Тема урока: | Рисование натюрморта из чайника, овощей и фруктов |
Тип урока: | Комбинированный |
Вид урока: | Рисование с натуры |
Цель урока: | Научить рисовать натюрморт с натуры |
Задачи урока: |
|
Оборудование: | Компьютер, доска, мм-проектор, презентация, рисунок учителя, ткань, фрукты, овощи, чайник, бумага, простые карандаши, ластики. |
План урока.
Орг.момент (1 мин);
Постановка темы урока (1 мин);
Вводная беседа (10 мин);
Закрепление (5 мин);
Самостоятельная работа детей (20 мин);
Итоги работы (1 мин)
Выставка работ (2 мин);
Ход урока.
Орг.момент.
Проверка готовности детей к уроку, наличия у них необходимого оборудования.
Постановка темы урока.
Слайд 1. Ребята, посмотрите на экран. Как называется тема нашего урока? (Натюрморт). Сегодня мы будем учиться рисовать натюрморт из чайника, лимона, яблока с натуры. Работа рассчитана на два урока. На этом уроке наша задача закомпоновать рисунок – обозначить положение предметов и их форму. На следующем уроке вы сделаете рисунок в цвете.
3. Вводная беседа.
А что такое натюрморт? (Ответы детей). Наверняка вам знакома песня Гладкова «О картинах», послушайте отрывок из нее. (Слайд 2.)
Конечно, это не научное определение натюрморта. Натюрморт – это…(Слайд 3). Дословно натюрморт переводится как «мертвая природа», но посмотрите, сколько в нем жизни! (Слайды 4-6). Обсуждение картин. (Что изображено на картине? Кто художник? Какие цвета?)
Ребята, я хочу познакомить вас с прекрасным художником Борисом Михайловичем Кустодиевым.
Есть художники, к творчеству которых хочется возвращаться постоянно. К ним можно отнести и Бориса Михайловича Кустодиева, солнечного в прямом смысле этого слова живописца. Удивительный художник с удивительной судьбой, которая, может быть, и стала причиной того, что его живописные работы не совсем обычны. Кто-то может сказать, что они примитивны, что это этакая несложная «народность». Часто Б.М. Кустодиева упрекают в том, что он де, обладая талантом и будучи любимым учеником И.Е.Репина, отказался от стиля Репина и пошел своим путем, но при этом забывают о том, что, пойдя путем И.Е. Репина, Б.М. Кустодиев стал бы лишь его жалкой копией. Когда и почему наступил перелом в творчестве Кустодиева сказать трудно, но именно благодаря этой его солнечной манере письма он и стал знаменит и узнаваем.
Б.М. вводит «сочно» написанный натюрморт. Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Это всевозможные решета с фруктами и овощами, булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки ("Купчиха за чаем"), ожерелья, кольца и шелк. Как драгоценные камни они переливаются яркими красками, радуя глаз своей нарядностью, пестротой и изобилием . Сравните картины «Купчиха за чаем» и «Извозчик за чаем». Из этих картин можно мысленно выделить натюрморты. Как предметы, их расположение, количество помогают охарактеризовать героев картины? (Изобилие и простота – можно судить о социальном положении…).
А вот натюрморт «Гранаты».? (Простота, контраст красного и темного создают гармонию). Вот другой натюрморт «Фазан и омар». Что можете сказать о нем? (Сочные, яркие краски – эффект богатства, изобилия).
Перейдем непосредственно к работе над нашим натюрмортом. Ребята, какие предметы будем рисовать? (…). Как будем располагать альбомный лист? (Вертикально). Когда определена точка зрения, границы натюрморта и форма листа (вертикаль или горизонталь), можно приступать к рисованию.
Задача состоит в том, чтобы в процессе рисования не нарушать замысла, который у вас сложился. Поэтому нельзя рисовать, начиная с отдельного предмета, постепенно пририсовывая к нему остальную часть изображения. В этом случае неизбежно будут нарушены сравнительные размеры предметов, рисунок может не уложиться в лист или оказаться значительно меньше, чем нужно.
Начинают с наброска всей группы – ее нужно закомпоновать в листе легкими беглыми линиями, очертить весь натюрморт, устанавливая на листе места, где располагаются предметы. (Слайд ) В этой работе вы встретитесь с задачей установить правильные соотношения размеров предметов. Делается это с помощью визирования. (На примере нашего натюрморта, что больше, сколько раз меньший предмет укладывается в большем?). Затем намечают высоту каждого предмета и заключают их в простые геометрические фигуры. В какую фигуру можно заключить чайник? (Прямоугольник). Яблоко? (Квадрат, прямоугольник). Лимон? (Квадрат). Снова проверяют соотношение размеров предметов. После можно начинать прорисовывать каждый предмет, начиная с самого сложного. В нашем натюрморте какой предмет сложнее всего будет рисовать? (Чайник). Какой он формы? (Цилиндрической). Когда намечены границы всего натюрморта, можно наметить место и размер каждого предмета. Также, с помощью визирования, определяем высоту и ширину чайничка. Намечаем штрихами. Затем можно очертить его границы – нарисовать прямоугольник. Затем рисуем овалы – дно, верх. Обратите внимание, что верхний край овала всегда визуально уже, не забудьте передать это при рисовании. Обозначив дно и прорисовав верх, можно приступать к рисованию ручки и носика. Снова используйте визирование, чтобы определить правильное соотношение этих частей чайничка. Попробуем. Ручка примерно составляет половину всей длины предмета, носик – треть. Прорисовав чайник, убрав лишние линии, можно приступать к простым предметам. Затем обозначаем линию плоскости и рисуем, если необходимо, драпировку.
4. Закрепление.
Итак, с чего же начнем рисовать натюрморт? (Обозначим всю композицию, заключив ее в многоугольник). Затем? (Наметим высоту предметов и заключим их в простые геометрические фигуры). С какого предмета начинаем прорисовывать форму? (С самого сложного – чайничка). Что прорисовываем у него вначале? (Овалы дна и верха). На что надо обратить внимание? (Верхний край овала кажется уже). Что делаем дальше? (Прорисовываем лимон, яблоко, линию плоскости). Приступайте к работе.
5. Самостоятельная работа детей .
6. Итоги работы.
Что учились рисовать?
С каким художником познакомились?
Какие его картины запомнились?
7.Выставка работ.