Понятие рифмы
Понятие стопы, метра и стихотворного размера.
Б у ря мгл о ю н е бо кр о ет,
Стопа
стихотворный
Метр размер
В и хри сн е жные кр у тя…
- расставить ударение;
- определить ударные и безударные слоги;
- поставить номера ударных слогов или записать полученную схему;
- определить размер.
Двусложный размер, состоящий
из ударного и безударного слогов.
1,3,5,7….
Б у́ ря мгл о́ ю н е́ бо кр о́ ет В и́ х ри сн е́ ж ны е кру т я́ …
А.С. Пушкин
Двусложный размер, состоящий
из безударного и ударного слогов.
2,4,6,8….
Мой д я́ дя с а ́мых ч е́ стных пр а ́вил…
А.С. Пушкин
Хорей – плавный, протяжный, напевный. Поэты использовали данный стихотворный размер, чтобы придать своему произведению легкость, романтичность.
Ямб – деловой, энергичный. Яркой особенностью этого стихотворного размера является придание стихотворению определенного четкого ритма. Очень часто ямб использовали, чтобы произведение было бодрым, ясным. Ямбом писали торжественные оды.
Трехсложный размер, в котором ударение падает на первый слог, а два других – безударные.
1,4,7,10….
Т у́ чки не б е́ сные, в е́ чные стр а́ нники
М.Ю.Лермонтов
Трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог, а два других – безударные.
2,5,8…
Не в е́ тер бу ш у́ ет над б о́ ром,
Не с г о́ р побе ж а́ ли ру чь и́ …
- Не с г о́ р побе ж а́ ли ру чь и́ …
Н.А.Некрасов
Трехсложный размер, в котором ударение падает на последний слог,
а два других – безударные.
3,6,9,12….
О, вес н а́ без кон ц а ́ и без кр а ́ ю — Без кон ц а́ и без кр а ́ ю меч т а́ !
А.Блок
Анапест сходен с ямбом, т.к. ритмически утверждает жизнелюбие. А дактиль , также как и хорей создаёт минорный лад.
У амфибрахия монотонно-раскачивающаяся интонация.
А.П. Сумароков (поэт, литератор, современник М.В. Ломоносова) находил, что амфибрахий – своеобразная золотая середина.
Поэт называл хорей и дактиль “ нежными стопами ”, ямб и анапест – “ живоносными ”. А вот про амфибрахи й говорил, что это “ нежности и живности смесь ”.
УСЕЧЁННАЯ СТОПА - строка, в которой последняя стопа дана неполной.
ПИРРИХИЙ - это группа слогов, состоящая из 2-х безударных слогов.
ВАня – хорей ИвАн - ямб
В е тер п о мор ю гул я ет
И кор а блик подгон я ет;
О н беж и т себ е в волн а х
На разд у тых парус а х.
А.С.Пушкин
Четырехстопный хорей
У луком о рья д у б зел е ный,
Злат а я ц е пь на д у бе т о м,
И дн е м, и н о чью к о т уч е ный
Всё х о дит п о цеп и круг о м.
А.С.Пушкин
ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ ЯМБ
Я теб е ничег о не скаж у ,
Я теб я не встрев о жу нич у ть,
И о т о м, что я м о лча тверж у
Не реш у сь ни на чт о намекн у ть.
А.Фет
ТРЕХСТОПНЫЙ АНАПЕСТ
Б у дем как С о лнце! Заб у дем о т о м, Кт о нас вед е т по пут и золот о му…
К. Бальмонт
ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ ДАКТИЛЬ
Дуб о вый лист о к оторв а лся от в е тки род и мой
И в ст е пь укат и лся, жест о кою б у рей гон и мый..
М.Ю.Лермонтов
ПЯТИСТОПНЫЙ АМФИБРАХИЙ
Созвучие в окончании двух или нескольких
слов.
Виды рифм
ПАРНАЯ
аабб
КОЛЬЦЕВАЯ,
ОПОЯСЫВАЮЩАЯ
ПЕРЕКРЕСТНАЯ
абба
абаб
Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог , Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог . Его пример другим наука ;
Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство , Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!"
А.С. Пушкин
Рифмы бывают:
Мужские – ударение на последний слог в строке
Женские – ударение на второй с конца строки слог
Дактилические – ударение на третий с конца слог
Гипердактилические – ударение на четвертый с конца слог
Рифмы делятся на:
Простые и составные;
Ясные и неясные .
В приведенных примерах
обозначьте способ рифмовки.
В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далёких, чуждых стран.
ПЕРЕКРЕСТНАЯ
М.Ю.Лермонтов
Сижу за решеткой в
темнице сырой.
Вскормленный в неволе
орёл молодой ,
Мой грустный товарищ,
махая крылом,
Кровавую пищу клюёт
под окном.
А.С. Пушкин
ПАРНАЯ
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась
рано,
По лазури весело играя.
М.Ю.Лермонтов
КОЛЬЦЕВАЯ, ОПОЯСЫВАЮЩАЯ