Роль архимандрита Антонита Капустина в построение Русской Палистины.
Цель проекта:
получение исторических сведений о биографии
архимандрита , определение его роли в православной
культуре.
Задачи проекта:
1.Жизненный путь архимандрита Антонина.
2.Его вклад в историю России.
3.Актуальность его роли в истории русской церкви
Научное обоснование значения роли архимандрита Антонина Капустина в основание Русской Палестины. Обогатить свои знания и повысить интерес к личности Антонина Капустина
Теоритическая часть:
- Жизненный путь архимандрита
- Основание Русской Палестины.
- Роль архимандрита в православной
истории.
- Наше наследие.
II. Практическая часть:
- Инструменты для работы
- Информационный материал.
Для православного человека имя архимандрита Капустина- давнего начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, ученого, археолога имеет безусловную огромную ценность и заслуживает высокой оценки и вечную память потомков. Активность архимандрита Антонина (Капустина) был золотой век русской миссии и эпоха создания этого уникального достояния России в святой Земле, которая называлась Русской Палестиной. Многие тысячи паломников из всех стран уже более 100 лет помнят и чтят великого преданного из далекого Зауральского села Батурино. Тем, больше ценят свое имя называя его соотечественником Курганской области.
Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Н. Гумилев.
Отец архимандрит Антонин – в миру Андрей Иванович Капустин родился 12 августа 1817года в селе Батурино Шадринского уезда Пермской губернии,расположенном на берегу речки Солодянки,в 25 км к югу от Шадринска, рядом с Далматовским монастырем. Его детство и отроческие годы протекли на лоне суровой пермской природы, в темных дремучих лесах Зауралья. Он потомок старого священнического рода.
Генеалогические данные об архимандрите небогаты. Предок его Михаил Капустин был выходцем из Великого Устюга. Известно, что и прапрадед Антонина – отец Трофим был где-то священником и имел двух сыновей – Василия и Ивана. В родное село Батуринское Шадринского уезда переселился прадед Андрея Ивановича, о. Василий Трофимович Капустин, в 1765 г., к каковому году и надлежит относить основание прихода в Батурине. Сын о. Василия и дед о. Антонина, о. Леонтий Васильевич наследовал отцовское место, был женат на Ирине Ивановне Левосторонцевой. У отца Леонтия было шесть душ детей – три сына и три дочери. Старший сын его Ипполит Леонтьевич, впоследствии епископ Иона Екатеринбургский, имел весьма немалое значение в жизни Антонина.
Отец Антонина – Иоанн Леонтьевич – родился 25 сентября 1793 года. Это был замечательный представитель духовенства своего времени. Без специального духовного образования, обученный грамоте у сельского дьячка, возросший в более чем скромной, чтобы не сказать нищей обстановке священнического дома нашего далекого захолустья, Иоанн Леонтьевич являлся исключительным типом русского сельского священника.
Громадное значение и влияние в воспитании нравственного облика отца Антонина имела его мать. Такие, как она, жены и матери, и могли только в то время воспитывать и создавать поколения беззаветно преданных Церкви и делу просвещения людей.
В 1826 году о.Антонин шел учиться в Далматовское духовное училище при Далматовском Успенско-Исетском мужском монастыре. Закончив его через 5 лет,в 1831г. Андрей поступил в Пермскую духовную семинарию. В 1836г перевелся в Екатернославскую духовную семинарию,ректором которой был его дядя Иона-епископ Русской православной церкви,епископ Екатеринбуржский. В 1839г он заканчивает семинарию где был веселым, жизнерадостным юношей, способный к наукам, языкам, любимым из которых был древнегреческий.
В сентябре 1839г он поступил в Киевскую Духовную Академию. О годах учебы в академии мало что известно . После окончания в 1843году со степенью магистра богословия его определяют учителем немецкого и греческого языка.
1844г значимый и незабываемый год в жизни Андрея . Он знакомится с Надеждой Подгурской, к которой он испытывает нежные чувства. Но отец девушки выбирает другого ей спутника жизни. И это окончательно склоняет Андрея к выбору дальнейшего пути. В 1845г он приниает постриг и имя Антонин.
Летом 1850года он получил новое назначение настоятеля русской посольской церки в Афинах. С тех пор он посвятил всю жизнь служению русской православной церкви на-Востоке. В Греции берёт своё начало и увлечение Антонина древними монетами и археалогией. По его инициативе в декабре 1851 года начались и в течение 4-х лет проводились реставрационные работы в церкви св. Никодима, построенной в XI веке. После окончания работ церковь, освященная как храм Святой Троицы, была передана греческим правительством России и стала местом службы Антонина. В 1853 году Антонин был возведён в сан архимандрита. В марте 1860г Антонин был назначен настоятелем русской церкви в Константинополе. Это место плодотворной научной работы на изучение византийских историй. Здесь он прослужит 5 лет.
В 1865 году по указу Святого Синода архимандрит Антонин был назначен настоятелем русской духовной миссии в Иерусалиме, а через 4 года стал её главой и сохранял этот пост до конца жизни.
Во время нахождения в должности Антонин оказывает массу услуг прибывшим из России паломникам, а также способствует приобретению православных святынь в собственность Российской Империи.По скольку закон Османской Империи не разрешал приобретать земли лицам не подданым государством. В качестве покупателя выступал дрогмам (посредник) Миссии Якуб Халеби.
Русскую палестину Антонин Капустин построил практически в одиночку,до его,для поломников не было ни чего. Ни храмов,ни мест для ночлега. Отец Антонин покупал участки для русских богомольцев в самых сокровенных христианских местах. Там где Иисус Христос крестился,проводил молитвы со своими учениками, там где вознесся на небо. И там,где вера берет свои истоки.
Чтобы приобрести землю о.Антонин шел на самые неординарные действия.
Помощи от Российской империи не было,можно было надеяться на русских меценатов. Достигая договоренности,но не имея возможности их купить,земли уходили мессионерам и протестантам.
Архимандритом Антонином было куплено и законно оформлено 13 участков это около 400 тыс кв.метров земли. Антонин завакуфил только 6 важных мест. Эта недвижимость (то есть собственность не подлежит продаже, обмену или другим операциям, ведущим к отчуждению их до смерти Антонина, а затем переходят во владение Синода; если же Синод перестанет существовать, то земли эти делаются достоянием всех православных русских людей, а если и они исчезнут, то земли поступают в распоряжение Иерусалимского кадия.
Иерихон - древнейший город мира и ещё одно русское подворье. Здесь крестился Господь, в реке Иордан.
В 1883 году, при участии Антонина, были произведены раскопки около Храма Гроба Господня, в результате чего были открыты остаток стены древнего Иерусалима с Порогом Судных Врат. На этом месте позднее было построено Александровское подворье с церковью Святого Александра Невского. Антонин совершил ещё несколько археологических раскопок и устроил в Иерусалиме при миссии музей. В те же годы (1869 году) Капустин приобрел имение около Яффы по дороге в Иерусалим — место погребения святой Тавифы, где была построена Церковь апостола Петра. Подворье для отдыха паломников было также приобретено в Тивериаде.
Каждый участок земли, которую приобретал Антонин, он тщательно изучал, производил раскопки и приводил новые факты из жизни Христа. Кроме этого Антонину принадлежит также систематический научный каталог 1348 греческих и славянских рукописей монастыря св. Великомученицы Екатерины на Синае. Его сочинения, регулярно выходившие в российской печати, монографии, дневники, его библиотека и музей говорят о неординарном человеке, достойном представителе русского богословия и русской науки (отец Антонин питал слабость к астрономии и даже устроил на здании Миссии небольшую обсерваторию), его имя вспоминается как в духовных Академиях наравне с величайшими богословами, так и в светских научных центрах, особенно связанных с византологией и археологией.
В жизни отец Антонин был всегда доброжелателен, учтив и приветлив , что располагало людей, часто обращавшихся к нему за помощью, советом или утешением. Никогда не жил он в монастыре, никогда не проходил никаких монашеских послушаний. А между тем, кто допускался до комнаты, где он проводил свою жизнь в Иерусалиме, кто не раз заставал его за починкой своей ветхой рясы или за топкой печи, тот должен был сознаться, что по духу он был более монах, чем монахи, живущие в келиях».
Кроме этого о нем не знают ничего. Не знают, пожалуй, самого главного, а именно внутреннего облика, сокровенных мыслей его по трепетным вопросам церковной жизни.
Самый интересный источник сведений о нем остался неиспользованным его дневник. Дело в том, что о. Антонин в течение полувека (с 1841 г. до самой смерти) изо дня в день аккуратно вел свой дневник, поверяя ему мысли и чувства и записывая все происшедшее, все встречи и разговоры. По завещанию 19 больших тетрадей этого дневника были отданы в Синод на хранение.
Но едва ли не самым характерным показателем чуткости и одаренности капустинской натуры, их живости и тонкости служит их фамильная склонность к поэтическому творчеству. Из немногих сохранившихся до нас документов личного характера, заметок, писем и дневников, равно как и из весьма скудных обрывков воспоминаний, доживших до ныне редких его современников и сотрудников, все же можно составить себе представление о Капустиных как о людях очень одаренных.
Архимандрит Антонин умер в 1894 г. 8 марта 1894 года отец Антонин вызвал к себе духовника, а на следующий день, 19 марта, изложил свою последнюю волю. Вот как описал завещание Антонина Капустина архимандрит Киприан в своей книге:
«Синоду он передавал все земельные имущества и печатные книги своей библиотеки.
Миссии — музей древностей.
Эрмитажу — найденный им при раскопках бюст Ирода Великого.
Киевской академии — телескоп Секретана.
В Далматовский монастырь — наперсный крест.
Святому Гробу — панагию с сибирскими камнями.
Кафедральному собору в Перми — другую панагию.
Публичной библиотеке в Петербурге — собрание греческих и южнославянских рукописей.
Архимандрит Антонин умер в 1894 г. 8 марта 1894 года отец Антонин вызвал к себе духовника, а на следующий день, 19 марта, изложил свою последнюю волю. Вот как описал завещание Антонина Капустина архимандрит Киприан в своей книге:
«Синоду он передавал все земельные имущества и печатные книги своей библиотеки.
Миссии — музей древностей.
Эрмитажу — найденный им при раскопках бюст Ирода Великого.
Киевской академии — телескоп Секретана.
В Далматовский монастырь — наперсный крест.
Святому Гробу — панагию с сибирскими камнями.
Кафедральному собору в Перми — другую панагию.
Публичной библиотеке в Петербурге — собрание греческих и южнославянских рукописей.
Его век – девятнадцатый, этот великолепный и неповторимый в истории русской мысли и чувства, нами уже начал забываться. Кровь и дым социальных катастроф нашего времени угрожают вытравить и саму память о столь недавно минувшем взлете русского духа. С озлоблением, или с разочарованием, но мы отворачиваемся от своего недавнего и великого прошлого. Но потому-то именно и надо говорить об этом, будить память о минувшем. Мы русские, в своем прошлом богаты крупными людьми и славными именами и, частенько легкомысленно забывая, не дорожим ими. Если бы Антонин не был русским, ему на его родине, наверное, уже поставили бы памятник, чтили бы годовщины его рождения и смерти и написали бы о нем. Мы же просто крепко забыли его. Потому-то вот и нелишнее вспомнить о нем, хоть через двести лет по его кончине. Имя Антонина если и ведомо, то в среде ученых-археологов и палестиноведов. Впрочем, и как благодетеля русских паломников в Палестину, и русского деятеля там поминают его с благодарностью те тысячи русских богомольцев, что шли в Святую Землю и в храмах, и в подворьях, построенных отцом Антонином, находили отдых душе и телу.