальную композицию с выявлением поверхности (с помощью вертикальных и горизонтальных членений, фактуры, пропорциональных отношений Практическая работа № 21. Создать фронтальную композицию, используя пластическое решение оптимальной степени выраженности. Практическая работа № 22.Разработать двухстороннюю композицию | 2-3
| ||
Самостоятельная работа обучающихся: по теме 2.1. Закончить выполнение практических работ №№ 7-10 | 4 |
| |
Тема 2. 2. Фронтальная композиция. Приёмы и средства построения | Роль фронтальной композиции, в построении объемной композиции. Приемы и средства построения. Этапы соответствующие реальному процессу проектирования. | - | 1 |
Практическое занятие | 8 |
| |
Практическое занятие № 23. Выполнить решение фасада архитектурного памятника в виде фронтальной композиции Практическое занятие № 24 Пластическое выявление объёма с использованием метроритмических, пластических, пропорциональных закономерностей. | 2 -3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Закончить выполнение и оформление работ по теме 2.2. | 2 |
| |
Тема 2. 3. Объемная композиция. Выявления объёмной формы | Три наиболее характерных типа объемной композиции. Приемы и средства построения. Этапы соответствующие реальному процессу проектирования. | 2 |
|
Практическое занятие | 6 |
| |
Практическая работа № 25. Выполнить внутренне решение простой геометрической формы: цилиндр, куб, конус, призма и др. Практическое занятие № 26 Выполнить построение врезанных фигур с помощью разверток. | 2 - 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Закончить выполнение и оформление работ по теме 2.3. | 10 |
| |
Тема 2. 4. Объёмно-пространственная композиция и ее трансформация | Трансформация геометрических формы в пространстве. Виды и типы построения. |
| 1 |
Практические занятия | 10 |
| |
Практическая работа № 27. Выполнить объемную композицию. Трансформация куба в архитектуре. Практическая работа № 28. Трансформация геометрической формы куба. Практические работы № 29. Разработать сложную объёмную форму и её внутреннее решение | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Закончить выполнение и оформление работ по теме 2.4. | 10 |
| |
2.5. Объемно-пространственная композиция жилого дома | КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ | 30 |
|
Изучить и освоить, принципы архитектурно - конструктивного решения сооружений и общие принципы проектирования жилых домов– как элемента жилой застройки; Выполнить клаузур жилого дома; Разработать размерное соотношение макета к проекту (масштаб макета); Выполнить развертку стен (колонн) на плотном картоне и подмакетник; Разработать и выполнить развертку крыши; Выполнить склейку основы макета (стены, колонны), выполнить развертку стен (колонн); Выполнить оклейку основы, выполненной разверткой; Выполнить склейку крыши и оклеить ее; Разработать и выполнить детализацию проекта. Склеить все части конструкции вместе и приклеить к подмакетнику. (работа не посредственно связана с ПМ.01 Проектирование объектов архитектурной среды, МДК.01.03. Начальное архитектурное проектирование) |
8
2 4 2 2
4 2 2 2 2 |
| |
|
| 180 (120/20/70/30) |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование кабинета и лаборатории, рабочих мест кабинета и лаборатории :
рабочие места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий по предмету ОПК;
ПК с лицензионным программным обеспечением, пакетом графических программ;
мультимедиапроектор;
чертежные инструменты;
для работы над макетами необходимы следующие расходные материалы:
пенопласт разной толщины;
тонкий цветной пластик;
клей ПВА, «Титан»;
цветная бумага;
картон;
чертежная бумага;
для работы с бумагой и картоном требуются на каждого обучающегося, следующие инструменты:
канцелярский нож;
ножницы;
рейсшина ;
доска из фанеры или другого материала, для вырезания на ней деталей макета;
линейки металлические;
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
Объемно-пространственная композиция / под ред. А. В. Степанова. -М. : Стройиздат,2012.
Стасюк, Н. Г. Основы архитектурной композиции / Н. Г. Стасюк, Т. Ю.
Киселева, И. Г. Орлова. - М. : Архитектура - С, 2010.
Калмыкова, Н. В. Макетирование / Н. В. Калмыкова, И. А. Максимова. -М. : Архитектура - С, 2011.
Черчение. Макетирование. Рисунок: учебное пособие. - М. : МархИ,2012.
Алонов Ю.Г., Мелодинский Д.А. Композиционное моделирование. Курс объемно-пространственного формообразования в архитектуре: учебник . - М.: 2015.
Интернет-ресурсы:
Библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
http://www .horeca.artpeople.ru/services/design /
http://barnay-stoyka.ru/dizain-kafe-i-restorana.html
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=370221
http://www.salon.by/russian_interior.shtml
http://www.newizv.ru/expo/news/2008-03-19/86721/
http://ikido.ru/svetovojj-dizajjn/704-garmonija-sveta.html
Дополнительные источники:
Раппопорт, А. Г. Форма в архитектуре / А. Г. Раппопорт, Г. Ю. Сомов -М., 1990.
Кринский В.Ф., Ламцов И.В., Туркус М.А. Элементы архитектурно-пространственной композиции. – М.: Издательство литературы по строительству, 1968.
Мардасов Н.Д., Е.И. Пугач. Макетный метод проектирования в гражданском строительстве. – М.: Стройиздат, 1980
4. Молчанов В. М.Теоретические основы проектирования жилых зданий : учеб. пособие для студ. архит. спец. вузов / Молчанов В. М. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 240 с. : ил. - (Учебные пособия). - ISBN 5-222-03796-7 [Гриф]: 210-00.
5. Устин В. Б. Композиция в дизайне (основы построения формальной композиции в дизайнерском творчестве). МГАЛП, 1997.
6. Беляков В.П., Глинкин В.А. Цвет в архитектуре городов Крайнего Севера. – Л.,С.Петербургский университет, 2000г.
4. Контроль и оценка результатов освоения МДК Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения |
|
- выполнять в макете все виды композиции
| Практические занятия и практические работы по Разделу 1. - Понятие о композиции и Разделу 2. - Основные виды композиции Практическое занятие № 23. Выполнить решение фасада архитектурного памятника в виде фронтальной композиции Практическое занятие №24 Пластическое выявление объёма с использованием метроритмических, пластических, пропорциональных закономерностей Практическая работа № 25. Выполнить внутренне решение простой геометрической формы: цилиндр, куб, конус, призма и др. Практическое занятие №26. Выполнить рабочий макет объёмной формы, выполнить элементы чистового макета и подмакетника. Практическая работа № 27. Выполнить объемную композицию. Трансформация куба в архитектуре. Практическая работа № 28. Трансформация геометрической формы куба. Практические работы № 29. Разработать сложную объемную рому и ее внутреннее решение Экзамен, курсовой проект |
знания
|
|
- принципы образования структуры объема и его формообразующие элементы;
| Практические занятия и практические работы по Разделу 1. - Понятие о композиции и Разделу 2. - Основные виды композиции Практическое занятие №1. Создать плоскостную композицию из линий с применением геометрических сеток, с выделением одного или нескольких центров Практическая работа №2. Создать плоскостную композицию из плоских фигур Практическое занятие № 3. Передать в материале различные фактуры, рельефа, пластики поверхности Практическое занятие № 4. Расчленить фронтальную поверхность прямолинейным геометрическим орнаментом и криволинейным орнаментом Практическое занятие № 5. Создать простой ритмический ряд из сложных элементов (геометрических фигур, орнамента и т.д. – по выбору) Практическое занятие № 6. Создать ритмический ряд из одинаковых элементов с разными интервалами Практическое занятие № 7. Изобразить влияние на ритм различных по массивности элементов Практическая работа №8. Выполнить из простых геометрических тел возрастающий и убывающий ритм (в объеме) Практическое занятие № 9. Освоить влияние тектонической схемы на архитектурный образ на приведенных примерах Экзамен, курсовой проект |
- приемы нахождения точных пропорций
| Практические занятия и практические работы по Разделу 1. - Понятие о композиции и Разделу 2. - Основные виды композиции Практическое занятие № 10. Выявить взаимосвязь внутренней структуры и внешней формы на примере архитектурных решений зданий различного назначения Практическая работа № 14. Выполнить ритмический ряд, построенный последовательным изменением массивности элементов простого метрического ряда Практическая работа № 15 Выполнение вариантного моделирования по параметрам (динамичная асимметрия - статичная симметрия, геометрический нюанс - живописный контраст, живописная динамика - геометрическая статика и т.д.) Практическая работа № 16 Выполнение геометрического орнамента в графике Практическая работа № 17 Выполнить симметричные композиции на основе зеркальной симметрии. Практическая работа № 18. Выполнить асимметричную композицию состоящую из модульных элементов, имеющих единое рельефно-пластическое решение Практическая работа № 19. Выполнить фронтальную композицию из простых геометрических элементов. Практическая работа № 20. Создать фронтальную композицию с выявлением поверхности (с помощью вертикальных и горизонтальных членений, фактуры. Практическая работа № 21. Создать фронтальную композицию, используя пластическое решение оптимальной степени выраженности. Практическая работа № 22.Разработать двухстороннюю композицию Экзамен, курсовой проект |
1 АР – аудиторная работа во взаимодействии с преподавателем (сумма ТО, ПЗ и ЛР).
2 СР – самостоятельная работа обучающегося (без взаимодействия с преподавателем).
3 ТО – теоретическое обучение (урок, лекция, контрольная работа, индивидуальный проект, курсовой проект (работа)).
4 ПЗ – практическое занятие (в т.ч. семинар).
5 ЛР – лабораторная работа.
6 КР – контрольные работы. В таблице 2.2 часы контрольных работ указываются в столбце теоретического обучения (ТО).
7 ИП – индивидуальный проект.
8 КП – курсовой проект (работа).
9 ПА – промежуточная аттестация.