Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Краснохолмская средняя общеобразовательная школа № 1
Муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан
районный конкурс научно-исследовательских работ
в рамках Малой академии наук школьников МР Калтасинский район
Секция «Научных открытий заманчивый мир»
Исследовательская работа
«Былинные сказители»
Выполнила: Ахматханова Айгуль, ученица 3 В класса, МОБУ Краснохолмская СОШ № 1
Руководитель: Низамова Светлана Валентиновна, учитель начальных классов МОБУ Краснохолмская СОШ № 1
2021
Оглавление
Актуальность……………………………………………………………………..3
І часть. Обзор литературы………………………………………………………3
1.1. Историческое значение былин….………………………………………….3
1.2. Гусли – символ Руси………………………………………………………. 4
1.3. Сказывание былин ……………………………………………………… 5
ІІ часть. Методы исследования ………………………………..…..……….. 6
IІІ часть. Результаты исследования …………………………………….…… 8
IV. Выводы ………………………………………………………………………9
V. Заключение…………………………………………………………………. 9
VI Список использованных источников информации……………………… 10
Актуальность
Историю своего народа надо знать. Воспитывать в себе любовь к Отечеству, её историческому прошлому. Когда я познакомилась на уроках литературного чтения с былинами, мне стало интересно узнать о людях, с помощью которых можно получить представление о художественных особенностях былин, ощутить духовную жизнь своего народа, его историческое прошлое, раскрыть особенности былинного эпоса как жанра.
Исходя из этого, я поставила следующую цель:
Цель исследовательской работы: раскрыть образы былинных сказителей, тех, кто смог донести до наших времён особенности былинного эпоса как жанра.
Объект исследования: былинные сказители.
Предмет исследования: особенности былинного эпоса, как жанра.
Задачи:
Выделить, что такое былина, почему она так называется;
Узнать о древнейшем инструменте, неразрывно связанном с былинами, сказаниями и древними летописями;
Проследить, кто их сочинял, и о чём рассказывают былины;
Раскрыть особенности былинного эпоса через творчество былинных сказителей;
Воспитание любви к Отечеству.
Гипотеза: может ли любой человек стать сказителем былин.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, периодической печати, поиск информации в интернете, анкетирование.
Практическая значимость: материалы нашей работы могут быть использованы на уроках литературного чтения, окружающего мира, (часть «Моё Отечество»), изобразительного искусства, музыки.
Обзор литературы.
Историческое значение былин.
Былины – это произведения устного народного творчества.
Былины – это отголосок прошлого, того самого, которое мы изучаем, к которому бережно относимся. На основе прошлого строится будущее. Каково же значение былин для русской литературы? Это произведения, которые пришли к нам с древних эпох. Былины пришли к нам вместе с теми заповедями, традициями и обрядами, которые были на Руси тысячи лет назад. Именно из былин мы узнаем о том, как жили наши предки, как крестьянствовали, что их заботило и волновало. (Приложение 1)
Былины - это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. Частый их герой – русский богатырь, который побеждает неприятельское войско или какого-либо недоброжелателя. На севере былины называли старинами, старинками. Но есть былины, которые рассказывают о повседневной жизни русского народа времен Киевской Руси. Рассказчиками былин были странствующие певцы, которые сопровождали свои сказания игрой на гуслях.
Гусли – символ Руси. (Приложение 1)
Гусли — народный, исконно русский инструмент, звучание которого моментально погружает слушателя в атмосферу русского быта, праздника. Звонкий, яркий и одновременно нежный, утонченный звук гуслей восхищает и завораживает. На протяжении многих веков именно гусли были символом Руси. Они неразрывно связанные с былинами, сказаниями и древними летописями. Первое достоверное упоминание русских гуслей датируется еще V веком. Например, игрой на гуслях в совершенстве владели практически все богатыри из самых древних русских былин — Добрыня Никитич, Садко, Боян. Нередко тончайший звук гуслей сравнивают со звучанием натянутой тетивы. Интересно, что в древности тетива называлась «гусла».
Также под гусли особенно ярко и живо звучат народные сказки и былины. Возрождается традиция использования гуслей именно в качестве аккомпанирования устной речи. Учёные считают, что пропетая сказка успокаивает нервную систему, развивает музыкальную память, слух, образное и абстрактное мышление, а также способность к творчеству.
Сказывание былин. (Приложение 1)
В далёкие-далёкие времена, когда люди ещё совсем не умели писать и читать. Одна у них была надежда на память, да на устное слово. И хранителями памяти рода были самые старшие, талантливые люди. Именно они передавали из поколения в поколение всё, что происходило с их предками. Известны целые семьи, в которых хранились такие традиции. Исполнение былин стало искусством. Основное их отличие от сказок – напевный мотив. Дети сидели около взрослых и учились напевам. Певцы-сказители хранили в памяти десятки, сотни былин и исторических песен. Каждый вносил что-то своё, расцвечивал и украшал былину, имел свою исполнительскую манеру. На Севере и в Сибири былины исполнялись соло - одним человеком и напев был более глубоким и протяжным; в южных районах России (например: у казаков на Дону) былины пелись хором. Их обычно исполняли на праздниках, на пирах особые люди - сказители, гусляры, которые по памяти рассказывали былины. Сказитель, певец былин, вводил слушателей своим «зачином». Он пробегал по струнам, вызывал вдохновение в себе и в слушателях, создавал особое настроение перед исполнением былины. Но вот «зачин» исполнен, и певец приступает к содержанию былины. Было замечено, что некоторые поющие ими былины они не знают наизусть, то есть не могут повторить старую былину слово в слово. В каждое новое повторение уже спетой ими раз былины они вносят новые приемы исполнения. При этом былина не теряет своего общего характера, она не является только заученной, окаменевшей в памяти певца, напротив, его роль в былине – роль свободного творца.
Методы исследования. (Приложение 2)
Былинные сказители – творцы русской литературы.
Дела давно минувших дней,
преданья старины глубокой!
Послушаем его речей!
Завиден дар певца высокий:
Все тайны неба и людей
провидит взор его далёкий.
Известны целые семьи, в которых хранились такие традиции.
Одной из наиболее ярких фигур среди сказителей является знаменитая семья Рябининых. Родоначальником этой династии стал Трофим Григорьевич Рябинин. Всего же от Трофима Рябинина известно 26 былинных сюжетов общим объемом до 6000 стихов. Как исполнитель былин Трофим Рябинин может быть назван одним из лучших представителей русского классического былинного стиля. Он был большим мастером в выборе и применении всех изобразительных средств, полностью соблюдал былинную «обрядность», выработанные веками традиционные эпические приемы, но пользовался ими свободно и творчески, с большим художественным тактом. Александр II пожаловал ему медаль «За полезное». Творчество Трофима Рябинина продолжили его дети и внуки.(Приложение 2)
Марфа Семёновна Крюкова – известная северная сказительница. Она узнавала былины от своих родителей, дядей, соседей, подруг и запоминала их. В общей сложности с её уст было записано 64 текста былин, баллад и исторических песен. Например, однажды Марфа Семёновна в течение месяца напевала собирателю фольклора новые и новые былины, не повторяясь. Династию сказывания былин продолжила дочь.
Сказительница - бабушка Кривополенова. (Приложение 2)
Родина Марьи Дмитриевны Кривополеновой – Река Пинега, приток Северной Двины. На Пинеге и в начале века двадцатого можно было увидеть деревянную Русь. Неграмотная, но любознательная Кривополенова рассказывала о продвижении Руси на Север так, как будто сама в тех походах участвовала.
Однажды Марья Дмитриевна посетила Третьяковскую галерею. Шла по залам усталая - день ее начинался с четырех часов утра. Но перед картиной Васнецова «Три богатыря» старуха оживилась, просияла.
– Глядите-ко, – обратилась она к окружавшим ее посетителям. – Жили-были преславные богатыри. Не сказка-побаска, а жизнь бывала: Илья-то Муромец из-под ручки врага высматривает. На руке у него палица висит, свинцом налита, а ему как рукавичка.
И сказительница запела былину:
Вздымет Илья палицу
Выше могутных плеч,
Жахнет палицей впереди себя,
Отмахнет, отмахнет созади себя,
Вправо, влево стал настегивать,
Вражью силу обихаживать...
Её концерты имели огромный успех в начале XX века в Петербурге, Твери, на Украине. Люди, побывавшие на концертах, очень высоко оценили мастерство народной сказительницы Марии Кривополеновой.
Можно назвать еще многих других выдающихся исполнителей русского эпоса. Одаренный русский народ дал отечественной культуре целый ряд талантливых мастеров эпического искусства, которые явились хранителями поэтического наследия прошлого, внесли свой творческий вклад в общую сокровищницу народной поэзии.
Результаты исследования. (Приложение 3)
Мною среди одноклассников было проведено анкетирование по следующим вопросам:
Какие былины вы знаете? Перечислите их.
Как называли людей, которые исполняли былины?
Приходилось ли вам слышать исполнение былинных песен?
В анкетировании приняли участие 21человек.
Вывод
Изучив материал о былинных сказителях, я сделала вывод, что эти люди были хранителями русской старины, носителями исторической памяти народа. Они доносили до слушателей своеобразие народной поэзии, были душой, источником светлых, добрых чувств. Каждый из них имел свою исполнительскую манеру. Каждый из них обладал своими индивидуальными особенностями.
Заключение
Выполнив эту работу, мы теперь сможем ответить на многие вопросы: что такое былина, почему она так называется? Кто их сочинял, и о чём рассказывают былины? Как называется инструмент, звучание которого моментально погружает слушателя в атмосферу русского быта, праздника или детской колыбельной. Устная память далекого прошлого быть может, самое великое чудо народной культуры, чудо, мимо которого можно легко пройти, не заметив, не поняв, не ведая даже, что, например, вон тот одинокий старик-рыбак или та улыбчивая старушка, хранят в памяти своей предания великой русской старины. По моему мнению, не каждый человек может быть сказителем былин. Это состояние души.
Список используемой литературы
1. Статья А.М. Астаховой «Сказители былин, их художественное мастерство» Русское народное поэтическое творчество. – М.; Л., 1956. – Т.2. – Кн.2.)
2. Хрестоматия по литературе, изд. М., Просвещение. - 1996.
3. З.И.Романовская «Живое слово» 3 класс, изд. М., Просвещение.- 1997.
4. Аникин, В.П. Русский богатырский эпос / В.П. Аникин, – М.: Просвещение, 1964. – 192с.
5. Базанов, В.Г. От фольклора к народной книге / В.Г. Базанов. – Л.: Худож. лит, Ленингр. отд-ние, 1973.–179с.
6. Круглов, Ю. Г. Былины / Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1985. - 235с.
7. Нечаев, А.Н. Былины / А.Н.Нечаев. – М.: Малыш, 1984г. – 156с.
8. Померанцева, Э.В. О русском фольклоре / Э.В. Померанцева. – М.: Наука, 1977.
9. Источник материала - интернет.