«Осень 2024»

Использование игровых технологий при изучении грамоты как средство формирования учебно-познавательной активности первоклассников.

Формирование грамматико-орфографических умений связано как с развитием логических операций, так и с овладением умений моделировать и использовать различные знаково-символические средства. Данные умения относятся к группе познавательных УУД.Особенно остро проблема фомирования познавательных УУД стоит в период обучения грамоте, поскольку у первоклассников преобладает наглядно-образное мышление над логическим.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Волгоградская школа-интернат «Созвездие»










Использование игровых технологий при изучении грамоты как средство формирования

учебно-познавательной активности первоклассников.




















Работу выполнила:

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Будникова Светлана Юрьевна







г. Волгоград, 2016-2017уч.год

Введение


Актуальность исследования. С введением в действие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (далее - УУД), которые обеспечивают учащемуся "умение учиться", формируют способность саморазвития и самосовершенствования личности путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков .

Формирование у обучающихся "умения учиться" возможно лишь в тесной связи активных действий педагога и учащихся. В связи с этим новое звучание получает проблема активизации познавательной деятельности и формирования мыслительной самостоятельности школьников, а точнее проблема формирования познавательных универсальных учебных действий. Под познавательными УУД понимается система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Проблема формирования УУД в процессе обучения младших школьников русскому языку (равно как и других учебных дисциплин) является недостаточно разработанной. Формирование грамматико-орфографических умений связано как с развитием логических операций, так и с овладением умением моделировать и использовать различные знаково-символические средства. Данные умения относятся к группе познавательных УУД. Особенно остро проблема формирования познавательных УУД стоит в период обучения грамоте, поскольку у первоклассников преобладает наглядно-образное мышление над логическим.



















Возможности игровых технологий для формирования универсальных учебных действий


Всем хорошо известно, что начало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный этап в его жизни. Дети шести - семи лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации в школе. У ребенка происходит смена ведущей деятельности: до обучения в школе дети заняты преимущественно игрой, а с приходом в школу начинают овладевать учебной деятельностью.

Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, вполне самостоятельной - ребенок играет тогда, когда хочет, выбирает по своему усмотрению тему, средства для игры, выбирает роль, строит сюжет, и пр. Учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. Он обязан делать то, что ему порой не хочется делать, так как учебная деятельность основана на навыках произвольного поведения. Переход от игровой деятельности к учебной часто навязывается ребенку взрослыми, а не происходит естественным путем. Как же помочь ребенку? Помогут в этом игры, которые создадут оптимальные психологические условия для успешного развития личности младшего школьника.

Психологами установлено, что с окончанием дошкольного детства игра не умирает, а продолжает не только жить, но и своеобразно развивается. Без обоснованного использования игры в учебном процессе урок в современной школе нельзя считать полноценным.

Игра как способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний - наиболее доступный для детей вид деятельности. Ребенок играет в воображаемых ситуациях, в то же время работа с образом, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процесс мышления. В результате освоения игровой деятельности у ребенка постепенно формируется стремление к общественно-значимой учебной деятельности.

Игры, которые используются в начальной школе, делятся на две большие группы - ролевые (творческие) и дидактические (игры с правилами). Для ролевых игр существенным является наличие роли, сюжета и игровых взаимоотношений, в которые вступают дети, исполняющие роли. Например, ролевая игра "Встречаем гостей". В начальной школе этот вид игр в последние годы становится все более популярным, так как учитель начинает понимать их значения в развитии у младших школьников воображения, творчества, навыков общения. Дидактические игры - более привычный для учителя метод обучения и вид игровой деятельности. Они делятся на наглядные (игры с предметами), а также словесные, в которых предметы не используются. Среди дидактических выделяются сюжетные игры, например, "Магазин", "Почта", где в рамках заданного сюжета дети не только решают дидактическую задачу, но и выполняют ролевые действия.

Главное значение этих игр в следующем: значительно повышается познавательный интерес младших школьников к обучению грамоте; каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным; активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников; развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.

Рассмотрим сущность дидактической игры. Данный вид игры представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление, не случайно её называют и методом, и приемом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством обучения. Мы исходим из того, что дидактическая игра - это метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи.

Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.

Во время игры ученик - полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него дидактическая игра - это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в дидактической игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное - не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляет школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать несущественное, сопоставлять, оценивать. В дидактической игре участвуют все дети класса. Победителем чаще бывает не тот, кто больше всех знает, а тот, у кого лучше развито воображение, кто умеет наблюдать, быстрее и точнее реагировать на игровые ситуации.


Дидактическая игра содержит три компонента: дидактическую цель, игровое правило, игровое действие.

Дидактическая цель определяется как основная цель проведения игры: что учитель хочет проверить, какие знания закрепить, дополнить, уточнить.

Игровое правило - это условие игры. Обычно они формулируются словами "если, то…". Игровое правило определяет, что в игре можно, а чего нельзя и за что игрок получает штрафное очко.

Игровое действие представляет собой основную "канву" игры, её игровое содержание. Это может быть любое действие (добежать, поймать, передать предмет, произвести с ним какие-то манипуляции), могут быть соревнование, работа на ограниченное время и т.п.

Таким образом, дидактическая игра, во-первых, выполняет обучающую задачу, которая вводиться как цель игровой деятельности и по многим свойствам совпадает с игровой задачей; во-вторых, предполагается использование учебного материала, который составляет содержание и на основе которого устанавливаются правила игры; в-третьих, такая игра создается взрослыми, ребенок получает её в готовом виде.

Дидактическая игра, являясь методом обучения, предполагает две стороны: учитель объясняет правила игры, подразумевающие учебную задачу; а учащиеся, играя, систематизируют, уточняют и применяют полученные ранее знания, умения, навыки, у них формируется познавательный интерес к предмету. В начальной школе могут быть и игры, в которых дети приобретают знания.

Главным условием для проведения любых игр с правилами является наличие у школьников представлений, необходимых для соблюдения правил игры. Поэтому дидактические игры целесообразно организовывать не в начале изучения темы, когда знания детей еще недостаточны, а в конце, когда требуется проверить, что усвоено хорошо, а что требует повторения

Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.


Какой же вклад вносит дидактическая игра в развитие учебной деятельности?

Игры с правилами всегда имеют учебную задачу, которую нужно решить. В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов сенсорных, этических, практических и других, уточняет свои знания об окружающем мире, учится применять их в других ситуациях. Игру с учением может объединять один и тот же способ действия, например, классификация, сравнение, анализ и др. Игры с правилами, так же, как и учебная деятельность, обязательно дают положительный результат, развивают самоконтроль и самооценку. Таким образом, компоненты учебной деятельности совпадают со структурой игры с правилами.

Игра с правилами, и, прежде всего дидактическая игра, должна занимать определенное место в начальном образовании, так как она положительно влияет на развитие ребенка (на его мышление, внимание, речь), способствует формированию новой ведущей деятельности - учебной.

Главное значение этих игр в следующем:

1.Значительно повышается познавательный интерес младших школьников к обучению грамоте;

2.Каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;

3.Активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;

4.Развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.

Выводы:

1.Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.

2.Приемы и формы работы на уроках обучения грамоте возможны самые разнообразные. Все зависит от профессионализма и творчества учителя.

3.Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования погружен в процесс общения, а активность обучающихся сравнима или даже превосходит активность педагога.

Особая роль в формировании познавательной активности отводится начальной школе. По утверждению В.В. Давыдова, именно в младшем школьном возрасте закладываются основы осознанной познавательной деятельности: развивается произвольность, внутренний план действий, анализ, рефлексия, саморегуляция. Учебно-познавательная деятельность является, как известно, ведущим видом деятельности младшего школьника. Основным условием, способствующим формированию активной познавательной позиции, является гуманистический, творческий, позитивный, эмоциональный, комфортный характер образовательной среды в школе.

Несомненно, очень важно соблюдать эти условия и на уроках обучения грамоте. Овладение грамотой требует от первоклассников сложных умственных операций, большого умственного напряжения, поэтому учитель должен в занимательной форме раскрывать перед учащимися сложные вопросы. Сознательное усвоение чтения, письма, некоторых простейших грамматических правил - значительный этап в общем культурном развитии учащихся 1 класса. Для формирования и развития познавательных интересов школьников в процессе обучения есть множество разнообразных средств, среди которых не последнее место принадлежит его занимательности. Однако не следует забывать, что в применении занимательности на уроке надо знать меру, чтобы это важное дидактическое средство не сыграло в учебном процессе отрицательную роль. По мысли К.Д. Ушинского, нужно уметь правильно сочетать занимательное и незанимательное, "не наклоняя ни в ту, ни в другую сторону". Помогут в этом различного вида дидактические игры, которые по-разному влияют на младших школьников. Средства, обеспечивающие занимательность обучения, могут применяться на разных этапах обучения грамоте в начальной школе, в том числе при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков, учащихся по отдельной теме или разделу изучаемого предмета. Различные занимательные игры помогают развивать познавательный интерес и при обучении первоклассников русскому языку, особенно грамоте.

Среди приемов активизирующих познавательную деятельность учащихся можно выделить:

1)Речевые разминки - "Спросите друг у друга", "Минутка Почемучки", диалог-драматизация стихотворения, формулировка вопросов к рисунку, разыгрывание диалогов (диалогов реальных лиц, диалогов растений и животных, диалогов оживших предметов), разыгрывание пантомимических сцен.

2)Логические задачи - отгадывание загадок; чтение логического рассказа - загадки и ответ на вопрос; подбор загадок, решение проблемных вопросов, вопросов-тестов; решение логической задачи в виде рисунка-загадки, ребуса

3)Творческие задания:

·Творческие рассказы - сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия, сюжетный и описательный рассказ на основе обобщенных знаний, описательный рассказ на основе сравнения разных явлений, рассказ-этюд, рассказ - сочинение, рассказ-диалог. Их отличительные особенности - передача собственного мнения школьника, содержание выходит за рамки изученного, тема рассказа требует размышления.

·Творческие задания с использованием музыки и живописи - сопоставление музыкального произведения с настроением пейзажа, определение характера и настроения музыкального произведения, создание воображаемой картины к нему, определение характера произведения живописи и создание воображаемого музыкального произведения к нему;

·Учебно-ролевые игры - создание воображаемой ситуации и её разыгрывание, игры - диалоги с использованием кукол, переделывание сказок и их разыгрывание.

4)Создание проблемных ситуаций

При использовании занимательности в процессе обучения следует учитывать степень трудности вопросов и заданий, индивидуальные особенности учащихся, их отношение к предмету. Учителю надо тщательно подходить к отбору занимательного материала, учитывать в практике работы, что одни занимательные задания воздействуют на воображение ребенка, образные представления, чувства, другие - обостряют и углубляют наблюдательность, требуют сообразительности, умения привлекать изученный материал, пользоваться справочной и другой литературой.

Активизация познавательной деятельности становится выше в том случае, когда педагоги целенаправленно организуют взаимодействие учащихся в познании, предметно-практической деятельности, игре и общении, то есть организуют познавательную деятельность на уроке так, чтобы каждый имел возможность и стремление стать её субъектом. Нужно, чтобы содержание и формы создавали условия для удовлетворения тех потребностей, которые являются источниками активности личности.

В процессе работы над некоторыми разделами программы по русскому языку широко используются:

·Игры - соревнования (конкурсы сказок, загадок "Кто верней и быстрей?", "Не зевать!" и др.)

·Игры-задачи ("Найди…")

·Игры-предположения ("Что произойдет если…")

·Сюжетно-ролевые игры (Отличаются наличием определенной роли, которую берет на себя каждый из учащихся и учитель, заданного сюжета и действий участников, обусловленных ролью).

Дидактические игры и занимательные упражнения применяются для повышения эффективности учебного процесса.

Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, моменты неожиданности, удивления, загадочности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности.

Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.

Дидактическая игра в школе - одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступной для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Понятно, что непосильное задание отбивает интерес к игре; очень простое - воспринимается как развлечение. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие от ученика напряжение внимания, памяти.

С помощью игр удается углубить и закрепить полученные знания, развить приобретенные детьми навыки. Игры уменьшают степень нервно-психологического напряжения, содействует созданию положительных эмоций у учащихся, помогают результативному овладению знаниями.

Любая игра способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, обоснованности суждений, развитию зрительной памяти, привычки к самопроверке, доводить начатую работу до конца.

Активное внедрение в учебный процесс разнообразных развивающих игр считаю важнейшей своей задачей.

 Для развития интеллектуальных способностей, развития логического мышления, внимания и памяти использую в своей работе следующие игры:

-Игры на комбинирование: игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки и др. - предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.

-Игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со спичками - направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой - либо цели. Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже.

-Игры на формирование умения анализировать: найдите пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы - предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу "из чего состоит, что делает".

В добукварный период дети практически усваивают такие понятия, как предложение, слово, слово, звук, учатся слышать звуки в словах, узнавать и воспроизводить их.

Игры этого периода помогают усвоить деление слова на слоги, составление слова из слогов, выделение звуков в словах и слогах.

Деление слова на слоги и составление слов из слогов.

·Благодатным материалом для деления на слоги являются имена детей данного класса. Выбрав какое-нибудь имя, например, Шура, учитель по слогам произносит его имя по слогам: Шу-ра. Дети определяют на сколько частей учитель разделил слово, какая первая часть, какая вторая. - Можно ли разделить на слоги имя Вера? - спрашивает учитель. С помощью учителя дети и это слово делят на слоги. Затем дети делят на слоги каждый свое имя.

·В этом упражнении дети учатся различать и выделять слоги в односложных и трехсложных словах - именах детей. Учитель называет сначала первые два слога, дети говорят третий. (Ма-ри., на).

·Материал: набор картинок, изображающих любимые игрушки детей, и другие знакомые детям предметы. Слова, обозначающие названия предметов, должны содержать от одного до трех слогов. Дети сами загадывают друг другу первый слог или первые два слога, глядя на картинку. Учитель вывешивают одну из картинок. Дети молча рассматривают ее, затем кто-нибудь один или все хором называют предмет. Если в слове один слог дети поднимают один палец, если три - три пальца. Для этого упражнения можно использовать цветные счетные палочки, а также карточки с цифрами. Учитель проверяет каждый раз всех детей, а потом предлагает сказать слово по слогам. Дети скандируют: ба-ра-бан, ку-би-ки. Сказав слово шар, они замолкают, ясно ощутив особенность односложного слова.

Букварный период.

Особая роль слога в формировании у детей правильного навыка чтения и письма обязывает с первых шагов уделить должное внимание этой единице чтения.

·Материал игры: серия картинок, изображающая хорошо известные детям предметы, названия которых начинаются с гласных звуков, и отдельные гласные буквы. Дети рассматривают картинки и называют нарисованные на них предметы. Учитель распределяет карточки между детьми, у себя оставляет буквы. Игра протекает следующим образом: учитель кладет на стол одну букву, дети находят соответствующую картинки. Картинки могут быть следующие: арбуз, астра, утка, утюг, ослик, овощи. В игру также можно включать фотографии детей.

·Учитель показывает картинку, дети поднимают букву, с которой начинается слово.

·Учитель показывает знакомую букву. Дети, имена которых начинается на эту букву, встают.

·Материал игры: карточки со словами, обозначающими звукоподражания и восклицания; картинки с изображениями соответствующих персонажей. Ход игры: ребенок подбирает соответствующее изображение к звукоподражанию, громко читает; учитель проверяет.

·Для самостоятельных упражнений учеников, особенно тех, кто слабо успевает, необходимо иметь следующий дидактический материал:

·1) набор картинок, изображающих различные предметы и буквы разрезной азбуки, входящие в состав слова;

·2) набор картинок с подобранными к ним слогами;

·3) набор картинок и целые слова.

·Какое слово получишь, если переставишь слоги? Играют двое. Каждый получает по одному ряду слов. Начинающий выбирает одно из своих слов, громко его читает и, положив его перед партнером, говорит: "Переставь слоги. Какое новое слово получилось". Партнер должен положить рядом с первым словом новое слово из тех же слогов. Затем роли меняются.

·Какое слово получишь, если переставишь буквы? Используются односложные слова, двусложные. Процесс игры такой же, как в игре "Переставь слоги".

Актуализация познавательных возможностей осуществлялась с помощью адаптации заданий и форм деятельности к индивидуальным познавательным стилям учащихся, предоставления свободы выбора, творческого использования на уроках дифференцированной групповой работы.

Для развития у учащихся познавательных мотивов, эмоциональной и волевой сферы использовались задания, требующие применять знания в нестандартных ситуациях и творчески реконструировать способы познавательной деятельности, поощрение инициативности и индивидуального своеобразия в познавательной деятельности учащихся. Включая эти и подобные игры в контекст урока, мы повышаем познавательную активность младших школьников, дети становятся более заинтересованными в процесс обучения, задают больше вопросов, пытаются на них ответить.

Интерес к познавательной деятельности предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у детей сформировано одно из ведущих качеств личности - познавательная активность. Эта черта личности проявляется в направленности и устойчивости познавательных процессов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение. Поощрением не только оцениваются положительные результаты, видимые в настоящий момент, но и само по себе оно подталкивает, побуждает ребенка к дальнейшей плодотворной работе.

Применение поощрений обязывает выполнение следующих требований:

-Поощрение должно применяться в системе, объективно;

-Наиболее эффективно использование двух или нескольких поощрений. (аплодисменты, открытка с надписью "Молодец!", написание на доске имен детей и др.)

-Идти о занимательных поощрений к наиболее сложным - деятельности.

Таким образом, в результате успешного применения поощрений развивается интерес к познавательной деятельности; постепенно увеличивается объем работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности; усиливается стремление к творчеству, дети ждут новых заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологических климат в классе: дети не бояться ошибок, помогают друг другу.


Заключение


Сложные социокультурные условия ставят особые задачи перед школьным образованием, в частности задачу пересмотра средств обучения с позиций формирования универсальных учебных действий. В период обучения грамоте огромное значение отводится игровым технологиям.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме позволило выявить, что усвоение материала на обучения грамоте зависит от форм его подачи, интереса к изучаемому материалу.

Для младших школьников недостаточно создавать положительный эмоциональный фон. Необходимо включать учащихся в активную деятельность, "соединяющую ум с сердцем". Такое положение позволяют решать дидактические игры.

Использование дидактических игр в период обучения грамоте является наиболее эффективным средством повышения не только качества знаний учащихся, но и средством формирования познавательной активности и познавательных универсальных учебных действий.




литературы


1.Агаркова, Н.Г. Азбука [Текст] / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. - Волгоград: Учитель, 2011.

2.Александрович, Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку [Текст] / Н.Ф. Александрович. - Минск.: Народная АСВЕТА, 1983. - 116 с.

3.Арасланова, Е.В. Образовательный проект "Способный ребёнок". Развитие познавательных способностей младших школьников. Теоретический аспект [Текст] / Е.В. Арасланова, О.Г. Селиванова. - Киров, 2006.

4.Бакулина, Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте [Текст] / Г.А. Бакулина. - М.: Владос, 2004.

5.Бакулина, Г.А. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе [Текст] / Г.А. Бакулина. - Киров, 2000.

6.Беседы с учителем. Методика обучения. Первый класс четырехлетней начальной школы. [Текст] / Под ред.Л.Е. Журовой. - М.: Вентана - Граф, 2002.

7.Блехер, Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе [Текст] / Ф.Н. Блехер. - Москва "Просвещение", 1964. - 184 с.

8.Введение в психологию [Текст] / Под общ. ред. А.В. Петровского. - М., 1996.

9.Волина, В.В. Занимательное азбуковедение [Текст] / В.В. Волина. - М.: Просвещение, 2007.

10.Волина, В.В. Учимся, играя [Текст] / В.В. Волина. - М., 1994.

11.Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2006. - №6.

12.Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя [Текст] / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред.А.Б. Воронцова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с. - (Стандарты второго поколения).

13Латынин, И.П. Активизация мышления учащихся в процессе обучения [Текст] / И.П. Латынин // Начальная школа. - 2001. - № 2. - С.37-40.

14.Лептина, И. Применение эффективных технологий обучения [Текст] / И. Лептина, Н. Семенова // Учитель. - 2003. - №1.

15.Ольшанская, Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания [Текст] / Е.В. Ольшанская. - М.: "Первое сентября", 2004.

16.Федеральный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).







Приложение

Комплекс дидактических игр при обучении грамоте для учащихся 1-го класса

"Внимательные покупатели".

Учитель раскладывает на своем столе различные предметы. Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч, миска и т.п.

Учитель:

Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Выбирайте, но будьте внимательны, не берите игрушку, за которую не платили!

Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается, допустим, на звук [м] (матрешка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается на звук [м'] (мяч, мишка).

"Животные заблудились".

Учитель:

Заблудились в лесу домашние животные: осёл, петух, лошадь, кошка, собака, свинья, курица, корова. Катя будет их созывать, а Коля пусть внимательно слушает и рисует на доске слоговую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда Катя звала животных. Если они верно выполнят эту работу, животные выберутся из леса.

"Рассеянный поэт и доверчивый художник".

Учитель:

Ребята, посмотрите, какой рисунок получился у доверчивого художника

(показывает иллюстрацию). Он утверждает, что нарисовал эту картину к такому стихотворению:

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом!

Как вы думаете, что нужно было нарисовать? Какие слова спутал художник? Чем они похожи? Какой звук у них разный? Какой первый звук в слове сом? Давайте протянем этот звук и внимательно его послушаем.

"От бочки до точки".

Учитель:

Повстречалась бочка с почкой и говорит: "Ой, как мы похожи! Только первые звуки у нас разные". Какие это звуки? Назовите их. Какое еще слово получится, если первый звук в слове бочка заменить на звук [д]? На звук [к], [н], [м], [т]?





"Рыбалка".

Дается установка: "Поймать слова со звуком [л] " (и другими звуками).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нужные картинки со скрепками. Пойманную "рыбку" ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

"Телевизор".

На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне ведущий вывешивает картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребёнок (дети) должен из первых звуков слов сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал (и) слово, экран телевизора открывается.

Например: спрятанное слово - месяц. Картинки: медведь, ель, сирень, яблоко, цапля.

"Рассели животных".

Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех из них, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поместить в окошки с прорезями.

Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок.

Предварительно все слова проговариваются.

"Цепочка слов".

Кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, изображающая предмет, название которого начинается с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.

"Собери цветок".

На столе лежит серединка цветка. На ней написана буква (например, С).

Рядом выкладываются цветочные лепестки, на них нарисованы предметы, в названиях которых есть звуки [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих лепестков с картинками выбрать те, где есть звук [с].

"Незнайка с кармашками".

В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)

"Найди ошибку".

Детям раздаются карточки с четырьмя картинками, изображающими предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву. Ученики определяют, какая это буква, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схемах, если они есть.

"Собери букет".

Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: "Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую - со звуком [р]". (Розовая - [р], голубая - [л].) Рядом лежат цветы: зеленый, синий, черный, желтый, коричневый, фиолетовый, оранжевый, малиновый и т.д. Ребенок расставляет цветы по вазам. Синий цветок должен остаться.

"Речевое лото".

Детям раздаются карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех словах, Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: "У кого есть это слово?" Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на большой карте без ошибок.


"Буква заблудилась"

На магнитной доске расставлен буквы, которые перепутал Незнайка.

Гласные: О С Е М У

Согласные: Н К ИАТ

Дети находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих слов, ставят буквы на место.

"Назови букву".

Эту игру можно проводить почти на каждом уроке. Игра способствует лучшему запоминанию изученных букв.

Учитель (или ученик) показывает буквы, а дети по цепочке называют их. Если буква названа неправильно, учащиеся хлопком рук подают сигнал (каждый ребенок - участник игры).

"Покажи букву".

Один ученик стоит с указкой у "ленты букв" и показывает те буквы, которые по цепочке называют сами дети. Можно усложнить игру, если показывать только согласные или гласные.

"Узнай букву"

Учитель предлагает детям буквы, вырезанные из плотного картона, затем одному ребенку завязывают глаза и просят его ощупать букву и назвать ее. После того как назовут все буквы, они составляют из букв р с а у к лслова: рука, сук, мак, рак, лук, русак. Игра помогает шестилеткам не только усвоить начертания печатных букв, но и развить умение составлять из букв слова.

"Найди слова в слове".

На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и читают его).

Дается установка: "Возьмите буквы из исходного слова, составьте из них слова и запишите их".

"Математическая грамматика".

Ребенок должен выполнить действия на карточке и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово.

Например: с + том - м + лиса - са + ца = (столица)




"Допиши словечко".

На карточке написан рифмованный текст или стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.

Например: Воробей взлетел повыше:

Видно всё с высокой (крыши).

Игра "Лишний звук"

Из каждого слова "выньте" по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Например: горсть - гость (всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран).

Игра "Добавь звук "

Добавьте один звук в слова, записанные на доске, чтобы получилось совершенно новое слово.

Например: роза - гроза (стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар).

Игра "Замени и прочитай"

В данных словах замените один согласный звук.

Например: корж - морж (ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка).

"Лучший грибник"

У учителя две корзины: в одну складываются грибы-слова, в которых есть буква, а в другую - буква п. В какой корзине слов больше?

Слова: шампиньон, боровик, опята, мухомор, поганка, лисичка и т.д.

"Лучший капитан"

На доске отмечаются берега: берег Е и берег И. К какому берегу пристанут лодки-слова? слова подбираются на любую тему "Овощи", "Фрукты", "Животные" и т.д.

"Поставь цветок в вазу"

Поставь цветы-слова в вазы. В одной вазе - слова с ь, в другой - без мягкого знака. В какой вазе больше цветов-слов?

Используемые слова: ландыш, колокольчик, мак, роза, пион, тюльпан, сирень и другие.

"Угадай слово"

Вставьте пропущенные буквы и составьте из них новое слово.

Какое слово получилось?

Сколь. кий, ск. мья, ло. кий,. сенний, сла. кий (завод).

Здра. ствуй, д. кабръ, курор. +. ка (ветка).

Ги. кий, т. щил, лё. кий, пл. тил, мор. (багаж).

Ло. кий, д. рога, ло. ка, ш. рокий, ве. ка, вет. р +ль (водитель).

Пло., с. рока, л. сной, у. кий, гла. кий (поезд).



13


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее