Муниципальное казенное учреждение
«Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №55 г. Улан – Удэ»
670014.г Улан – Удэ
ул. В.Шукшина, д.1
тел. 8(3012)290-128
факс: 8(301)2 290 -187
e-mail:school55uu@gmail.com
сайт: http://www.school55uu.ru/
Рассмотрено и утверждено на заседании Педагогического Совета Протокол №1 от 28.08.2016
| «Утверждаю» Директор школы __________А.Х.Аюева Приказ №129 – УР от 29.08.2017 |
Рабочая программа
Предмет (курс, дисциплина) | Музыка |
Класс | 4 «в» |
Уровень образования | начальное общее |
Количество часов в неделю | 1 |
Количество часов в год | 34 |
ФИО учителя | Мисайлова Зоя Петровна |
Должность учителя | учитель начальных классов |
Квалификационная категория | 1 |
Срок действия программы | 1 год |
Учебный год: 2017 -2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 4-го класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования) (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507, от 31.12.2015 N 1576);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) (в ред.
Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577);
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год» (в ред.ПриказаМинобрнауки РФ №38 от 26.01.2016);
на основе авторской программы по предмету «Музыка» Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой (Программы по учебным предметам, ч.2, М., Академкнига). В соответствии с нормативно-правовыми документами:Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
Данная рабочая образовательная программа по музыке для 4 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Цели музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.
Личностные задачи:
формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;
развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм.
Познавательные и социальные задачи:
приобщать к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству;
формировать целостную художественную картину мира;
воспитывать патриотические убеждения, толерантность жизни в поликультурном обществе;
развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию.
Коммуникативные задачи:
формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Содержание учебного предмета
1-я четверть – «Музыка моего народа»
Темы: Россия – Родина моя. Народная музыка как энциклопедия жизни. «Преданья старины глубокой». Музыка в народном духе. Сказочные образы в музыке моего народа.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание отличительных особенностей русской музыки.
Народная песня – энциклопедия жизни русского народа. Разнообразие жанров русской народной песни. От народной песни – к творчеству композиторов (интонационно-песенная основа, энциклопедизм, демократизм, гуманистическое начало). Современная интерпретация народной песни. Общее и различное в музыке народов России и мира: содержание, язык, форма. Интернационализм музыкального языка. Единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов
Характеристика деятельности обучающихся:
-Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.
-Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений своего народа.
-Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества своего народа.
-Воспроизводить мелодии: сольфеджируя; пропевая с текстом с ориентацией на нотную запись.
-Участвовать в инсценировках традиционных народных обрядов.
-Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др.
2-я четверть – «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ»
Темы: «От Москвы – до самых до окраин».Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: всеобщность закономерностей музыки.
Музыка народов – субъектов РФ. Сочинения композиторов на народные песни. Сочинения композиторов на темы песен других народов. Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России. Взаимопроникновение музыкальных интонаций.
Характеристика деятельности обучающихся:
-Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.
-Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений разных народов.
-Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества разных народов.
-Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений.
-Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение.
-Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный).
-Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных средств.
3-я четверть – «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»
Темы: Выразительность и изобразительность музыки народов мира. Своеобразие музыкальных интонаций в мире. Как музыка помогает дружить народам? Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? Как прекрасен этот мир!
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание интернациональности музыкального языка.
Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира.
Характеристика деятельности обучающихся:
- Воспринимать профессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира.
- Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран.
- Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
- Сольмизировать и сольфеджировать мелодии.
- Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров.
- Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
4-я четверть – «Композитор – исполнитель – слушатель»
Темы: Композитор – творец красоты. Галерея портретов исполнителей. Вслушивайся и услышишь!
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: обобщение содержания учебной программы по курсу «Музыка» для начальных классов.
Триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель». Композитор – народ и личность, характер и форма сочинения, интонационные особенности, композиторский стиль. Исполнитель – состав исполнителей (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный исполнительский стиль. Особенности слушания музыки. Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов. Тема «Композитор– Исполнитель– Слушатель» как обобщение содержания музыкального образования школьников начальных классов.
Характеристика деятельности обучающихся:
- Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов.
- Называть изученные музыкальные сочинения и их авторов.
- Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного).
- Узнавать и определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая).
- Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские).
- Участвовать в коллективной, ансамблевой, певческой деятельностях.
- Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).
- Импровизировать, передавать опыт музыкально-творческой деятельности в сочинении, исполнении.
- Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.
- Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:
слушание музыки и размышление о ней;
пение;
инструментальное музицирование;
музыкально-пластическое движение;
драматизация музыкальных произведений.
Если содержание программы 3 класса рассматривается как экспозиция наиболее значимых музыковедческих аспектов в структуре школьного музыкального образования, то задачей программы 4 класса является преломление этих аспектов в музыке разных народов мира.
Обучающиеся, освоившие интонационные основы музыки, принципы ее развития и построения, могут с интересом наблюдать за проявлением этих закономерностей музыкального искусства в музыке своего народа и в музыке других народов России и мира.
Приобщение к музыке народов России и мира происходит на основе сходства и различия музыкальной речи, имеющей свои характерные особенности как в народных, так и в композиторских произведениях.
Сначала обучающиеся погружаются в русскую музыку. Обращаясь к народным песням и песням композиторов, а также к фортепианной, симфонической, вокальной, оперной и балетной музыке, они осознают самые главные отличительные черты русской музыки: песенность, певучесть, широту, преобладающую в песенной, танцевальной и маршевой музыке; распевность, наличие распевов; наличие солиста-запевалы; поступенное движение мелодии; вариационность.
Здесь обучающиеся имеют возможность приобщиться к разным жанрам народной песни – обрядовым, лирическим, хороводным, эпическим песням-былинам, шуточным песням, частушкам, солдатским, трудовым песням. Народные песни сопровождали школьников с 1 класса. Они – живое воплощение жизни русского народа, сердечности и широты его души, красоты русской природы. Четвероклассники осознают, что русская народная песня нашла достойное продолжение в произведениях русских композиторов. Важно, чтобы они поняли, что композиторы всегда, на протяжении всей истории существования страны учились «у своего народа думать, чувствовать и творить».
Далее обучающиеся знакомятся с народной и композиторской музыкой других народов России и мира. Они сравнивают тематику музыкальных произведений, их интонационный склад, средства выразительности, образно-смысловое содержание.
Сопоставляя разные музыкальные примеры, учащиеся отмечают общие черты и различия, находят объяснение этому, делают обобщение, что музыка народов России и мира представляет собой очень яркую и разнообразную картину. Но главный вывод состоит в том, что музыкальный язык не требует перевода, он одинаково понятен всем народам на Земле, сближает их, помогает им общаться и дружить.
4 класс завершает музыкальное образование в начальной школе. Поэтому, с одной стороны, содержание программы этого класса начинает «разработку» основных закономерностей музыки (интонация, развитие музыки, построение музыки), которые найдут свое продолжение в основной школе. С другой – имеет логическое завершение для школьников данной возрастной категории, которое выразилось в возвращении к теме «Композитор – Исполнитель – Слушатель». Это своего рода обобщение содержания музыкального образования обучающихся начальной школы, которое имеет арочное построение (см. музыкальный тематизм программы 1 класса) и позволяет школьникам накопить слушательский опыт, приобрести опыт исполнителей и приобщиться к композиторскому творчеству.
В 4 классе обучающимся предлагаются для прослушивания различные музыкальные произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, М. Балакирева, А.П. Бородина, М.И. Глинки, А.С. Грибоедова, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Г. Свиридова, И.Ф. Стравинского, Д.Б. Кабалевского, Р. Щедрина, А. Эшпая, К. Караева, Э. Бальсиса, К. Хачатуряна, И.С. Баха, Л. Бетховена, В.А. Моцарта, Ф.Шо-пена, Ф. Шуберта, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Равеля, Д. Гершвина.
Кроме этого, в программе представлено большое количество народных и композиторских песен (М. Балакирев, Р. Бойко, В. Голиков, М. Дунаевский, Г. Струве, В. Темнов.Д.Б. Кабалевский, Т. Попатенко, Н. Финк, И. Кириллина, А.Н. Пахмутова и др.), произведений для игры на элементарных музыкальных инструментах, драматизации. Общее количество песен и музыкальных произведений – 44. Из них народных песен – 14, композиторских– 22.
В качестве главных методов программы избраны следующие методы:
метод наблюдения за музыкой;
метод убеждения и увлечения музыкой;
метод импровизации;
метод переинтонирования;
метод «сочинения уже сочинённого»;
метод размышления о музыке;
метод междисциплинарных взаимодействий;
метод восхождения от частного к общему.
Тематическое планирование
№ | Содержание | Количество часов |
1 | «Музыка моего народа» | 9 |
2 | «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ» | 7 |
3 | «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» | 10 |
4 | «Композитор – исполнитель – слушатель» | 8 |
5 | Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | Контрольно-оценочная деятельность | Дата проведения | ||||
Предметные результаты | Метапредметные результаты (УУД) | Контрольные работы | Практические работы | Ппо плану | ффакт | ||||
| Музыка моего народа(9ч.) Россия- Родина моя | 1 | Народная песня- энциклопедия жизни русского народа. | Л.:наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству П.: формирование целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе Р.:Импровизировать на заданную и свободную тему К.:. участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства |
|
|
| ||
| Народная музыка как энциклопедия русской жизни | 1 | Разнообразие жанров народной песни | Л.:наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству П.: формирование целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе Р.: развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства К.: участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства |
|
|
| ||
| Преданья старины глубокой… | 1 | От народной песни – к творчеству композиторов (интонационно-песенная основа, энциклопедизм демократизм, гуманистическое начало). | Л.:наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству П.: формирование целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе Р.:Анализировать и соотноситьвыразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии К.: готовность вести диалог |
|
|
| ||
| Преданья старины глубокой… | 1 | От народной песни – к творчеству композиторов (интонационно-песенная основа, энциклопедизм демократизм, гуманистическое начало). | Л.:наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству П.: устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности Р.:Анализировать и соотноситьвыразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии К.: продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач |
|
|
| ||
| Музыка в народном духе | 1 | Современная интерпретация народной песни. | Л.: реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования П.: устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности Р.:Анализировать и соотноситьвыразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии К.: продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач |
|
|
| ||
| Сказочные образы в музыке моего народа | 1 | Общее и различное в музыке народов России и Мира: содержание, язык, форма. Интренационализм музыкального языка. Единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов. | Л.: реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования П.: устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности Р.:Анализировать и соотноситьвыразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии К.: участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства |
|
|
| ||
| Сказочные образы в музыке моего народа | 1 | Общее и различное в музыке народов России и Мира: содержание, язык, форма. Интренационализм музыкального языка. Единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов. | Л.: позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей П.:осознание роли музыкального искусства в жизни человека. Р.:Анализировать и соотноситьвыразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии К.: участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства |
|
|
| ||
| Сказочные образы в музыке моего народа | 1 | Общее и различное в музыке народов России и Мира: содержание, язык, форма. Интренационализм музыкального языка. Единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов. | Л.: позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей П.:осознание роли музыкального искусства в жизни человека. Р.:Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения и пр.). К.: способность встать на позицию другого человека |
|
|
| ||
| Обобщение темы четверти «Музыка моего народа» | 1 | Разнообразие жанров народной песни | Л.:наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству П.: формирование целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе Р.: ориентация в культурном многообразии окружающей действительности К.: готовность вести диалог |
|
|
| ||
| Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ» - (7 ч)«От Москвы – до самых до окраин». | 1 | Музыка народов – субъектов РФ. Сочинения композиторов на народные песни. Сочинения композиторов на темы песен других народов. Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России. Взаимопроникновение музыкальных интонаций | Л.: реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования П.: формирование целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе Р.: развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства К.: готовность вести диалог |
|
|
| ||
| Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны | 1 | Музыка народов – субъектов РФ. Сочинения композиторов на народные песни. Сочинения композиторов на темы песен других народов. Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России. Взаимопроникновение музыкальных интонаций | Л.: реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования П.: элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности. Р.: развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства К.: способность встать на позицию другого человека |
|
|
| ||
| Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России | 1 | Музыка народов – субъектов РФ. Сочинения композиторов на народные песни. Сочинения композиторов на темы песен других народов. Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России. Взаимопроникновение музыкальных интонаций | Л.:наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству П.: элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности. Р.:Импровизировать на заданную и свободную тему К.: способность встать на позицию другого человека
|
|
|
| ||
| Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России | 1 | Музыка народов – субъектов РФ. Сочинения композиторов на народные песни. Сочинения композиторов на темы песен других народов. Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России. Взаимопроникновение музыкальных интонаций | Л.:наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству П.: формирование целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе Р.:Импровизировать на заданную и свободную тему К.: способность встать на позицию другого человека |
|
|
| ||
| Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России | 1 | Музыка народов – субъектов РФ. Сочинения композиторов на народные песни. Сочинения композиторов на темы песен других народов. Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России. Взаимопроникновение музыкальных интонаций | Л.:-становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма П.: элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности. Р.:Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения и пр.). К.: участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др |
|
|
| ||
| Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России | 1 | Музыка народов – субъектов РФ. Сочинения композиторов на народные песни. Сочинения композиторов на темы песен других народов. Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России. Взаимопроникновение музыкальных интонаций | Л.:наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству П.: формирование целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе Р.:Анализировать и соотноситьвыразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии К.: готовность вести диалог |
|
|
| ||
| Обобщение темы четверти ««Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ». | 1 | Музыка народов – субъектов РФ. Сочинения композиторов на народные песни. Сочинения композиторов на темы песен других народов. Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России. Взаимопроникновение музыкальных интонаций | Л.: реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования П.:осознание роли музыкального искусства в жизни человека. Р.:Анализировать и соотноситьвыразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии К.: участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства |
|
|
| ||
| «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» - 10 часов Выразительность и изобразительность музыки народов мира | 1 | Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира. | Л.: реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования П.:осознание роли музыкального искусства в жизни человека. Р.: ориентация в культурном многообразии окружающей действительности К.: участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства |
|
|
| ||
| Выразительность и изобразительность музыки народов мира | 1 | Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира. | Л.: позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей П.: элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности. Р.: ориентация в культурном многообразии окружающей действительности К.: участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства |
|
|
| ||
| Выразительность и изобразительность музыки народов мира | 1 | Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира. | Л.: позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей П.: элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности. Р.: ориентация в культурном многообразии окружающей действительности К.: продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач |
|
|
| ||
| Своеобразие музыкальных интонаций в мире. | 1 | Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира. | Л.:наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству П.: элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности. Р.:Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения и пр.). К.: продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач |
|
|
| ||
| Как музыка помогает дружить народам? | 1 | Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира. | Л.:наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству П.: формирование целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе Р.:Импровизировать на заданную и свободную тему К.: продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач |
|
|
| ||
| Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? | 1 | Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира. | Л.:-становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма П.: формирование целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе Р.:Анализировать и соотноситьвыразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии К.: участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др |
|
|
| ||
| Как прекрасен этот мир! | 1 | Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира. | Л.:наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству П.: активизация творческого мышления, продуктивного воображения Р.:Анализировать и соотноситьвыразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии К.: способность встать на позицию другого человека |
|
|
| ||
| Как прекрасен этот мир! | 1 | Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира. | Л.:наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству П.: активизация творческого мышления, продуктивного воображения Р.:Анализировать и соотноситьвыразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии К.: способность встать на позицию другого человека |
|
|
| ||
| Как прекрасен этот мир! | 1 | Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира. | Л.:наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству П.: активизация творческого мышления, продуктивного воображения Р.:Анализировать и соотноситьвыразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии К.: способность встать на позицию другого человека |
|
|
| ||
| Обобщение темы четверти ««Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ». | 1 | Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира. | Л.:наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству П.:осознание роли музыкального искусства в жизни человека. Р.: ориентация в культурном многообразии окружающей действительности К.: участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства |
|
|
| ||
| «Композитор – исполнитель – слушатель» - 8 часов Композитор – творец красоты | 1 | Триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель». Композитор – народ и личность, характер и форма сочинения, интонационные особенности, композиторский стиль. | Л.:наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству П.:осознание роли музыкального искусства в жизни человека. Р.: ориентация в культурном многообразии окружающей действительности К.: участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства |
|
|
| ||
| Галерея портретов исполнителей | 1 | Исполнитель – состав исполнителей (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный исполнительский стиль. Особенности слушания музыки. Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов.
| Л.: позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей П.:осознание роли музыкального искусства в жизни человека. Р.: ориентация в культурном многообразии окружающей действительности К.: участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства
|
|
|
| ||
| Галерея портретов исполнителей | 1 | Исполнитель – состав исполнителей (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный исполнительский стиль. Особенности слушания музыки. Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов.
| Л.: позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей П.: элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности. Р.: ориентация в культурном многообразии окружающей действительности К.: участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства |
|
|
| ||
| Галерея портретов исполнителей | 1 | Исполнитель – состав исполнителей (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный исполнительский стиль. Особенности слушания музыки. Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов.
| Л.:наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству П.: устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности Р.: ориентация в культурном многообразии окружающей действительности К.: готовность вести диалог |
|
|
| ||
| Галерея портретов исполнителей | 1 | Исполнитель – состав исполнителей (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный исполнительский стиль. Особенности слушания музыки. Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов.
| Л.:наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству П.: формирование целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе Р.:Передавать эмоциональные состояния в различных видах узыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения и пр.). К.: готовность вести диалог |
|
|
| ||
| Вслушивайся и услышишь! | 1 | Особенности слушания музыки. Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов. | Л.:наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству П.: формирование целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе Р.: развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства К.: продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач |
|
|
| ||
| Вслушивайся и услышишь! | 1 | Особенности слушания музыки. Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов. | Л.:наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству П.: формирование целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе Р.: развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства К.: готовность вести диалог |
|
|
| ||
| Заключительный урок- концерт | 1 | Тема «Композитор– Исполнитель– Слушатель» как обобщение содержания музыкального образования школьников начальных классов | Л.:-становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма П.: устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности Р.: ориентация в культурном многообразии окружающей действительности К.: участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др |
|
|
|
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Достигаются в процессе личностных, познавательных и коммуникативных учебных универсальных действий обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы связаны с развитием интереса обучающихся к музыкальному искусству, эмоционально-нравственного отклика на него, а также с формированием музыкальной грамотности учащихся. Это и стало основными критериями результативности музыкального образования, которые конкретизируются следующим образом:
1. Степень развития интереса к музыке проявляется в:
• многообразии образов, характеристик, понятий, жанров и пр., которыми оперируют обучающиеся;
• ценностном постижении произведений искусства, их сопоставлении, многовариантности высказываний, образном самовыражении в творчестве;
• устойчивости интереса – длительности впечатлений от знакомых произведений, желании познакомится с новыми произведениями, потребности в собственном художественном творчестве.
2. Степень развития эмоционально-нравственного отклика на художественное произведение выявляется через:
• выражение положительных чувств, эмоций и переживаний, способность к сопереживанию;
• высказывание самостоятельных взглядов и суждений;
• способность к нравственной оценке.
Высокая степень – устойчивое, средняя – периодическое, низкая – эпизодическое проявления положительных чувств, эмоций, переживаний, способности к сопереживанию, проявлению самостоятельных взглядов и суждений, к нравственной оценке.
3. Степень развития музыкальной грамотности обучающихся определяется по:
• способности «с лету», без предварительной подготовки, после однократного знакомства «схватить» самое существенное в произведении;
• способности свободно ориентироваться в специфике музыкального языка;
• способности размышлять о музыке – анализировать, сравнивать, обобщать;
• способности ощутить авторский стиль;
• способности отличать шедевр от моды (развитие художественного вкуса).
Постоянное проявление данных способностей свидетельствует о высокой степени, периодическое – о средней, эпизодическое – о низкой степени музыкальной грамотности обучающихся.
Таким образом, критериальный подход к музыкальному развитию обучающихся способствует безотметочномуоцениванию промежуточных и итоговых результатов работы по музыке в каждом классе, ибо данный процесс личностно ориентирован и имеет диалектический характер художественного познания мира.
Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), музыкальный инструмент фортепиано, видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации MicrosoftPowerPoint.
Раздел 5. Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации программного содержания используются:
Литература:
1. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка 4 класс Учебник /Академкнига, 2011 год
2. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка 4 класс Методическое пособие для учителя / Академкнига, 2011 год
Музыкальный материал к темам учебной программы по курсу «Музыка»
4 класс
1-я четверть «Музыка моего народа»
«Музыка». Музыка Г. Струве, слова И. Исаковой.
«Русь». Музыка В. Голикова, слова Н. Мухина.
«Как у наших у ворот». Русская народная песня (с сопровождением на ложках и бубне).
«Ходит месяц над лугами». Из альбома фортепьянных пьес «Детская музыка». С. Прокофьев.
«Играй, гармонь». Музыка В. Голикова, слова А. Дитерихса.
«Как в лесу, лесу-лесочке». Русская народная песня. Запись и обработка С. Полонского.
«Осень». Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.
«Как во городе стольном киевском». Русская народная песня.
«Первая песня Баяна» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
«Фантазия на темы И. Рябинина» для фортепьяно с оркестром. А. Аренский.
«Вставайте, люди русские!». Хор из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.
«Парень с гармошкой». Г. Свиридов.
«Колыбельная» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.
Вариации на тему песни «Вниз по матушке по Волге» из скерцо-фантазии «Баба-Яга». А. Даргомыжский.
«Кадриль». Музыка В. Темнова, слова О. Левицкого.
«Воронежские частушки»
«Озорные частушки» музыка Р. Щедрина
«Ария Снегурочки» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Исполняет В. Соколик.
«Частушки Бабок-Ежек». Музыка М. Дунаевского, слова Ю. Энтина.
«Тили-бом» из цикла «Три истории для детей» для голоса и фортепьяно на русские народные тексты из собрания сказок А.Н. Афанасьева.
«Сны». Музыка Р. Бойко, слова И. Михайловой.
Фрагменты из балета «Чиполлино»: «Общий танец», «Танец полицейских и Помидора», «Шествие Лимона», «Груша наигрывает на скрипке», «Строительство домика Тыквы», «Выход Помидора», «Погоня». Музыка К. Хачатуряна. Чтец В. Абдулов.
2-я четверть «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ»
«Улетели журавли». Музыка Р. Бойко, слова Е. Благининой.
Концерт № 3 для фортепьяно с оркестром (главная мелодия 1-й части). С. Рахманинов.
Концерт № 3 для фортепьяно с оркестром (фрагмент). С. Рахманинов.
«Исламей». Фантазия для фортепьяно (татарская и кабардинская темы). М. Балакирев.
«Перепелочка» (фортепьянная пьеса на тему белорусской народной песни). А. Эшпай.
«Зима». Музыка Ц. Кюи.
«Здравствуй, русская зима!». Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова.
«Кто о чем поет?» (в татарском стиле). Музыка Р. Бойко, слова В. Викторова.
«На лужке». Марийская народная песня. Русский текст В. Татаринова.
«Колыбельная». Народная песня коми. Русский текст С. Болотина.
«Ой, тайга, ой, пурга». Чукотская народная песня. Русский текст и обработка О. Грачева.
«Уйнапат». Эскимосская народная песня.
«Моя колыбельная». Удыгейская народная песня.
«Сокол». Аварская народная песня.
«В каждом ауле песни поют». Черкесская народная песня.
3-я четверть «Между музыкой разных народов мира нет не переходимых границ»
«Бульба». Белорусская народная песня.
«Камертон». Норвежская народная мелодия. Русский текст Я. Серпина.
«Ласточка» (в азербайджанском стиле). Музыка Р. Бойко, слова В. Викторова.
«Мавриги». Узбекский народный танец-марш (для исполнения с музыкально-ритмическими движениями).
«Полька». Чешская народная песня-танец. Русский текст В.Викторова .
«Люли, люли, моя крошка». Литовская народная песня, русский текст Ю. Григорьева.
«Провожание». Народная песня коми.
«Солдатушки, бравы ребятушки». Русская народная песня.
«Третий танкист». Музыка Т. Попатенко, слова Я. Халецкого.
«Песни и пляски птиц» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
«Светлячок». Грузинская народная песня.
«Русская песня», «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома» для фортепьяно. П. Чайковский.
«Маленький негритенок». К. Дебюсси.
«Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс». Д. Гершвин.
«Дело было в Каролине» (в американском стиле). Музыка Р. Бойко, слова В. Викторова.
«Летите, голуби, летите!». Песня из кинофильма «Мы за мир» музыка И. Дунаевского, слова
М. Матусовского
«Вариации на русскую тему». Л. ван Бетховен.
«Венецианская ночь». М. Глинка.
«Богдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». 4-я часть симфонической сюиты «Шехеразада» (Allegro). Н.А. Римский-Корсаков.
«Баллада о детях». Музыка Н. Финка, слова З. Ямпольского.
«Пойду ль я, выйду ль я». Русская народная песня (с сопровождением на баяне, ложках, бубне).
«Взял бы я бандуру». Украинская народная песня в исполнении капеллы бандуристов под управлением Г. Кулябы.
«Плясовая» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.
«Лявониха». Белорусский народный танец. Обработка для цимбал с оркестром. Н. Прошко. Солирует на цимбалах А. Славия.
«Это для нас!». Музыка Т. Попатенко, слова М. Лаписовой.
«Ахмаслинца, сметанница». Русская народная песня.
«Февраль (Масленица)» из фортепьянного альбома «Времена года». П. Чайковский.
«Веснянка». Украинская народная песня.
Концерт № 1 для фортепьяно с оркестром (главная тема финала). П. Чайковский.
«Свадьба Солнца и Весны». Музыкальная сказка в стихах. Стихи Поликсены Соловьевой. Музыка М. Кузмина.
4-я четверть «Композитор – исполнитель – слушатель»
«Маленькая двухголосная фуга». И.С. Бах.
Симфония № 40 (соль-минор) (экспозиция 1-й части). В.А. Моцарт.
«Вальс». А. Грибоедов.
Сцена Снегурочки с Морозом и Весною из пролога к опере «Снегурочка». Н.А. Римский-Корсаков.
«Ария Снегурочки» из оперы «Снегурочка». Н. А. Римский-Корсаков.
«Третья песня Леля» из оперы «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков.
Фрагменты из оперы «Садко». Н.А. Римский-Корсаков:
(четвертая картина) – «Песня Варяжского гостя» (бас), «Песня Индийского гостя» (тенор), «Песня Веденецкого гостя» (баритон);
(шестая картина) – «Колыбельная Волховы» (сопрано). Исполняет Г. Олейниченко.
«Беловежская пуща». Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова. Исполняют: ВИА «Песняры»,
А. Макарский, Большой детский хор под упр. В. Попова, Ф. Гойя (гитара).
«До свиданья, Москва!». Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова. Исполняют: Л. Лещенко и
Т. Анциферова; Л. Лещенко и Л. Долина; М. Магамаев; инструментальный ансамбль «Мелодия»; Дмитрий Маликов (инструментальная запись); Ф. Гойя (гитара).
«Поклонимся великим тем годам». Музыка А. Пахмутовой, слова М. Львова. Исполняют: Л. Зыкина, И. Кобзон, Н. Басков, Р. Ибрагимов.
«Дом под крышей голубой». Музыка И. Кирилиной, слова В. Орлова.
«Славься!». Хор из оперы «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». М. Глинка.
Лист изменения и дополнения календарно- тематического планирования.
№ п/п | Дата | Характеристика изменений | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|