МОУ ДО «Дом детского творчества»
Исследовательская работа на тему:
«Влияние гаджетов на развития ребенка»
Работу выполнил
педагог дополнительного образования
Груздев Михаил Александрович
г. Волоколамск
2017 г.
В современном обществе с развитием технологий все острее и острее встает вопрос о том, какое влияние оказывают гаджеты на детей. Однако стоит обратить внимание и на то, какое воздействие гаджеты оказывают в системе дополнительного образования.
Мы попытаемся вам доказать, что гаджеты несут положительное воздействие на процесс обучения дошкольников, школьников, а не только отрицательное влияние, о котором нам говорят СМИ.
Гаджет (от англ. gadget, что обозначает «техническая новинка») – устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека.
Почти у каждого человека есть личные девайсы (персональный компьютер, телефон и т.п.). 29 марта 2014 года был проведён опрос, в котором принимали участие россияне в возрасте от 16 до 30 лет, по результатам которого выяснилось, что:
1. Сотовые телефоны есть у 96% опрошенных.
2. У 74% респондентов есть портативный компьютер.
3. У 55% — mp3 или DVD-плеер.
Причём 44% опрошенных отмечают, что они чувствуют себя неуютно, если их лишить мобильника или ноутбука. Привязанность в пределах нормы 47%. У 9 % выявлена явная психологическая зависимость от гаджетов. Мы видим, цифры вполне внушительные.
Запретить пользоваться современному поколению детей всевозможными гаджетами невозможно. Единственное верное действие со стороны учителей и родителей - это обучить грамотному использованию таких ресурсов, умению получать действительно необходимую информацию, что не совсем просто.
Гаджеты расширяют возможности обучения и позволяют внедрить новые методики, ставшие возможными только с развитием современных компьютерных технологий. Возникает вопрос: А как учителю использовать на своих занятиях достижения современной техники? И у нас есть на это ответ.
Интерактивные доски нашли широкое применение в области образования и доказали свою высокую эффективность. Специалисты в сфере обучения провели ряд исследований и пришли к выводу, что результативность обучения при применении гаджетов возрастает в разы. Возможности новых приспособлений позволяют использовать в процессе обучения компьютерные приложения и вести с ними работу, писать и рисовать, используя для этого специальные электронные маркеры. Такая программа незаменима в изучении предметов, требующих точности и сложных вычислений.
Не менее полезны компьютерные разработки и в сфере гуманитарных наук. Изучение языков (как зарубежных, так и родного) – весьма сложный процесс, требующий огромного количества текстовой и графической информации, доступ к которой ограничен в рамках традиционных методов обучения. В то время как гаджет для изучения языка – это, своего рода, уникальная библиотека, которая всегда под рукой. Незаменимой вещью при изучении языка может стать электронная книга – приспособление, с помощью которого можно не только читать произведения, но и делать заметки, слушать и создавать аудиозаписи. Гаджеты-переводчики могут оказать услугу онлайн-перевода текстов любой сложности с любого интересующего вас языка.
Относительно недавно появилось новое понятие Kinect. Kinect – это технология для игровых консолей, которая распознает речь и движения человека, играющего в развлекательную либо обучающую компьютерную игру, таким образом, что он может через собственные голос и тело управлять игровым процессом. С помощью контроллера Kinect становится возможным синхронизировать движения игрока – и даже нескольких игроков одновременно, а также вести видеозапись всех игровых действий. И прежде всего в связи со столь инновационной технологией в голову приходят именно ее богатейшие учебные и образовательные возможности.
С введением Kinect в образовательный процесс станет возможным учиться в играх, приобретая не только знания и интеллектуальные умения, но и моторные навыки (Например, Kinect можно использовать для детей с ограниченными возможностями для развития моторики и удобства работы с интерактивной доской (можно обойтись без мелкой моторики-управление не стилусом или ручкой, а целой рукой). Некоторые эксперты прогнозируют, что как только технология будет в полной мере адаптирована для использования на персональных компьютерах, а не только игровых консолях, мы сможем быть свидетелями настоящего бума программ, созданных для обучения с помощью Kinect.
Возможно, это полностью изменит облик привычного нам электронного обучения во всех сферах, от школ до обучения персонала. Например, электронное обучение коммуникативным навыкам может стать более многогранным – обучающийся сможет, скажем, вести переговоры с виртуальным персонажем, а программа будет анализировать его мимику, движения, интонации, и выдавать нужную обратную связь.
На основе вышесказанного мы можем сказать, что обучение с использованием компьютерных технологий - это весьма увлекательный процесс, который характеризуется высокой эффективностью.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что гаджеты все же применяются и могут применяться, а также используется в обучении, как в самом школьном процессе, так и вне его.
Гаджеты адаптируют и ребенка, и взрослого к цифровому миру, частью которого мы все сейчас являемся.
В конце концов, смартфон или планшет могут вполне в некотором роде заменить учебник или пособие, а также помогать в науках, требующих заучивания и запоминания. Электронные книги становятся современной заменой библиотечным.
Интернет облегчает поиск любой информации, хотя и не всегда гарантирует ее качество. К тому же, школьнику важно уметь обращаться с полученными данными — отбирать, анализировать и применять. Очевидно, что примитивное скачивание реферата ничего не даст.
Многие до сих пор сомневаются, нужен ли для учебы ноутбук, но в европейских странах старшие школьники и, тем более, студенты давно используют портативные компьютеры уроках и лекциях. Современным детям часто проще печатать, чем записывать информацию за преподавателями, к тому же эти конспекты потом можно распечатать в любом количестве копий и переслать друзьям. Кроме того, ноутбуки с доступом к интернету позволяет учащимся выяснять дополнительную информацию по любому учебному вопросу.
Также в современной школе ученики получают навыки работы в определенных компьютерных программах, умение работы с которыми пригодится им в дальнейшей жизни и практика работы в подобных программах невозможно без компьютера, а ноутбук можно использовать в школе и дома.
Примером полезности таких навыков являются: составление презентаций (правильно наглядно представить свою работу нужно будет и в школе и в ВУЗе и в последствии это может понадобиться на работе при защите проектов или составлении отчетов); работа с документами; работа с отчетными таблицами; работа с интернет ресурсами для поиска и обработки информации.
Мы видим, что на указанных выше примерах существует не только отрицательный аспект влияния гаджетов на современное поколение детей, но есть и немало положительных черт воздействия как на обучающихся, так и на процесс обучения.
С введением новых технологий в образовании сам процесс обучения станет более динамичным, мобильным и интересным. Мы считаем, что нужно направить влияние гаджетов на детей в нужное русло и использовать их интерес или зависимость от гаджетов с пользой для обучения.
Список используемой литературы:
1. Американский онлайн-журнал «EdTech Digest»
2. Данные аналитического центра «Think Tank»
3. Журнал «eLearning papers»
4. Интернет журнал «Keit»
5. О.Б. Воронкова «Информационные технологии в образовании»
3