«Осень 2024»

Условия устранения речевой безграмотности

Материал об устранении речевых ошибок, примеры упражнений по устранению речевых ошибок у школьников

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Условия устранения речевой безграмотности.

Как справиться с ситуацией тотальной речевой безграмотности наших учеников? Безграмотности не только орфографической и пунктуационной, но и общекультурной, от которой зависит воспитание их нравственности, развитие их мыслительных способностей. Актуальность проблемы состоит в том, что многие наши ученики не только не могут грамотно оформить свою мысль, но и попросту не умеют мыслить. Разработанные единые учебные стандарты для общеобразовательной школы вполне своевременно вводят понятие коммуникативной компетенции, которую дети должны обрести на уроках русского языка и литературы. Поэтому предлагаю некоторые практические наработки, показывающие возможные пути решения этой дидактической задачи.

Чтобы реализовать требования государственной программы формировать коммуникативную компетенцию учащихся, необходимо на уроках создавать культурную речевую среду. Обеспечить ее можно при условии чтения учащимися образцов правильной, грамотной и красивой речи. Которые встречаются в основном в произведениях, изучаемых на уроках литературы.

Если развивать мыслительные способности учащихся, то есть тренировать речемыслительные умения, то можно научить строить речь правильно и в соответствии с конкретной жизненной ситуацией. Необходимо изменить отношение учеников к урокам русского языка. Вернуть детям интерес к родной речи - чтению и обсуждению прочитанного, которое рождает понимание и содержания, и средств создания этого содержания.

Задачами учителя в достижении данной цели являются:

  • тренировка речемыслительных умений;

  • выявление типичных речевых ошибок, допускаемых в разговоре;

  • установление причины этих ошибок и определение способов их предупреждения и устранения.

Одним из действенных средств борьбы за правильную устную и письменную речь учащихся является предупреждение ошибок. Работу по повышению речевой культуры следует начинать с на­блюдений над устной речью учащихся. Учитель должен вырабо­тать у школьников навык внимательно слушать, слышать и отме­чать те или иные ошибки в речи, правильно объяснять их. Необходимо добиться того, чтобы за каждым выступлением учени­ка следили его товарищи, чтобы любой из них по просьбе учителя мог проанализировать выступление не только по содержанию, но и со стороны речевого оформления: оценить достоинства речи, от­мстить неточности в употреблении слов, форм слов, в построении предложений, в произношении. Обращается внимание на то, как можно исправить тот или иной недочет, рассматриваются допусти­мые литературные варианты.

Учитель ведет учет типичных речевых и грамматических по­грешностей, допускаемых учащимися в сочинениях и изложениях: на особые карточки выписываются предложения или словосочета­ния с допущенными учениками ошибками, затем эти ошибки клас­сифицируются по типам. Некоторые учителя ведут отдельную ве­домость, куда заносятся (при проверке тетрадей) примеры с ошиб­ками.

Можно завести общую учетную тетрадь, где на каждого уче­ника отводится 4—5 страниц, куда в течение всего учебного года заносятся отдельно ошибки по содержанию, речевые недочеты, грамматические ошибки, орфографические и пунктуационные ошибки. Такая форма записи позволяет следить за ростом речевой культуры учеников и помогает учителю активизировать их работу.

Практикуются и «личные листки» учеников, куда вносятся до­пущенные ими ошибки. На основе учета всех этих ошибок учитель разрабатывает систему упражнений по их предупреждению, кар­точки индивидуальных занятий для отстающих учеников. Вводятся эти упражнения при изучении той или иной лексической или грам­матической темы.

Современное положение характеризуется тем, что наши ученики вырастают на активном потреблении видеоинформации. Мы должны давать себе отчет в том, что наши ученики - потребители видеоряда и чтение для них огромный, тяжелый труд, порой отвратительный и непереносимый. Нельзя закрывать глаза на эту особенность нашей современной жизни, напротив, следует ее учитывать. Учащиеся часто не могут ничего написать, потому что не могут ничего придумать, а речь рождается при развитом воображении и хорошо организованной мотивации.

В данном случае на уроках использую упражнения синтетического типа (8-11 кл.). Например, написание эссе (упр.301 в учебнике рус.яз. за 8 класс).

Этот жанр позволяет расширить рамки публицистики и приблизить ее к художественному стилю. Повод к написанию эссе может дать любое сильное впечатление. У эссе есть привлекательное свойство - объединять разные способы описания мира: и научный, и религиозный, и эстетический. А разновидности эссе позволяют говорить об интеграции в разных областях образования человека: духовной, научной, культурной. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем - либо... «Главное - заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении». (Ванштейн О.)

Например, попробуй свои силы. А вот - повод: замечательное по краткости и емкости стихотворение А.С.Пушкина:

«Все мое!» - сказало злато,

«Все мое!» - сказал булат.

«Все куплю» - сказало злато,

«Все возьму» - сказал булат.

Напиши коротенькое эссе. Работу оформим в виде таблицы.


Задания для анализа

Ответы на эти задания

1.

На какие мысли наталкивает тебя пушкинское стихотворение, есть ли актуальность в этих строках.


2.

Что, по - твоему, вкладывал в это четверостишие поэт начала 19 века, и как ты , его потомок, через 200 лет понимаешь идею этого произведения?


3.

Изменилось ли содержание этих строк за два столетия?




Для формирования у школьников умения осуществлять речевой контроль над качеством текста целесообразно использовать следующие приемы учебной работы:

  • ознакомление учеников с различными видами ошибок? Установление причин их появления, демонстрация приемов нахождения и образцов исправления ошибки;

  • редактирование чужого деформированного текста;

  • составление развернутого плана своего текста после написания первого варианта сочинения;

  • работа с черновиком;

  • рецензирование, взаиморецензирование, взаимопроверка;

  • совместная работа учащихся над созданием речевого высказывания;

  • индивидуальная беседа, направленная на преодоление нарушений связности речи в работе ученика.

Приемам редактирования текста учащимися учу специально. Для этого анализируются тексты, содержащие характерные для учеников речевые ошибки и недостатки плана содержания.

С этой целью удобно пользоваться памяткой «Как редактировать текст».

1. Читая текст в первый раз, особое внимание обращай на содержание написанного. Определи:

  • соответствует ли содержание теме;

  • раскрыта ли основная мысль;

  • все ли изложено последовательно;

  • соразмерны ли части текста;

  • не нарушена ли связь между частями.

Подумай, как сделать текст более интересным для читателя. Внеси необходимые изменения.

2. При повторном чтении в каждом предложении исправь замеченные тобой речевые, орфографические и пунктуационные ошибки.

Такую работу можно дать по группам. Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте красной ручкой ошибки.

Дается карточка.

  1. Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов.

  2. Впереди лидирует команда наших спортсменов.

  3. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.

  4. На площади он видел огромную массу народа.

  5. Художник подарил музею свой автопортрет, (тип ошибки - употребление липшего слова).

Расскажите, каким вы представши себе нового ученика. Воспользуйтесь подсказкой (примерная схема ответа).

  1. Фамилия, имя (придумайте).

  2. О чем рассказала вам (учителю) его тетрадь (виды ошибок; примеры; исправленный вариант).

  3. Уровень речевой культуры ученика.

(наш воображаемый ученик - личность безграмотная, плохо владеет родным языком, допускает много ошибок. Но ведь это пока ученик, он учится русскому языку).

Предупреждение речевых (в основном лексико-фразсологических) недочетов - это прежде всего своевременное объяснение слов и фразеологизмов (их стилистической значимости), отобран­ных из художественных произведений (предусмотренных школь­ной программой), критических статей, учебника с учетом того, что такие слова и фразеологизмы должны войти в активный словарь учащихся; это и наиболее целесообразное закрепление объяснен­ных и повторение изученных слов и фразеологизмов.

Работа по предупреждению речевых недочетов должна про­водиться в соответствии с возрастом и знаниями учащихся: в 5-6 классах даются менее сложные задания по предупреждению ошибок, учитываются более простые случаи нарушения литератур­ной нормы в области лексики и грамматики, в 7-8 и в последую­щих классах усложняются словарно-грамматические упражнения.

При изучении различных частей речи новые слова необходимо вводить в примеры на закрепление грамматических правил и при этом указывать учащимся не только на значение слова, но и на его употребление в речи, на то, как слово связывается с другими чле­нами предложения, какие имеет синонимы.

Словарная работа в связи с изучением произведения в 5-8 и 9-11 классах заключается в объяснении слов из произведения, которые ученики не знают или могут неверно понимать. Среди та­ких слов могут оказаться архаизмы (типа глас - голос, обречь - предназначить к какой-либо неизбежной участи, уготовить кому- либо какую-либо участь и т. п.), книжные слова (типа тризна, ис­полинский, предначертания и др.) и даже самые обычные слова (вроде гам, багровый и т. п.), фразеологизмы (типа спустя рукава, диву даешься, без году неделя и т. п.). Заметим: сейчас эта работа в известной мере облегчается тем, что в хрестоматиях, в учебниках по литературе и русскому языку непонятные слова объясняются в сносках на страницах и в конце книги дается небольшой словарь толкований значений слов и литературоведческих терминов.

Словарная работа проводится на разных этапах изучения худо­жественного произведения: во время вступительной беседы (акцен­тируется внимание на словах, необходимых для уяснения идейного содержания произведения), в процессе комментированного чтения (обращается внимание на «ключевые» слова), анализа произведения.

Так, определив типичную черту героя или основное свойство какого-либо явления и охарактеризовав их по возможности одним или несколькими словами, провожу работу по раскрытию значения этих слов, подбору синонимов, составле­нию предложений с этими словами и их синонимами. Эту работу можно начать в классе и продолжить дома в процессе подготовки к сочинению.

Назовем приемы объяснения непонятных (или неизвестных) слов:

1) изображение (показ рисунка, фотографии) или показ самого предмета, обозначаемого словом; 2) выяснение, раскрытие значе­ния слова с помощью контекста (учащиеся «вчитываются» в кон­текст в случаях, когда контекст - малый и большой - дает воз­можность установить значение слова); 3) морфологический и словообразовательный анализ слова (устанавливается значение производящей основы и словообразовательного элемента); 4) под­бор родственных слов с целью выяснения их значения (ср.: наслед­ство - наследие - наследственность, служба - служение, единич­ный - единственный - одинокий, крепостник - крепостной, несвоевременный - несовременный); 5) выяснение этимологии сло­ва (ср.: бездна, благодарить, вдохновить и т. п.; примеры можно брать из «Краткого этимологического словаря русского языка»); 6) описательное толкование слова; 7) сопоставление со словами, близкими по значению (синонимами).

Объяснение слов посредством подбора синонимов является са­мым экономным по времени. К нему прибегают при чтении в клас­се отрывков произведения, чтобы не ослабить впечатления от них излишними пространными объяснениями.

После объяснения значения новых слов и записи в словарики необходимо перейти к закреплению, к использованию их в речи, так как именно в процессе применения учащимися слов в своей речи происходит наиболее глубокое и прочное их усвоение.

Ценным приемом закрепления слов являются, например, такие словарные упражнения:

1. Составьте предложения с данными словами.

Доверие, дарование, удовлетворение, достижения, обязатель­ства, покров, сочувствие, сожаление, жалость, культурный, грамот­ный, жюри.

2. Выясните значение слов при помощи толкового словаря.

Единомышленник, соратник, сообщник, подчиненный, суще­ствование, сосуществование, смертный, смертельный, владеть, об­ладать, закоренелый, соотечественник.

3. Подберите синонимы к словам.

Бранить, безграничный, любоваться, восхищаться, рассеянный, сообщение, тайна, праздный, праздничный.

Для справок: ругать, беспредельный, восхищаться, вос­торгаться, невнимательный, известие, загадка, бездельный, тор­жественный.

4. Замените иноязычные слова русскими.

Аналогия, абстрактный, гипотеза, декрет, ресурсы, архитектор.

Для справок: сходство, отвлеченный, предположение, указ, средства, зодчий.

Учащимся 9-11 классов можно предложить такие упражнения:

1. Составьте предложения, употребив в них данные слова.

Взгляды (прогрессивные, консервативные), мнения, кругозор,

мировоззрение, поглотиться, вращаться, общаться, самосознание, самолюбие, себялюбие.

2. Запомните правописание слов. Используйте некоторые из них при характеристике Татьяны Лариной.

Безыскусственность, гармоничная натура, отчужденность, пред­рассудок, самобытность, самообладание, самоотверженность, свое­нравный, своеобразие, суеверие, сентиментальный роман, цельная натура.

Эти и подобные им упражнения-задания могут оформляться в виде индивидуальных карточек, которые предлагаются слабоус­певающим ученикам для выполнения содержащихся в них заданий.

При словарной работе с учащимися 5-8 классов особое внима­ние обращается на слова с отвлеченной семантикой, обозначающие чувства, поступки человека, его психическое состояние и т. д. Это в значительной степени облег­чит работу с лексикой учащихся 9-11 классов (в связи с изучением истории литературы).

По литературе в старших классах есть смысл вести алфавитные словарики по каждому произведению. Это облегчает пользование ими при подготовке к сочинению. Например, слова к роману Пуш­кина «Евгений Онегин»: апатия, аристократ (-ический, -изм), барщина, изысканный, коварство, косный, лицемерие, непринуж­денность, оброк, оригинальность, пессимизм, пессимист, пресы­щение (жизнью), роскошь, свет, скептик, скептицизм, тщеславие, фанатизм, фанатик, хандра, честолюбие, эгоизм, ярем.

Разъясняемые слова записываются на классной доске, затем учащиеся заносят их в словарики, снабжая кратким толкованием значения слова, а также подчеркивая трудные орфограммы и поме­чая ударение (в эти словарики вписываются и трудные для написа­ния слова).

Большую роль в устранении речевой безграмотности играет внеклассная работа по предмету. Уроки словесности с трудом противостоят искромсанному и корявому языку многочисленных ток - шоу и молодежных программ, особенно на телевидении. -Йами разработаны материалы классных часов о культуре речи. Это попытка пробудить интерес к богатым возможностям языка, его многозначности, внутреннему смыслу, богатству средств выражения. Целью данных мероприятий является представление о культуре речи как важном аспекте социальной деятельности человека.

Задачи данных мероприятий:

  1. Показать возможность разнообразного использования языка в повседневном общении;

  2. Указать конкретные элементы культуры общения как речевого, так и невербального.

Представлю названия: «Современные формулы приветствия и прощания», «Формулы обращения: «ты» и «вы», «О речи правильной и хорошей» Результатом таких мероприятий является:

Критическое отношение к речевым ошибкам.

Повышение самоконтроля за речевой компонентой Общения в коллективе.

Там, где дети усиленно учатся говорить, там взрослые не теряют бесконечного количества времени на отыскивание в словарном потоке собеседника основной мысли и не изливают сами потоков слов вокруг своих мыслей, там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга, там люди меньше судятся, потому что составляют более ясные контракты и и.д. и т.д. Уменье говорить - это то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно - государственной машины и без которой она просто остановилась бы.























ЛИТЕРАТУРА

  1. Головин, Б. Н. Основы культуры речи / Б. Н. Головин. - М. : Высшая школа, 1980; 1988.

  2. Горбачевич, К. С. Нормы современного русского литератур­ного языка : пособие для учителей / К. С. Горбачевич. - М. : Про­свещение, 1978.

  3. Капинос, В. И. Развитие речи : теория и практика обучения : 5-7 классы / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. - М. : Просвещение, 1991.

  4. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. - 3-е изд. - М. : Высшая школа, 1994.

  5. Пустовалов, П. С. Пособие по развитию речи / П. С. Пусто- валов, М. П. Сенкевич. - М. : Просвещение, 1987.

  6. Русова, Н. Как писать сочинение, изложение и диктант / Н. Русова. - Н. Новгород : Деком, 1994.

  7. Система обучения сочинениям на уроках русского языка 4-8 классов / под ред. Т. А. Ладыженской. - 3-е изд., испр. - М. : Просвещение, 1978.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее