Лучинина И.В.
учитель начальных классов
МАОУ «Беркутская СОШ»
Ялуторовского района
Духовно-нравственное воспитание школьников
через исследовательскую деятельность
Духовно-нравственное воспитание обучающихся имеет большую значимость; его, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных задач. Развитие России сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека, формированием у него духовности и нравственности.
Основной целью такого воспитания является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, бережное отношение к Родине в целом и малой Родине, их культурно-историческому прошлому, к своей семье. Любовь к родным местам, гордость за свой народ; ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам – вот те главные составляющие духовно-нравственной культуры человека.
Ориентиром по развитию и воспитанию данных качеств у школьников может служить исследовательская деятельность, направленная на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины и народа. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт ребёнка с историческими материалами, поиском неизвестного, затерявшегося в глубине веком.
На протяжении уже многих лет обучающиеся Беркутской школы исследуют историю своего села. В этом направлении раскрыто множество ранее неизвестных страничек: история возникновения села, развитие образования в Беркуте, история пионерской организации, этимология беркутских фамилий, факты из жизни ветеранов и старожилов.
Тема исторической памяти очень актуальна в наши дни. Исследование явилось тем историческим пространством, которое связало нашу реальную жизнь с жизнью наших предков.
Данные о первых жителях деревни Беркуцкой зафиксированы в «Ревизских сказках по Ялуторовскому дискриту: в результате исследования ребята выяснили, что первыми жителями Беркута стали 18 лиц мужского пола и 21 лицо женского. Чтобы прочесть их имя и принадлежность ученики познакомились с кириллицей так как содержание сказок писалось на старославянском языке и попытались перевести записи по деревне Беркуцкой. Запись на первом листе позволила разгадать ещё одну загадку: Вновь заведённая после последней пред сей ревизии деревня Беркуцка составленная из старинных жителей в которую переехало из Ялуторовска. Таким образом первые переселенцы - коренные жители Сибири, а не переселенцы из центральных областей России. После расшифровки переписных листов стало известно, что Первыми жителями стали 5 семей: Первухины, Прудаевы, Куташовы, Кайгороцовы, Забуровы. Все они были «старинными» жителями Ялуторовского острога.
По состоянию на 1782 год в деревне было 5 дворов. Если логически додумывать детали поселения, то это, наверняка, весна май-июнь, когда сошёл снег можно распахивать целину, обустраивать жилище в преддверии морозной сибирской зимы, ловить рыбу, охотиться. Предприимчивые крестьяне, вероятно, не могли поселиться на исходе лета или осенью, что грозило бы им и их семьям голодной и холодной зимой.
Следующим этапом исследования станет история и этимология названия села, его топонимов, так как и с наименованием Беркут не всё так поэтично, как изложено в современных источниках.
Эти белые пятна в истории села Беркут необходимо наполнить содержанием, ведь так устроена жизнь: история села тесно связана с историей нашего района, нашей области, с историей страны и с движением времени. Годы смещают и сглаживают многие исторические факты. Важно сохранить это и донести до потомков, научить их помнить и дорожить этим.
Исследовательская деятельность в нашей школе является результатом совместной деятельности учеников, учителей, родителей, носит творческий характер. Она помогает воспитанию с самого раннего возраста любви к родине, чувству красоты, формированию познавательного интереса, развитию способностей, эстетического вкуса, устойчивых нравственных принципов. Исследование способствует выработке активной жизненной позиции учащихся, нацеливает их на социальное партнёрство, прежде всего по охране, пропаганде памятников истории и культуры своей области, своего района, своего города.
Беркутское, с., Ял. беркут – башкиры племени табын, бюркит – ногайцы племени йетисан [10: 116, 137]; бургут – родоплеменное подразделение племени арсары, подразделение племени бекевюл у туркмен [1: 36]; буркут – родоплеменное название волжско-уральских татар [9: 322]. Этноним происходит, на наш взгляд, от названия племени баркут, жившего возле оз. Байкал. Основа – баргу + -т – аффикс мн. числа в монгольских языках, функционирующий в тюркской этнонимии. Одно из племен монголов называлось баргу, баргут. Этноним тотемного происхождения, этимологизируется двояко: бур – «бурый», -т – аффикс мн. числа = «бурые»; бöрит, где бöри – волк = «волки» [1: 36].