Л. В. Моисеева
учитель начальных классов
МБОУ Гимназия № 14 «Университетская»
г. Новосибирска
Реализация технологии смыслового чтения в начальной школе
«Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом»
А. А. Леонтьев
С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произведения искусства читателями. Теория формирования типа правильной читательской деятельности в том виде, как её описывает Н.Н.Светловская, обеспечивает последовательность естественных для любого читателя шагов при самостоятельном чтении книг, включение его в «общение» с автором. Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приём чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
Задачи ФГОС позволяют выявить основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:
– умение осмысливать цели чтения;
– умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
– умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
– умение определять основную и второстепенную информацию;
– умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
– умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Такие умения формируются у обучающихся начальной школы в системе технологии формирования у детей типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова). Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:
1. Работа с текстом до чтения (антиципация, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе).
Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
2. Работа с текстом во время чтения (первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", перечитывание текста, беседа по содержанию в целом).
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.
3. Работа с текстом после чтения (концептуальная (смысловая) беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся), тестовые задания, контрольно-измерительные материалы.
Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.
Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.
Не только последовательность шагов в процессе чтения обеспечивает успешность использования данной технологии. Крайне важным является диалоговый характер чтения текста (ребёнком, взрослым).
Первичное чтение, обеспечивающее максимально возможное для конкретного читателя погружение в текст, - вот задача, которую необходимо решать при работы с текстом. Диалог с автором через текст и комментированное чтение рассматриваются нами как ведущие приёмы обеспечения понимания основных смыслов текста, «погружения» в текст читателей.
Для организации диалога читателей с текстом необходимо учить младших школьников ставить вопросы к тексту во время чтения, выдвигать предполагаемые ответы на эти вопросы, проверять себя по ходу чтения.
Главная задача педагога - помочь ребёнку осознать откуда и как рождаются вопросы (к иллюстрации, к тексту и пр.), увидеть их логику, чтобы даже в отсутствие взрослого он смог самостоятельно осмысливать прочитанное.
Вопросы подтекстового уровня составляют большую долю вопросов при анализе текста. Отвечая на них, учащиеся делают свои первые текстологические открытия, уточняют догадки о смысле произведения, и это становится основой для дальнейшей беседы о его идее. Приведём примеры таких вопросов и заданий на уроках литературного чтения по программе "Школа 2100".
Дж.Родари «Приключение Чиполлино».
"Будь я не Чиполлино, если я не сыграю с ним шутку!"- подумал он. (Интересно, что придумал Чиполлино? Ответы предположения детей)
Дагестанская сказка "Богатырь Назнай"
"Потом он пошёл дальше и прошёл столько, сколько лягушка может перепрыгнуть" (Сколько он прошёл? Ответы предположения детей)
В. Драгунский «Тайное становится явным».
Найдите в тексте слова, подтверждающие состояние героя (тревожное, рассерженное, задумчивое и т.д.).
Этап урока | Вопросы педагога | Ответы детей |
Работа с текстом после чтения | Как Дениска понял, что мама ужасно рассердилась? Какие слова это доказывают? | "Тут мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник". |
Что автор подчёркивает этим сравнением? | Глаза «зелёные, как крыжовник» схожи с ним не только по цвету, они такие же колючие. | |
Комментарии: важно, чтобы дети увидели и прямое сравнение по цвету, и скрытое. |
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Медведко».
Выстройте в хронологическом порядке выражения, указывающие на отношение рассказчика к герою.
Этап урока | Вопросы педагога | Ответы детей |
Работа с текстом после чтения | Как называет рассказчик медвежонка? Выпишите по порядку. | Медвежонок, крошечный медвежонок, милый, притихший зверёк, маленький увалень, маленький квартирант, беспокойный гость, разбойник, поганый зверь. |
Изменяется ли отношение рассказчика к медвежонку? | Автор всё больше отдаляется от героя. От «милого медвежонка» он переходит к «притихшему зверьку». А выражение «маленький квартирант» говорит уже о том, что соседство является вынужденным. «Беспокойным гостем» автор называет медвежонка, когда тот доставляет много хлопот хозяевам и с ним хочется как можно быстрее распрощаться. А от «поганого зверя» просто «житья нет». | |
Комментарии: важно, что бы дети заметили насколько меняется отношение автора к животному: был крошечный медвежонок – стал поганый зверь. |
И. Дик «Красные яблоки».
Какова роль цвета в передаче автором напряжённости рассказа?
Этап урока | Вопросы педагога | Ответы детей |
Работа с текстом после чтения | В какой момент в рассказе возникает напряжённость?
| Когда появляется женщина в красной шапочке, похожая на маму Валерки. |
| Как вы думаете, почему яблоки именно красные? Какую роль играет их цвет?
| Цвет яблок автор выбирает не случайно. Красный цвет предупреждает об опасности, это сигнал к остановке. Остановись, подумай, как бы не было поздно. Красный цвет – предупреждающий. |
Комментарии: подвести детей к мысли, что автор хочет дать герою возможность измениться. |
В. Драгунский «Девочка на шаре».
Попробуй определить эмоциональное состояние героев через их жесты и мимику.
Этап урока | Вопросы педагога | Ответы детей |
Работа с текстом после чтения | Как вы думаете, только ли слова важны для взаимопонимания? | Иногда достаточно и взгляда. Не всё можно выразить словами. |
| Обратитесь к седьмой части рассказа. Что в большей степени говорит о взаимопонимании героев: слова или жесты? Подтвердите свою версию словами текста.
| «Он крепко держал меня за руку». «Он прибавил шагу и крепко сжал мою руку». «Мне захотелось на него взглянуть». «У него было очень серьёзное и грустное лицо». Всё это говорит о том, что отец и сын понимают друг друга без слов. |
Комментарии: подвести детей к мысли, что люди могут понимать друг друга и без слов. |
Реализация технологии правильного типа читательской деятельности позволяет полноценно осваивать литературное произведение, создавать его читательскую интерпретацию.
На втором этапе работы с текстом идёт повторное чтение с элементами анализа. Перечитывание идёт по смысловым частям. По ходу чтения проводятся различные виды работ. Например, выполнение рисунка к каждой смысловой части. В итоге получается иллюстративный план, который может быть использован в качестве плана при пересказывании (вместо рисунков могут быть использованы пиктограммы).
В. Д. Берестов "Честное гусеничное"
Ребята сочиняют для себя четверостишья-напоминалки.
Если текст запомнить сложно –
Нарисуй его тогда.
Разделив его на части -
Ты расскажешь без труда!
(автор: Мироненко Анастасия, ученица 3 класса )
Как мне текст пересказать,
Сложно это мне понять.
Нарисую по частям,
Расскажу сегодня Вам!
(автор: Хоркуш Дарья,
ученица 3 класса)
Работая с текстом на уроках литературного чтения, следует помнить, что содержание художественного произведения не переходит в голову читателя, как вода, переливающаяся из одного кувшина в другой. Оно воспроизводится, воссоздается самим читателем — по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определяемым умственной, душевной, духовной деятельностью читателя . Очевидно, что чтение художественной литературы — процесс творческий. Его интерес к чтению поддерживается и уроками внеклассного чтения.
Инсценирование - один из эффективных методов осмысленного чтения. Детям приходится неоднократно перечитывать произведение прежде чем подобрать тот образ, который более близок к замыслу автора. Нет второстепенных деталей и мелочей всё очень важно, и костюм, и прическа, и даже взгляд.
Перечитывая отрывок из произведения А.С.Пушкина "Спящая красавица" снова и снова: "Старая фея, разумеется, очень обиделась. Она подумала, что король с королевой – невежливые люди и встречают её не так почтительно, как следовало бы. Отодвинув от себя тарелку и кубок, она пробормотала сквозь зубы какую-то угрозу", ребята выделяли те слова, которые помогли составить образ старой феи.
Существует четыре сферы читательской деятельности (эмоциональная, воображения, осмысление содержания, реакция на художественную форму). Поэтому данная технология предполагает большой выбор заданий, связанных с этими сферами.
Сфера читательской деятельности
воображения реакция на художественную форму осмысление содержания эмоциональная
Эмоциональная сфера у детей школьного возраста работает активно, эмоции порождаются наложением на текст собственного жизненного опыта, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом. Задания, направленные на развитие этой сферы могут быть следующими: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства.
На уроках литературного чтения часто звучит классическая музыка, что усиливает реакцию на художественную форму произведения. Музыка звучит не только в записи, но и в исполнении самих учащихся. Клавкина Александра занимается в музыкальной школе по классу игры на флейте. Саша очень любит сопоставлять литературное произведение с музыкальным. И очень часто на уроках звучат музыкальные произведения в исполнении Александры. В содержании учебника Литературное чтение достаточно произведений, которые предполагают музыкальное оформление. Например, уроки литературного чтения: «Песенки сказочных человечков», «Музыкальные сказки Г.Цыферова», «Зачем поют колыбельные песни», «Как рождается музыка», «Волшебная сила бессмертной музыки» и др.
Сфера воображения чрезвычайна важна для формирования ребёнка читателя. Развитию творческого воображения способствуют следующие задания: составление диафильма, киносценария; творческий пересказ, иллюстрирование, инсценирование, создание образов.
Читательское воображение имеет свои особенности. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками.
1. Вообразим картину, которую можно увидеть.
2. Вообразим звуки, которые можно услышать.
3. Вообразим вкус, который можем ощутить.
4. Вообразим запахи, которые можно почувствовать.
5. Вообразим прикосновения.
Все вместе эти образы создают объёмную картину, в которой и краски, и звуки, и запахи.
Текстовые материалы, с которых начинается тренировка читательского воображения, должны быть небольшими по объёму. Например, отрывок из текста Г.Скребицкого:
«По всей вырубке пахнет земляникой и мёдом от белых мохнатых цветов и горячей смолой от высоких сосен. Бабочки, пчёлы, шмели носятся над цветами, садятся на них, пьют сладкий цветочный сок».
Зрительные образы: земляника и цветы, над которыми кружат пчёлы.
Слуховые образы: жужжание насекомых.
Вкусовые образы: сладкий сок.
Обонятельные образы: запахи земляники, смолы.
Тактильные образы: горячая смола, мохнатые цветы.
На уроках использую разнообразные задания, способствующие развитию воображения как на текстовом, так и на наглядном материале. Например, задание, придуманное психологом И.В.Дубровиной. Предлагаю учащимся дать словесное описание картины, один из фрагментов которой закрыт, а потом проверить себя.
Интересный вариант словесного рисования, предложен Н.Н.Светловской. На основе проведённого анализа текста, предлагаю детям представить описанную словами картину, закрыв глаза. В это время меняю чистый лист, на котором дети рисовали мысленно, на картину с чёрно-белым изображением. Когда дети словесно создадут цветной рисунок, я предлагаю им сравнить свой образ с готовым цветным изображением.
Реакция на художественную форму у большинства детей развита очень слабо. Отсюда необходимость включение в урок заданий, связанных с этой областью восприятия: подробный художественный пересказ, стилистический эксперимент, наблюдения над языком, художественными особенностями текста.
Сфера осмысления содержания - самая развитая у младших школьников. Технология предлагает большой выбор заданий, связанных с этой сферой: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана, структурной модели текста; постановка вопросов к тексту, ответы на вопросы.
Обучение составлению плана начинается приёма работы с картинным планом. Целесообразнее эту работу проводить по сказке. В качестве начального упражнения даётся несколько иллюстраций к сказке, в нарушенной последовательности и предлагается учащимся расположить их сообразно содержанию. Дав название картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них. Другие приёмы, обучающие составлению плана:
1. Дополнение серии картинок недостающей с помощью словесного рисования.
2. Исключение из серии картинок той, которая не относится к данному рассказу или которая является лишней.
При обучении составлению плана соблюдается определённая последовательность действий, которую ученики записывают в виде следующей инструкции:
Проведи диалог с текстом;
Выдели существенные мысли;
Выдели главную мысль;
Раздели текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей;
Озаглавь каждую часть.
На уроках литературного чтения помогаю ребёнку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность» (наивный реализм читателей этого возраста побуждает их видеть в искусстве лишь копию действительности), а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения.
Обеспечиваю «погружение» в текст вопросы подтекстового, а не фактуального характера:
- на выяснение причинно-следственных и других связей;
- на обоснование, аргументацию, доказательство;
- оценочные;
- формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям текста.
Использование данной образовательной технологии обеспечивает формирование таких сторон читательского развития, как :
- эмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств, сопереживание ситуации, героям произведения, автору);
- активность и объективность читательского воображения, воссоздающего и творческого;
- постижение содержания произведения на уровне репродуктивном(пересказ), аналитическом(вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев;
- осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.
У детей, прошедших обучение пониманию текста в начальной школе, учителя средних классов отмечают ряд важных умений:
- умение работать с текстом помогает в овладении всеми учебными предметами;
- обучение пониманию текста формирует положительное отношение к чтению, к познавательной деятельности вообще;
- применение приёмов работы с текстом на уроке развивает устную речь, умение слушать другого;
- работа над пониманием текста снижает школьную тревожность.
Технология типа правильной читательской деятельности только тогда принесёт положительные результаты, когда сам учитель примет эту технологию для самого себя. Выявлено, что овладение учителем (взрослым) технологией «диалогового» («вдумчивого») чтения есть главное условие того, чтобы этим элементом читательской культуры овладел ребёнок.
«Художественное произведение открывается не вдруг, а постепенно: чем больше его читают, тем понятнее оно становится, и тем больше наслаждения доставляет». В.Г. Белинский
Список литературы
Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М.,1993
Андреев О.А. «Учитесь быстро читать»- М.: Просвещение, 1991г.
«Большой справочник. Начальная школа».- М.: «Олимп», 2000г.
Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя Начальная школа, 2003 № 1, с. 11-18
Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности. – М., 1993.
Л. В. Моисеева
учитель начальных классов
МБОУ Гимназия № 14 «Университетская»
г. Новосибирска
Реализация технологии смыслового чтения в начальной школе
«Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом»
А. А. Леонтьев
С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произведения искусства читателями. Теория формирования типа правильной читательской деятельности в том виде, как её описывает Н.Н.Светловская, обеспечивает последовательность естественных для любого читателя шагов при самостоятельном чтении книг, включение его в «общение» с автором. Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приём чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
Задачи ФГОС позволяют выявить основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:
– умение осмысливать цели чтения;
– умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
– умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
– умение определять основную и второстепенную информацию;
– умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
– умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Такие умения формируются у обучающихся начальной школы в системе технологии формирования у детей типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова). Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:
1. Работа с текстом до чтения (антиципация, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе).
Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
2. Работа с текстом во время чтения (первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", перечитывание текста, беседа по содержанию в целом).
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.
3. Работа с текстом после чтения (концептуальная (смысловая) беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся), тестовые задания, контрольно-измерительные материалы.
Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.
Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.
Не только последовательность шагов в процессе чтения обеспечивает успешность использования данной технологии. Крайне важным является диалоговый характер чтения текста (ребёнком, взрослым).
Первичное чтение, обеспечивающее максимально возможное для конкретного читателя погружение в текст, - вот задача, которую необходимо решать при работы с текстом. Диалог с автором через текст и комментированное чтение рассматриваются нами как ведущие приёмы обеспечения понимания основных смыслов текста, «погружения» в текст читателей.
Для организации диалога читателей с текстом необходимо учить младших школьников ставить вопросы к тексту во время чтения, выдвигать предполагаемые ответы на эти вопросы, проверять себя по ходу чтения.
Главная задача педагога - помочь ребёнку осознать откуда и как рождаются вопросы (к иллюстрации, к тексту и пр.), увидеть их логику, чтобы даже в отсутствие взрослого он смог самостоятельно осмысливать прочитанное.
Вопросы подтекстового уровня составляют большую долю вопросов при анализе текста. Отвечая на них, учащиеся делают свои первые текстологические открытия, уточняют догадки о смысле произведения, и это становится основой для дальнейшей беседы о его идее. Приведём примеры таких вопросов и заданий на уроках литературного чтения по программе "Школа 2100".
Дж.Родари «Приключение Чиполлино».
"Будь я не Чиполлино, если я не сыграю с ним шутку!"- подумал он. (Интересно, что придумал Чиполлино? Ответы предположения детей)
Дагестанская сказка "Богатырь Назнай"
"Потом он пошёл дальше и прошёл столько, сколько лягушка может перепрыгнуть" (Сколько он прошёл? Ответы предположения детей)
В. Драгунский «Тайное становится явным».
Найдите в тексте слова, подтверждающие состояние героя (тревожное, рассерженное, задумчивое и т.д.).
Этап урока | Вопросы педагога | Ответы детей |
Работа с текстом после чтения | Как Дениска понял, что мама ужасно рассердилась? Какие слова это доказывают? | "Тут мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник". |
Что автор подчёркивает этим сравнением? | Глаза «зелёные, как крыжовник» схожи с ним не только по цвету, они такие же колючие. | |
Комментарии: важно, чтобы дети увидели и прямое сравнение по цвету, и скрытое. |
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Медведко».
Выстройте в хронологическом порядке выражения, указывающие на отношение рассказчика к герою.
Этап урока | Вопросы педагога | Ответы детей |
Работа с текстом после чтения | Как называет рассказчик медвежонка? Выпишите по порядку. | Медвежонок, крошечный медвежонок, милый, притихший зверёк, маленький увалень, маленький квартирант, беспокойный гость, разбойник, поганый зверь. |
Изменяется ли отношение рассказчика к медвежонку? | Автор всё больше отдаляется от героя. От «милого медвежонка» он переходит к «притихшему зверьку». А выражение «маленький квартирант» говорит уже о том, что соседство является вынужденным. «Беспокойным гостем» автор называет медвежонка, когда тот доставляет много хлопот хозяевам и с ним хочется как можно быстрее распрощаться. А от «поганого зверя» просто «житья нет». | |
Комментарии: важно, что бы дети заметили насколько меняется отношение автора к животному: был крошечный медвежонок – стал поганый зверь. |
И. Дик «Красные яблоки».
Какова роль цвета в передаче автором напряжённости рассказа?
Этап урока | Вопросы педагога | Ответы детей |
Работа с текстом после чтения | В какой момент в рассказе возникает напряжённость?
| Когда появляется женщина в красной шапочке, похожая на маму Валерки. |
| Как вы думаете, почему яблоки именно красные? Какую роль играет их цвет?
| Цвет яблок автор выбирает не случайно. Красный цвет предупреждает об опасности, это сигнал к остановке. Остановись, подумай, как бы не было поздно. Красный цвет – предупреждающий. |
Комментарии: подвести детей к мысли, что автор хочет дать герою возможность измениться. |
В. Драгунский «Девочка на шаре».
Попробуй определить эмоциональное состояние героев через их жесты и мимику.
Этап урока | Вопросы педагога | Ответы детей |
Работа с текстом после чтения | Как вы думаете, только ли слова важны для взаимопонимания? | Иногда достаточно и взгляда. Не всё можно выразить словами. |
| Обратитесь к седьмой части рассказа. Что в большей степени говорит о взаимопонимании героев: слова или жесты? Подтвердите свою версию словами текста.
| «Он крепко держал меня за руку». «Он прибавил шагу и крепко сжал мою руку». «Мне захотелось на него взглянуть». «У него было очень серьёзное и грустное лицо». Всё это говорит о том, что отец и сын понимают друг друга без слов. |
Комментарии: подвести детей к мысли, что люди могут понимать друг друга и без слов. |
Реализация технологии правильного типа читательской деятельности позволяет полноценно осваивать литературное произведение, создавать его читательскую интерпретацию.
На втором этапе работы с текстом идёт повторное чтение с элементами анализа. Перечитывание идёт по смысловым частям. По ходу чтения проводятся различные виды работ. Например, выполнение рисунка к каждой смысловой части. В итоге получается иллюстративный план, который может быть использован в качестве плана при пересказывании (вместо рисунков могут быть использованы пиктограммы).
В. Д. Берестов "Честное гусеничное"
Ребята сочиняют для себя четверостишья-напоминалки.
Если текст запомнить сложно –
Нарисуй его тогда.
Разделив его на части -
Ты расскажешь без труда!
(автор: Мироненко Анастасия, ученица 3 класса )
Как мне текст пересказать,
Сложно это мне понять.
Нарисую по частям,
Расскажу сегодня Вам!
(автор: Хоркуш Дарья,
ученица 3 класса)
Работая с текстом на уроках литературного чтения, следует помнить, что содержание художественного произведения не переходит в голову читателя, как вода, переливающаяся из одного кувшина в другой. Оно воспроизводится, воссоздается самим читателем — по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определяемым умственной, душевной, духовной деятельностью читателя . Очевидно, что чтение художественной литературы — процесс творческий. Его интерес к чтению поддерживается и уроками внеклассного чтения.
Инсценирование - один из эффективных методов осмысленного чтения. Детям приходится неоднократно перечитывать произведение прежде чем подобрать тот образ, который более близок к замыслу автора. Нет второстепенных деталей и мелочей всё очень важно, и костюм, и прическа, и даже взгляд.
Перечитывая отрывок из произведения А.С.Пушкина "Спящая красавица" снова и снова: "Старая фея, разумеется, очень обиделась. Она подумала, что король с королевой – невежливые люди и встречают её не так почтительно, как следовало бы. Отодвинув от себя тарелку и кубок, она пробормотала сквозь зубы какую-то угрозу", ребята выделяли те слова, которые помогли составить образ старой феи.
Существует четыре сферы читательской деятельности (эмоциональная, воображения, осмысление содержания, реакция на художественную форму). Поэтому данная технология предполагает большой выбор заданий, связанных с этими сферами.
Сфера читательской деятельности
воображения реакция на художественную форму осмысление содержания эмоциональная
Эмоциональная сфера у детей школьного возраста работает активно, эмоции порождаются наложением на текст собственного жизненного опыта, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом. Задания, направленные на развитие этой сферы могут быть следующими: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства.
На уроках литературного чтения часто звучит классическая музыка, что усиливает реакцию на художественную форму произведения. Музыка звучит не только в записи, но и в исполнении самих учащихся. Клавкина Александра занимается в музыкальной школе по классу игры на флейте. Саша очень любит сопоставлять литературное произведение с музыкальным. И очень часто на уроках звучат музыкальные произведения в исполнении Александры. В содержании учебника Литературное чтение достаточно произведений, которые предполагают музыкальное оформление. Например, уроки литературного чтения: «Песенки сказочных человечков», «Музыкальные сказки Г.Цыферова», «Зачем поют колыбельные песни», «Как рождается музыка», «Волшебная сила бессмертной музыки» и др.
Сфера воображения чрезвычайна важна для формирования ребёнка читателя. Развитию творческого воображения способствуют следующие задания: составление диафильма, киносценария; творческий пересказ, иллюстрирование, инсценирование, создание образов.
Читательское воображение имеет свои особенности. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками.
1. Вообразим картину, которую можно увидеть.
2. Вообразим звуки, которые можно услышать.
3. Вообразим вкус, который можем ощутить.
4. Вообразим запахи, которые можно почувствовать.
5. Вообразим прикосновения.
Все вместе эти образы создают объёмную картину, в которой и краски, и звуки, и запахи.
Текстовые материалы, с которых начинается тренировка читательского воображения, должны быть небольшими по объёму. Например, отрывок из текста Г.Скребицкого:
«По всей вырубке пахнет земляникой и мёдом от белых мохнатых цветов и горячей смолой от высоких сосен. Бабочки, пчёлы, шмели носятся над цветами, садятся на них, пьют сладкий цветочный сок».
Зрительные образы: земляника и цветы, над которыми кружат пчёлы.
Слуховые образы: жужжание насекомых.
Вкусовые образы: сладкий сок.
Обонятельные образы: запахи земляники, смолы.
Тактильные образы: горячая смола, мохнатые цветы.
На уроках использую разнообразные задания, способствующие развитию воображения как на текстовом, так и на наглядном материале. Например, задание, придуманное психологом И.В.Дубровиной. Предлагаю учащимся дать словесное описание картины, один из фрагментов которой закрыт, а потом проверить себя.
Интересный вариант словесного рисования, предложен Н.Н.Светловской. На основе проведённого анализа текста, предлагаю детям представить описанную словами картину, закрыв глаза. В это время меняю чистый лист, на котором дети рисовали мысленно, на картину с чёрно-белым изображением. Когда дети словесно создадут цветной рисунок, я предлагаю им сравнить свой образ с готовым цветным изображением.
Реакция на художественную форму у большинства детей развита очень слабо. Отсюда необходимость включение в урок заданий, связанных с этой областью восприятия: подробный художественный пересказ, стилистический эксперимент, наблюдения над языком, художественными особенностями текста.
Сфера осмысления содержания - самая развитая у младших школьников. Технология предлагает большой выбор заданий, связанных с этой сферой: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана, структурной модели текста; постановка вопросов к тексту, ответы на вопросы.
Обучение составлению плана начинается приёма работы с картинным планом. Целесообразнее эту работу проводить по сказке. В качестве начального упражнения даётся несколько иллюстраций к сказке, в нарушенной последовательности и предлагается учащимся расположить их сообразно содержанию. Дав название картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них. Другие приёмы, обучающие составлению плана:
1. Дополнение серии картинок недостающей с помощью словесного рисования.
2. Исключение из серии картинок той, которая не относится к данному рассказу или которая является лишней.
При обучении составлению плана соблюдается определённая последовательность действий, которую ученики записывают в виде следующей инструкции:
Проведи диалог с текстом;
Выдели существенные мысли;
Выдели главную мысль;
Раздели текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей;
Озаглавь каждую часть.
На уроках литературного чтения помогаю ребёнку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность» (наивный реализм читателей этого возраста побуждает их видеть в искусстве лишь копию действительности), а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения.
Обеспечиваю «погружение» в текст вопросы подтекстового, а не фактуального характера:
- на выяснение причинно-следственных и других связей;
- на обоснование, аргументацию, доказательство;
- оценочные;
- формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям текста.
Использование данной образовательной технологии обеспечивает формирование таких сторон читательского развития, как :
- эмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств, сопереживание ситуации, героям произведения, автору);
- активность и объективность читательского воображения, воссоздающего и творческого;
- постижение содержания произведения на уровне репродуктивном(пересказ), аналитическом(вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев;
- осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.
У детей, прошедших обучение пониманию текста в начальной школе, учителя средних классов отмечают ряд важных умений:
- умение работать с текстом помогает в овладении всеми учебными предметами;
- обучение пониманию текста формирует положительное отношение к чтению, к познавательной деятельности вообще;
- применение приёмов работы с текстом на уроке развивает устную речь, умение слушать другого;
- работа над пониманием текста снижает школьную тревожность.
Технология типа правильной читательской деятельности только тогда принесёт положительные результаты, когда сам учитель примет эту технологию для самого себя. Выявлено, что овладение учителем (взрослым) технологией «диалогового» («вдумчивого») чтения есть главное условие того, чтобы этим элементом читательской культуры овладел ребёнок.
«Художественное произведение открывается не вдруг, а постепенно: чем больше его читают, тем понятнее оно становится, и тем больше наслаждения доставляет». В.Г. Белинский
Список литературы
Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М.,1993
Андреев О.А. «Учитесь быстро читать»- М.: Просвещение, 1991г.
«Большой справочник. Начальная школа».- М.: «Олимп», 2000г.
Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя Начальная школа, 2003 № 1, с. 11-18
Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности. – М., 1993.