«Осень 2024»

Изучение поэзии к. чуковского

В данной статье представлена важность изучения поэзии К.И. Чуковского на уроках литературного чтения в начальной школе.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

МОНОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОЭЗИИ К.ЧУКОВСКОГО НА УРОКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ



Методистами и учеными безусловно признаётся огромная роль литературы и чтения в формировании личности младшего школьника. Как учебный предмет именно литературное чтение обладает возможностью решать целый комплекс задач: формировать мировоззрение, нравственность, развивать эстетические чувства, образное мышление, речь.

Проблемы влияния искусства слова на формирование личности рассматривались в трудах таких ученых, как М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, О.И. Никифорова и др. Определенный научный интерес представляют труды ученых Н.Н. Светловской, О.В. Джежелей, в которых рассматриваются особенности воспитания школьников-читателей.

Поэзия как важный элемент школьного курса литературы приобщает к духовному богатству народа, формирует нравственный мир младшего школьника. У истоков зарождения такого общепризнанного пласта детской поэзии, как поэзия «золотого века русской детской литературы», стоял Корней Иванович Чуковский. В начале прошлого века, вступив на творческую стезю как литературный критик и крупный литературный исследователь, Корней Иванович становится выдающимся детским поэтом и писателем, чьи стихотворения и сказки являются нашим классическим наследием. Яркие, необычные образы, четкая рифма, строгий ритм делали его стихотворения быстро запоминающимися. Но Чуковский не ограничился только собственными сочинениями, он стал переводить для детей лучшие произведения мировой литературы: Редьярда Киплинга, Даниэля Дефо, Распэ Уитмена и др., а также библейские сюжеты и греческие мифы. Книги Чуковского иллюстрировали лучшие художники того времени, что делало их еще более привлекательными [2].

Однако, несмотря на то, что на полках современных книжных магазинов и на абонементах в детских библиотеках представлено большое многообразие книг различных изданий, к нашему сожалению, постепенно интерес подрастающего поколения к творчеству великого поэта угасает. Это подтверждают результаты нашего исследования. В современных учебниках по литературному чтению встречаются одни и теже произведения поэта: «Федотка», «Путаница», «Радость», «Федорино горе», загадки. Часто эти тексты помещены в разделы юмористического и развлекательного характера: «Словесные забавы», «Фантазёры» (УМК «Ритм»), « И в шутку и в серьёз» (УМК «Школа России») и др. А работа с произведениями поэта направлена в основном на воспроизведение содержания: «Почему плачущий мальчик вызывает не сочувствие, но смех? Прочитай выразительно» [4, с 138]. Правда, есть отдельные задания на сравнение жанров: «1. Похоже ли это стихотворение на сказку? Чем? 2. Назови персонажей этой сказки» [1, с 114]. «1. Чем похоже это стихотворение на небылицу ?» [1, с 116]. Как показывает анализ анкетирования учителей начальных классов, 75% опрошенных всё же видят определённую специфику в методике работы над произведениями поэта. Это обусловлено, в первую очередь, отдаленностью изображаемой автором эпохи. Однако отбор произведений К. Чуковского, предлагаемый учителями, также очень традиционен: «Бармалей», «Федорино горе», «Тараканище». Наши опросы показывают, что отдельные педагоги используют произведения К. Чуковского и во внеурочной работе: устраивают уроки-праздники, посвящённые творчеству К.И. Чуковского, викторины, вечера знакомства с поэтом, КВН и т. д.

К сожалению, анкетирование учащихся 4-ых классов показало, что к концу обучения в начальной школе дети практически не помнят произведений поэта, некоторые даже принимают автора за композитора, не могут назвать произведения, путают его с другими авторами. Поэтому мы решили проверить, возможно ли формирование читательской самостоятельности при изучении поэзии Корнея Ивановича Чуковского в начальной школе.

Мы решили расположить отобранные для нашего эксперимента произведения К.И. Чуковского монографически. Монографический подход заключается в знакомстве учащихся с блоком произведений, причем блок может включать произведения на одну тему, произведения одного жанра либо произведения какого-то одного писателя. Нами был выбран блок произведений одного автора и одного жанра: сказки.

В соответствии с основными принципами монографического подхода мы решили не рассказывать вначале о личности поэта, как того требует традиционная методика. Мы предполагали, что в ходе чтения отобранных нами текстов у детей непременно появится интерес к К.И. Чуковскому как к человеку, личности, и наш рассказ о биографии поэта на последних уроках будет более уместным.

Уроки проводились с учащимися 2 класса МБОУ СОШ №6 г. Смоленска, обучающимися по учебникам «Литературное чтение» (авторы Г.С. Меркин, Б.Г.Меркин, С.А. Болотова). В 2 классе обучается 19 учеников: 13 девочек и 6 мальчиков. Дети с разным уровнем речевого развития и разной скоростью чтения. Была разработана программа нашего исследования, включающая в себя 6 уроков.

Для 1-ого урока мы выбрали замечательную сказку К.И. Чуковского «Федорино горе». Целью занятия было познакомить учащихся с авторской сказкой «Федорино горе», воспитывать любовь и бережное отношение к окружающим нас вещам, аккуратность. Для работы на 2-ом уроке ̵ сказку К.И. Чуковского «Телефон». Целью являлось формирование коммуникативных УУД на основе знакомства младших школьников с произведением К.И. Чуковского «Телефон». Для работы на 3-ем и 4-ом уроках ̵ произведение «Айболит». Целью уроков было формирование умения анализировать произведение, выявлять в нём поучительные моменты и применять их в своей жизни; вызвать интерес ребят к предложенной книге. В ходе всей своей работы мы опирались исключительно на детскую книгу, а в процессе работы над книгами следовали логике типа правильной читательской деятельности: думание над книгой до чтения, во время чтения и после чтения. Учащиеся с легкостью предугадывали содержание по заглавию и иллюстрациям. При обсуждении прочитанного ребята размышляли о поступках героев и том, как бы они сами поступили в данной ситуации: «Федора поступила не правильно, когда не мыла посуду», - отвечал Никита К. («Федорино горе»); «Автор вежливо отвечает на все просьбы зверей, даже глупые», - Настя К. («Айболит»).

В качестве вспомогательного компонента, чтобы второклассникам было легче представить описанную Чуковским в сказках эпоху, мы в своей работе использовали качественные советские видеофильмы («Федорино горе» режиссера Наталии Червинской, «Телефон» ̶ Михаила Цехановского, «Айболит» ̶ Давида Черкасского). Видеофильмы позволяли не только увидеть учащимся незнакомые предметы быта, интерьера, но и прочувствовать ритм, стиль, манеру общения и повадки животных, что способствует более полному эмоциональному восприятию произведения. Мы увидели, что к 3-ему уроку значительную группу ребят уже увлекли произведения К. Чуковского: ребята с нетерпением ждали урока и знакомства с новым произведением.

Дети с интересом работали с книгой, стремились сравнить обложки книг, манеру оформления, рассматривали иллюстрации данные к тексту: насколько удачно художник показал того или иного героя, какая иллюстрация лучше передает содержание и почему, находили сходства и различия даже в мельчайших деталях (у кого-то Айболит изображен с зонтом на ките, у кого-то без, у кого-то животные грустные, а у кого-то веселые, некоторые из героев были одеты в современную одежду). В одной из принесенных учащимися книг, дети обнаружили несоответствие текста и иллюстрации: вместо перчаток, которые просили зайчата в «Айболите», были нарисованы варежки. Это свидетельствует о том, что нередко издания искажают восприятие содержания текста, а это недопустимо, особенно для неквалифицированного читателя.

5-ый урок мы посвятили сказке К.Чуковского «Мойдодыр». Цель ̶ развитие речи детей; формирование умения выразительно читать поэзию. По количеству поднятых рук и количеству желающих прочитать выразительно мы с удовольствием отметили, что даже те ребята, которые вели себя пассивно на прошлых занятиях, стали с интересом включаться в беседы и обсуждения. Некоторые из детей даже выучили отрывки наизусть по собственному выбору. В конце урока, мы заметили у учащихся стремление узнать почему же К. Чуковский пишет о детях.

Завершающий урок мы посвятили биографии писателя. Учащихся поразило, что «Корней Иванович» ˗ это псевдоним, а не настоящее имя писателя, что Чуковский работал на радио и устраивал встречи с маленькими читателями, старался отвечать на все детские письма. Было заметно, что ребят заинтересовали представленные нами произведения К. Чуковского. Таким образом, биография поэта воспринималась детьми с интересом именно благодаря тому, что в ходе обучения мы применили монографический подход.

Когда мы пришли через месяц в наш класс и провели викторину по сказкам К. Чуковского, то 75 % детей показали хороший результат: соотносили строки и названия сказок, называли героев. Победителем викторины оказалась Лилиана Ч. По её словам, она прочла самостоятельно такие произведения поэта, как «Краденое солнце», «Путаница». Из завершающей беседы, мы установили, что учащиеся помнили некоторые факты из биографии поэта.


Литература:

  1. Грехнева Г.М. Корепова К.Е. Литературное чтение: Родное слово: 2класс. В 2 ч. Ч.2. М.: Дрофа, 2011. 158с.

  2. Лукьянова И.В. Корней Чуковский. М.: Молодая гвардия, 2007. 991с.

  3. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. Начальная школа. 2003. № 1. С. 11-18.

  4. Чуракова Н.А. Литературное чтение: 2кл.: Учебник.: В 2ч. Ч. 2. М.: Академкнига/Учебник, 2012. 184с.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее