«Осень 2024»

"Философско-просветительские и религиозные взгляды средневековых ученых"

Презентация к уроку в предмете "Светскость и основы религиоведения". Содержит информацию о философско - просветительских и религиозных взглядах Аль - Фараби, Юсуфа Баласагуни, Махмуда Кашгари, Ахмеда Яссауи и других ученых.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Материал подготовлен  учителем истории КГУ ОШ № 155  города Алматы  Окуневой Татьяной Юрьевной

Материал подготовлен учителем истории КГУ ОШ № 155 города Алматы Окуневой Татьяной Юрьевной

Выдающийся мыслитель Востока родился (870) в городе Фараб (Отрар). Выходец из привилегированных слоев тюрков (“тархан” в составе его полного имени) - Абу-Насыр Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки.  В декабре 950 г. в возрасте 80 лет аль-Фараби скончался в Дамаске.  Основу научных знаний получил в Отраре на кыпчакском языке, имел возможность ознакомиться с философскими и научными произведениями богатейшей по тем временам библиотеки, второй в мире по числу книг и рукописей. Затем учился и работал в Бухаре, Самарканде, многие годы он прожил в Багдаде. Последние годы своей жизни он провел в Каире и Дамаске.

Выдающийся мыслитель Востока родился (870) в городе Фараб (Отрар). Выходец из привилегированных слоев тюрков (“тархан” в составе его полного имени) - Абу-Насыр Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки. В декабре 950 г. в возрасте 80 лет аль-Фараби скончался в Дамаске.

Основу научных знаний получил в Отраре на кыпчакском языке, имел возможность ознакомиться с философскими и научными произведениями богатейшей по тем временам библиотеки, второй в мире по числу книг и рукописей. Затем учился и работал в Бухаре, Самарканде, многие годы он прожил в Багдаде. Последние годы своей жизни он провел в Каире и Дамаске.

В известном

В известном "Трактате о взглядах жителей добродетельного города” получили отражение его религиозно - философские взгляды. Он пишет о Первом Сущем: " Первый Сущий есть первопричина существования всех существ в целом... Он вечен, и вечно Его существование в Его субстанции и сущности, не нуждаясь ни в чем ином, чтобы обеспечить себе существование” и далее: "Первопричина... едина в своем существовании”.

Первый Сущий – это может быть и Аллах, хотя его имя не называется

Памятник аль Фараби в Алматы

Ю́суф Хасс Ха́джиб Баласагу́ни  родился  в 1017г, в столице государства Караханидов городе Баласагун. Его отец являлся одним из видных , богатых людей того времени. В возрасте 50 лет  он завершил поэму « Кутадгу Билик»  ( «Благодатное знание»), а затем подарил  её кагану Сулейману Арслану и был удостоен звания «Хасс Хаджиб»   Похоронен в мавзолее в городе Кашгар. Он был противником тех, кто, пренебрегая своим родным языком, говорил и писал на арабском и персидском языках.  О своей же книге он писал так: «В руках у мудрецов перебывало Арабских и персидских книг немало, но эта книга - первая из книг, в которой тюрки слышат свой язык.»

Ю́суф Хасс Ха́джиб Баласагу́ни родился в 1017г, в столице государства Караханидов городе Баласагун. Его отец являлся одним из видных , богатых людей того времени. В возрасте 50 лет он завершил поэму « Кутадгу Билик» ( «Благодатное знание»), а затем подарил её кагану Сулейману Арслану и был удостоен звания «Хасс Хаджиб»

Похоронен в мавзолее в городе Кашгар. Он был противником тех, кто, пренебрегая своим родным языком, говорил и писал на арабском и персидском языках.

О своей же книге он писал так: «В руках у мудрецов перебывало Арабских и персидских книг немало, но эта книга - первая из книг, в которой тюрки слышат свой язык.»

И создал человека Бог единый  Из воздуха, воды, огня и глины.  Бог человеку зренье дал и руки,  Дал ум для постижения науки.    Создатель наш дал человеку слово,  Чтоб он вершиной стал всего  земного.  И разум дал, чтоб постигать нам  знанья,  Чтобы благие совершать деянья.

И создал человека Бог единый Из воздуха, воды, огня и глины.

Бог человеку зренье дал и руки, Дал ум для постижения науки.

Создатель наш дал человеку слово, Чтоб он вершиной стал всего земного.

И разум дал, чтоб постигать нам знанья, Чтобы благие совершать деянья.

В 1075 году Махмуд преподносит багдадскому халифу Муктадиру своё произведение «Словарь тюркских наречий».  В 1080 году он возвращается в Кашгар. Мазар Махмуда Кашгари в Опале, названный «Гробница священного учителя».

В 1075 году Махмуд преподносит багдадскому халифу Муктадиру своё произведение «Словарь тюркских наречий».

В 1080 году он возвращается в Кашгар. Мазар Махмуда Кашгари в Опале, названный «Гробница священного учителя».

Многочисленные тюркские цитаты, с упоминанием имени бога Тенгри,  Кашгари абсолютно естественно переводит на арабский, заменяя Тенгри на Аллах.

Многочисленные тюркские цитаты, с упоминанием имени бога Тенгри,  Кашгари абсолютно естественно переводит на арабский, заменяя Тенгри на Аллах. "Аллах Всевышний сотворил мир и высокий небосвод, придав ему постоянное вращение, звезды, выстроенные в ряды, ночь и день, сменяющие друг друга". "Днем и ночью молись Аллаху Всевышнему, не заносясь. Будь перед Ним смирен и боязлив, но в смиренности и боязливости не играй перед ним!".

Придорожная надпись в Сайраме  (на узбекском языке)  «Здесь на этом ханском мосту Арыстан-Баб передал святому тюркского народа Хазрет Султану аманат пророка хурму»

Придорожная надпись в Сайраме (на узбекском языке)  «Здесь на этом ханском мосту Арыстан-Баб передал святому тюркского народа Хазрет Султану аманат пророка хурму»

Асан Кайгы считал, что «сперва надо укреплять ханскую власть и усилить оборону народа». Он укорял Жанибек хана: «Не думая о будущем казахского народа, ликуешь от временных успехов».

Асан Кайгы считал, что «сперва надо укреплять ханскую власть и усилить оборону народа». Он укорял Жанибек хана: «Не думая о будущем казахского народа, ликуешь от временных успехов».

Легенда о поисках Асаном Кайгы обетованной земли - Жер Уюк с обильными пастбищами и полноводными реками, мягким климатом и множеством зверей и рыб, где люди живут без нужды и горя, вражды и угнетений. На верблюде Жермая он объездил все стороны света, но нигде не нашел обетованной земли, где все люди жили бы счастливо и царило бы равноправие.

Легенда о поисках Асаном Кайгы обетованной земли - Жер Уюк с обильными пастбищами и полноводными реками, мягким климатом и множеством зверей и рыб, где люди живут без нужды и горя, вражды и угнетений. На верблюде Жермая он объездил все стороны света, но нигде не нашел обетованной земли, где все люди жили бы счастливо и царило бы равноправие.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

  • Чему больше всего уделял внимание Аль-Фараби в трудах духовного содержания?
  • Каким проблемам посвящены труды Юсуфа Баласагуни?
  • Какова роль М. Кашгари в укреплении ислама в тюркской среде?
  • Что является по учению Яссауи главной целью человека?
  • Как объясняется в хикметах Яссауи понятие уважения к людям?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее