Выступление
на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР
Тема: "Способы взаимодействия учителя – логопеда, учителей начальных классов и учителей музыки"
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональ-ную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запомина-ния и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется
по трём направлениям:
диагностическое;
коррекционно-развивающее;
информационно-консультативное.
Осуществляя свою работу логопед и музыкальный руководитель
должны учитывать:
структуру речевого нарушения;
осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
уровень формирования общей культуры, наличие качеств, приобретенных в процессе коррекционно-развивающей деятельности.
Логопед и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению интегрированных занятий с детьми, руководствуясь следующими принципами:
Принцип всестороннего воздействия
Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
Принцип наглядности.
Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы должны быть чётко разграничены. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.
Оздоровительные | Образовательно-воспитательные | Коррекционные
|
Укреплять костно-мы-шечный аппарат. Развивать дыхание. Развивать координацию движений и моторные функции. Формировать правильную осанку. | Воспитывать и развивать чувство ритма,способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Формировать способность восприятия музыкальных образов. Совершенствовать личностные качества, чувство кол-лективизма. | Развивать речевое дыхание. Развивать артикуляционный аппарат. Формировать просодические компоненты речи. Развивать фонематическое восприятие. Развивать грамматический строй и связную речь. |
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель-логопед:
постановка диафрагмально-речевого дыхания;
укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
обучение умению связно выражать свои мысли;
обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
развитие психологической базы речи;
совершенствование мелкой моторики;
логопедизация занятий и режимных моментов.
Музыкальный руководитель:
Развитие и формирование:
слухового внимания и слуховой памяти;
оптико-пространственных представлений;
зрительной ориентировки на собеседника;
координации движений;
умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
Воспитание:
темпа и ритма дыхания и речи;
орального праксиса;
просодики;
фонематического слуха.
Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.
Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя
с учителями-логопедами.
План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
Журнал взаимодействия.
Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.
Совместное проведение мероприятий и интегрированных занятий с детьми ОВЗ.
Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются игры с пением, пляски под пение, хороводы.
Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному звуку, логораспевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.
Проводятся игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых). Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм. Всё окружающее нас живет по законам ритма. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Чтение по слогам, ритмическая повторяемость действий и звуков в песенках и считалках – бесценное логопедическое упражнение! Отработка ритмов развивает правильное, ровное дыхание, предотвращает нарушения слоговой структуры, речь становится плавной и красивой.
Рассмотрим на конкретных примерах, как решаются педагогические задачи в процессе проведения интегрированных занятий:
Педагогические задачи | Учитель - логопед | Музыкальный руководитель |
Развитие мелкой моторики | Упражнения с различным дидактическим материалом. Пальчиковые игры.
| Игра на детских музыкальных инструментах. Танцевальные движения. Театр с использованием кукол бибабо |
Развитие мимики | Массаж лица. Гимнастика мимических мышц. Произвольное формирование определенных мимических поз. Связь мимики с интонацией. | Гимнастика мимических мышц. Произвольное формирование определенных мимических поз. Связь мимики с интонацией. |
Развитие речевого дыхания | Скороговорки. Упражнения на дыхание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания | Использование музыкальных духовых инструментов. логораспевки. Упражнения на дыхание в танце. |
Развитие голоса | Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба
| Хоровое пение. Движения с речью под музыку. Использование характерных ролей. |
Развитие фонематического слуха | Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустикоартикуляционного образа звука. | Использование логораспевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения. |
Развитие артикуляции | Упражнения с зеркалом. Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки. Массаж артикуляционного аппарата ( индивидуально) | Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием. |
Развитие грамматического строя речи | Формирование навыков словообразования и словоизменения. Преодоление аграмматизма. | Разучивание текстов песен. Драматизация. Музыкальные спектакли, инсценировки. Кукольный театр. |
Развитие словаря | Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. Развитие номинативного, предикативного словаря. |
|
Развитие связной речи | Развитие у ребенка желания говорить. Формирование навыков составления диалога Воспитание навыков овладения монологической речью. | Разучивание текстов песен Драматизация. Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли |
Развитие коммуникативных навыков | Психологические этюды и коммуникативные игры | Участие детей в музыкальных представлениях. |
Представленная модель взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя позволяет учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности, создает предпосылки для эффективной коррекции имеющихся нарушений речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться в дальнейшем. Добиться стойкого положительного результата в коррекционной работе с детьми всегда сложно, но вполне осуществимо, если изменить форму и содержание непосредственно образовательной деятельности, использовать интегрированные виды ее организации и проведения.