Досуг – одна из важнейших сфер жизнедеятельности детей.
Если человек не знает, что ему делать в часы досуга,
то тогда у него портится голова, сердце и нравственность.
К.Д. Ушинский
Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Трансформации всех сторон жизни общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Дети представляют собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности.
Неорганизованный, стихийный досуг детей часто является источником импульса к развитию вредных привычек, нездорового образа жизни. Организованный же в социально-значимых целях досуг является педагогической и социальной поддержкой растущих личностей, формирует у них активную, сознательную и созидательную по отношению к окружающему миру позицию, а также является средством удовлетворения детских потребностей.
Организация досуговой деятельности детей должна быть в первую очередь культурной. И это одна из важнейших задач современного общества. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение нормам поведения в обществе. В сфере досуга дети более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.
Досуг строится особым образом на организованном общении, несет в себе глубокий социальный (часто педагогический) смысл, выполняет культурно-образовательное, развивающее назначение, а также позволяет раскрыть эстетический, духовно-нравственный и физический потенциал личности. В основе досуга – предметно-духовная деятельность, разнообразными видами которой заполняется досуговое время.
Поэтому так важно уметь организовать для ребенка такую культурно-досуговую среду, которая станет для него естественной частью его жизни и позволит более полно реализовать себя и свои интересы.
Вопросами досуга занимаются представители разных наук: социология, искусствоведение, этнография, археология, история, антропология.
Каждая из них изучает культуру досуга под углом зрения собственного предмета исследования и оперирует ею в контексте конкретно-научного подхода. Все, что связано с бюджетом времени – это область исследования экономики и социологии; этнография учитывает свободное время при рассмотрении характеристики людей и традиций; психология изучает субъективное отношение людей к свободному времени; педагогика связывает с ним вопросы воспитания; психофизиологический процесс отдыха, который отражает снятие физического, психического, интеллектуального напряжения, восстановление и дальнейшее развитие сил, изучает медицина.
Понятие «культурно-досуговая деятельность» утвердилось в научном обороте с начала 80-х гг. ХХ века. Его появление явилось логическим следствием теоретического осмысления проблемы досуга, в частности, подхода к определению его сущности как одного из видов человеческой деятельности.
Сокращение в середине 30-х гг. в ряде западных стран рабочего дня и начавшееся в связи этим изучение бюджетов времени различных категорий населения способствовало интенсивной разработке деятельностной концепции досуга1. В рамках данной концепции понятие «досуг» чаще всего рассматривается в системе близких по значению категорий «рабочего», «внерабочего» и «свободного времени». Человеческая деятельность является тем общим, что объединяет данные понятия, поскольку именно она выступает в качестве специфической формы проявления времени на уровне общественного бытия.
Видный российский социолог, исследователь свободного времени, В.Д. Патрушев свободное время характеризует как часть времени суток, свободную от труда в общественном хозяйстве и связанного с ним времени удовлетворения физиологических и бытовых потребностей и домашнего труда, а «досуг» описывает как часть свободного времени, которая служит как отдыху, так и развитию личности.
На рубеже 70-80-х гг. ХХ века в рамках философско-социологического подхода к анализу досуга обозначились следующие альтернативные позиции2:
Досуг определяется как деятельность, предназначенная для интеллектуального, физического, социального развития и активного отдыха людей.
Под досугом следует понимать все многообразие занятий, осуществляемых человеком за пределами выполнения обязанностей в сфере труда, семьи и быта.
Таким образом, культурно-досуговая деятельность выступает целесообразно организованной и содержательно наполненной активностью больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности, а так же с целями рекреации и социально-культурного развития.
Понятие досуга неизбежно связано с понятием культуры свободного времени, или культуры досуга. Культура досуга явление многогранное. Анализ исследований показал, что к этому явлению ученые подходят с разных позиций.
Так профессор А.Д. Жарков определяет культуру досуга как многомерное социальное явление, как систему по созданию, хранению, распространению и потреблению духовных ценностей, норм, знаний, а также значений и символов.
С точки зрения профессора Г.А. Аванесовой, культура досуга – это такое проведение человеком свободного времени, которое сбалансировано по разным видам рекреационной, развивающей и развлекательной активности, наполнено социально значимым смыслом и оценивается в данном обществе как согласованное с отечественными традициями и отвечающее современным требованиям.
Профессор М.А. Ариарский рассматривает культуру досуга как:
• сложное качество личности, характеризующееся совокупностью проявления самостоятельности мышления и действия, функциональной и интеллектуальной активности, творческих устремлений во имя реализации прогрессивного процесса отдыха и дальнейшего саморазвития, продуктивного влияния на окружающих;
• интегральное качество личности, отражающее потребность и умение конструктивно использовать свое свободное время, которое реализуется в активном отдыхе, удовлетворении и постоянном возвышении духовных потребностей посредством репродуктивной и творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию культурных ценностей и развитию своих сущностных сил.
Таким образом, культура досуга - это способность личности к выработке качественно нового, собственного подхода, замыслов и решений по организации своего свободного времени представляет своеобразный образ мысли по созданию своих, индивидуализированных способов действия в сфере досуга. Как результат педагогического воздействия и самовоспитания, культура досуга является слагаемым одновременно действующих интеллектуальных, эмоциональных и волевых факторов организатора свободного времени и объекта его воздействия, который последовательно преобразуется в субъект социально-культурного творчества.
Возможность проявления личностью культуры досуга определяется не только объективно (социальными условиями), но и совокупностью субъективных факторов:
развитых структурных компонентов культуры свободного времяпрепровождения;
наличием основ специальных знаний и умений в избранной области культурно-досуговой деятельности;
творческой установкой на данный вид отдыха.
В зарубежном досуговедении активно используются два основных понятия: «досуг» и «рекреация». При этом в понятие «досуг» вкладывается больше коммерческо-развлекательный смысл, а в понятие «рекреация» – социальный, т.е. имеются в виду ее некоммерческий характер и направленность на социально-значимые цели3.
Культурно-досуговая деятельность имеет свои структуру и содержание. По мнению А.Д. Жаркова4, в структуре свободного времени необходимо выделять следующие элементы:
общественно регулируемую часть (коллективное творчество, учеба, занятия физкультурой и спортом, культурное потребление, развлечение и отдых);
лично регулируемую (индивидуальное творчество, самообразование, индивидуальное культурное потребление, физкультура и спорт, любительский труд, воспитание детей, товарищеские, дружеские встречи, различные виды развлечений, пассивный отдых, занятия в неформальных объединениях).
Под структурой культурно-досуговой деятельности необходимо понимать построение, взаиморасположение и взаимосвязь основных его частей.
Так, по мнению Ю.А. Стрельцова5, к структурным частям досуга можно отнести: потребление культурных ценностей, самообразование, культурно-творческие занятия, игровую деятельность, досуговой общение, пассивный отдых, затраты времени, совпадающие с явлениями атикультуры. Таким образом, к структурным частям досуга можно отнести соотношение времени затрачиваемого на различные его виды и формы и их взаимосвязь.
Содержание культурно-досуговой деятельности можно рассматривать как «внутренний смысл» основных структурных элементов, их конкретную наполненность и сущность. Практически каждый структурный элемент может включать в себя различное содержательное наполнение. По мнению Г.А. Аванесовой6, под содержанием культурно-досуговой деятельности понимается:
непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досугового занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности;
осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в это время находится в фокусе его внимания;
оценки, которые возникают у человека по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе.
Основные задачи культурно-досуговой деятельности в предельно концентрированном виде можно выразить через функции.
Анализ совокупного опыта культурно-досуговой деятельности позволил выявить следующие ее функции:
– рекреативная, терапевтическая функция (возможность снять производственное утомление, произвести разрядку, дать отдых, восстановление сил, ликвидация утомления, недопущение глубокой усталости, повышенного невротизма, психической неуравновешенности);
развивающая (вовлечение индивида в процесс непрерывного просвещения; включение людей в различные формы любительского творчества (художественного, технического и т.д., производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений.);
компенсаторная (самореализация творческих потенций человека, которые не удается проявить в профессионально-трудовой и иных изначально детерминированных сферах жизнедеятельности, в утилитарных областях человеческой деятельности, где ограничена свобода действий и выбора, человек не всегда может реализовать свой творческий потенциал, заняться тем, что ему нравится, пережить развлекательный эффект, снимающий напряжение – досуг же создает такую возможность).
коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство, личностно значимое неформальное общение;
накопление, хранение и распространение знаний, норм, ценностей, значений;
воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;
социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества (возможность осознать противоположные векторы своего существования; с одной стороны, досуговые занятия удовлетворяют потребность в общении, межличностном взаимодействии, в том числе и с незнакомыми людьми, например, во время праздников, зрелищных мероприятий, путешествий, и тем самым рождают ощущение сопричастности, единения с другими; с другой – у человека есть возможность побыть наедине с собой, поразмышлять над теми сторонами жизни, которые не попадают в фокус его внимания в обычной повседневной жизни);
гедонистическая (получение наслаждения и удовольствия);
регуляция социальных отношений (через карнавалы, игру);
воспитательная и просветительная (в период социализации подрастающего человека и его индивидуального становления, досуг приобретает огромное значение, вместе с тем он располагает и возможностями осуществлять вторичную социализацию взрослых людей; в ходе досуга удовлетворяются потребности человека в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей; досуг дает возможность осмыслить свои индивидуальные особенности, творческий и интеллектуальный потенциал);
совместное переживание значимых событий общественной жизни, которое обеспечивают праздники.
Подходы к определению разновидностей досуга и классификации досуговой деятельности в научной педагогической литературе весьма разнообразны, как и сама деятельность.
Досуговая деятельность различается:
по форме организации и числу участников (выделяют индивидуальную и коллективную досуговую деятельность; коллективная представлена небольшими группами по 2-7 человек, средними группами по 35-30 участников, большими группами от 30 до 100 и т.д.);
социальному составу (досуг для детей и взрослых, младших школьников и старших, младших и старших членов семьи, мужчин и женщин, мальчиков и девочек);
месту проведения (домашний – семейный досуг и внедомашний, например, в образовательном учреждении или учреждении культуры);
содержанию: культурно-художественный досуг (знакомство с историческими памятниками, обращение к произведениям искусства); образовательно-развивающий (участие в работе познавательных кружков, занятие техническим творчеством); природно-рекреационный (это наблюдение за явлениями природы, за дикими и домашними животными, общение с домашними животными); оздоровительно-туристический (путешествие, отдых на курорте); самодеятельно-любительский (занятие художественным творчеством, хобби); спортивно-зрелищный (участие в спортивных играх, наблюдения за спортивными соревнованиями); зрелищно-развлекательный досуг (концерты, празднично-театрализованные зрелища, вечера юмора, игры и забавы, викторины).
Таким образом, культурно-досуговая деятельность – это сложная, многокомпонентная система, включающая в себя цели, функции, содержание, технологию и методику организации.
1 Культурно-досуговая деятельность : Учеб. для вузов культуры и искусств / Под науч. ред. акад. РАЕН А.Д. Жаркова и проф. В.М. Чижикова. - М. : МГУК, 1998.- 461 с.
2 Культурно-досуговая деятельность : Учеб. для вузов культуры и искусств /Под науч. ред. акад. РАЕН А.Д.Жаркова и проф. В.М. Чижикова. - М. : МГУК, 1998.- 461 с.
3 Доронкина Е.Г. Организация досуга за рубежом // Культурно-досуговая деятельность; Учебник / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М.Чижикова. - М: МГУК, 1998. -С.430-454.
4Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность как самостоятельная отрасль педагогической науки. //Образование и общество, 2007. - №2 – С. 98-104.
5Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: Учеб. Пособие. – М.:МГУКИ, 2003. – С.7.
6Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика орг.: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006. - 235 с.