«Зима 2025»

Устный лингвистический журнал

Цель устного лингвистического журнала: Проведение конкурса, посвященного 210-летию со дня рождения Владими­ра Ивановича Даля, помимо желания почтить память великого соотечественника, преследовало цель познако­мить учащихся с его жизнью и дея­тельностью, определить место и значе­ние «Толкового словаря живого вели­корусского языка» в русской лексико­графии; побудить учащихся к чтению сборника «Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа» и к овла­дению богатством языка, воплощен­ным в пословицах и поговорках; спо­собствовать активному включению по­словиц и поговорок в речь современ­ных школьников. Мероприятии рассчитано на уча­щиеся 6-8 классов.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки


Устный лингвистический журнал. В.И.Даль и его словарь


Цель устного лингвистического журнала: Проведение конкурса, посвященного 210-летию со дня рождения Владими­ра Ивановича Даля, помимо желания почтить память великого соотечественника, преследовало цель познако­мить учащихся с его жизнью и дея­тельностью, определить место и значе­ние «Толкового словаря живого вели­корусского языка» в русской лексико­графии; побудить учащихся к чтению сборника «Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа» и к овла­дению богатством языка, воплощен­ным в пословицах и поговорках; спо­собствовать активному включению по­словиц и поговорок в речь современ­ных школьников. Мероприятии рассчитано на уча­щиеся 6-8 классов.


Цель устного лингвистического журнала: Проведение конкурса, посвященного 210-летию со дня рождения Владими­ра Ивановича Даля, помимо желания почтить память великого соотечественника, преследовало цель познако­мить учащихся с его жизнью и дея­тельностью, определить место и значе­ние «Толкового словаря живого вели­корусского языка» в русской лексико­графии; побудить учащихся к чтению сборника «Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа» и к овла­дению богатством языка, воплощен­ным в пословицах и поговорках; спо­собствовать активному включению по­словиц и поговорок в речь современ­ных школьников. Мероприятии рассчитано на уча­щиеся 6-8 классов.

Вступительное слово учителя

Все ценители русского слова, все, кого интересует наш язык, кто хочет постичь его тонкости и тайны, -знают имя Владимира Ивановича Даля.

Часто при возникновении каких-либо вопросов о языке, при разрешении языковых сомнений или споров приходится произносить или слышать от других такие фразы: «посмотрим у Даля», «сошлюсь на Даля», «встречается у Даля», «а что по этому поводу пишет Даль», «обратимся к Далю». И говоря «Даль», все мы имеем в виду одно и то же: «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля.

Материалы для своего словаря Даль начал собирать с 1819 г. и работал над ним до последнего дня своей жизни (по 1872 г.). В словаре 200 тысяч слов, из которых 80 тысяч собрано им самим, а 120 тысяч выбрано из предшествующих словарей. Здесь есть и литературная лексика, и лексика разных говоров, более 4000 терминов относится к народным промыслам и ремеслам и т. д. Даль объяснил в словаре множество слов, относящихся к народным обрядам, обычаям, поверьям.

Употребление слов иллюстрируется, как правило, устойчивыми словосочетаниями, пословицами, поговор­ками, загадками. Всего здесь около 30 тысяч пословиц и поговорок. Богатство материала делает словарь ценнейшим справочником для ученого, увлекательной книгой для любителя русской речи.

Таким образом, словарь Даля - это уникальное явление в истории не только русской, но и мировой лексикографии, это национальная сокровищница рус­ской культуры. У поэта С. Маршака есть замечательное стихотворение «Словарь».

(Подготовленный ученик читает стихотворение наизусть.)

Последние две строчки Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть удиви­тельно емко отражают суть Словаря В. И. Даля.

В этом году исполняется 210 лет со дня рождения В. И. Даля. Этой юбилейной дате мы посвящаем сегодняшний лингвистический журнал.


Сообщения ученика о Владимире Ивановиче Дале.


1-е сообщение. Владимир Иванович Даль (1801-1872) был челове­ком разносторонним и, по отзывам знавших его людей, чрезвычайно одаренным хирургом, выдающимся писа­телем, гуманным чиновником-администратором. Но в историю русской культуры он вошел прежде всего как языковед, составитель неповторимого в своем роде «Толкового словаря живого великорусского языка».

2-е сообщение. Родился В. И. Даль в городе Лугань, (сейчас он называется Луганск и находится на Украине) учился в Морском корпусе в Петербурге, вместе с будущим великим полководцем адмиралом П. С. Нахимовым. После непродолжительной службы на Черноморском флоте В. И. Даль едет изучать медицину в Германию в Дерптский университет. Здесь начинается его дружба с известным хирургом Н. И. Пироговым. Получив в 1829 г. звание лекаря, он служит в действующей армии на юге, затем недолго - в Военно-сухопутном госпитале в Петербурге. В 1832 г.

3-е сообщение. В 1832 году выходит первая книга сказок В. И, Даля, взявшего себе псевдоним Казак Луганский. «Сказки» принесли В. И. Далю литературный успех, он знакомится с А. С. Пушкиным, входит в его кружок, довелось закрыть глаза смертельно раненному поэту. С 1833 по 1841 г. В. И. Даль служит в Оренбурге, участвует в Хивинском походе, в 1841-1849 гг. он гусельный чиновник в Петербурге, затем в Нижнем Новгороде Все это время В. И. Даль публикует свои многочисленные литературные произведения, в 1853 г. - знаменитый поныне сборник «Пословицы русского народа». Выйдя в отставку в 1859 г., В. И. Даль поселился в Москве и посвятил последние годы своей жизни завершению «Толкового словаря». Им осуществлено было первое издание и подготовлено к печати второе.

4-е сообщение. Словарь В. И. Даля пользуется неизменным успехом в самых широких слоях нашего общества. 53 года своей жизни Даль посвятил словарю. Он записывал речь солдат на привалах, говор крестьянской толпы на ярмарках; он изучал слова народных промыслов, вел обширную переписку со своими корреспондентами - любителями старины и народного быта, делал выписки из словарей и этнографических сочинений. Толковый словарь Даля - это хранилище народной мудрости, это подлинная энциклопедия жизни русского народа. Академик Я. К. Грот вскоре после выхода словаря писал: «Словарь Даля - книга не только полезная и нужная, это - книга занимательная; всякий любитель отечественного слова может читать ее или хоть перелистывать с удовольст­вием. Сколько он найдет в ней знакомого, родного, любезного и сколько нового, любопытного, назидатель­ного! Сколько вынесет из каждого чтения сведений драгоценных и для житейского обихода, и для литературного дела!»

5-е сообщение. Четыре толстых тома называются: «Толковый словарь живого великорусского языка». «Толковым" не от того назван словарь, - шутил Даль, - что мог получиться и бестолковым, а от того, что он слова растолковывает». Именно с Даля сочетание толковый словарь сделалось термином и прочно вошло в современный научный обиход.


Обращение к участникам

После этого учитель подходит к столи­ку, на котором размещены четырехтомный «Толковый словарь живого великорусско­го языка» В. И. Даля, его двухтомник «Пословицы, поговорки и прибаутки рус­ского народа», книги со сказками, зажига­ет свечу и произносит слова:

— Ребята! Пусть свет разума, науки, просвещения озаряет ваш путь! Свет — это состояние, противное тьме, темноте, мраку, потемкам. Пребывайте в состоянии света. Помните: ученье — свет, а неуче­нье — тьма. Хочется выразить надежду, что творческое наследие Владимира Ива­новича Даля будет помогать вам искать истину, освещать вашу дорогу по стране знаний и бороться с потемками незнания.

Происходит представление жюри.


Страница первая.


Учитель. Итак, перелистаем страницы нашего устного лингвистического журнала. У нас – три команды – по количеству рядов: «Лингвисты», «Языковеды», «Собиратели слов».


Первое задание называется «Выска­жи свое мнение».

1 вопрос. Почему в «Толковом словаре живого великорусского языка» слова расположе­ны в алфавитно-гнездовом порядке? (Ответ. При таком распределении мате­риала нахождение некоторых слов в известной мере затруднено, так как от­дельные статьи содержат свыше ста слов в одном гнезде, но в нем есть и своя положительная сторона: смысловые, сло­вопроизводные и этимологические связи выступают при этом с наибольшей отчет­ливостью).


2 вопрос. Даль считал, что современ­ный ему литературный язык чересчур «пропитан» Западом, поэтому нужно обра­титься к живому народному языку и выработать на его основе литературный. Как вы считаете, прав ли Даль? (Ответ. Решительно восставая против злоупотребления заимствованиями, Даль не исключил их из своего словаря. Заимствованных слов в словаре немало. Но, помещая их, Даль старался привести равносильные выражения русского языка. Так, для слова гримаса Даль считает равносильными: пожимка лицом, изличье, рожекорча; для слова сеанс сиденье, заседанье, присест. Эта идея заменять иностранные слова, прочно вошедшие в обиход, сочувствия не встретила).

3 вопрос. Какие способы толкования слов встречаются в словаре и каково ваше мнение в связи с этим? (Ответ. Чаще всего в словаре встречает­ся два способа толкования. Один из них заключается в описании предмета, иногда даже сопровождаемом рисунком (см. говядо, шляпа). Другой способ состоит в объяснении слов через синонимы; так Даль толковал не только большинство заимствований, но и русские слова, кото­рые на самом деле вовсе не синонимичны толкуемому. Широко использовались Далем также узкодиалектные синонимы, незнакомые широкому читателю).


Учитель. Культура речи немыслима без овладения богатством языка, вопло­щенным в пословицах и поговорках, — этой подлинной сокровищнице народной мудрости. «На язык, — писал Н. А. Добролюбов, — так много ложится черт истории и быта народного, произведения народной словесности заключают в себе столько исторических преданий, в них так отражается миросозерцание народа, его быт, степень его образованности». Посло­вицы и поговорки — это сгустки коллек­тивного жизненного опыта народа, пред­ставленного в образных правилах, настав­лениях, советах. Своеобычная шутливость пословиц и поговорок, их ирония или юмор, серьезное поучение или озорство, открытое проявление симпатий и антипа­тий — все это вместе взятое объясняет великое значение этих истинных жемчу­жин народного ума и народной словеснос­ти.


Страница вторая. Пословицы и поговорки... Разве это не одно и то же?

Одна команда дает определение посло­вицы, вторая — поговорки.

Пословица - это краткое народное изречение с назидательным смыслом, которое представляет собой законченное по синтаксической структуре предложе­ние.

Поговорка - это также образное, иносказательное выражение. Однако в отличие от пословицы поговорка обычно не составляет цельного предложения. Она как бы вклинивается в речь.


Участники конкурса соревнуются в том, кто назовет больше пословиц и поговорок русского народа.


Учитель. А существуют ли в рус­ском языке пословицы на тему «По­словица — поговорка»? Приведите примеры таких пословиц.


(Поговорка - цветочек, пословица - ягодка. Посло­вицы ни обойти, ни объехать. Пословица не на ветер молвится. Пословица недаром молвится. Без послови­цы не проживешь. Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз. Старая пословица век не сломится. Из поговорки слова не выкинешь. На всякого Егорку есть поговорка. Пословицами на базаре не торгуют. На рынке пословицы не купишь. Хороша пословица в лад да в масть. Не всякая пословица при всяком молвится. И т. д.)


Учитель. Сборник В. И. Даля пользовался и пользуется большим спросом, он входил в личные библиоте­ки великих русских писателей — А. Н. Островского, М. Е. Салтыкова-Щедри­на, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, которые черпали из него материалы для своих произведений. «Чтение сбор­ника пословиц, — признавался Л. Н. Толстой, — составляет для меня одно из любимых — не занятий, но наслаж­дений». Вспомним же и мы некоторые пословицы и поговорки русского наро­да на темы «Друг, товарищ», «Раду­шие, хлебосольство», в которых метко и образно запечатлены и приметы рус­ского быта, и житейская мудрость, и сама душа народа.

Участникам конкурса даны тексты с пропусками слов (...). Их задача — наполнить тексты подходящими по смыслу в соответствии с ситуацией пословицами.

Пословичный марафон

1.Русский народ сложил много ярких и выразительных пословиц и поговорок, в которых говорится о товариществе, о дружес­кой поддержке, о взаимной выручке.

В старину говорили: (...) Доброе братство милее богатства; Не имей сто рублей — имей сто друзей. Худо человеку без друга, и недаром сложе­ны пословицы: (...) Кто не имеет друга — живет наполовину; Друзей-то много, а друга нет; Плохи друзья на полчаса; Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

Дружба в деле — помощник: (...) Согласному стаду и волк не страшен; Беда не страшна, когда есть друзья; Один в поле не воин; Один за всех, все за одного; Дружные сороки и гуся утащат.

Пословица советует, как друга выбрать: (...) Ищи товарища лучше себя, а не хуже себя; Друга иметь себя не жалеть; Дружба дружбой, а служба службой; С кем поведешься, от того и наберешься; Друзья познаются в беде.

Дружбой надо дорожить — учит пословица: (...) Нет друга, так ищи, а нашел так береги; Старый друг лучше новых двух; Дружба что стекло, сломаешь — не починишь.


2.Много русских пословиц и поговорок говорит о гостеприимстве и хлебосольстве.
Это и понятно. Русский народ издревле известен своим радушием, добротой, щедрос­тью, открытым дружелюбием по отношению к гостям. Гость для русского человека всегда
был лицом особенным: (...) Красному гостю —красное (т. е. лучшее) место; Гостя встречай
за порогом; Для дорогого гостя и ворота настежь; Гость— хозяину радость. (...) Чем богаты, тем и рады; Милости прошу к нашему шалашу; Милости просим к нашему хлебу и соли; Садись — гостем бу­дешь — с такими словами обращались хозяева дома к своим гостям. А дальше следовало, конечно, обильное угощение, с которым связана целая серия пословиц и поговорок, отражающих щедрое русское гостеприимство и хлебосольство.(...) Что есть в печи — все на стол мечи. Без соли, без хлеба — худая беседа. Напой, накорми, а после вестей попроси. Хлеб-соль на столе, а руки свое (т. е. свои) — говорится при потчевании, угощении.

3.Несколько пословиц и поговорок связано с правилами, этикета гостеприимства и своеоб­разными обычаями пребывания в гостях: (...) Потчевать можно, неволить — грех. Дома — как хочу, а в гостях — как велят. Гость хозяину не указчик. Станут угощать — умей речь держать. В гостях что в неволе. (...) Пора гостям и честь знать, — говорят, собираясь уходить, прощаясь с приветливыми хозяевами.

И как итог, завершение всей темы госте­приимства и хлебосольства, — старинная русская пословица, сохранившаяся до наших дней и до сих пор любимая в народе: (...) Хорошо в гостях, а дома — лучше.

Игра «Закончи пословицу»

Учащимся раздаются карточки, на кото­рых написаны начальные слова пословиц и поговорок. Учитель читает окончания пословиц. Если окончание пословицы со­ответствует началу, ученик поднимает руку, читает всю пословицу и кратко своими словами объясняет смысл послови­цы. При затруднении толкования смысла пословицы учитель обращается к команде, если и команда затрудняется с ответом, то право ответа передается другой команде. Жюри оценивает правильность составле­ния пословицы и полноту объяснения ее смысла. Пословицы и поговорки подобра­ны на тему «Язык. Речь».

Петь хорошо вместе... а говорить порознь.

Много говорено... да мало сказано.

Лучше не договорить... чем переговорить.

Поменьше говори... побольше услышишь.

Кто мало говорит... тот больше делает.

Не спеши языком... торопись делом.

Не та хозяйка, которая говорит... а та, которая щи варит.

Из пустого... в порожнее переливает.

Красно говорит... а слушать нечего.

За словом... в карман не полезет.

Лишнее говорить -... себе вредить.

От одного слова - ... да на век ссора.

Кто говорит, что хочет.,, сам услышит, чего и не хочет.

Без хлеба, без соли - ... худая беседа.

Умей вовремя сказать,... вовремя смолчать.

Замолчал,... как воды в рот набрал.

На чужой роток ... не накинешь платок.

За правое дело ... говори смело.

Для выполнения следующего задания представители команд берут по одной из приготовленных карточек, лежа­щих на столе.

Вспомните пословицы и поговорки, в состав которых входили бы числительные, неопределенная форма глагола, прилага­тельные красный, белый.

Конкурс капитанов

На столе лежат предметы: книга, яйцо, лук, хлеб, яблоко, деньги, камень, иголка, нитка, рубашка.

— Вспомните русские пословицы и поговорки, в которых упоминаются эти предметы.

(Иголка маленькая, да больно уколет. С миру по нитке - голому рубаха. Без ума торговать - только деньги терять. За показ денег не берут. Не красна книга письмом, красна умом. Яблочко от яблоньки недалеко откатывается. Выеденного яйца не стоит. Дай яичко, да еще и облупленное. Курица яйцо снесла, да кудах-тах-тах! Дали нагому рубашку, а он говорит: толста! Остаться в одной рубашке. Своя рубашка к телу ближе. Лук от семи недуг. Кто ест лук, того Бог избавит от вечных мук. Куда иголка, туда и нитка! Иглой дороги не меряют. Жизнь висит на нитке, а думает о прибытке. Не по товару деньги. Сердце не камень. Камень от сердца отвалился. Терпя и камень треснет. Хлеб батюшка, водица матушка. Худ обед, коли хлеба нет. Голодной куме хлеб на уме, Хлеб греет, не шуба,)

Игра «Кто быстрее?»

Учитель называет слово, которое запи­сывается по вертикали. К каждой букве нужно подобрать пословицу. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием. Например:

Ж - Живое слово дороже мертвой буквы.

Е - Еле-еле душа в теле.

М - Материнская молитва со дна моря вынимает.

Ч - Чужим умом жить - добра не нажить.

У - У кого детей много, тот не забыт от Бога.

Ж - Живы родители - почитай, померли - поминай!

И - И стар, да весел, и молод, да угрюм.

Н - На чужой роток не навесишь платок.

А - Аптека - не на два века.


Игра «Кто больше?»

Жребий определяет, по каким призна­кам команды будут подбирать пословицы. Учащимся предлагается за установленное время вспомнить возможно больше пословиц по следующим признакам:

1)имеющих в своем составе название какого-либо животного (Пуганая ворона
куста боится);

имеющих в своем составе собственные имена (Видать, Акулина пироги пекла: все ворота в тесте);

имеющих в своем составе антонимы или синонимы (Кто хочет много знать, тому надо мало спать; Ум за разум заходит; Пастух сторожит, а волк стережет);

4)связанных с временами года или отдельными месяцами (Весна красна цвета­
ми, а осень снопами).


Соберите «рассыпанные» пословицы

«Рассыпанные» пословицы написаны на карточках. Слова пословиц учащиеся рас­полагают в нужном порядке, затем озвучи­вают. Право ответа получает команда, которая первой справилась с заданием. Работу второй команды жюри оценивает по сданной карточке.

Натаскает, немного, одна, меду, пчела.

(Одна пчела немного меду натаскает.)

Обидеть, худое, соседа, дело. (Худое дело - обидеть соседа.)

Не, горя, не, узнав, и, радости, узнаешь. (Не узнав горя, не узнаешь и радости.)

Не, беда, ходит, по, а, людям, лесу. (Беда не по лесу ходит, а по людям.)

Никакое, до, не, худо, доведет, добра. (Никакое худо до добра не доведет.)

Умирают, да, живут, их, добрые, дела. (Добрые умирают, да дела их живут.)

Тому, хорошо, делать, кто, добро, помнит. (Хорошо тому добро делать, кто помнит.)


Страница третья. Загадки.


Отгадайте загадки:

Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает. (Пила.)

Маленько, кругленько, а за хвост не поднять. (Клу­бок.)

Висит, болтается, всяк за него хватается. (Полотен­це).

Гни меня, ломи меня; у меня есть мохнатка, в мохнатке гладко, в гладком сладко. (Орех.)

Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой.)

Два брюшка, четыре рожка. (Подушка.)

Скручен, связан, по избе скачет. (Веник.)

Он стар, родилось от него двенадцать сыновей, а от каждого из них по тридцать дочерей, наполовину красных и черных. (Год.)

Два быка бодаются, вместе не сойдутся. (День и ночь.)

Полна печь перепечей, середи печи каравай. (Небо,звезды, месяц.)

Черно, как жук, бело, как снег, повертка в лес, тараторит, как бес. (Сорока.)

Белы хоромы, красны подпоры. (Гусь.)

Не князь по породе, а ходит в короне. (Петух.)

В воде родилась, а воды боится. (Соль.)

Лошадка бежит, а оглобли стоят, (Река и берега.)

Белая кошка лезет в окошко. (Свет.)

Чего в избе не видно? (Тепла.)

Черная корова весь мир поборола. (Ночь.)

Участники отгадывают. С тех, кто не угадал, берется фант: они читают стихи о словах и словарях, произносят скороговорки.

—В другой раз лучше кумекай, а теперь кукарекай.

Расскажи стихотворенье, будет тебе ума прибавленье.

А ты прежде подумай, опосля скажи, а пока что-нибудь интересное расскажи скороговорки Даля


Страница четвёртая. Скороговорки.

Конкурс скороговорок

Команды для участия в конкурсе деле­гируют по два человека.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась,

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха!

Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса, песочку,

На семеры сани, по семеро в сани.

В один, Клим, клин колоти.

Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу.

Белогубы огурцы, молодцы белопупы.

Нашего пономаря не перепономарить.

Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.

Бык тупогуб, у быка губа тупа.

Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.

От топота копыт пыль по полю летит.

По двору, подворью, в добром здоровье.

Не диковина полубрату сказать про Поликарпа.

Сенька-везенька, вези братца на санках, санки скок, Сеньке в лоб.


.

Страница пятая. Игры в слова.

Конкурс знатоков «Растолкуй слово»

Студеная, лубки, лубочный, хижина, полати, торкнулся, полно (хватит), ухом не ведет, куда глаза глядят, кочет, тужить.


Игра «Прибавь СЛОВО». Ребята нахо­дят в Словаре слово и подбирают к нему прилагательное или глагол, чтобы получилось словосочетание.


Страница шестая. Из истории обозначения конских мастей.

Масть лошади – это цвет её шерсти. Что мы знает об этой интересной традиции?

Черная лошадь – вороная. Каряя – чёрная, с тёмно-бурым отливом. Караковая – чёрная, с подпалинами. Бурая – красно-коричневая с тёмным хвостом и гривой. Игреняя – рыжая. Каурая – жёлто-рыжая с тёмной спиной. Соловая – жёлто-белая. Саврасая – жёлтая с темным хвостом. Сивая – тёмная с проседью. Мышастая – пепельного цвета. Мухортая – желтой мордой и животом. Чалая – бело-рыжая. Пегая – белыми пятнами. Чубарая – в мелких пятнах.

Из истории слов. По словарю В.И.Даля


  1. История слова «семья»

В 4-м томе Толкового словаря живого великорусского языка В.И.Даль даёт такое определение слову «семья»: это совокупность близких родственников, живущих вместе. Родители с детьми, сын или замужняя дочь, живущие отдельно, составляют уже новую семью. Это слово Даль иллюстрирует такими меткими высказываниями: Хороша семейка! Семья воюет, а один горюет. Семьёй и горох молотить. В семье не без урода. Семейная каша погуще кипит. Семейное согласие всего дороже. Человека, у которого есть семья, называют семейным.



  1. История слова «хлеб».

Статья, посвящённая слову «хлеб» в словаре В.И.Даля одна из самых обширных. Становится понятно, почему великий собиратель так тщательно, с большим уважением, рассказывает о всех значениях этого слова, приводим множество пословиц, загадок. Нет сомнений – Даль любуется этим слово, восхищается им. Во-первых, хлеб – это колосовые растения с мучнистыми зёрнами, которыми человек питается. Растения эти собирают с полей, укладывают в копна, связывают в снопы, затем обмолачивают и получают зерно – везут на мельницу, делают муку и выпекают хлеб. Из ржаной или пшеничной муки пекут пироги, калачи, булки. Издавна на Руси хлеб называли даром Божьим. Так и говорили: хлеб – батюшка, а водица – матушка. Хлеб – всему голова. Не держи деньги в узлу, а держи хлеб в углу. Не будет хлеба, не будет и обеда. Хлеб да вода – солдатская еда. В.И.Даль приводит множество примет, связанных с хлебом, которые живут в нашем быту и по сей день: хлеб или ложка за обедом выпадет – гость спешит; когда хлеб печётся – не мети избы, всю удачу выметешь. Хлеб в печи раздвоился – кто-то покинет семью. Кто поест плесневелый хлеб, тот хорошо плавать будет и не бояться грозы. О хлебе народ сочинил и загадки: лежит бугор между гор – пришёл Егор, унёс бугор (хлеб в печи). Обычай встречать дорогих гостей хлебом-солью живёт и в нашей современной России – отсюда и родилось прекрасное слово – хлебосольный – так называют радушных, гостеприимных людей. Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай. Без хлеба, без соли – худая беседа. От хлеба-соли не отказываются. Во многих деревнях в старину скатерти, на которых ставили угощение, называли хлебосолками. Берегите хлеб, с ним связана не только человеческая жизнь, но и интересная история этого слова, которая дошла до нас благодаря великому собирателю слов Владимиру Ивановичу Далю.


  1. История слова «веретено».

В 1-м томе словаря В.И. Даль даёт толкование этого слова. Веретено – простое ручное орудие для пряжи, для ручного прядения. Это деревянная, точёная палочка, острая к верхнему концу и утолщённая к нижнему. В народе вращающееся веретено символизировало быстротекущее время. Во многих народных сказках веретено выступало как магический, волшебный предмет, с ним гадали на будущее. А.С.Пушкин в стихотворении «Зимний вечер» вспоминает тихие вечера в селе Михайловским, когда слушал песни и сказки своей няни Арина Родионовны.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завыванием

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжанье

Своего веретена?

Даль приводит в своём словаре множество поговорок о веретене: без веретена пряжи не спрядёшь; девку веретено одевает; чужое веретено бери, да и своё припаси; остры веретёна – намозолили ладони.


  1. История слова «коромысло».

Во 2-м томе словаря В.И.Даль поместил статью об этом слове, которое сейчас употребляется очень редко. Это и понятно – ушёл из русского быта предмет, который обозначали словом коромысло. Даль так объясняет это слово: одиночный водонос, деревянный рычаг, которым на плече носят два ведра, или мокрое бельё, которое полоскали в реке. Даль приводит также синоним этого слова, которое было распространено в губерниях Центральной России, в том числе и в Тамбовской губернии. Слово это – хлудец. Трудно было представить в русском быту женщину или девушку, которая не умела бы пользоваться коромыслом. Вёдра тоже были деревянные, совсем не лёгкие, а двигались с этой тяжёлой ношей русские крестьянки плавно, неторопливо, как лебёдушки. Старинные пословицы и поговорки, собранные Далем, как раз и отображают быт и традиции русского народа: ремесло – не коромысло, плечо не оттянет; тугой лук – коромысло, острые стрелы – веретёна. Выражение «дым коромыслом» и сейчас часто употребляется, когда говорят о задымлённом или неухоженном помещении. Существовала также старинная примета, связанная с коромыслом и отражённая Далем в словаре: не перешагивай через коромысло – можешь заболеть. О ленивых хозяевах в старину говорили: «Пыль столбом, дым коромыслом, - а изба не топлёна, не метёна. В поэзии часто коромыслом называют разноцветную радугу, которая появляется на небе после дождя.



Страница седьмая. «Сказочная страна В. И. Даля»

Мы сегодня от­правимся в путешествие по удивитель­ной стране, которой нет ни на одной карте мира. В ней всегда побеждает добро и красота, невозможное стано­вится возможным. Даже смерть отсту­пает, если на помощь приходят верные и надежные друзья. Эта дальняя Страна сказок находится «за триде­вять земель, в тридевятом царстве». Когда мы произносим слова сказка, сказочный, перед нашим взором пред­стает мысленно особый, таинственный мир, мир полный чудес. Произнесешь волшебные слова: «Сивка-бурка, вещая каурка!» — и появится неви­данный конь: из ушей — пламя, из ноздрей дым валит. Взмахнешь вол­шебной палочкой — и исполнится лю­бое желание. Герои сказок борются со злом, полсвета пройдут, чтобы помочь другу. В трудную минуту им на по­мощь приходят волшебники, звери и деревья, травы и птицы. Да это и понятно: добрые люди всегда защища­ют все живое на земле, и природа отвечает им тем же. Сегодня нас ждет мир сказок В. И. Даля, ученого, пи­сателя, лингвиста и фольклориста. От­правимся же в его Сказочную страну!


Сообщение учащихся о В. И. Дале-сказочнике.


Из послужного списка доктора Даля мы узнаем, что он участвовал в турецкой и польской кампаниях, награжден за подвиги, яростно, как доктор, боролся с такими грозными болезнями, как чума и холера.

Весной 1832 года мы видим его уже в столице - врачом Санкт-Петербургского военного госпиталя. Даль проходит по душным, сырым палатам, прозванным в народе «морильнями». «Тяжело болеть, тяжелее того над болью сидеть», - думается В. Далю. Как раз в эту пору рядом с Далем появляется Казак Луганский. Так будет отныне подписывать Владимир Иванович боль­шинство своих сочинений.

Луганский - от Лугани, конечно, где он на свет родился; а вот Казак —по его собственным словам, «не слезал почти три года с казацкого седла». Ещё потому, что вольный казак — «не раб, не крепостной» (его толкование), что вольный -«независимый, свободный, самостоятельный». И наконец потому, что любил поговорку: «терпи, казак, атаманом будешь» Казак Луганский соперничает с Далем в известности - и успешно.


Казак Луганск в октябре 1832 года издаёт большую книгу, озаглавленную по-старинному длинно: «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую перело­женные, к быту житейскому приноровленные и поговор­ками ходячими разукрашенные казаком Владимиром Луганским.» Первая сказка - «Об Иване, молодом сержанте, удалой голове, без роду, без племени». Следом сказка про Шемяку, судью неправедного, - у этого где суд, там и расправа. Еще сказка - про чёрта-послушника Сидора Поликарповича, отправленного из ада к нам на землю. Она тоже прибауткой кончается: «Кто охоч, да не горазд, с тем еще потолкую глаз на глаз, а кто горазд, да не охоч, тот прикуси язык, да отойди прочь!» И догадливые нашлись, и смекалистые, и гораздые, и охочие, а язык не желают прикусывать и прочь отходить. Сказки Казака Луганского раскупали в книжных лавках быстро, читали с удовольствием, а про себя думали: «Кто такой этот Казак Луганский?»

Заключение

Выходят ведущие.

1-й ведущий. Где тесно, там и место. Где потеснее, там и дружнее. Вот вы и снова здесь — уставшие, но довольные. Сколько нового и неизве­данного узнали вы сегодня о великом сыне Земли Русской.

2-й ведущий. Об ученом, писате­ле и великом подвижнике Владимире Ивановиче Дале, главным подвигом в жизни которого было создание «Тол­кового словаря живого великорусского языка».

3-й ведущий. Вы услышали и сами поведали нам о самом важном деле его жизни — собирании слов. Так подведем же итоги.

Происходит награждение лучших участни­ков.

2-й ведущий. В гостях хорошо, а дома лучше.

3-й ведущий. Гость гости, а пошел — прости.

1-й ведущий. На сегодня проща­емся, да не на всю жизнь.

2-й ведущий. Доброй вам доро­ги!

3-й ведущий. Где дорога, там и путь. Где торно, там и просторно.

Все. Счастливого вам пути! До новых встреч!

В заключение ученик читает наизусть стихотворение В. Гордейчева «Родная речь». Учитель благодарит учащихся за участие в конкурсе, желает успехов в познании родного языка, выражает надеж­ду, что имя В. И. Даля будет для них символом служения народу, Родине, а его Словарь займет достойное место в их жизни, будет помощником и советчиком. Жюри объявляет итоги конкурса, награж­дает победителей и отличившихся в от­дельных заданиях.









12



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее