«Зима 2025»

Инновационные технологии в вокальной работе

Основная идея вокальной работы заключается в использовании инновационных педагогических технологий, форм и методов, направленных на формирование одаренной личности при исполнении вокального произведения.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Ломакина Оксана Александровна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Дом детского творчества»,

Россия, р.п. Первомайский Тамбовской области

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ВОКАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Аннотация: Основная идея вокальной работы заключается в использовании инновационных педагогических технологий, форм и методов, направленных на формирование одаренной личности при исполнении вокального произведения.

Показана эффективность этих форм и методов в комплексе на примере работы педагога в работе с одарёнными детьми.

Ключевые слова: музыка, слово, пение, актерское мастерство (мимика, жесты, звук, пластика), сценический образ, сценическая культура.

Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод», - В. А. Сухомлинский.[2,с.5].

Тема одаренных и талантливых детей - одна из самых интересных в современной педагогике и психологии. Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.

В своей вокальной работе с одаренными детьми считаю основной задачей - раскрытие индивидуальной творческой личности в условиях дифференцированного и индивидуального обучения.

Вокальное пение – это богатые возможности, надёжные пути к постижению вершин мира музыки, к  эстетическому личностному совершенствованию, к устремлённому движению к высотам духовности, универсальным способом освоения духовно-нравственных идеалов. Вокальное искусство занимает особое место в современной музыке [1, c.2].

Ведь голос-это особый природный дар, который дан человеку от Бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал одаренного ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить его к вокальному искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. На занятиях вокала каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением, осваивает основы вокального исполнительства, развивает художественный вкус, расширяет кругозор, познаёт основы актерского мастерства, сценической речи.

Актуальность.  Время предъявляет к детскому голосу очень высокие требования. Исполнение песни на эстраде предполагает не только качественный звук и богатый диапазон звучания, но и мастерство художественного перевоплощения, артистизм, яркое зрелищное шоу. Все это сводится не просто к обучению пению, но и к формированию сценического образа на сцене — одного из важнейших составляющих имиджа маленького артиста, способного стать проводником к сердцу зрителя.

Новизна заключается в использовании инновационных педагогических технологий, форм и методов, направленных на формирование одаренной личности при исполнении вокального произведения.

Для работы с одаренными детьми является дополнительная программа «Лира» (вокал). Программа разработана и реализуется в учреждении с 1999 года, в связи с новыми требованиями к общеобразовательным программам, в нее вносятся изменения ежегодно.

Залог успеха в работе с одаренными детьми неразрывно связан с методами обучения, так как они ведут к достижению намеченных целей. Практикую на занятиях методы организации учебно-познавательной деятельности. На начальном этапе обучения, внедряю в педагогическую практику объяснительно-иллюстративный метод, при котором используется метод наглядности. При этом методе используются аудио и видеоматериалы для зрительного восприятия преподаваемого музыкального материала, помогающего увидеть учащимся конечный результат, который наступит при успешном освоении данной конкретной темы. Выполняются практические задания по исполнению вокальных упражнений.

Фонетический метод помогает бороться с вялостью артикуляционного аппарата, активизирует работу гортани и органов дыхания [7, с.51–62].

На втором этапе обучения дети приобретают навык творческой импровизации, знакомятся с основами музыкальной грамоты. В процесс обучения внедряется проблемно-поисковый метод, когда перед детьми ставится проблемная ситуация. Учащиеся путем самостоятельных размышлений могут неоднократно повторять отдельные «трудные» места в произведении; упражнения-задания: ритмические рисунки в размерах 2/4, 3/4, 4/4, дуоли, триоли, квартоли; упражнения в последовательном чередовании – исполнение песен вслух и «про себя» и находить правильное решение.[3,с.20-35].

Практикуется метод импровизации и сценического движения, который  помогает развивать умение держаться и двигаться на сцене, умение исполнять вокальное произведение, быть раскрепощенным перед зрителями и слушателями.

На третьем и четвёртом этапах используется метод мысленного пения (И.М.Сеченов), который активизирует слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона для подражания, учит внутренней сосредоточенности в разучиваемом произведении, предохраняет голос от переутомления. Особенно  это  полезно  перед  выступлением [6,c.124-130].

Метод эмоционального тренинга (П.И.Сикур), который пришел в эстрадный вокал из церковного пения. Развивает воображение и способность запоминать различные эмоциональные состояния, чтобы затем с помощью фантазии, оживлять их и включать в творческий процесс. Учащиеся тренируются произносить текст и петь музыкальные фразы с различным эмоциональным подтекстом (радости, горя, раздражительности и т.п.). Используются различные упражнения (пение распевов на гласные, слоги, пение отдельных мелодических фраз из знакомых произведений с различным эмоциональным подтекстом).

В процессе реализации работы с одаренными детьми использую инновационный подход к обучению и воспитанию. Применяю нетрадиционные формы занятий: занятие-путешествие «Музыкальный калейдоскоп», интегрированное занятие, например, «Картины родной природы Э.Грига» (музыка и изобразительное искусство), просмотр видеоматериалов выступлений детей на международных, всероссийских музыкальных конкурсах («Евровидение», «Голос», «Новая волна»), музыкантов, анализ увиденного и услышанного. При проведении таких занятий применяются инновационные технологии: индивидуально-дифференцированного обучения, здоровьесберегающие, игровые, проектные, музыкальная рефлексия.

Технология индивидуально-дифференцированного обучения помогает учитывать особенности каждого одаренного ребенка и направлена на возможно более полное раскрытие его потенциала. Индивидуальный подход к учащимся предполагает соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала их индивидуальным возможностям и способностям.

Применение в педагогическом опыте здоровьесберегающих технологий позволяет укрепить певческое дыхание, артикуляционный аппарат, снять зажатость, эмоциональное напряжение, активизировать работу речевого аппарата. Для этого проводятся различные виды упражнений: дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой, артикуляционная гимнастика В.Емельянова, Карла Орфа, игры-упражнения для глаз, пальцев, лица («Нарисуй мажорное настроение», «Речевой портрет»).

Используются игровые технологии: компьютерные музыкально-дидактические игры, упражнения в игровой форме «Сочини песню», вокальная импровизация, упражнения на умение владеть своим лицом и телом - мимические этюды: «Радость», «Печаль», «Задумчивость» [4,c.125-135]. Исполнение упражнений сопровождается выразительностью, мимикой, жестами, которые помогут развить сценическое движение и сценическую речь, раскрыть в детях творческое воображение, фантазию.

Проектные технологии позволяют развивать у учащихся системное мышление, активизировать познавательную деятельность, стимулировать творческую инициативу. Итогом результативной работы над художественным воплощением образа в вокальных произведениях являются творческие проекты детей на темы: «Семь волшебных нот» (2012г.), «Сказочные образы в вокальном произведении» (2013г.), презентации к занятиям  «Проблема перевоплощения исполнителя в вокально-сценическом искусстве»(2014г.), «Средства художественной выразительности в песне» (2015г.) [5,c.19-25].

В результате использования технологий, методов в работе над сценическим образом, каждый учащийся проявляет себя как индивидуальность, творческая личность и гармонично себя чувствует в выбранном «амплуа».

В результате использования в работе с одарёнными детьми новых подходов (образовательных технологий, синтеза искусств, методика «Зеркальное отражение»), процесс обучения даёт положительную динамику (Диаграмма 1).





Диаграмма 1. Динамика уровня вокального исполнения

Критерии оценки:

- чистое интонирование;

- диапазон голоса;

- музыкальная память;

- певческое дыхание; - чёткая дикция;

- творческая импровизация; - эмоциональная отзывчивость.

Важнейшая часть творческой работы детского вокального коллектива – концертно-исполнительская деятельность. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов.

Дети успешно выступают на концертах, конкурсах разного уровня, интернет-конкурсах и благодаря своему профессиональному вокальному и сценическому мастерству, они являются победителями, дипломантами, лауреатами .

Вывод: Построение учебного процесса с применением инновационных технологий, методов, форм, синтеза искусств, направленных на формирование одарённой личности, соответствует возможностям и потребностям детей. Личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся раскрыл его как артиста, подчеркнул его творческую индивидуальность.

Список литературы:

  1. Белоусенко М.И. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006.С.156

  2. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М. Одаренные дети. Москва, 1991.С.376

  3. Савкова З. В. Как сделать голос сценическим. Москва, 2007. С.135

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее