СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА В УСЛОВИЯХ ГПД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИКИ «АППЛИКАЦИЯ»
1.Актуальность
Исследователями доказано, что хороший уровень интеллекта учащихся старших классов напрямую связан с развитием их творческих способностей во время их обучения в начальной школе. Следовательно, развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста – одна из важнейших педагогических задач обучения и воспитания для педагогов.
Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная (изобразительная ) деятельность. Этому способствуют уроки изобразительного искусства, трудового обучения, музыки, а так же внеурочные искусствоведческие занятия для детей, находящихся в группе продленного дня.
Тема продлённого дня была и остаётся злободневной. Урок, дело понятное, это необходимость, как для учителя, так и для ребёнка. Продлёнка - необходимость другого рода. Пребывание ребёнка в группе продлённого дня помогает процессу становления личности, гарантирует его безопасность и здоровье. Основное время во второй половине дня не должно поглощаться самоподготовкой, выполнением домашнего задания, а должно способствовать развитию личностных качеств ребёнка, развитию творческих способностей, навыков общения.
Для развития творческих способностей учащихся существует огромное количество разных видов изобразительной деятельности. Аппликация – один из самых распространённых и доступных видов . Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Она способствует формированию и развитию многих качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
Способность творить заложена в ребенке с раннего детства и поэтому ее нужно уметь раскрыть. Только творческий человек может найти выход из необычной, неординарной ситуации. Задача воспитателя максимально развить задатки и способности ребенка.
1.1 Цель данной работы: разработка системы занятий по изобразительному творчеству, связанных с выполнением аппликаций из бумаги и направленных на развитие творческих способностей у учащихся первых классов.
1.2 Задачи:
Изучить и провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной теме.
Провести диагностику по определению уровня развития творческих способностей учащихся первого класса.
Создать оптимальные условия для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях в ГПД.
Разработать систему занятий, связанных с выполнением аппликаций из бумаги. Определить эффективность разработанной системы.
Обобщить опыт по данной теме.
1.3 Длительность работы над опытом
Работа по данной теме проводилась мной в течение двух лет и была реализована через ряд этапов.
Подготовительный этап.
Период исполнения: сентябрь – октябрь 2015 учебного года.
Содержание работы: составление плана деятельности, создание методической базы. Подбор и изучение литературы, выбор форм и методов работы. Составление календарно-тематического планирования с учетом искусствоведческих занятий.
Основной этап.
Период исполнения: ноябрь 2015 – апрель 2017 учебного года.
Содержание работы: реализация программы. Разработка методического обеспечения, проведение запланированных занятий с применением техники «аппликация». Наблюдение за деятельностью учащихся с целью коррекции и определения эффективности проводимой работы. Диагностика творческих способностей учащихся.
Заключительный этап.
Период исполнения: апрель – май 2017 учебного года.
Содержание работы: обобщение и оформление опыта работы.
2.Описание технологии опыта
Ведущая идея опыта
Правильно разработанная система искусствоведческих занятий с использованием техники «аппликация» будет способствовать максимальному развитию творческих способностей у учащихся первых классов.
Описание сути опыта
2.2.1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной теме.
Творческие способности у детей развиваются наиболее эффективно, если педагог учитывает возрастные особенности учащихся. Еще в 1910-20 г.г. многими педагогами – исследователями детского изобразительного творчества были выявлены этапы развития детских изобразительных возможностей.
Для более объективного представления я изучила периодизацию детских творческих возможностей, предложенную тремя разными авторами.
Этапы развития детских творческих способностей рассматривает психолог, педагог, искусствовед А.В. Бакушинский. Он выделяет три основных возрастных периода развития детского творчества [1]. В свою очередь Л.Плестед – исследовательница детского изобразительного творчества так же выделяет три возрастных этапа развития детских изобразительных возможностей [2]; (приложение 1,2).
Если вычленить из предложенных периодизаций этап наибольшего «расцвета» детских творческих способностей, то можно заметить, что у обоих авторов он совпадает с возрастом, характерным для учащихся первого класса.
Если обратиться к более поздним исследованиям психологии и физиологии детского изобразительного творчества ( Николаева В.И.), можно заметить, что качественная периодизация творческого развития детей в процессе изобразительной деятельности будет совпадать [8] .
Итак, творчество детей младшего школьного возраста имеет свои особенности. Аппликация связана с познавательной деятельностью.
Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде аппликации. Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества. При этом процесс создания продукта для детей младшего школьного возраста имеет едва ли не первостепенное значение.
Деятельность ребенка 6- 10 лет отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. И это - вторая особенность детского творчества.
Ребенок младшего школьного возраста, в отличие от взрослого, с легкостью и прежде всего практически, начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам. И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй особенностью.
Существенно значимым, является и понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, ориентированным на «зону ближайшего развития» ребенка [3].
Какие же способности и практические навыки формируются у учащихся, занимающихся аппликацией [4]?
В процессе занятий аппликацией дети 6-10 лет знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.
Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дети младшего школьного возраста знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
В процессе занятий у младших школьников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые цветовые сочетания. С понятиями ритма и симметрии дети младшего школьного возраста знакомятся при распределении элементов декоративного узора.
Занятия аппликацией приучают детей младшего школьного возраста к плановой организации работы, т.к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).
Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на нужном расстоянии друг от друга.
2.2. 2. Условия для развития творческих способностей учащихся
Развитие творческих способностей, согласно деятельностному подходу, происходит только в случае разнообразия и цикличности занятий. В рамках ГПД предложены различные виды занятий с учащимися - недельная циклограмма . На протяжении всей недели занятия разделены на две группы: занятия на воздухе и занятия в помещении. В свою очередь занятия в помещении включают в себя различные общеразвивающие занятия, в том числе и искусствоведческие. Поэтому на данном этапе цикличность полностью исполнена.
Все искусствоведческие занятия в течение всего учебного года (согласно моей теме) посвящены занятиям аппликацией. Это вовсе не означает, что другими видами изобразительного творчества (рисование, лепка, оригами и т.д.) первоклассники не занимаются.
В группе гибкая структура планирования, которая позволяет вносить коррективы в процесс деятельности. Дополнительные занятия по изобразительному творчеству, впрочем как и по любому другому виду деятельности, возможно проводить взамен занятий на воздухе – в том случае, когда погодные условия не позволяют провести занятие на улице. Так же существует возможность применения навыков рисования, лепки и т.д. на литературоведческих занятиях. Например: рисование понравившихся героев прочтенного произведения; задания типа «На загадку – нарисуй отгадку»; «слепим» сказку; построим бумажный замок и т.д. Задания такого плана активизируют творческое мышление, т.к. необходимо создать не заготовленный результат, а самостоятельно продумать , каким он может быть.
Чередование непосредственно самих видов аппликации происходит каждые 2-3 недели, что позволяет школьникам в равной степени познакомиться с различными видами и техниками исполнения. Это, в сою очередь, также является благоприятным условием для формирования творческих способностей младших школьников.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Для развития творческих способностей младших школьников в ГПД мной созданы следующие условия:
Системность и цикличность занятий
Возможность корректировать планирование с целью соответствия сложившейся ситуации
Создание творческих мастерских различной направленности
Создание развивающей среды в ГПД
Создание и поддержка положительной мотивации во время творчества, а также комфортная психологическая обстановка
2.2.3 Диагностика творческих способностей учащихся первого класса
Для организации более эффективной работы по развитию творческих способностей и доказательства необходимости работы в этом направлении, необходимо определить уровень сформированности творческих способностей учащихся, таких как: фантазия, воображение и творческий потенциал. Данные характеристики являются неотъемлемыми составляющими творческих способностей и возможностей учащихся.
Для исследования уровня развития фантазии у учащихся первого класса мной использовалась анкета «Как развита фантазия у вашего ребенка?» [5]; (приложение 3).
В данной группе продленного дня занимаются ученики первого класса и на начало эксперимента нет достаточной информации об их способностях и возможностях. Поэтому в данном исследовании принимают участие родители учащихся.
По результатам проведенного опроса выяснилось, что основная масса учеников 1 «Б» класса обладает средним уровнем развития детской фантазии. Учащиеся с высоким и низким уровнем развития данного качества находятся в небольшом процентном соотношении.
Для исследования уровня развития воображения учащихся был использован игровой тест «Три слова» [5]; (приложение 4). Тестирование учащихся проводилось мной в условиях ГПД . При проведении данного теста у учащихся возникло много вопросов и пришлось для начала немного «потренироваться» .
По результатам данного тестирования были сделаны выводы о том, что учащихся со средним уровнем развития данного качества представляют собой основную массу всех учащихся 1 «Б» .
Для диагностики творческого потенциала учащихся был использован опросник Ф.Татл и Л. Беккер [5];(приложение 5). В данном исследовании также принимали участие родители учеников.
Так же, как и в предыдущих двух диагностиках, есть учащиеся с низким уровнем развития творческого потенциала и с высоким уровнем. Фамилии учеников данной группы (с низким и высоким уровнем) совпадают во всех трех опросниках.
2.2.4. Разработка системы занятий по развитию творческих способностей
Как говорилось ранее, для достижения поставленной цели, необходимо соблюдать некоторые условия: системность и цикличность при проведении занятий. Благодаря недельной циклограмме, данные условия полностью соблюдены.
При формировании любых навыков, в том числе и творческих, необходимо чтобы деятельность осуществлялась по направлению от простого к сложному. Поэтому на начальных этапах нашего творчества мы выполняли простые и несложные аппликации. Это в первую очередь связано с тем, чтобы была возможность отработать технику выполнения аппликации.
Несмотря на то, что дети знакомы с аппликацией достаточное количество времени ( нахождение в детском саду), многим из них, в силу раннего возраста и индивидуальных особенностей, достаточно сложно правильно выполнять технические моменты: ровное вырезание, четкое обведение шаблонов, правильное нанесение клея, ровное приклеивание и т.д.
Исходя из этого, план действий для отработки технической части выполнения аппликации таков:
Отработка технических навыков при работе с готовыми деталями (сентябрь):
Умение пользоваться клеем;
Умение располагать детали на предложенном фоне;
Умение состыковывать отдельные детали;
Отработка технических навыков при самостоятельном изготовлении деталей для аппликации (октябрь – февраль):
Умение пользоваться шаблонами (правильно расположить их на цветной бумаге, аккуратно обводить и аккуратно вырезать);
Умение правильно ориентировать детали на фоне (симметричность, верх, низ, слева, справа);
Умение правильно и качественно приклеивать ( брать необходимое количество клея, качественно размазывать клей по поверхности детали с изнаночной стороны, стыковка деталей);
Умение самостоятельно подбирать цвета для исполнения работы;
Самостоятельная разработка эскиза аппликации и создание шаблонов к нему (март – май).
Далее, что касается видов аппликации: начинаем с самого простого вида – силуэтные аппликации с крупными деталями в небольшом количестве. Затем усложняем: силуэтные аппликации с мелкими множественными деталями. После успешного освоения достаточно простых в исполнении аппликаций, переходим к аппликациям с сюжетным исполнением и действуем как и в предыдущем случае: сначала аппликации с небольшим количеством крупных и мелких деталей, а затем количество и качество деталей усложняем по мере готовности учащихся.
Аппликации в технике «мозаика» (отрывная аппликация) можно использовать на различных этапах обучения создания аппликации. Они достаточно просты в исполнении и каждый ребенок может «нарвать» столько деталей и такого размера, сколько и каких ему захочется именно на этот раз.
Придерживаясь данных принципов, мной составлен перечень аппликаций, которые, соответственно внесены в календарно-тематическое планирование (приложение 6). Кроме этих «обязательных» работ у нас возникают так называемые «спонтанные» аппликации. Например: не хотят дети беседовать на какую-либо тему, не пошли на улицу из-за погодных условий – можно заменить аппликацией. К пожеланиям детей всегда прислушиваюсь и взамен получаю такое же доброжелательное отношение.
На протяжении всего учебного года мной запланированы коллективные работы. Например: елка из детских ладошек на школьную выставку; «Букет цветов для мамы» - к весеннему празднику; «Бегемотик», « Слоненок», «Зебра» - для украшения стены около кабинета ГПД. Дети очень отзывчивы, охотно принимают участие в коллективной деятельности.
2.3Результативность и эффективность опыта
Особенностью моей педагогической деятельности является то, что я работаю постоянно с учащимися первых классов. Каждый следующий учебный год – новые, не знакомые первоклассники. Следовательно – нет возможности отслеживать дальнейшее развитие способностей и возможностей учащихся. Можно только сравнивать эффективность данного опыта в рамках одного учебного года по отношению к учащимся разных лет обучения.
На протяжении всего учебного года мной проводится работа по формированию творческих способностей у учащихся первого класса посредством использования техники «аппликация». Наша работа ведётся планомерно, постепенно усложняясь. Поэтому и приводит, несмотря на достаточно короткий срок «использования» к положительному результату. А еще и потому, что выполняются условия формирования творческих способностей: благоприятная обстановка, свобода выбора, увлекательность, неограниченность в действиях.
На данный момент об эффективности выработанной системы можно судить по результатам прошлогодней диагностики и по промежуточному диагностированию в текущем учебном году. Диагностика проводилась после зимних каникул, когда уже было отработано значительное количество «обязательных - запланированных» занятий, а так же проведены, так называемые, «спонтанные» занятия.
Благодаря нашим совместным усилиям, в нашей работе четко прослеживается положительная динамика. Результат нашей деятельности можно проследить не только визуально, но и охарактеризовать словесно (приложение 7,8). Можно с уверенностью сказать, что первоклассники гораздо увереннее ощущают себя при выполнении работ, чаще проявляют самостоятельность и инициативность, стараются всё выполнять аккуратно и точно.
3.Заключение
Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек : он становится творческой личностью.
На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых , нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества .
Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется.
Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной воспитателем, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают.
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений ), но и в создании картин, орнаментов и т.д.
Проведенное по данной теме исследование выявило следующее: дети с интересом занимаются, добиваясь при этом качественного конечного результата, если воспитатель полностью этому способствует. При полной поддержке со стороны воспитателя было легко добиваться от детей проявления самостоятельности и творчества.
Сравнивая результаты начальной и промежуточной диагностики, можно сделать вывод о том, что при целенаправленном, систематичном, поэтапном обучении у детей улучшились показатели проявления интереса к теме и содержанию, увлеченности процессом работы, оригинальности замысла, проявление творчества и воображения.
Таким образом, я делаю вывод о том, что наша совместная с детьми работа проводится не напрасно. Мы уже многому научились, но впереди у нас еще гораздо больше различных идей и планов для нашей совместной деятельност
Список литературы
А.В. Бакушинский, Т.А. Копцева, Н.Н. Фомина Художественное творчество и воспитание : - Москва: Карапуз, 2009г. – 312с.
Плестед Л. Ручной труд и его место в воспитании раннего детства; Москва: Мир, 1915г. – 330с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте – М., 1986г.
Петрушина С.В. Образовательные и развивающие возможности аппликации/ С.В. Петрушина//Начальная школа. – 2004. - №5. – с. 36-39.
Диагностика творческого развития личности: методическое пособие/И.В. Хромова, М.С. Кочан. – Новосибирск, 2003. – 44с.
Межнева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. – Ярославль, 2002г.
Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М.: Владос, 2006
Николаева В.И. Психология детского творчества, 2-е изд.: Питер;Санкт-Петербург, 2010