
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №93
Трахунова Анжелика Викторовна
учитель начальных классов

Развитие пространственного воображения
младших школьников на уроках информатики

Кредо:
«Активно использовать информационные технологии
как новую возможность развития
пространственного воображения
младшего школьника»

Информационные технологии обучения – новые возможности ученика и учителя.
- доступ к нетрадиционным источникам информации
- повышение информационной вооружённости
- повышают эффективность самостоятельной работы
- развитие творческих способностей
- развитие пространственного воображения
- позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения

Изучение информатики начинается с 3 класса
- Работа ведется по учебникам А.В.Горячева «Информатика в играх и задачах» – безкомпьютерный вариант.
- С четвертого класса начинаем работать на компьютере – А.В.Горячев Информатика и ИКТ «Мой инструмент компьютер»

Найди ошибки художника.


Рассмотри карту. а) Назови координаты домиков Кролика, Совы, Пяточка, и Винни-Пуха.
б) Кто находится в квадратах (6,2); (3,4); (5,4)?
в) Где окажется Пятачок, если он посетит квадраты (3,3); (3,2); (2,2); (2,1)?
г) Напиши путь каждого героя до домика Винни-Пуха:
Пятачок:______________________
Иа:____________________________
Кролик:_________________
Сова:_____________

- Вырежи из бумаги маленького исполнителя. Пусть по твоим командам он найдет выход из лабиринта.

Существуют различные виды компьютерных программ направленные на развитие пространственного воображения:
- собрать картинку из нескольких частей;
- нарисовать фигуру или картинку из отдельных фигурок разной формы и размера;
- дорисовка заданной геометрической фигуры (треугольник, квадрат, овал и др.);
- задания на отыскание в абстрактных картинках заданных фигур или образов;
- составление заданной фигуры из других или имеющихся частей с постепенным увеличением числа деталей («Гараж», «Водитель», «Дом»).
Знакомство с графическим редактором – Не только рисование, но и познание формы различных геометрических фигур, их взаимного сопряжения, компоновки, развитие пространственного воображения.
Твердики (они стоят рядом друг с другом и крепко держатся за руки).
Гидратики (они тоже стоят на месте, но за руки не держатся).
Пневматики (они на месте стоять не могут и все время бегают).
С помощью этих маленьких человечков моделируются окружающие нас предметы и процессы. Например, стакан с чаем будет выглядеть так: дно и стенки из твердиков , внутри - гидратики:
Использование ММЧ позволяет совершенно естественным образом ввести понятие "моделирование".
Мы МОДЕЛИРУЕМ предметы с помощью маленьких человечков. Маленькие человечки – это способ выразить вполне определенные свойства предметов. Другие свойства (которые нам в данный момент не важны) на этом изображении (в этой модели) никак не видны. Например, модель (изображение) стакан с чаем не изменится, если чай заменить на молоко или сок, стеклянный стакан на пласт-массовый или металлическую кастрюлю. В этой модели мы отражаем только одно важное свойство: в сосуде с твердыми стенками налита жидкость. На все остальные свойства мы в этот момент не обращаем внимание.

Нравится ученикам урок с танграмами. Из этих геометрических фигурок они составляют предметы, которые не под силу выполнить взрослым. Для закрепления материала в Художнике из заготовок они составляют много моделей.
В программе Роботландии в графическом редакторе Художник сделала заготовки человечков, из которых дети, уже на компьютере составляли свои модели.
В программе «Роботландия», в графическом редакторе Художник тоже можно сделать для детей задания на нужные темы: Множество, Закономерность, Дерево, Графы, Истина-Ложь, Моделирование, Кодирование. Все эти задания с успехом работают. Детям очень нравится задание Кодирование: на звездном поле много звезд, нужно из них составить свое созвездие. Самые удачные картинки показываю перед уроком.

Дети стали работать в графическом редакторе Paint. У многих довольно неплохо получается. У кого пока не получается в Paint, сканирую их рисунки и вставляю в презентацию. Без работы в этом проекте никто не останется: у кого-то больше получается придумывать загадки, у кого-то – сказки, у кого-то – игры или логические задания, кто-то лучше рисует на компьютере, но одинаково всем нравится делать анимацию.
Познакомила детей с программами: PowerPoint . С учащимися четвертого класса учимся делать презентации в PowerPoint. Они придумывают загадки, потом вставляют их вместе с нужной картинкой или рисунком на выбранный фон в PowerPoint. Придумала долгосрочный проект по правилам дорожного движения, который тоже должен будет предстать в виде презентации в PowerPoint.

Постигая азы компьютерного рисования
Ребята с увлечением рисуют сначала картинку, заданную учителем: домик, облака, солнышко, а потом все больше проявляют инициативу и рисуют то, что они придумывают или изменяют сами

Научившись приемам работы с инструментами, цветами, шрифтами, ребята с удовольствием рисуют открытки-поздравления к праздникам.

Особое внимание стоит уделять тем, кто боится получить неудачные рисунки, так как уверены, что не умеют и не любят рисовать на бумаге и думают, что не сможет создать рисунок на компьютере. Для таких ребят имеется набор пошаговых заданий по обучению рисованию
Рисунок
одним
инструментом
И вот что получается у ребят…
Рисунки
по
образцу

Составление ребусов, кроссвордов

Пронумеруй рисунки по порядку и составь алгоритм для семьи, готовящейся к празднику : запиши команды алгоритма
Купи цветы для новогод-него венка
Подготовься к празднику
Наряди елку
1.Начало
2.Принеси из леса ель
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.Конец
Подготовь подарки
Приготовь еду
Достань игрушки
Укрась новогодний венок
Принеси из лесу ель

Запиши пропущенные команды на схеме алгоритма, впиши слова «ДА» и «НЕТ».
Погладь бельё .
Возьми бельё
Нагрелся ?
Положи вещь, которую будешь гладить
Положи сверху на вещь марлю
Конец

Все задания компьютерного и безкомпьютерного варианта
- повышает качество знаний;
- способствуют активному развитию у младших школьников динамического пространственного воображения;
- творческому подходу в решении различных задач;
- Формирует умение анализировать, переосмысливать, повышают познавательную активность и творческое воображение;
- создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Спасибо за внимание
Желаем успехов!!!
19