Повышение грамотности учащихся на уроках русского языка
вследствие применения лингвистических сказок (из опыта работы)
Страшная это опасность -- безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы -- это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок -- ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, -- в сфере мысли.
В. А. Сухомлинский
Я обратилась к словам Сухомлинского, потому что придерживаюсь точки зрения: главная задача учителя -- научить ученика учиться.
Не секрет, что русский язык – один из сложных языков мира. Количество орфограмм и отступлений от них невозможно перечислить. Для того, чтобы понять и научиться применять их, необходимо терпение и время.
В своей учебной деятельности школьники мыслят по-разному: у одних абстрактное, словесно-логическое мышление преобладает над образным -- это аналитический, «мыслительный» склад ума; у других преобладает образное мышление; у третьих образный и абстрактный тип мышления находятся в относительном равновесии -- это гармонический склад ума.
По мнению психологов, у учащихся 5-7 классов в связи с преобладанием конкретного типа мышления возникают определенные трудности при попытке осознать теоретический, сухой материал учебника. Усвоение и запоминание правил без опоры на наглядность происходит трудно. Даже когда их деятельность протекает в уме, они нуждаются в необходимости опираться на образы и представления. Как правило, учащиеся данной возрастной группы просто-напросто заучивают правила, не понимая самой сути того, что выучили, а главное -- для чего. Отсюда возникают проблемы.
Как и многие учителя- филологи, я нередко задумывалась о том, как воспитать у ребят интерес к урокам русского языка, как повысить грамотность учащихся, как сделать данные занятия интересными, а теоретический материал -- более доступным. Работая над выработкой орфографической зоркости и навыков грамотного письма школьников, на своих уроках стараюсь использовать различные приемы, повышающие интерес учеников к предмету «русский язык». Особое внимание уделяю лингвистической сказке -- потрясающе позитивному, доброму и поучительному методу. Особенно в 5-7 классах, в которых обучаются школьники 10-12 лет. В силу своих психолого-физиологических особенностей они очень подвижны, и, если нет выхода их энергии, быстро устают. В то же время ученики не могут долго слушать объяснения учителя, подолгу писать: внимание многих недостаточно устойчиво. По этой причине при их обучении приобретает известное значение элемент занимательности.
По своей природе дети – оптимисты. Они радуются всему новому, познавая мир, видят в нём подчас столько, сколько не может увидеть взрослый. Для ребёнка радостью становится яркий цветок, летящая бабочка, пробегающий заяц, поющая птица, увлекательная игра и др. Одним из главных инструментов познания мира у детей этого возраста выступает сказка. Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка.
Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической значимости не могут быть оторваны от увлекательной формы подачи этого материала, эмоциональности и живости преподавания. Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, является средством создания положительного фона всего урока, опорой для развития памяти учащихся.
Именно лингвистические сказки позволяют по-настоящему «почувствовать» язык, поскольку являются важным средством умственного, морального и эстетического воспитания. Детей привлекают, эмоционально захватывают необычные сюжеты, бурная фантазия, образы сказочных героев. Кроме того, лингвистические сказки способствуют формированию языковой и коммуникативной компетенции школьников.
Образная речь сказок углубляет ощущение слова, его красоты. Своим необычным содержанием, стремлением к осуществлению волшебно-фантастической цели сказка активизирует мышление детей, пробуждает у них любознательность и любопытство.
Подача нового лингвистического материала через сказку может дать словеснику прекрасную возможность вырастить из «неразвернувшейся почки» детского разума прекрасный цветок сознания грамотного языковеда. «Сказочный» дидактический материал придает уроку яркую эмоциональную окрашенность, иллюстрируя «сухие» правила учебника. Кроме того, наглядно изображая то или иное грамматическое или орфографическое правило, учитель может дать «сказочные» ориентиры и в орфографии, и в пунктуации.
Именно поэтому я решила попробовать на своих уроках увлечь русским языком учеников лингвистическими сказками. Ребята заинтересовались данным методом работы с первых занятий, им даже стало интересно самим сочинять лингвистические сказки. Сначала это получалось у них не совсем правильно, но со временем, когда использование лингвистической сказки на уроках русского языка стало системным, ребята вовлеклись в работу и у них выходили замечательные сказки. Кроме того, многие стали иллюстрировать их. Так что применение на уроках лингвистической сказки стало для меня и учащихся настоящим праздником.
Лингвистические сказки хорошо запоминаются, потому что в них главные герои – Буквы, Слова, Звуки, Морфемы, Подлежащие, Сказуемые и др.-- превращаются в гордых королев, красивых принцесс, обаятельных рыцарей. Использование таких сказок, по моему наблюдению, в виде рифмованных правил и стихотворных определений помогают сделать процесс ознакомления школьников с новым языковым материалом более интересным и доступным, а это в свою очередь вызывает интерес к предмету.
В своей практике я использую уже имеющиеся лингвистические сказки, рассказы, созданные известными лингвистами и писателями: Ф. Кривиным,
В. Волиной («Веселая грамматика»), Г. Александровой («Занимательный русский язык»), Л.И. Новиковой («Лингвистические сказки и рассказы»). Кроме этого, имеют место в работе и сказки, созданные учащимися нашей школы.
Программный материал по русскому языку в 5-6 классах построен на ознакомлении и запоминании огромного количества правил на орфографию, причём некоторые из них даются школьникам с огромным трудом. Из практики заметила, что дети лучше усваивают «трудные» правила именно в виде применения такой разновидности лингвистической сказки как рифмованные правила и стихотворные определения. Такие стихи-правила направлены на то, чтобы облегчить изучение нового материала, сделать его более доступным, а сухое правило превратить в интересное стихотворное произведение с яркими образами, лирическими героями. Например, в 5 классе при изучении темы «Буквы о, ё после шипящих» я использую следующую сказку:
Житьё-бытие О и Ё после шипящих
За полями, за лесами,
За горами, за долами
Есть хорошенький лужок,
Буквы сели там в кружок.
Буквы сочиняют сказки
Про коней и про салазки,
Про тетрадки и про ручки,
Про дождинки и про тучки.
Есть там сказочка одна,
Всем понятна и ясна.
А придумали её
Буква О и буква Ё.
Сочиняют мастерицы
Про своё житьё-бытьё.
Как с шипящими они
Уживаются, взгляни!
Чтобы О иль Ё писать
В корне слов после шипящих,
Надо слово подобрать
Из родни, из настоящих.
Если ударенья нет,
Ну, а Е сменило О,
Пишем Ё, такой ответ,
Это правило моё!
Чтоб понять всё чётко:
Решето -- решётка,
Щетинистая щётка.
Если ж О не изменить,
В корне остаётся жить.
«Как-то раз один обжора
Нарядился в капюшон,
Зацепился за крыжовник
И упал в трущобу он.
Тут в кустах раздался шорох:
Заяц чокнутый бежал,
Разорвал он шов на шортах --
Просто чопорный нахал!».
Великолепный эффект дают зарифмованные грамматические правила. В своей работе я часто к ним прибегаю, пробую сочинять сама.
Я вижу, что эту форму работы ученики хорошо воспринимают, ждут её, видят в ней пользу. Урок выглядит свежее, интереснее, вызывает у ребят желание написать что-то подобное. Такие правила легко усваиваются детьми, остаются в их памяти долго. Вот примеры таких зарифмованных правил (применяю в 5 классе при ознакомлении школьников с темами «Второстепенные члены предложения», «Синтаксис. Словосочетание»):
Определение
Признак предмета или явлення
Обозначает определение.
Чей и какой -- ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
Словосочетание
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нём ходят парою слова,
Но неравны у них права.
В нём слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто же кто есть -- без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идёт
К зависимому слову,
И никогда -- наоборот --
Запомни как основу.
Кроме того, я заметила, что повысилась эффективность урока на всех этапах изучения материала: при объяснении новой темы, закреплении и обобщении изученного.
Чаще всего лингвистическую сказку я использую при объяснении нового материала. Изучение незнакомой темы начинаю с восприятия сказки: сообщение темы и целей урока должно быть эмоциональным, поскольку в каждой сказке скрыта какая-то тайна, необычность. Поэтому известие о применении лингвистической сказки на уроке произвожу тихо, загадочно, чтобы побудить заинтересованность и длительное внимание школьников. Главное для меня здесь -- организовать работу учеников так, чтобы каждый из них соотносил «сказочный» материал с теоретическим материалом учебника.
Сказка не должна заслонять собою тот лингвистический материал, над которым работает учитель. «Сказочное» определение должно «переводиться» на язык научный, которым написан учебник. Лингвистическая сказка может предварять ознакомление с теоретическим материалом учебника, при этом обязательно до её прослушивания перед детьми ставится учебно-поисковая задача (проблемный вопрос), чтобы во время объяснения материала через сказку ученики не были пассивными слушателями, а были готовы к тому, чтобы сделать определенные выводы, ответить на поставленные педагогом вопросы. А уже после того, как школьники ответили на проблемный вопрос, опираясь на иллюстрацию (схематическое изображение правила), они актуализируют полученные знания по данному материалу. Так, например, в 6 классе при изучении темы «Буквы а, о в корнях с чередованием -кас- -- -кос-, -гар- -- -гор- » я использую следующие лингвистические сказки:
Два брата
Проблемный вопрос: при каком условии происходит чередование корней –
-кас - -- -кос -?
Давным-давно в стране Языкознание в старом домике жили два брата -- корни -КОС- и -КАС-. Жили они дружно и весело, но им не хватало друзей. Около их дома росло много больших, ветвистых и зеленых деревьев. Бывало, засмотревшись на эти деревья, братья вспоминали о товарищах.
Но наступила осень, листья с деревьев опали и легли на землю. Корень -КАС- заскучал. Он скучал так, что забыл про брата и ушел из дому. Он шел очень долго и стал замерзать. Попросился к суффиксу -Н-. но тот не пустил его в дом. С горя -
- КАС- поплелся дальше. Он обошел весь город, но нигде не нашел приюта. Только на окраине города замерзшего -КАСа нашел маленький суффикс -А. Он обогрел его, накормил, напоил и спать уложил. С тех пор -КАС- стал жить с суффиксом -А-. Они крепко подружились и стали неразлучными друзьями.
А корень -КОС- дружил со многими, но постоянного друга у него не было.
Пажи -Гар- и -Гор-
Проблемный вопрос: при каком условии происходит чередование корней –
-гар- -- -гор-?
Жила-была в стране Русского Языка Грамматика. Строгая была и умная. Прислуживали ей два пажа -- ГОР и ГАР. Никак не могла Грамматика их отличить: уж очень они были похожи друг на друга.
И вот однажды царица собрала совет. Явились Гласные, Ударения, Суффиксы, Корни, Префиксы. Царица говорит: «Помогите мне: научите, как различить моих пажей. Кто поможет, тот будет награжден».
Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло и остановилось над А. Да так и осталось там навсегда.
С тех пор, как увидит царица над корнем Ударение, то уже знает, что это паж ГАР, а без ударения – ГОР.
Очень важно, на мой взгляд, сопровождать каждую лингвистическую сказку языковыми иллюстрациями. Таким образом мы включаем в работу различные виды внимания и памяти школьников. К тому же рисунки часто носят схематический характер. И, как показывает моя практика, именно обращение к «живым» явлениям и фактам языка способствует развитию логического мышления учащихся. Уже в старших классах школьники стараются в каждом правиле найти причинно-следственные связи и «уложить» усвоенные элементы знания в схему или алгоритм. Этот прием систематизирует, организует знания о русском языке, что ведёт, в свою очередь, к прочному их усвоению.
Подача лингвистической сказки на уроке может быть разной. Её можно просто выразительно прочитать. Но я использую приём рассказа: сначала хорошо сказку продумываю, критически анализирую, насколько она отвечает требованиям темы. Кроме этого, всегда помню, что рассказ лингвистической сказки должен соответствовать следующим требованиям:
- логичность и последовательность изложения;
- соответствие сюжету и учебной теме;
- соответствие возрастным особенностям учеников;
- применение способов активизации внимания;
- все языковые явления должны быть объяснены чётко и понятно;
- сказка должна быть интересной и доступной для понимания;
- продолжительность рассказа не должна превышать 5-6 минут.
Иногда начинаю рассказ сказки интригующе:
Чтобы правило понять,
Никогда не забывать,
Его надо изучать,
В виде сказки представлять.
При этом пользуюсь советами английского методиста Сары Филипс: «Если вы хотите, чтобы сказка понравилась детям, никогда не читайте ее, а рассказывайте». С этой целью использую во время рассказа интонацию, мимику, жесты, пантомимику, стараюсь поддерживать контакт со слушателями глазами -- не спешу, наслаждаюсь рассказом (при этом пытаюсь донести до школьников, чтобы он был выразительным). Особое внимание также уделяю темпу. Для этого замедляю рассказ сказки, некоторые моменты повторяю несколько раз, делая при этом акценты на определённых эпизодах.
Рассказ лингвистической сказки будет малоэффективным, если не применить способы активизации внимания детей. Для этого повествование сказки прерываю вопросами:
-- Догадываетесь ли вы, что было дальше?
-- Как вы думаете, куда направлялся Существительное, изменив окончание?
-- Как помочь Прилагательному? и др.
Привлечение учеников к рассказу возбуждает внимание, ставит акценты на отдельных местах сказки. Всё это заинтересовывает учащихся, хорошо ими запоминается. Кроме этого, огромное влияние на них оказывают средства эмоционального влияния. Для этого, прежде всего, создаю в классе атмосферу ожидания чего-то необычного. Дети должны психологически подготовиться к восприятию сказки. Чтобы заинтриговать учеников, использую несколько эмоциональных предложений и загадочную мимику.
Используя рассказ при изучении новой темы, сначала даю небольшой комментарий для понимания детьми некоторых абстрактных персонажей. Например, готовя школьников к слушанию «Сказки о Твёрдых и Мягких согласных» (в 5 классе), сначала повторяем материал начальной школы, вспоминаем, какие звуки называются твёрдыми и почему, а какие – мягкими, показываем всё это на примерах, и только тогда использую сказку.
При изучении частей речи, их деления на самостоятельные и служебные (в 5 классе), предлагаю учащимся прослушать сказку «В стране Морфологии»:
В стране Морфологии
За синими морями, за темными лесами, за высокими горами пролегли пределы страны Морфологии, в которой правила королева. Страна была небольшая по размерам -- всего 10 княжеств: Существительные, Прилагательные, Местоимения, Числительные, Глаголы, Наречия, Союзы, Предлоги, Частицы, Междометия. Но богатая была Морфология. Каждое княжество занималось своими делами. Существительное объединило все живые и неживые предметы и называло их. Прилагательное указывало на их признаки. Числительное могло быстро и четко перечислить все население страны. Глаголы захватывали всех своим трудолюбием, энергично и с готовностью всегда выполняли любое дело. А если кто-то уставал, Местоимение его заменяло, а оттого, что оно было очень тактично, то не называло тех, кому требовалась помощь. Наречие же всегда контролировало, кто как работает: хорошо или плохо, кто вышел работать вечером, а кто утром.
А такие княжества, как Союз, Предлог, Частицы, Междометия были лентяями, работать сами не хотели, никакого действия не выполняли.
Рассердилась на них королева страны Морфология -- она не любила лентяев -- и сделала их слугами, заставила помогать жителям всех княжеств.
Конечно, результат усвоения и уровень понимания нового материала учащимися зависит от учителя. Когда педагог в совершенстве владеет навыками выразительного чтения, жестами и мимикой, школьники обязательно запомнят содержание сказки, смогут её пересказать. Они невольно усвоят такие абстрактные понятия, как «имя существительное», «имя прилагательное», «имя числительное», «местоимение», «глагол», «наречие», «предлог», «союз», «частица», «междометие». На основании содержания сказки учитель может объяснить, почему Союз, Предлог, Частицы, Междометия были лентяями, а остальные части речи – были трудолюбивыми и их относят к самостоятельным.
Закрепление изученного материала – важный этап каждого урока русского языка. Именно на этом этапе имею возможность проверить, как школьники усвоили лингвистическую тему, помочь выработать практические умения и навыки.
Во время закрепления материала рассказывать целую лингвистическую сказку нецелесообразно, потому что сам этап закрепления требует вовлечение активной деятельности учеников. Поэтому предлагаю школьникам только начало сказки – вторую часть они будут создавать сами, будут участвовать в событиях, предусмотренных сюжетом. Например, при изучении темы «Буквы з, с на конце префиксов» (в 6 классе) учащимся было предложено такое начало сказки «Ворчливая «З» и тихая «С»
Однажды пришли к дядюшке Алфавиту буквы З и С. Стонут, ахают, жалуются.
-- Что случилось? – забеспокоился Алфавит. – Вы заболели?
-- Может и заболели, -- проворчала буква З. – Звуки, с которыми мы работаем, правила нарушают. Моя задача – обозначать звонкий звук [з], а на деле что получается? На конце слов воз, мороз появляется глухой [с], то же самое в словах перевозка, сказка перед глухими согласными. Я ведь не простужалась и голос не теряла. Так зачем же меня при чтении заменяют [с]?
-- А вы на что жалуетесь? – обратился Алфавит к букве С. Буква С голову склонила, потупилась и молчала…
-- Буква С у нас очень тихая, потому и согласилась глухой звук [с] обозначать, -- звонко проговорила буква З.
-- Я только одного не могу понять, смущенно проговорила буква С, -- почему на моем месте в слове просьба звучит звонкий [з], хоть уши затыкай?
Улыбнулся Алфавит:
-- Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Звуки в них отличаются только тем, что одни звонкие, а другие глухие, и иногда они заменяют друг друга.
-- Так что же, глухие звуки перед всеми звонкими озвончаться должны? -- робко спросила буква С.
-- Нет, глухие и звонкие согласные не подменяют друг друга перед согласными н, л, р, м, в: книга – гнездо, слой – зной, а также перед гласными: голос – колос.
-- Понятно, - заключила буква З. – Значит, все здоровы. Одно сомнительно, не перепутают ли ребята согласные на письме.
-- Не беспокойтесь, -- сказал Алфавит. – Ребята знают, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании парных глухих и звонких согласных.
После этого предлагаю детям упражнения, в которых нужно на месте пропусков вставить буквы з, с на конце префиксов (во время закрепления материала необходимо соединять лингвистическую сказку с выполнением упражнений из школьного учебника). Выполнение такого рода заданий само по себе способствует продолжению второй части сказки «Что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании парных глухих и звонких согласных»? (ребята продолжают начало сказки, а затем зачитывают свои произведения).
Кроме того, очень часто любого ученика, стоящего у доски, объявляю участником сказочных приключений. Например, при изучении темы «Употребление ъ» (в 5 классе) школьнику было предложено стать сказочным персонажем, который должен переплыть Море ошибок, чтобы попасть в гости к царице Грамматике. На доске предложен текст с орфограммой «Употребление ъ». В некоторых словах допущены ошибки, которые нужно исправить. Учащихся, быстрее всех переплывших Море ошибок, объявляют самыми почётными гостями царицы Грамматики, которым она подарит наилучшие оценки.
В учебниках часто даются упражнения, в которых нужно вставить слова для справок. Даже к выполнению такого простого упражнения можно привлечь лингвистическую сказку. Например, комментируя задания упражнения, где в предложения нужно вставить местоимения (в 5 классе), вместо объяснения, даю сказочное начало «Как-то на лужайке отдыхало 5 предложений. Разложили они против солнца слова-бусинки. Но вдруг появился Змей – и украл все местоимения! Расстроились предложения. Не могут без местоимений домой вернуться. Давайте поможем предложениям отыскать их местоимения».
Такая простая маленькая сказка усиливает эмоциональный стимул к труду. Ведь всё, что ученики делают на уроке, должно быть интересным. Эмоциональные факторы для школьников во время восприятия информации играют огромную роль.
На уроках обобщения знаний учащиеся должны принимать активное участие в учебном процессе, совершенствуя свои знания и умения.
Например, после изучения в 5 классе темы «Морфология» на заключительном занятии провожу урок-сказку «Многоцветие страны Морфологии» (в виде ролевой игры). Целью данного занятия является закрепление знаний школьников о частях речи (Для этого подготавливаем вместе с детьми стилизованные костюмы или отдельные яркие атрибуты (буквы, части слов, короны и др.). Зрительное и эмоциональное восприятие способствует запоминанию и быстрому опознанию этих сообщений в устной речи, при написании диктантов, творческих работ.
Перед началом данной ролевой игры ученикам задаю проблемный вопрос: Кто же нужнее?, нацеливая их таким образом на внимательное восприятие информации.
Ролевая игра «Кто нужнее?»
Выходят слова (учащиеся прикрепляют к одежде таблички с разными словами).
-- Вы кто? – спрашивает учитель.
-- Мы -- слова.
-- Ви чем-то расстроены? Расскажете нам?
-- Расскажем. Но сначала пусть ребята ответят: зачем нужны слова людям? (Учащиеся класса отвечают на поставленный вопрос).
-- Правильно! Но ребятам нужно еще научиться соединять между собой слова по смыслу и грамматически.
-- Конечно, не все умент этоделать. Вот поэтому в стране Морфологии случилась беда: все слова поссорились между собой. Они не могут решить, какая часть речи важнее.
-- Ребята, давайте им поможем. Ведь вы дома повторяли грамматические признаки всех частей речи и можете сказать, какая же из них -- самая важная. Давайте послушаем, о чем же говорят части речи (проверка домашнего задания: рассказать о частях речи в занимательной форме).
Выходит группа детей, на головах которых -- короны с написанными на них частями речи).
Существительное. Я, разумеется, нужнее всех, т. к. называю предметы и без меня нет ни одного предложения!
Прилагательное. А без меня любое предложение получается бледным и не- выразительным. Ведь я же обозначаю признак предмета. Попробуйте обойтись без меня!
Наречие.Ая нужнее вас, потому что обозначаю и признак предмета, и признак действия, и признак признака. Вот так-то!
Числительное. А я не похоже на всех вас, т. к. обозначаю количество предметов, число и порядок при счёте.
Местоимение. Нечего смотреть на меня! Не забывайте, что когда некоторые хотят отдохнуть, я замещаю их, поскольку указываю на предметы, признаки и количество. Попробуйте обойтись без меня -- сами будете работать без выходных.
Все. А что же это за человечки?
Служебные части речи. Зовут нас Предлог, Союз и Частица. И хотя мы ничего не обозначаем, но мы тоже нужные в речи.
Междометие. Разрешите доложить! Я также могу говорить: выражаю поощрения; похвалу, упрёк, запрет, благодарность, восхищение, возмущение, привет...
Слова. Да, так мы снова ничего и не решим. Что же нам делать?
Учитель. Не расстраивайтесь. Осмотритесь вокруг -- всюду нас окружают предметы, у которых есть свои названия. Прослушайте стихотворение.
Существительное -- школа,
Просыпаемся-- глагол.
С прилагательным -- весёлый --
Этот день пришел!
Встали мы -- местоимение,
Бьёт числительное семь.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять!
И, конечно, не лениться
Союзы и междометья изучать!
(Учитель повторяет проблемный вопрос, ученики отвечают. После этого педагог акцентирует внимание подростков на том, что все части речи важны).
При использовании на обобщающих уроках лингвистической сказки (достаточно большой и сложной) прерываю рассказ комментариями, вопросами, риторическими предложениями, типичными сказочными выражениями, к примеру:
- «Быстро сказка молвится, но не быстро дело делается»,
- «Вот не было бы согласия в царстве, если не такой случай»,
- «Что же будет дальше, как вы думаете?».
Такие вставки помогут школьникам немного переключить внимание, отдохнуть, подготовиться к продолжению сказочного рассказа.
На своих уроках русского языка применяю лингвистические сказки разных групп: для знакомства учащихся с новыми понятиями, фактами, с законами языка – информативные. Например, знакомясь с темой «Местоимение» в 6 классе, дети получают знания о таких понятиях: «разряд по значению», «личные», «возвратное», «указательные», «определительные», «вопросительные», «относительные», «неопределённые», «отрицательные», «притяжательные».
Дружная семейка Местоимений
В тридевятом царстве в тридесятом государстве была большая страна. А страну эту называли Страна Местоимений. И были в этой стране и большие и малые города. И названия этим городам были – Личный, Возвратный, Притяжательный, Указательный, Вопросительный, Относительный, Отрицательный, Определительный и Неопределённый. И жило в этой сказочной стране великое множество местоимений. И селились они по городам по своим интересам и характерам.
Так в городе Личный жили личные местоимения. Гордые и независимые жители Я живут на улице Яколки. Когда они женятся, то меняют свою фамилию на – МЫ. На улице Тыколки живут воспитанные взрослые – ВЫ и их озорные детки – ТЫ. На Дружной улице живут брат ОН, сестра ОНА и их фантастическое животное ОНО. Их видят всегда вместе и зовут просто – ОНИ.
Самый маленький город в стране -- Возвратный. В нём живёт только одна семья – себялюбки, так их называют в других городах. Потому что они только и делают, что говорят о себе и любят только СЕБЯ.
Третий город – Притяжательный. В этом городе живут очень дружные жители – местоимения -- МОЙ, ТВОЙ, ЕГО, ЕЁ, НАШ, ВАШ, ИХ, СВОЙ. Они всегда готовы помочь не только жителям своего города, но и жителям всей страны.
В городе Указательный живут самые невоспитанные местоимения. Они только и делают, что показывают друг на друга пальцем и говорят: ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ.
Самые любознательные жители страны собрались в одном городе. Они постоянно задают друг другу и всем, кто к ним приезжает, вопросы: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКОВ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? Поэтому своему городу они дали самое правильное название – Вопросительный.
А вот в городе Относительный вопросов нету. Там живут очень спокойные жители, хотя внешне слова, которые они произносят и похожи на слова их соседей: КТО, ЧТО, КАКОЙ, КАКОВ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО. Только говорят они их спокойно. Например, вот так мама может сказать своему непослушному ребёнку: «Ах, в который раз ты не слушаешься меня...».
В городе Определительный живут всякие разные местоимения.У них очень разные интересы, но все они очень добрые и работящие жители: ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ИНОЙ, ЛЮБОЙ, ДРУГОЙ.
Самые упрямые местоимения живут в городе Отрицательный. Они ни с кем никогда не соглашаются и всегда всё отрицают: НИКТО, НИЧТО, НИЧЕЙ, НИКАКОЙ, НЕКОГО, НЕЧЕГО. Они часто говорят: «Никого, ничего никто не видел. Ничего никто не брал. И вообще я ничего не знаю».
Самый последний город в Стране Местоимений – это город Неопределённый. У жителей этого города есть одна любимая сказка, которая начинается словами: ВВ НЕКОТОРОМ царстве, в НЕКОТОРОМ государстве жили-были НЕСКОЛЬКО НЕКТО и НЕЧТО. НЕКОТОРЫЙ КТО-ТО ЧТО-ТО ГДЕ-ТО видел красивое, но нам с вами об этом не расскажет…».
Вот так живёт-поживает дружная семейка местоимений.
Особое место в моей работе занимают сказки-проблемы (т.е задачи, загадки, активизирующие мыслительную деятельность ребят, подталкивающие их к самостоятельным догадкам и открытиям). Знакомство учеников с орфограммой «Правописание корней с чередованием е // и» в 6 классе начинаю с лингвистической сказки «Подружки-побегушки Е-И»:
Подружки-побегушки Е-И
Жили-были две подружки,
Симпатичные вполне,
Две подружки-побегушки,
Буква И и буква Е.
Корни нескольких глаголов
Рады были их принять,
Только нужно было знать,
Как в них встать без лишних споров.
Но подружки не ругались,
Меж собой чередовались.
Скажет буква Е едва:
-- Здесь за корнем суффикс -а-!
И без лишней кутерьмы
Примет корень букву И.
Если суффикс где-то бродит,
В корне место Е находит.
До сих пор живут согласно
Буква Е и буква И.
Кроме этого, имеет место на уроках (в моей практике) применение и сказок-игр, которые предусматривают активное участие школьников в сюжетном действии сказки (например, при изучении темы «Главные члены предложения» в 5 классе можно предложить следующую лингвистическую сказку):
Спор Подлежащего и Сказуемого
Встретились как-то в предложении Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее говорит Сказуемому:
-- Я -- главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чём говорится в предложении. Недаром мое второе имя -- Субъект.
-- Нет, -- сказало Сказуемое, -- ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня нет.
-- Как это «нет»? Например, предложение «Зима». Ведь тебя в нём нет!
-- Ты ошибаешься. Просто я здесь в нулевой форме. А возьми другие формы этого предложения: «Была зима», «Будет зима». Видишь, я и появилось. А вот я могу без тебя в предложении обойтись. Например, «На улице холодно». В этом предложении только сказуемое, а подлежащего нет, да оно здесь и не нужно.
Тогда Подлежащее огорчилось:
-- А я-то думало, что я главное.
-- Не расстраивайся, -- успокоило его Сказуемое. -- Ведь когда ты есть в предложении, именно ты указываешь, в какой форме стоять мне. Мы оба главные. Ведь недаром нас называют основой предложения.
Поскольку одной из задач учителя - словесника является научить детей правильному усвоению орфограмм, применяю в своей практике и сказки-упражнения, направленные на формирование определённых умений и навыков школьников. В этом случае они выступают как интересный дидактический материал. Например, в 7 классе при изучении темы «Спряжение глаголов» предлагаю учащимся ознакомиться с данной лингвистической сказкой, после прослушивания которой у них формируются определённые умения и навыки применения теоретического материала на практике.
Спряжение Глаголов
Давным-давно в царстве Грамматика жил был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: 1спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им: «Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать». И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на ить, а 1 спряжение --всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пришли они царю с просьбой:
-- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.
-- Что случилось?
-- По твоему указу оказались мы в царстве 1спряжения, а наши старые родители -- в царстве 2 спряжения. Разреши нам остаться с ними.
-- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.
-- Смилуйся, государь, сделай исключение.
Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению. Запомните их, ребята, и выучите стихотворение, в котором все глаголы -- исключения.
Ко второму же спряжению
Отнесём мы без сомнения,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая только брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
В практике моей работы имеет место использование лингвистической сказки в виде и монологического, и диалогического высказывания. Примером монологического высказывания является применённая мной в 5 классе сказка «Антонимы» (при изучении данной темы):
Антонимы
Два брата жили на свете,
Был один из них трудолюбивый,
А второй ленивый очень.
Слушай сказку о них, друг.
Тот храбрый и истинный,
Тот лживый, трусливый,
Разумен, то глупый,
То большой, то маленький.
День и ночь братья ссорились
И никогда не мирились.
Все, что первый строил,
Второй тут же разрушал.
Каждый рать повел свою
Встретились враги в бою.
С высоким встретился низкий,
На толстого шел тонкий
Встретил белокурого чернявый,
Дородного -- худощавый.
На печального шел веселый,
На хрупкого -- плотный.
Эта кровавая война
Ныне седая древность.
Хоть братья уже помирились,
После них слова остались,
Очень горды, независимы,
Абсолютно противоположные.
В языке эти слова живут,
Их антонимами зовут.
Но чаще всего на уроках применяю лингвистические сказки в виде диалогического высказывания. Иногда дети разыгрывают перед классом данные сказки. Это вызывает у них особое восхищение, развивает их творческие способности. Например, знакомясь в 6 классе с именем прилагательным как частью речи, определяя роль прилагательных в языке, учащимся была предложена сказка «Имя Прилагательное», которую они попросились на следующий урок разыграть.
Имя Прилагательное
Расхвастался как-то Глагол перед Существительным:
-- Я у самого Юлия Цезаря в почёте был! «Пришёл, увидел, победил!». Заметьте: три глагола, три сказуемых, и никаких гвозд… то бишь существительных!
-- Хотелось бы видеть, с чем пришёл и как победил? Что бы делали вы, уважаемый Глагол, без меня – силы, щитов и шлемов! -- спокойно возразило Существительное. – Вдумайтесь в моё имя: Сущность – мать моя, Суть – бабушка!
Долго они спорили, но тут вышло Прилагательное с подносом в руках:
-- Хватит спорить! Я вам вкусненького принесло.
Надо вам сказать, что у Существительного была слабость: маэстро любил вкусно покушать, а из всех блюд любил жареную колбасу.
-- Ваша любимая, языковая, из свиного языка,-- доложило Имя прилагательное.
-- Я тебя не звал! -- возмутился Глагол.
-- Я такая же часть речи, как и вы, -- с достоинством ответило Прилагательное.-- Но вам я не подчиняюсь. И во всём согласуюсь только с маэстро Существительным.
-- Да-да,-- подтвердило Существительное.-- Это мой верный друг и помощник. Почему вы обижаете моих друзей?
-- Не вижу необходимости в нём,-- хмуро заметил Глагол.-- Зачем, например, говорить языковая колбаса, свиной язык, если можно колбаса из языка, колбаса из свиньи…
-- Дело вкуса, -- скромно заметило Прилагательное.
-- Вот-вот! -- обрадовался Глагол.-- Дело вкуса, а не вкусное дело. Обойдёмся без Прилагательного!
-- Да, но этот самый язык свиньи, как вы изволили выразиться, -- вкусная вещь. Или, может быть, вещь вкуса? -- иронично заметило Прилагательное.
-- И потом, -- добавило Существительное, -- эта языковая колбаса – жареная!
-- Ну и что? -- спросил Глагол.
-- А то, что жареная – это прилагательное, которое произошло от вас, неблагодарный!
-- Подумаешь, тоже мне – часть речи! - презрительно фыркнул Глагол.
-- У вас сегодня, дорогой Глагол, скверное-прескверное настроение, -- с обидой сказало Прилагательное.
-- Я вам не дорогой! -- продолжал ворчать Глагол.
-- Кстати, -- заметило Существительное, -- гостиная и столовая, где вы сейчас изволите пребывать, -- тоже прилагательные, которые стали исполнять мои обязанности. Так что Прилагательное -- не только мой верный помощник, но порою и заместитель.
-- Зато сказуемым оно наверняка не умеет быть, -- не унимался Глагол.
-- Вы так думаете? – улыбнулось Прилагательное и бойко продекламировало: «Богат и славен Кочубей, его поля необозримы…». Заметьте, не дорогой Глагол: ни одного глагола!
Глагол, насупившись, замолчал, а Прилагательное продолжало:
-- Я делаю речь более яркой, выразительной. Вот послушайте, как звучат прилагательные в стихах Р.Рождественского:
О русской природе, о милой природе
С зарёй в материнских глазах,
О тающем снеге, о ясной погоде,
О яблонях в наших садах,
О шумной пшенице, о вольных просторах,
О солнце сквозистых берез,
О ласковых реках, о девичьих взорах,
О песнях, щемящих до слёз.
Давайте не будем ссориться. Мы все нужны и все важны.
Глагол помолчал, а потом вдруг сказал:
-- Красиво звучало! Мне понравилось.
И снова наступил мир в стране Частей речи. А Прилагательное, помня поддержку Существительного, во всём ему подчиняется и с удовольствием согласуется с ним.
Программа по русскому языку предусматривает, что процесс изучения языка должен строиться на основании развития устной речи. Именно она является основой для выработки навыков письма и чтения.
С этой целью в практике своей работы использую приёмы драматизации лингвистических сказок. Инсценировка сказки -- это активное эстетическое творчество, охватывающее все сферы духовной жизни человека -- его ум, чувства, воображение, волю. А «Переживание красоты немыслимо без фантазии, без личного участия детей в творчестве, имя которому -- сказка. Сказка -- это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка -- его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап – инсценизация», -- писал В.А.Сухомлинский [62, с.94]. Драматизация как прием обучения даёт школьнику активное и эффективное восприятие материала. Дети участвуют в воплощении воображаемого образа в реальный. Так подобные символы, например, становятся – живыми Звонкими и Глухими Звуками -- человечками, важным графом Ударением, мудрой феей Фонетикой, которая так умело помогает найти общий язык согласным и гласным звукам. Это и маленькие непоседливые части слова: Префикс, Суффикс, Корень, Окончание и др. Инсценировку лингвистической сказки использую как фрагмент урока, чаще всего – при объяснении нового материала. Даже небольшая сценка воспринимается школьниками как что-то необычное, волшебное. Если рассказ сказки помогает представить образы языковых понятий, то инсценировка даёт возможность видеть и следить за поведением образов.
Конечно, подготовить инсценировку языковой сказки не очень легко. Для этого мне нужно вовлечь школьников, которые выразительно говорят, свободно ведут себя перед классом, подготовить костюмы, атрибуты, провести репетиции, научить правильно использовать мимику, жесты, интонацию и т.д. Но с целью заинтересованности детей данным предметом, развития их устной речи, «оживления» урока я провожу такие уроки.
Инсценировка – это настоящий праздник для школьников. Ученикам приятно чувствовать себя артистами, принимать участие в сценках – в этот момент они как бы взрослеют, тем более – когда им доверяют серьёзные дела. Иногда дети таким образом «раскрываются», показывая себя совсем с другой стороны (о чём мы, взрослые, и не подозреваем). Школьникам нравится инсценировать лингвистические сказки, поскольку такие занятия помогают сделать уроки русского языка интересными, весёлыми, а всё, что изучается, воспринимается с интересом, запоминается надолго.
Как известно, употреблять научные термины в речи учащимся не совсем легко. Поэтому изучение наизусть реплик, в которых часто повторяются языковые термины, способствует прочному их усвоению. Кроме того, чтобы сыграть языковую сказку в лицах, дети должны представить внешний вид героев, обдумать их поступки и т.д. Это развивает образное мышление школьников.
Иногда для инсценировки использую и школьный кукольный театр, участниками которого являются ученики 5-6 классов. Это заметно способствует развитию творческих задатков, воображения и речи учащихся. Например, знакомство семиклассников с темой «Междометие: общее значение, употребление, написание» мы начали с подготовленной заранее инсценировки «Странник», в ходе которой ученики не только ознакомились с новой частью речи – междометием, но и повторили другие части речи.
Странник
Голос за кадром: Это было много лет тому назад, лет сто, а может, чуточку меньше. В маленькой избушке на лесной опушке жили старик Словарь со старухой Морфологией. Были у них дети – Части речи: Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Наречие, Числительное постарше были и вместе со Словарем и Морфологией в школу ходили, ребят уму-разуму учили.
Были у Словаря и Морфологии детишки и поменьше: Предлог, Союз и Частица. Они оставались дома по хозяйству хлопотать. Пока родители и старшие братья с работы придут, они все в доме приберут, обед приготовят. По вечерам все собирались дома, пили чай с вареньем, мирно беседовали о том о сем. Дружная была семья.
Однажды вечером к ним постучали в дверь.
Частица: Чу! Кто-то стучит.
Глагол: Ох! Пойду отворю.
Голос за кадром: На пороге появилось маленькое существо, грязное, непричесанное, в лохмотьях.
Существо: Здравствуйте, добрые люди!
Словарь: Здравствуй, странник! Просим к столу. Мы тебя чайком угостим, а ты нам расскажешь, кто ты, откуда и куда путь держишь.
Существо: Зовут меня Междометие, хожу я по свету уже давно, родню ищу. Проходил мимо, узнал, что тут части речи живут, решил зайти посмотреть.
Частица: Ой! Господи! Боже мой! Ты, вот такой, да к нам в семью?! Да что ты умеешь?
Существо:
Разрешите доложить
Всем без исключения,
Что могу я говорить
Только лишь с волнением.
Выражаю поощренья,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет...
Те, которых гложет страх,
Произносят слово «Ах!».
Кто пасует пред бедой,
Произносит слово «Ой!».
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово «Эй!».
Кто задерживает вдох,
Произносит слово «Ох!».
У кого захватит дух,
Произносит слово «Ух!».
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья.
Предлог (удивленно): Вот тебе на!
Союз (возмущенно): Тьфу! Ерунда какая!
Существительное: Батюшки! Страсть! Ужас! Беда! Что мы с ним делать будем?
Прилагательное: У-у-у, страшное такое и к нам в семью захотело?!
Старуха Морфология: Дети, а, может, возьмем его к себе в семью? Смотрите, он ведь не такой, как все, он – особый!
Глагол: Ой, знаем – знаем. И нет в нем ничего особого. Вот мы все что-нибудь обозначаем.
Существительное: Да – да! Я, например, предмет.
Прилагательное: Ну, а я его признак.
Глагол: Я – действие.
Числительное: Ох, а я – число или количество предметов.
Наречие: Ну а я – признаки действий или признаки признаков.
Местоимение: Ой, а я, к вашему сведению, люблю указывать на предметы, признаки, количества, но не называю их.
Существительное: Вот, видите, матушка. Увы, но у междометий только одно на уме да на языке: Ах! Ох! Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Караул!
Глагол: Поэтому и живут они отдельно от нас.
Междометие: Если бы вы так не кричали, то заметили бы, что употребили меня в своей речи уже много раз. Пожалуйста, примите меня в свою семью.
Существительное: Да, наверное, нам без него никак не обойтись.
Словарь: Сводите-ка его, ребятки, в баню, да хорошенько отмойте, а спать мы его за печкой уложим, там свободный уголок есть.
Голос за кадром: Подумали части речи и приняли Междометие в свою семью, но поселили они его за печкой отдельно от всех. Так и живет до сих пор Междометие за печкой, в стороне от других частей речи: и от самостоятельных, и от служебных.
Интерес к проблеме развития творческого потенциала личности и коллектива имеет сегодня большое значение. Для того, чтобы наше общество смогло достичь определённых высот развития, школа должна научить детей творчески мыслить. Поэтому в своей работе использую и приём обучения создания лингвистических сказок самими учащимися: заранее обучаю школьников рассказывать, умение «воспроизводить» услышанные сказки. Рассказ сказки часто подталкивает и к самому создания сказки, подводит к индивидуальному творчеству. Сочинения сказок вызывает у детей интерес, даёт возможность удовлетворить потребность в творчестве, гарантирует успех каждому. Такую работу провожу в различных формах – сначала в коллективной (дети сочиняют сказку всем классом), затем – в групповой (по 5-6 человек), и лишь только потом -- индивидуальной, причем после ознакомления школьников с конкретным языковым материалом. Тогда сказка помогает глубже осмыслить изучаемый материал и одновременно становится своеобразной проверкой того, как ученики понимают усвоенное. Эта лингвистическая ученическая сказка может быть вариантом той сказки, которую они слышали на уроке прежде. Для написания сказок предлагаю школьникам различные темы. Например, «Волшебное путешествие в страну Звуков (Букв)», «Как Звуки прятались в Буквах», «Два братца – Мягкий Знак и Твёрдый Знак», «Капризные Буквы», «Три брата» ( о наклонениях или временах глагола) и др. Учащиеся предлагают и свои темы. Создание сказки самими учениками, кроме совершенствования письменной речи, логического построения текста, увеличения словарного запаса, развития орфографической зоркости помогает усвоению теории, грамматических правил. Иногда сочинение лингвистических сказок предлагаю в качестве домашнего задания (полностью подготовленные). Но чаще всего ребятам даю задание придумать продолжение сказки.
Сочинить лингвистическую сказку самостоятельно – это довольно трудное задание. Прежде чем давать такое задание, провожу урок обучения написанию лингвистической сказки и вырабатываю алгоритм её создания. Для этого процесс создания детьми сказки начинаю с эмоциональной вступительной беседы, которая настраивает их творческое воображение на составление. Затем произвожу работу над алгоритмом по созданию лингвистической сказки (у каждого ученика на парте):
1. Определи, на кого будет рассчитана сказка и в какой ситуации она будет рассказана.
2. Выбери лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии, дополнительный материал.
3. Подумай, какие герои будут действовать.
4. Продумай композицию, продумай сюжет.
5. Составь план.
6. Запиши сказку. Если необходимо, сделай иллюстрацию.
7. Проверь, нет ли логических или фактических ошибок.
8. Отредактируй текст, не забывая о том ,что это сказка.
9. Очень важно правильно рассказать сказку: правильные жесты, тембр голоса, умеренный темп произведут хорошее впечатление на слушателя.
10. Прорепетируй выступление.
После этого рассказываю (в качестве примера) детям лингвистическую сказку (выбор темы зависит от изучаемого материала в 5-7 классах, акцентирую внимание на композиционных особенностях сказки (пример данной сказки находится у ребят на карточках). Вместе с учениками обсуждаем основные моменты сказки: место действия, герои, научная постановка сюжета, простые взаимоотношения между действующими лицами, концовка; акцентирую внимание школьников на эмоциональную окраску сказки.
Когда ребята впервые составляют сказку, то записываю её костяк, а учащиеся к каждому пункту плана подбирают предложения, то есть будут развивать сюжет. Например, создавая в 5 классе «Сказку о Подлежащем и Сказуемом», ученики придерживаются такого плана:
1. В королевстве Предложение родилось два сына.
2. Жители не могут смириться с господством Подлежащего и Сказуемого.
3. Подлежащее и Сказуемое убегают.
4. Трудно стало членам предложения.
5. Второстепенные члены предложения соглашаются назвать Подлежащее и Сказуемое главными.
Составленную детьми по данному плану лингвистическую сказку предлагаю записать в тетрадь. После этого слушаю разные варианты, выбираю оптимальный, отшлифовываю стилистику каждого предложении, устраиваю её обсуждение, предлагаю сделать иллюстрации. Даже если не у всех школьников получилось создать сказку, каждого благодарю за работу, ведь дети учатся творить. И этот интерес нужно подпитывать любыми поощрениями, чтобы ребята не потеряли уверенности в себе, использовали всю свою фантазию, хотели творить. Именно из сказки начинается творчество ребенка. Работая над сказкой, ученик овладевает словом, потому что он пользуется им. Мы имеем возможность увидеть внутренний мир ребенка, чем он живет, что его волнует, как он воспринимает окружающий мир. Работа над сказками является не только хорошим средством развития творческого мышления, развития и обогащения языка, она позволяет возбуждать фантазию, воображение, стимулирует продуктивное мышление.
Учащиеся 5-7 классов находятся только в начале того пути, который называется творчеством. Поэтому нужно бережно хранить истоки их фантазии. Это будет способствовать неповторимости мышления и радости творчества, которые так необходимы каждой всесторонне развитой личности.
В ходе групповой работы школьниками 5 класса была составлена лингвистическая сказка «Члены Предложения»: правильно построенная, интересная, инсценированная перед учениками. Данная работа девочек произвела положительное впечатление на слушателей.
Члены Предложения
Когда-то давным – давно жили в предложении Слова, которые не делились по значению.
Не было ни Главных, ни Второстепенных Членов Предложения. Жили все на равных: весело, спокойно…
Но однажды случилась в Предложении суета. Все слова всполошились.
-- Как плохо!
-- Кто здесь главный?
-- Кому мы доверим свою команду?
-- Нет ни отца, ни матери.
-- Некому замолвить за нас словечко.
Стали они думать-гадать, как выйти с этого положения. Кого же они главным могут назвать?
И наконец они определились.
-- Тот, о ком говорится в предложении, будет главным для нас. Имя ему – ПОДЛЕЖАЩЕЕ. А что делать ему в предложении, здесь СКАЗУЕМОЕ будет помогать. Станут они нам отцом и матерью. Ну, а все остальные слова будут их детишками.
-- Я буду обозначать предмет, на который направлено действие или состояние, и буду отвечать на вопросы непрямых падежей (кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?). Имя моё будет ДОПОЛНЕНИЕ.
-- А я буду указывать на разные признаки предмета и буду отвечать на вопросы какой? чей? который? ( во всех родовых, числовых и падежных формах). Имя моё будет ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
-- Я буду выражать разнообразные признаки действия или другого признака (место, время, причину, цель, условие, способ) и буду отвечать на вопросы где? когда? почему? с какой целью? как? и другие. Имя моё – ОБСТОЯТЕЛЬСТВО.
Все слова на своё место стали и значение приняли. Суета прекратилась, опять наступил порядок.
Теперь каждый будет выполнять свою роль в предложении.
Использую я на своих уроках и лучшие индивидуальные лингвистические сказки, составленные учениками нашей школы (собираю их на протяжении всей своей работы). Например, знакомство в 5 классе с темой «Словосочетание» начинаю со следующей сказки:
Словосочетание
В языковой стране жило-было полнозначное Слово. И было оно очень несчастное и одинокое.
-- Никому я не нужно, нет у меня друзей…
И решило Слово найти себе друзей. Долго блудило оно языковой страной. Служебные части речи не хотели с ним дружить, стороной обходили. Вдруг видит – лежит на лужайке такое же слово и сладко спит.
-- Привет! Ты тоже Слово?
-- Да, я тоже полнозначное Слово.
-- Давай дружить!
Полнозначные слова подружились и образовали Словосочетание.
На мой взгляд, именно такой подход к использованию лингвистических сказок на уроках русского языка является наиболее эффективным. Как показывает практика, даже детям со средним и низким уровнями возможностей намного легче понять и запомнить грамматический, лексический, фонетический материал с её помощью. Кроме того, школьникам интересно, они с нетерпением ждут последующих уроков и новых сказок.
В результате использования лингвистической сказки на уроках русского языка в учащихся развивается:
-- интерес к предмету;
-- умение создания лингвистической сказки;
-- способность к более глубокому усвоению изучаемого материала;
-- фантазия, творческие способности;
-- монологическая речь;
-- орфографическая грамотность.
Помимо этого осуществляется взаимосвязь уроков русского языка и литературы, так как, чтобы написать сказку, нужно знать законы, по которым выстраивается текст художественного произведения этого жанра. С помощью слова воспитывается личность, способная к самоусовершенствованию, к творчеству, осуществляется акт творческого осмысления действительности, соединяется то, что на уроках русского языка существует в изолированном виде: грамматика и фантазия.
Следовательно, использование лингвистической сказки на уроках русского языка – правильный путь к развитию речи, мышления, эстетических чувств детей.