
Использование игровых педагогических технологий в начальной школе
Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
В.А. Сухомлинский

В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции - развлекательную - коммуникативную - терапевтическую : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; - диагностическую : выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; - коррекционную : внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; - межнациональной коммуникации : усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей; - социализации : включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. А. С. Макаренко говорил о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому учителю необходимо научиться правильно использовать игру на уроке.

Педагогические игры достаточно разнообразны по: - дидактическим целям; - организационной структуре; - возрастным возможностям их использования; - специфике содержания.

По характеру педагогического процесса бывают: - обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; - познавательные, воспитательные, развивающие; - репродуктивные, продуктивные, творческие; - коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

По характеру игровой методики делятся на: - предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: - различают игры с предметами и без них; - настольные; - комнатные; - уличные; - на местности; - компьютерные и с ТСО; - с различными средствами передвижения.

Игра как средство обучения. 1) Игра – эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. 2) Правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки. 3) Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. 4) Игра – один из предметов преодоления пассивности учеников. 5) В составе команды каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

При использовании игровых технологий обязательно соблюдение следующих условий: Соответствие игры учебно-воспитательным целям урока; Доступность для учащихся данного возраста; Умеренность в использовании игр на уроках.

Игровые технологии на уроках русского языка

Игра « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.


ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН
СОБСТВЕННЫХ Наборщики (Класс – 2 команды.) На доске записаны слоги: ва, зи, лю, ма, ми, пе, ро, та, то; ма, ля, на, ня, ра, ря, ся, тя, ша. Команда девочек составляет из слогов имена мальчиков, а команда мальчиков – имена девочек.

Подумайте – назовите (3 команды по 6 человек.) На доске записаны 3 столбика слов: город … река … деревня … имя … отчество … фамилия … Каждый член команды по очереди выходит к доске и записывает справа имя или название. Побеждает команда, которая первой правильно выполнит задание.

Дидактическая игра Найди ошибку
Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет.
Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему. Правильно выполнивший задание, получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
Примерный материал:
1.Кукла, дом, море, вышла, ученик.
2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк.
3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба.
4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.
5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п.

«Конструктор»
Если взять большое слово,
Вынуть буквы,
Раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
- Из слова «грамотей» составьте 10 слов.

По теме «Предложение» с интересом дети выполняют упражнение «Составь предложение из букв слова».
Например, слово «КОТ». Предложение: К атя о тмерила т кань».

Игра «Звери спрятались»
Дается на доске текст. Дети должны найти в нем названия зверей. Попробуйте сами найти всех животных.
Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья. И объявление: «Мухомор жареный». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути заслон. Послышалось рычание. «Принести грабли! – скомандовал охранник. Принесли самые новые. «Велика банка, - почему-то сказал охранник. И добавил:- Зоопарк закрыт».
Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько. Целых девять, и все на виду. Найдите их!

Игра «Звери спрятались».
Пришли ребята в зоопарк. Воз ле в хода – п олень я. И объявление: «Мухо мор ж ареный». Рысь ю пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути за слон . Послыша лось рычание. «Принес ти гр абли! – скомандовал охранник. Принес ли са мые новые. «Вели ка бан ка, - почему-то сказал охранник. И добавил:- Зоопарк закрыт».

Повторяя и закрепляя тему « Предлоги » , можно провести игру « Кто больше? » По карточкам с иллюстрациями повторяется до 10 предлогов. Предложений можно составить ещё больше. Используя такие пособия, можно быстро вспомнить предлоги, повторить правила написания предлогов с другими словами; работать над развитием речи, составляя предложения, мини-тексты; пополнять словарный запас учащихся.

К
Д
А
И
Б
В
Ж
Е
З
А
Б
В
Ж
З
Е
К
«Грамматическая головоломка»

Запишите 7 глаголов по следующим указаниям: Слышать – 1-е л., ед.ч., б.в. Зависеть – 1-е л., мн.ч., н.в. Дунуть – повел. форма, 2-е л., ед.ч. Укрыть – 1-е л., мн.ч., б.в Вертеть – 3-е л., мн.ч., п.в Гладить – 2-е л., мн.ч., н.в. Терпеть - 3-е л., ед.ч., н.в

У с лышу, з а висим, д у й, у к роем, в е ртели, г л адите, т е рпит Затем выделив в каждом глаголе 2 букву, вы сможете прочитать ответ на вопрос «Что одевают девушки – казашки один раз в жизни?» (Саукеле)

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока. Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.