«Осень 2024»

Исследовательская работа " Первоучители словенские, создатели русской азбуки равноапостольные Кирилл и Мефодий

Исследовательская работа подготовлена для участия в научно- практической конференции " Чтения Наума Грамотника"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Слюдянка

Иркутской области

_________________________________________________________


II научно – практическая конференция «Чтения Наума Грамотника»








Исследовательская работа

« Первоучители словенские,

создатели русской азбуки

равноапостольные Кирилл и Мефодий»









Работу выполнили учащиеся 4 «В» класса

Наговицына Дарья

Петрова Елизавета

Руководитель: Астафьева Елена Николаевна

учитель начальных классов

Содержание

Введение

  1. Этимология слова «азбука»

  2. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – создатели старославянской азбуки

  3. Исследование кириллицы

  4. Значение азбуки Кирилла и Мефодия

  5. Заключение

  6. Список использованной литературы



































Введение.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий учителя Словенские. Впервые эти имена мы услышали в школе на уроке литературного чтения в первом классе. Именно так первоучителями словенскими, называют их во всем мире. А что значит равноапостольные? Это значит – равные апостолам, ученикам Иисуса Христа. За что такая высокая честь оказана Кириллу и Мефодию?

Позже у нас возникла проблема: Как Кирилл и Мефодий стали самыми образованными людьми? Почему их считают учителями Словенскими? Чтобы решить возникшую проблему, мы решили провести исследовательскую работу. Выбранная нами тема актуальна, потому что важно знать историю своего народа и родного языка.

Цель работы: Знакомство с историей создания азбуки.
Задачи:

  1. Из разных источников найти информацию о жизни и деятельности святых Кирилла и Мефодия;

  2. Исследовать кириллицу;

  3. Проанализировать и обобщить собранный материал.

Объект исследования: русская азбука.


Предмет исследования: создатели русской азбуки.


Гипотеза исследования: Как и откуда появилась наша азбука, и почему её называют «кириллицей»?


Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

  • изучение литературных источников;

  • наблюдение;

  • сравнительный анализ;

  • игровой метод, обобщение.





1. Этимология слова «азбука»

Согласно энциклопедическому словарю Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона:

А́збукой называется собрание в известном порядке всех знаков, выражающих отдельные звуки данного языка, в особенности же название это присвоено системам письменных знаков, самостоятельно развившихся на славянской почве.



Свое название старославянская азбука получила от сочетания двух букв «аз» и «буки», которые обозначили первые буквы алфавита А и Б.

Интереснейшим фактом является то, что древнеславянская азбука представляла собой граффити, т.е. надписи, нацарапанные на стенах. Первые старославянские буквы появились на стенах церквей в Переславле приблизительно в 9-ом веке. А уже к 11-ому веку древние граффити появились в Софийском соборе в Киеве. Именно на этих стенах указывались буквы азбуки в нескольких начертаниях, а ниже приводилось толкование буквы-слова.












2. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – создатели старославянской азбуки













В конце 862 года князь Великой Моравии (государство западных славян) Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой прислать в Моравию проповедников, которые могли бы распространять христианство на славянском языке, так как проповеди в тех краях читались на латинском языке, незнакомом и непонятном народу.

Император Михаил направил в Моравию греков – учёного Константина Философа (имя Кирилл Константин получил при принятии монашества в 869 году, и с эти именем вошёл в историю) и его старшего брата Мефодия. Выбор не был случайным. Братья Константин и Мефодий родились в Солуни (по-гречески Салоники) в семье военачальника, получили хорошее образование.

Кирилл обучался в Константинополе при дворе византийского императора Михаила III, хорошо знал греческий, славянский, латинский, еврейский, арабский языки, преподавал философию, за что и получил прозвание Философ.

Мефодий был на военной службе, затем несколько лет управлял одной из областей, населённых славянами. Чтобы иметь возможность проповедовать христианство на славянском языке, необходимо было сделать перевод Священного писания на славянский язык; однако азбуки, способной передать славянскую речь, в тот момент не существовало. За создание славянской азбуки и принялся Константин. В работе ему помогал Мефодий, также хорошо знавший славянский язык, так как в Солуни жило очень много славян. Каждый неизвестный звук они пробовали записывать по-разному. Если знаки казались неуклюжими, братья их заменяли.

Буквы в азбуке должны быть красивы­ми, простыми, чтобы рука выписыва­ла их легко, без устали, словно пе­ла, — так решили братья сразу. День за днем стояли они рядом и выписывали длинными палками на песке различные знаки. Стирали их, писали новые. Наконец все сорок три буквы славянской азбуки были созданы. Но для перевода книги одной азбуки мало. Нужно познать зако­ны, по которым язык живет. Описать все падежи, времена и спряжения глаголов, отде­лить существительные от прилагательных и наречий. Братья переводили самое главное – то, что нужно для службы в церкви и для начального просвещения.

В 863 году ими была создана азбука. Просветители Константин и Мефодий начали переписывать и переводить на славянский язык евангельские проповеди, притчи, апостольские послания и богослужебные тексты. У братьев в Риме было много врагов, прези­равших славян, считавших язык их варварским. Они работали с утра, едва рассветало, и заканчивали поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. Все последние годы делили братья вместе одно дело, одинаково трудились, одинаково думали.

В 869 году Константин едва поднимал руку. Боюсь, отравили тебя наши враги, забеспокоился Мефодий, на званном ужине яд подсыпать легко. Прошло еще несколько дней и Константин понял, что больше ему не встать никогда.

По одному ученики подходили к Константину и прощались с ним. Перед смертью Константин принял иноческий постриг и взял, как положено, новое имя. Теперь его звали Кириллом.

14 февраля 869 года, умер Констан­тин Философ, названный в монашестве Кирил­лом, создатель славянской письменности и пер­вый учитель славянских народов.


Константина похоронили в храме, где хранят святые мощи ученика апостола Петра, Климента Римского, найденные молодым Константином Философом в Херсонесе.

Славянская азбука стала называться кириллицей в часть Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл.

Братья Константин и Мефодий усердно просвещали славян, обучали их грамоте. Азбука существовала в двух вариантах: глаголица – от глаголъ;

– «речь» и кириллица.

С помощью Мефодия был сделан перевод ряда богослужебных книг с греческого на славянский язык.

После смерти Кирилла Папа римский поставил Мефодия архиепископом Моравии. Но едва он появился в Моравии, как немецкие священники обманом схватили его и выставили на суд. Всю зиму держали Мефодия в тюрьме. Водили босиком по морозу. Били палками, морили голо­дом. Требовали одно — отрекись! Откажись от славянских книг, и мы отпустим тебя! Но народ Мора­вии восстал против немецкого короля, узнав о муках Мефодия. Восстанием руководили ученики братьев.

Перенесенные тяготы подорвали здоровье Мефодия, он уже с трудом поднимался с постели и писать сам не мог. Рядом сидели два священника-скоро­писца - Мефодий им диктовал. Уставал один - принимался записывать другой. Перевод главных богослужебных книг был за­кончен. Четвертого апреля, в Вербное воскресенье 885 года, за три дня перед смертью, Мефодий попросил перенести себя в церковь.

Шестого апреля хоро­нил славянский народ своего учителя.

После смерти Мефодия его противникам удалось добиться запрещения славянской письменности в Моравии. Многих учеников бросили в тюрьму, многие были казнены. Требовали от них того же, что от Мефодия, — отречься от славянско­го просвещения, вести службу на чужой латы­ни. Но ученики отказы­вались выполнить волю властей. Некоторые из последователей Кирилла и Мефодия перебрались в Болгарию, где их приняли как собственных сыновей.


Разошлись ученики по разным землям Болга­рии и стали обучать молодых и старых. Впоследствии в Хорватии, Сербии и Древнерусском государстве славянская азбука, созданная братьями, получила распространение. Болгарская Православная церковь объявила их святыми чудотворцами. Их образы запечатлены в памятниках во многих городах разных стран. На памятниках, иконах мы видим братьев в церковном одеянии потому, что за свое подвижничество они были причислены к лику святых.


3 . Исследования кириллицы


Изучая старославянскую азбуку, многие ученые приходят к выводу, что на самом деле первая «Азбука» является тайнописью, которая имеет глубокий религиозный и философский смысл, а самое важное, что она построена таким образом, что представляет собой сложный логико-математический организм.

Кроме того, сравнивая множество находок, исследователи пришли к выводу, что первая славянская азбука была создана как целостное изобретение, а не как творение, которое создавалось по частям путем добавления новых буквенных форм.

Интересно также то, что большинство букв старославянского алфавита представляют собой буквы-числа. Причем, если посмотреть на всю азбуку, то можно увидеть, что ее условно можно разделить на две части, которые в корне отличаются друг от друга. При этом первую половину азбуки мы условно назовем «высшая» часть, а вторую «низшая». Высшая часть включает в себя буквы от А до Ф, т.е. от «аз» до «ферт» и представляет собой перечень букв-слов, которые несут в себе понятный славянину смысл. Низшая часть азбуки начинается с буквы «ша» и заканчивается «ижицей». Буквы низшей части старославянской азбуки не имеют численного значения, в отличие от букв высшей части и несут в себе негативный подтекст. Для того чтобы понять тайнопись славянской азбуки, необходимо не просто бегло просмотреть её, а вчитываться в каждую букву-слово. Ведь каждая буква-слово содержит смысловое ядро, которое вкладывал в неё Константин.

Букварная истина, высшая часть азбуки
Азъ – это начальная буква славянского алфавита, которая обозначает местоимение Я. Однако ее коренным смыслом является слово «изначально», «начинать» или «начало», хотя в быту славяне чаще всего употребляли Азъ в контексте местоимения. Тем не менее в некоторых старославянских письменах можно найти Азъ, который обозначал «один», например, «поеду азъ к Владимиру». Кроме того не стоит забывать о том, что Азъ имеет числовое значение, которое выражается цифрой 1. У древних славян цифра 1 была началом всего прекрасного.

Буки (Букы) – вторая буква-слово в азбуке. Она не имеет цифрового значения, однако имеет не менее глубокое философское значении, нежели Азъ. Буки – значит «быть», «будет» чаще всего использовалась при оборотах в будущей форме.

Например, «боуди» обозначает «пусть будет», а «боудоущий», как вы, наверное, уже догадались, обозначает «будущий, предстоящий». До сих пор доподлинно неизвестно, почему Букам Константин не дал числового значения, однако многие ученые предполагают, что это связано с двойственностью этой буквы. Ведь по большому счету она обозначает будущее, которое каждый человек представляет для себя в радужном свете, но с другой стороны это слово также обозначает неизбежность наказания за совершенные низкие поступки.

Веди – интереснейшая буква старославянского алфавита, которая имеет числовое значение 2. У этой буквы есть несколько значений: ведать, знать и владеть. Когда Константин вкладывал в Веди этот смысл, он подразумевал сокровенное знание, знание – как высший божественный дар.

Если вы сложите Азъ, Буки и Веди в одну фразу, то получите фразу, которая обозначает «Я буду знать!». Таким образом, Константин показывал, что человек, открывший созданную им азбуку, впоследствии будет обладать каким-то знанием.

Кроме того многие ученые заметили, что очертания букв «высшей» части азбуки графически просты, красивы и удобны. Они прекрасно подходили к скорописному письму, и человек не испытывал никаких затруднений в изображении этих букв. А многие философы усматривают в численном расположении азбуки принцип триады и духовной гармонии, которой достигает человек, стремясь к добру, свету и истине.
Изучив азбуку с самых «азов» мы можем прийти к выводу, что Константин оставил своим потомкам главную ценность – творение, которое призывает нас стремиться к самосовершенствованию, учению, мудрости и любви, поминая темные тропинки злобы, зависти и вражды.


  1. Значение азбуки Кирилла и Мефодия


Славяне получили возможность читать и писать на своем языке. У них появился не только свой, славянский, алфавит, но и родился первый славянский литературный язык, многие слова которого до сих пор живут в болгарском, русском, украинском и других славянских языках.

Кирилл и Мефодий создали не просто алфавит, они открыли славянскому народу новый путь, ведущий к совершенству человека на земле и торжеству новой веры. Если посмотреть на исторические события, разница между которыми составляет всего 125 лет, можно увидеть, что на самом деле путь утверждения христианства на нашей земле непосредственно связан с созданием славянской азбуки. Ведь буквально за одно столетие славянский народ искоренил архаичные культы и принял новую веру.

Связь создания кириллицы и принятия христианства сегодня не вызывает никаких сомнений. Кириллица была создана в 863-ем году, а уже в 988-ом князь Владимир официально заявил о введении христианства и свержении примитивных культов.

Идеи просветителей прочно утвердились в Болгарии, а оттуда славянская грамота пришла в Сербию и на Русь. Ученики просветителей открывали свои школы.

К концу IX века уже тысячи людей читали и писали на славянском языке. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма.

Наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Гипотезы нашего исследования подтвердились

Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и бережно хранить в своей памяти имена Кирилла и Мефодия, первых славянских просветителей.


5 . Заключение

Каждый год 24 мая в России, Болгарии и других славянских государствах отмечается День славянской письменности.

В Болгарии учреждена награда - орден Кирилла и Мефодия. Болгарская Православная церковь объявила их святыми . Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и бережно хранить в своей памяти имена Кирилла и Мефодия, первых славянских просветителей. Каждый год 24 мая в России, Болгарии и других славянских государствах отмечается День славянской письменности. В Болгарии учреждена награда - орден Кирилла и Мефодия. Болгарская Православная церковь объявила их святыми чудотворцами. Их образы запечатлены в памятниках и исторических мемориалах. На памятниках, иконах мы видим братьев в церковном одеянии потому, что за свое подвижничество они были причислены к лику святых. В 1992 году в Москве были установлены памятники славянским просветителям. У подножия памятника установлена Неугасаемая лампада – знак вечной памяти. В России день славянской письменности и культуры отмечается с 1991 года. Сейчас, слава Богу, мы возвращаемся к своим историческим истокам, и это празднество особенно объединяет наши славянские народы. В честь равноапостольных Кирилла и Мефодия в церквях в этот день проходят богослужения. Пусть этот праздник будет всегда у нас в душе и каждый из нас ощутит себя частичкой всего славянского народа.

По широкой Руси – нашей матушке –

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.






6. Литература

  • Динеков П.Н. Дело Константина – Кирилла Философа и его брата Мефодия //Жития Кирилла и Мефодия – Москва, София, 1980

  • Календарь школьника на 1990 год – Политиздат, 1989

  • Караславов С.Х. «Кирилл и Мефодий. Москва. Издательство «Правда». 1987 г.

  • «Ладомир»: Книга для чтения по православной культуре/ Авторы-сост. А.Е.Шишкин, Н.П. Шишкин. – Самара: ООО «ИЦ «Книга», 2003

  • [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://pravchelny.ru/all_publications/zhitie/?ID=7626

  • [Электронный ресурс]- Режим доступа: Azbukivedi-istoria.ru/zagadki_istorii

  • [Электронный ресурс]- Режим доступа: www.redstar.ru




14



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее