Лекция: «Социальная работа в системе культурно-досуговой деятельности».
Практика социальной работы многообразна. Она обусловлена знанием различных теоретических подходов в процессе воздействия, как на жизненное пространство клиента, так и на его жизненные силы. Основной чертой, характеризующей социальную работу как особое явление общественной жизни, как специфическую общественную деятельность во всех ее вариантах, является формирование, осуществление и реабилитация жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности. Именно поэтому культурно-досуговая деятельность занимает одно из важных мест в практическом труде современных социальных работников и социальных педагогов. В ней находят свое отражение цели и функции государственной социальной политики в области культуры и досуга, определяются пути, методы и средства их реализации в условиях современных тенденций развития, общества.
Понятие «социально-досуговая деятельность» имеет комплексный характер, выражающийся в его связях с понятиями и идеями таких наук, как философия, социология, история, педагогика, психология, экономика и др.
Социально-культурная деятельность, выделяясь из ряда других видов человеческой деятельности, имеет свои характерные черты:
она осуществляется в свободное (досуговое) время;
отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп;
обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;
характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей;
отличается глубокой личностной направленностью;
носит гуманистический, культурологический и развивающий характер.
В социально-досуговой деятельности выделяют два вида ценностных характеристик: положительную (направленную на позитивные цели) и отрицательную (наносящую вред индивидууму или обществу в целом).
Анализ сущности социально-досуговой деятельности отражает наличие взаимодействия в ней различных элементов, определяющих ее своеобразные уровни, которые можно классифицировать следующим образом:
творческий − преобладание творческих моментов в деятельности;
репродуктивно-творческий − открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым;
репродуктивный − простое воспроизведение готовых, отработанных ранее обществом форм, вещей, способов и т.д.
1. Развитие взглядов на проблемы социально-досуговой деятельности
Социально-досуговая деятельность тесно связана с понятием «свободное время».
Как только для людей, живущих в обществе, перестала быть актуальной проблема использования всей совокупной рабочей силы для обеспечения жизненных потребностей (и всего совокупного времени, в течение которого они могли бы тратить физические и нервные силы, не разрушая при этом естественную способность регенерации своих биологических систем), возник общественный прибавочный продукт в форме свободных товаров или свободного времени. Об этом неоднократно упоминал К.Маркс, который определял свободное время как время досуга или время для более возвышенной деятельности, которая позволяет развернуться сущностным силам человека с целью наслаждения, но не производства жизненно необходимых товаров.
Свободное от работы время
Определяемое таким образом общественное и политико-экономическое понятие свободного времени как общественно свободного времени для реализации внутренних сил и приятного препровождения следует отличать от формального определения свободного времени, которое преобладает в дискуссиях новейшего времени (или, как его еще обозначают, «полярное рабочему времени понятие свободного времени»). Анализ разделения времени труда и остального времени в процессе наемного труда делает возможным однозначную дифференциацию рабочего времени и свободного времени для больших групп общества. Разделение между профессиональным (ориентированным на выполнение определенных должностных обязанностей) употреблением времени и свободным временем для раскрытия личностных возможностей, проводимое в рудиментарной форме всеми философскими системами, начиная от античности, эпохи Реформации и до философии Просвещения, конкретизируется массовой реализацией более не связанного с определенным сословием наемного труда на широкой основе бюджета времени человека.
С возникновением «социального вопроса» и рабочего движения свободное от работы время наемного рабочего становится уже общественной (а не только философской) проблемой двойственного характера: с одной стороны, это борьба за сокращение рабочего дня; с другой − обеспокоенность употреблением свободного времени.
Свободное от работы время не идентично свободному времени, ведь, кроме процесса труда, существует необходимость восстановления работоспособности. Сюда относятся физическая и психологическая регенерация рабочей силы: питание, самогигиена, сон, спорт, забота о здоровье, а также нейтрализация все увеличивающихся психологических нагрузок в процессе труда (однако и неработающие люди также должны компенсировать физические и психологические нагрузки, возникающие в процессе повседневной жизни). В психологической регенерации играют значительную роль как спокойное времяпрепровождение (например, телевизор), так и общение с другими людьми. Семья, воспитание детей, любовь составляют не только важную часть необходимых для обеспечения психологического здоровья межличностных отношений, но являются биологическим способом сохранения и гарантий восстановления работоспособности. Социализация, образование также относятся к составным компонентам репродукции. Но и время, употребленное на общественно-политическую деятельность, необходимо для обеспечения индивидуальной работоспособности, хотя эта необходимость и выступает как косвенная.
Некоторые зарубежные исследователи свободного времени пользуются более тонкими определениями и говорят о брутто-нетто свободного времени, различая «частичное свободное время» и «вторичную работу». Другие исследователи классифицируют весь бюджет времени (включая «рабочее время»): «определяющее (основное) время» (работа, образование), связанное с моральными и обычными обязательствами, «обязательное время» (семейная жизнь, регенерация) и единственно свободное, находящееся в личном распоряжении время, − «время отдыха». Законодательство рассматривает свободное от работы время прежде всего с точки зрения необходимой регенерации (например, право на отпуск).
Сегодня трудно даже представить, что работающее население использует свое свободное время исключительно для репродукции и регенерации рабочих сил. Остается еще свободное время для раскрытия своих творческих возможностей и удовольствий. Но есть ли для этого возможности в обществе, вот что является важным вопросом.
Единство жизнедеятельности
В целях исследования необходимо прояснить, что представляют собой продуктивная деятельность, репродукция и развитие, а также другие аспекты жизненных взаимосвязей. Регенерация и репродукция во многих случаях связаны с развитием и развлечением. Развитие в свободное время профессионально специфических (например, творческих) умений и навыков оказывает и прямое, и косвенное влияние на труд. Равным образом, и сам труд переживается многими позитивно, как творческая затрата сил (особенно теми, кто занимает привилегированное место в условиях современного разделения труда). При этом человек приобретает все новые умения, посредством чего расширяются субъективные интеллектуальные и психологические возможности его деятельности профессионально специфического развития. Если не принимать этого во внимание, можно впасть в заблуждение, как это произошло с некоторыми теоретиками «общества свободного времени», которые исключили время труда, когда происходит реализация основных сил человека, из смысловой структуры индивидуальной жизни. Это было, разумеется, неправомерно, потому что развитие происходит и в процессе труда, и в свободное время, иначе говоря, существует единство жизненного процесса, жизнедеятельности, и это касается как индивидуума, так и общества в целом.
Справедливой критике подвергается теория свободного времени за то, что она игнорирует тот факт, что только 44% населения заняты трудовой деятельностью (и действительно могут противопоставлять рабочее и нерабочее время). Если же исходить из «холистического» (целостного) понимания времени жизни, то понятие «свободное время», обычное при делении времени на рабочее и нерабочее, вообще теряет смысл. Теоретически еще можно провести различие между продуктивным, репродуктивным и ориентированным на развитие временем; между обязательно определяемым и свободным временем, употребляемым на развитие социальных отношений, физических, мануальных, духовных и эстетических возможностей и т. д. Однако ни одно из этих разделений не содержит критерия различия между рабочим и свободным временем. Жизнедеятельность (или, используя ценностный аспект, развитие сущностных человеческих сил), связанная с более или менее интенсивным применением сил, реализуется в различных областях, которые можно установить только формально. Это и наблюдается в теориях, фетишизирующих индивидуальное свободное время в свободном времени в целом. Свободное время относится к центральным ценностям человека, поэтому особо место занимает вопрос о ценностной ориентации досуга. При этом сегодня необходимо учитывать прогрессирующую динамику производства, экологическую опасность существования и жизнедеятельности, влияние новых средств информации, растущее количество возможностей организации свободного времени (коммерциализация, давление потребления). Все это сопровождается значительным изменением жизненных ценностей, которое характеризуется стремлением к оригинальности, проявлением индивидуальности, устремленностью к самостоятельным решениям и на основе собственной компетентности. Досуг тоже выступает в качестве источника изменения и преобразования ценностей. Жизнедеятельность и развитие, однако, являются продуктом не изолированного, а общественного человека, для которого разделение труда и социальная организация связаны с их последствиями, т.е. свободное время оказывается средством счастливой жизни, а не самоцелью.
Таким образом, свободное время − это то время, которое работающие и неработающие люди не посвящают деятельности, связанной с профессиональным, образовательным и обязательным развитием своих сущностных сил, но активному, ориентированному на получение удовольствий и счастье времяпрепровождению.
Типовые условия свободного времени и политика свободного времени. Результаты изучения свободного времени, которое репрезентативно включено в употребление совокупного жизненного времени, более всего пригодны в качестве эмпирического материала для изучения конкретного использования свободного времени. Однако поскольку они отражают только данное состояние, не связанное с изменением или изменяемостью вообще, они не могут быть непосредственным основанием для управленческих решений. Если эмпирическое изучение свободного времени ранее относилось большей частью к изучению рынка индустрии свободного времени, то сегодня оно играет все большую роль как основа политики и планирования развития общества.
В последнее время многие исследователи уделяют особое внимание социально ущемленным группам населения. Социальное положение, положение в семье и жизненном цикле являются определяющими аспектами сокращения свободного времени. Большая недостача свободного времени особенно отчетливо проявляется у работающих женщин, имеющих детей, сказывается в чувстве неудовлетворенности у молодых замужних женщин.
Стиль поведения, область интересов, хобби и выбор культурных занятий формируются и развиваются преимущественно в юном возрасте. Так, интересы свободного времени пенсионеров во многом определяются их хобби в 19-летнем возрасте, хотя и не все интересы сохранялись и развивались в течение их взрослой жизни. Образование также не является совсем независимым от социального положения. Профессия, доход, свободное время в большинстве случаев связано с возможностью образования. Некоторые исследователи считали решающим фактором свободного времени трудовую судьбу индивидуума. Однако последние исследования признали эту взаимосвязь относительной.
Сравнительно мало исследованы другие общественно-специфические типовые факторы. К ним относятся предложения (в том числе и коммерческие) товаров и услуг. Рынок создает новые потребности не автономно, а способствуя развитию существующей и формированию будущей структуры потребностей. Анализ материальной структуры рынков свободного времени и сделанные на его основе выводы представляются важными для выработки соответствующих программ, впрочем, как и сравнение динамики государственных, коммерческих и общественно-полезных бесплатных предложений. Большое значение для бюджета времени имеют средства массовой информации, и не только в количественном отношении, но и тем, что они, вследствие специфики формы своих предложений, структурируют использование свободного времени и развивают структуру потребностей.