Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества» Муниципального образования городской округ Красноперекопск
Республики Крым
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Применение инновационных технологий
в вокальном воспитании обучающихся»
(методические рекомендации в помощь педагогу
дополнительного образования)
Подготовила Белкина Наталья Викторовна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
вокального ансамбля «Магнолия»
г.Красноперекопск
2016г.
В настоящее время большое значение придаётся занятиям художественно-эстетического цикла, в частности, музыкальному, вокально-хоровому творчеству. Музыка воспитывает доброту, отзывчивость, чуткость в отношениях с другими людьми, формирует нравственно-эстетические идеалы. Эти цели особенно актуальны сегодня, в связи с чем воспитание искусством музыки приобретает важную роль в духовном становлении личности ребёнка.
Но остаются вопросы: как сделать занятие по музыке, вокалу занятием по искусству? Какое место в этом процессе принадлежит самой музыке, педагогу, ее преподающему, и ребёнку, её постигающему? Зачастую эстетические вкусы детей складываются в условиях преобладания музыкального ширпотреба. Такое положение очень беспокоит руководителей. Любого неравнодушного человека эта обеспокоенность побуждает к действию: надо что-то менять.
1. Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании
Эффективность занятий искусством зависит прежде всего от особенностей личности педагога, его профессиональных знаний и педагогического мастерства. Первостепенное значение приобретает единство эмоционального, художественного и сознательного отношения ребёнка к музыке, комплексное воздействие на психику, моторику и физиологию учащихся. Дети должны знать, что занятия музыкальным искусством, - это серьёзно, ответственно и необыкновенно интересно.
Педагоги вокально-хоровых коллективов в своей деятельности должны уделять серьёзное внимание инновационным методам и приёмам. Важнейшая роль отводится личностно ориентированному обучению, педагогике сотрудничества, интегративным процессам, чувствам и эмоциям каждого ребёнка.
Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности обучающегося, создание необходимых условий для его развития. Педагогика сотрудничества, творческая атмосфера внесут радость в совместную работу педагога и обучающихся, создадут творческий настрой, что окажет положительное влияние не только на музыкальное развитие ребенка, но и на нравственное формирование его личности.
Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании, целесообразно выделить следующие технологические модели:
- диалоговое взаимодействие педагога и обучающегося;
- учебно-игровую деятельность;
- проблемно-поисковые методы;
- арттерапию.
С повышением воспитательной функции занятий во внешкольном учебном заведении возникает потребность введения в практику работы педагогов, преподающих искусство, таких технологий, которые обеспечили бы индивидуальный подход к обучающемуся, использование искусства в качестве средства формирования нравственности ребенка и развития его способностей.
Ведущим методом художественно-эстетического воспитания выступает метод творческого диалога, когда педагог и ученик совместно ищут и находят ответы на вопросы. Детей нужно научить рассуждать, объективно оценивать творческий процесс, художественные явления, находить в них позитивные или негативные стороны, соотносить со своими морально-эстетическими позициями, собственным творчеством.
Таким образом, современное занятие вокально-хоровых коллективов должно отвечать следующим требованиям:
- реализации личностно ориентированного обучения;
- воспитательной направленности занятий;
- созданию отношений в системе "педагог - обучающийся" с приставкой "со": сопереживание, сотрудничество, соучастие, сотворчество;
- развитию творческого потенциала детей посредством воспитания певческой культуры;
- построению занятий с учётом метода художественно - педагогической драматургии;
- использованию в вокально-хоровой практике интеграции с другими видами искусства, литературой, историей;
- отбору музыкального материала с учётом национальных особенностей музыкальной культуры и традиций крымского региона, включению такой важной составляющей, как фольклор;
- использованию музыкальной психотерапии как эффективного средства в борьбе с детскими неврозами.
2. Педагогическая технология воспитания певческой культуры
В отношении воспитания певческой культуры, самое главное, - не лишить ребёнка радости эмоциональной наполненности, творчества и сохранить благотворное воздействие вокального искусства на их духовный мир. Технология направлена в первую очередь на то, чтобы в итоге ребенок и образующийся в процессе занятий вокальный или хоровой коллектив приходил к пению, как к естественному моменту в своем становлении, а не как к показателю выученного и отработанного.
Воспитание должно носить природосообразный характер, т.е. строиться в соответствии с детской природой, что отвечает целям и задачам общего музыкального образования.
Путь ребёнка к музыке, культуре пения имеет свои определенные стадии.
1. первоначальный этап - это знакомство ребёнка с миром искусства и рассмотрение его во всем разнообразии и уникальности;
2. ощущение каждым ребенком значимости своего голоса в окружающем его Мире песни;
3. познание радости от совместного звучания голосов и причастности к этому каждого отдельного голоса.
Характеристика процесса обучения вокальному искусству
Цель обучения вокальному творчеству - сформировать нравственные качества, устойчивый интерес к вокальному искусству у обучающихся посредством их активной музыкально-творческой деятельности, исполнительских вокальных навыков. Достижению данной цели способствует решение следующих задач:
образовательных: овладение навыками чистого интонирования, певческого дыхания, дикции, артикуляции, унисона и многоголосия, создание музыкально-художественного образа в исполняемых песнях; знание основ певческой гигиены, самоконтроля голосового аппарата, бережного отношения к нему;
развивающих: развитие музыкальной памяти, внимания, мышления, воображения, эмоциональной сферы; развитие голосового аппарата; развитие артистических качеств, сценической культуры;
воспитательных: воспитание высоких нравственных качеств, эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.
Для успешного творческого развития ребенка необходимо много составляющих, главными из которых являются:
1. создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии;
2. радость творчества, испытываемая каждым ребёнком;
3. интерес окружающих к замыслам обучающегося, дружеское обсуждение результатов его певческой деятельности;
4. уважение результатов работы юного исполнителя.
Образовательный процесс проводится в групповой и индивидуальной форме.
Преобладающим методом вокально-хорового обучения является личностно ориентированный подход, учёт индивидуальных особенностей каждого ребенка, позволяющий сохранить и развить его голосовые особенности: тембр, манеру звукоизвлечения, пластику, подачу музыкального материала.
Задачи индивидуального и коллективного певческого развития обучающихся решаются в реализации следующей работы:
- практической и теоретической деятельности (упражнения, вокализы, сведения о выдающихся музыкантах, композиторах, знание музыкальной грамоты);
- развития пластики, чувства ритма и координации движений;
- репетиционной работы над учебным и концертным репертуаром;
- участия в фестивалях, конкурсах, концертных выступлениях.
В ходе распевания большое внимание уделяется работе по разучиванию упражнений, способствующих формированию вокальных навыков обучающихся: певческого дыхания, звуковысотного, ладотонального, тембрового и гармонического слуха, ритма, дикции, артикуляции.
Имея в виду, что дети младшего возраста любят играть, следует подбирать вокальные упражнения таким образом, чтобы каждое из них имело интересное содержание, элементы игры и могло заинтересовать детей, помочь им осознать выразительные особенности пения. С помощью игровых упражнений преодолеваются различные певческие сложности детей, развивается их музыкальный слух и певческий голос, чистая интонация, эмоциональность, творчество. В процессе вокальной работы дети учатся различать музыкальные оттенки, лады, у них развивается чувство тяготения к тонике, они создают свои варианты мелодий, исполняют их выразительно, используя различные техники пения: legato, staccato, non legato.
Эмоциональное исполнение песни – залог того, что дети полюбят её, будут исполнять охотно и выразительно, ибо без эмоционального компонента невозможно развить музыкальные способности детей. В ходе творческих заданий дети учатся петь выразительно, передавая характер и настроение песни.
Занятия пением должны приносить не только радость и положительные эмоции, но и производить психопрофилактический характер, создавать возможность для самовыражения. Постепенно дети, обучающиеся вокальному творчеству, приучаются правильно и красиво петь, а это очень важно, так как вместе с развитием музыкальных способностей у детей формируются новые знания и интересы, становится богаче и разнообразнее их духовный мир. Итогом процесса обучения являются открытые занятия, участие детей в фестивалях и конкурсах, отчётных концертах центра, мероприятиях города и республики.
Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков
Начальным этапом вокальной работы на занятиях является распевание, которое способствует выработке певческих навыков. На распевание отводится 20 - 30 минут в начале занятия, причём, лучше петь стоя. Формирование качественного певческого звука, как правило, вырабатывается специально подобранной системой упражнений, благодаря которой достигается ровность голоса, ровность гласных, развитие диапазона. Можно использовать комплексы упражнений, разработанные С. Риггсом, В. Емельяновым.
Распевание имеет две функции:
- разогревание и настройка к работе голосового аппарата юных певцов;
-привитие вокально-технических умений и навыков (певческое дыхание, звукообразование, унисон, дикция, артикуляция, многоголосие, создание музыкального образа), достижение качественного и красивого вокального звучания в исполняемых произведениях.
Воздействие танцевального искусства на пение детей
Танцевальное искусство для вокалистов – это пластика, искусство танца в руках, жестах. Жесты, пластика рук выступают в роли средства, создающего пение “языком” движений.
Нужно стремиться к тому, чтобы дети в итоге передавали собственными движениями руки своё певческое состояние. Главное, - выражение художественного образа звука в пластике, движениях рук; поиск детьми среди жестов (угловатых, монументальных, жестких, насмешливых), предложенных педагогом, таких, которые наиболее полно помогают воссоздать необходимый певческий звук.
Необходимо добиваться, чтобы дети жестами и пением могли передать собственное эмоциональное состояние.
Совершенствование вокального творчества с помощью пластики, жеста, красок и способствует осознанию обучающимися уникальности, целостности и всеобщности искусства. Художественно-синкретический метод помогает ребёнку выразить свою духовность, благодаря окружению и проникновению в процесс пения выразительных средств других видов искусства, которые опосредованно влияют на вокальную культуру детей, раскрывая целостность, неделимость искусства.
Предложенные педагогические технологии ориентируют педагога на развитие в ходе вокальной работы творческого потенциала обучающихся, их умения выразить собственные чувства и мысли в звучании голоса, на понимание смысла своей деятельности.
Использованная литература:
Варламов А. Е. Полная школа пения. Учебное пособие, 3-е изд. А. Е. Варламов СПб.: Лань, 2008. – 120 с.
Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства методическое пособие / Н.Б. Гонтаренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 155 с.
Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 2007. – 368 с.
Огороднов Д. Е. Комплексное музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе. –К.: Радянська школа, 1998 г.
Халабузарь П. В. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие для музыкальных училищ / П. В. Халабузарь. - М.: Музыка, 1990. – 173 с.