ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ
7 КЛАСС. П.14
Компьютер от — устройство или система, способные выполнять заданную четко определенную изменяемую последовательность операций (чаще всего численных расчетов).
Электронно-вычислительная машина (ЭВМ) — комплекс технических средств, где основные функциональные элементы
(логические, запоминающие, индикационные и др.) выполнены на электронных приборах, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных задач.
Язык программирования устанавливает набор правил, определяющих внешний вид программы и действия, которые выполнит исполнитель под ее управлением.
Программа на языке Pascal (тело программы) должна начинаться со слова begin, а заканчиваться словом end и точкой.
Добавим в нее команду вывода приветствия:
begin
write('Привет!');
end . .
Результат работы
программы отражается в
нижней части окна
программы PascalABC в
окне вывода.
Команда write( ); предназначена для вывода данных.
Текст, который нужно вывести на экран, заключают в апострофы (одинарные кавычки). Этот текст не анализируется и выводится на экран в том виде, в котором он записан . Текст можно записать как на русском, так и на любом другом языке. Текстом может быть произвольный набор символов.
В одной программе может быть несколько команд вывода. Для вывода текста, записанного в несколько строк, используют команду writeln( ). Сочетание «ln», записанное в конце команды, означает, что после вывода нужно перевести курсор в новую строку.
Пример 14.3. Посчитаем значение выражения 2 + 2 ∙ 2.
Если записать выражение в кавычках, то будет выведено само выражение. При отсутствии кавычек на экран будет выведено значение данного выражения.
begin
write ('2+2*2=');
write (2+2*2);
end .
Две команды write
можно совместить:
write(‘2+2*2=‘,2+2*2);
Результат будет таким же.
Понятие типа данных
Информацию, представленную в пригодном для обработки на компьютере виде, называют данными.
Переменная в программировании — это именованная ячейка памяти, хранящая значение переменной.
Тип данных определяет способ хранения данных в памяти компьютера, диапазон возможных значений данных и операции, которые с этим типом данных можно выполнять.
Для описания переменных используется команда var (сокращение от англ. variable — переменная).
Формат записи команды следующий:
var : ;
Для обозначения имени переменной используются буквы латинского алфавита, цифры и знак «_». Первым символом должна быть буква или знак подчеркивания.
Тип данных real в языке программирования Pascal позволяет работать с числами и выполнять над ними арифметические действия: сложение, вычитание, умножение и деление.
Правильные имена переменных: b4; dom_2; _klass; mama; z2_1; Неправильные имена переменных: 4b; dom 2; мама; z2+1;
Типы в PascalABC.NET подразделяются на простые, структурированные, типы указателей, процедурные типы, последовательности и классы.
К простым относятся целые и вещественные типы, логический, символьный, перечислимый и диапазонный тип.
Тип данных называется структурированным, если в одной переменной этого типа может содержаться множество значений.
Оператор присваивания
Оператор присваивания предназначен для того, чтобы:
- задавать значения переменным;
- вычислять значения арифметического выражения (результат вычисления будет записан как значение переменной).
Формат записи оператора присваивания:
:= ;
В записи арифметического выражения
используются знаки математических действий —
сложения, вычитания, умножения, деления:
Приоритет выполнения операций соответствует принятому в математике: сначала выполняются умножение и деление, а затем сложение и вычитание. Для изменения порядка действий в выражениях можно использовать скобки.
- Для записи обыкновенной дроби используется знак деления.
- Знак умножения опускать нельзя.
- Целая часть дробного числа отделяется от дробной части точкой.
Запишем оператор присваивания на Pascal для математических выражений:
Выражение Запись на Pascal
S = 2( a + b ) S:= 2*( a + b ) ;
S = a 2 S:= a * a ;
a= x +y a := ( x + y )/3;
3
Ввод данных
Команда read( ) предназначена для ввода данных. В скобках через запятую перечисляются имена переменных, значения которых необходимо ввести.
Ввод данных происходит в нижней части окна программы PascalABC. Для этого используется окно «Ввод данных». После нажатия кнопки «Ввести» или клавиши «Enter» введенные значения переносятся в окно вывода. После завершения работы программы в этом же окне будет выведен результат.
Пример. Ввести два числа, найти и вывести их сумму.
var a, b, S: real;
begin
read(a, b);
S:= a + b;
writeln(‘a+b=’, S);
end .
Структура программы
Все программы на языке программирования Pascal имеют общую структуру.
В программе можно выделить следующие разделы:
- заголовок программы (является необязательным); {program z1;}
- подключаемые библиотеки (модули) (если подключать дополнительные библиотеки не нужно, раздел отсутствует; известные библиотеки: Drawman, Robot, RobTasks); {uses robot}
- описание переменных с указанием их типа; {var x,y:real;}
- описание вспомогательных алгоритмов (если использовать вспомогательные алгоритмы не нужно, раздел отсутствует); {procedure nod;}
- begin … end. — служебные слова , обрамляющие тело основной программы, в которой находятся исполняемые команды. Слово begin начинает исполняемую часть программы, а end. (точка в конце обязательна) ее завершает.
Задания:
- 1. Напишите программу, в которой вводятся два числа a и b. Затем первое число уменьшается в 2 раза, а второе увеличивается на 30. Выведите измененные значения переменных.
- 2. Напишите программу для вычисления значения числового выражения:
23 + 45 ∙ 11 – 15;