«Образы симфонической музыки»
Урок музыки в 6 классе
Цель урока:
Через восприятие образного содержания музыкальных произведений способствовать формированию гармонического развития личности
Задачи урока:
Метапредметные
Способствовать развитию чувства эстетического сопереживания к произведениям искусства
Учить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека
Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства
Способствовать пониманию и различию лирических и драматических образов
Предметные
Способствовать развитию творческих способностей учащихся, образному и ассоциативному мышлению
Способствовать развитию вокально-хоровых навыков
Учить высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения
Развивать представление о широких связях музыки и литературы
Личностные
Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к русской поэзии и музыке
Способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса учащихся, потребности в общении с музыкой.
Методы: словесно-индуктивный, наглядный, частично-поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление, междисциплинарных взаимодействий
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, фортепиано
Ход урока
Новый музыкальный жанр, который возник во второй половине 19 века, станет главным предметом нашего внимания. Жанр этот называется «музыкальные иллюстрации».
Слайд 1
Сегодня на уроке будет звучать музыка Г.В. Свиридова. Георгий Васильевич Свиридов (1915 – 1998), русский композитор. Жил в городе Курске. В детстве любил играть на балалайке. Играл в оркестре русских народных инструментов. В 1932 году приехал в Санкт-Петербург (Ленинград). Здесь учился в музыкальном техникуме, консерватории. Был учеником Д.Д. Шостаковича. Сочинял песни, романсы, кантаты, вокальные циклы, музыку для кинофильмов. Музыка Г.В. Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность.
А произведение называется так: «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». События происходят зимой 1811года в русской деревне в доме гостеприимного помещика. У него была дочь Марья Гавриловна. В этой деревне находился в отпуске молодой прапорщик Владимир. Марья Гавриловна и Владимир были влюблены друг в друга. Родители Марьи Гавриловны не одобряли эти отношения, поэтому молодые влюбленные встречались и переписывались тайно. Они решили обвенчаться без согласия родителей. В назначенный день жених и невеста должны были встретиться в церкви соседней деревни для венчания. На улице разыгралась метель. Падал снег и дул сильный ветер. Владимир сбился с пути и приехал совсем в другое место. Марья Гавриловна и Владимир не смогли пожениться….
Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова – это взгляд нашего современника на Россию 19 века. Ведь отделяет эти два шедевра русской культуры промежуток времени в 150 лет.
Слайд 2
Музыка иллюстраций состоит из нескольких пьес, написанных для симфонического оркестра.
Слайд 3
Сегодня вы убедитесь в необыкновенных возможностях симфонического оркестра. Музыка Свиридова пронизана разнообразными интонациями и ритмами пушкинского времени и выразила их в зарисовках природы, бытовых танцах, романсах, маршах, сценах из жизни героев действующих лиц. Открывает цикл пьеса «Тройка»
Слайд 4
-Вспомните имена главных героев повести А. Пушкина «Метель» (ответы)
-Почему Пушкин называет свою повесть «Метель»? (ответы)
-Какие события сопровождает метель?
Слайд 5
Рассказ автора:
…Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла в мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землей. Владимир очутится в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу, лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались… Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось.
Рассказ Бурмина:
«Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою… . Берега были занесены… Буря не утихала…»
Вспомните, в каком эмоциональном состоянии пребывают главные герои?
Слайд 6
Попробуем смоделировать музыкальный образ этой пьесы. Каков он будет – лирический или драматический?
-Как будет звучать ваша музыка? (ответы)
Слайд 7 (звучание музыки)
После прослушивания беседа о характере образа в музыке, о количестве тем.
Слайд 8
Проигрывание мелодий. Мелодии напоминают русскую народную протяжную песню. Предложить классу пропеть мелодии.
-Всегда ли эти мелодии звучали тихо и протяжно?
-Как звучало вступление?
(громко, зловеще, подвижно, тревожно)
- Что хотел «сообщить» композитор в музыке вступления?
-Какой образ передает музыка?
- Какой принцип развития музыки применяет композитор для достижения драматизма?
Повторное прослушивание
Слайд 9
Следующая музыкальная иллюстрация называется «Романс»
-Что такое романс?
Если вспомнить содержание повести Пушкина, то обнаружим, что там не было сцены, в которой кто-либо исполнял романс. Но в пушкинскую эпоху романс был любимым жанром музицирования. Особенно был популярен романс Н. Зубова на стихи неизвестного автора «Не уходи».
Слайд 10
Исполнение произведения.
Чутко следуя вкусам того времени, стремясь приблизится к чувствам современников поэта, композитор пишет свой «Романс» без слов.
Слайд 11
Сравнить нотную запись. Отметить интонационное сходство. Цитирование мелодии, как будто, приближает нас к эпохе в повести А. Пушкина.
Слушание музыки
После прослушивания беседа.
-Что напоминает мелодия?
-Каково направление мелодии?
-Какой образ передает музыка?
-Какой инструмент звучит особенно пронзительно в кульминации?
Слайд 12
-Почему композитор исполнение главной темы в кульминации поручает трубе?
«Романс» в музыкальных иллюстрациях Г.В. Свиридова – это воспоминание о безвременно ушедшем из жизни Владимира. Мечты о несостоявшемся счастье.
-Какой образ создает композитор? (лирический)
Слайд 13
Труба была инструментом популярным в 19 веке, так как входила в состав духового оркестра.
Слайд 14
В пушкинскую эпоху на придворных балах в домах помещиков и дворян играл духовой оркестр, который исполнял не только танцы, но и военные марши, мелодии из арий и песен.
Слайд 15
«Между тем война со славою была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу…Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались. Возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами… Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове ОТЕЧЕСТВО…» Так описана победа над армией Наполеона в повести «Метель».
Слайд 16
В Государственном Эрмитаже есть галерея, посвященная героям-победителям. А.С. Пушкин в своём стихотворении «Полководец» описывает Военную галерею:
«У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистью свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокий.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жён,
Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил,
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода,
И вечной памятью двенадцатого года…»
Военная галерея 1812 года была торжественно открыта в 1826 году. На церемонии собралось много полководцев, а солдаты прошли торжественным маршем под звуки духового оркестра мимо портретов своих военных начальников. Владимир и Бурмин были участниками Отечественной войны 1812 года.
Слайд 17
Слушание музыки «Военный марш». После прослушивания анализ произведения.
-Какими интонациями насыщена музыка?
- Что роднит две мелодии марша?
- Что различает?
- Какова форма этой пьесы?
- Какой образ передает музыка?
Если трехчастная форма усиливает характер музыки, то какой образ создает композитор?
Сегодня мы убедились, что симфонический оркестр обладает способностью передать самые различные образы: лирические, драматические, эпические.