ГБОУ СОШ с. Красносамарское Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Красносамарское муниципального района Кинельский Самарской области Технологии работы с живописью как средство формирования культуры речи младшего школьника.
Подготовила: Аникина Юлия Васильевна
2017 год
Технологии работы с живописью как средство формирования культуры речи младшего школьника
Живопись – поэзия, которую видят,
а поэзия – живопись, которую слышат.
Леонардо да Винчи
Живопись – часть культуры народа.
И в этом плане использование в процессе обучения репродукций произведений живописи является мощным источником получения культуроведческой информации, духовного обогащения и эстетического воспитания школьников.
Живописное полотно, воздействуя на чувства школьников, способствует развитию у них мышления и речи, причём духовно-ориентированного мышления, обогащению и «возвышению» словарного запаса.
- Научить детей видеть и воспринимать прекрасное через ознакомление с произведениями русских художников
- Развивать связную речь детей с проблемами в речевом развитии
Акцентирование деталей
Приём «вхождения» в картину
Прием «стратегия вопросов»
Метод музыкального сопровождения
Метод вызывания адекватных эмоций
Тактильно-чувственный метод
Методы и приёмы
Пояснение Сравнение
Игровые приёмы
Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов
Приём «Войти в картину»
Стратегия вопросов
- – Что (кого) вы видите?
- – А что еще? Кто видит что-то другое?
- – Что происходит на этой картине?
- – Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так утверждать? Что заставляет тебя так думать?
- – Кто этот человек?
- – Где это происходит? (Кто, что и где?)
- – Когда это происходит? (Где и когда?)
- Где находился художник, когда писал эту картину? Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете? Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?
- Каков смысл происходящего?
- Как бы вы назвали эту картину?
Результат: развитие самостоятельности суждений, повышение самооценки участников занятия, развитие речи, развитие умения слушать и слышать, развитие мышления (абстрактного, логического, образного), развитие эстетического вкуса и др
Приёмы работы:
- Приём сравнения.
- Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.
- Игровой приём.
Золотая осень
И.И. Левитан
Дидактическое упражнение
« Составь композицию натюрморта ».
Дидактическая игра «С о б е р и палитру»
Уроки русского языка
Развитие воображения, речи, используя приемы «озвучивания», «вхождения» в картину .
По картине И. И. Левитана «Март»:
-Какие звуки можно представить, рассматривая картину?
-Что бы вам захотелось сделать, если вы оказались бы в этих местах?
Обогащение словарного запаса.
Подбор прилагательных к существительным – названиям предметов, изображенных на картине: ( небо – голубое, день- жаркий, дворик – тихий,уютный; дома-невысокие, деревянные; церковь- старинная, дети– маленькие, лошадь- неказистая и т. д. )
В. Д. Поленов «Московский дворик»
Комплексный анализ картины и написание сочинения.
В. М. Васнецов «Аленушка»
Уроки литературного чтения
Соотнесение художественно-изобразительных средств поэтического произведения и картины .
Беседа по картине К. Юона «Волшебница зима» с использованием стихотворений А. С Пушкина «Вот север,тучи нагоняя», «Опрятней модного паркета ».
Описание портрета древнерусского богатыря при изучении былин и рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри».
Чтение стихотворения С. А. Есенина «Береза» при одновременном рассматривании картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».
Значение:
- Формирование речевых умений;
- активизация мышления;
- развитие воображения, эстетического вкуса;
- обучение умению воспринимать произведения искусства;
- раскрытие творческих возможностей .
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ РЕПРОДУКЦИЙ:
Васнецов В.М. «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке», «Богатыри»;
Грабарь И. Э . «Февральская лазурь»;
Левитан И. И. «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода»;
Перов В. Г .«Тройка»;
Пластов А. А. «Первый снег»;
Поленов В.Д. «Московский дворик», «Заросший пруд»;
Шишкин И. И. «Сосны, освещенные солнцем», «Утро в сосновом лесу», «Рожь»;
Саврасов А. К. «Грачи прилетели»;
Юон К. Ф. «Волшебница зима».