«Зима 2025»

Конспект урока на тему: Языки программирования как средство записи алгоритмов для их исполнения на компьютере. Знакомство с Turbo Pascal: структура, синтаксис, и семантика языка программирования. Типы данных, способы описания данных

Конспект урока по теме: Языки программирования как средство записи алгоритмов для их исполнения на компьютере. Знакомство с Turbo Pascal: структура, синтаксис, и семантика языка программирования. Типы данных, способы описания данных

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок


Тема: Языки программирования как средство записи алгоритмов для их исполнения на компьютере. Знакомство с Turbo Pascal: структура, синтаксис, и семантика языка программирования. Типы данных, способы описания данных


Цели урока:

- помочь учащимся усвоить понятия ЯНУ, ЯВУ; разобраться в основных моментах языка Turbo Pascal

- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

- развитие алгоритмического мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютер


Оборудование:

- Доска, компьютер, компьютерная презентация


План урока:

I. Орг. момент (1 мин)

II. Актуализация знаний (5 мин)

III. Теоретическая часть (15 мин)

III. Практическая часть (10 мин)

IV. Д/з (2 мин)

V. Вопросы учеников (5 мин)

VI. Итог урока (2 мин)


Ход урока:


I. Орг. момент.

Объяснение хода урока


II. Актуализация знаний


На этом уроке мы начнем знакомство с языком программирования Turbo Pascal, который будем рассматривать как средство записи алгоритма с помощью компьютера.

Вопросы:

  • Какие базовые алгоритмические конструкции вы знаете?

  • Исполнитель алгоритма?

  • Характеристики исполнителя алгоритма?

III. Теоретическая часть


Языки низкого (машинного) уровня удобны для интерпретации аппаратурой ЭВМ, но плохо приспособлены для непосредственного использования человеком - программистом. Они разработаны с максимальным приближением к конкретному виду компьютеров, ориентированы на его систему команд. Поэтому программа, составленная для одного компьютера, будет непонятна другому. Каждый оператор программы - это машинная команда, а все данные имеют адреса, по которым происходит обращение к ним. Пример ЯНУ - Ассемблер. ЯНУ достаточно сложны и на них составляют программы только профессионалы - разработчики новой техники.


Языки высокого уровня - ЯВУ - разработаны с максимальным приближением к восприятию человеком. В таких языках каждый шаг алгоритма записывается с помощью формул или какого-либо оператора - обычно словами на английском языке, смысл которых согласуется с соответствующим действием. Этих слов немного и они не изменяются, поэтому составлять и понимать программы, написанные на ЯВУ, легко даже человеку, не знающему английского. Правила синтаксиса (написания операторов и соединения их в программу) достаточно строги, но единообразны. К ним нетрудно привыкнуть. ЯВУ не зависят от типа аппаратуры: программа, созданная на одном компьютере, будет работать и на другом. Чтобы она стала понятна компьютеру, ее надо перевести на машинный язык. Это осуществляют специальные программы-переводчики, которые называются "трансляторами".


Язык программирования Паскаль был разработан в 1968 - 1970 годах швейцарским профессором Никлаусом Виртом и назван в честь великого французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662г). Созданный для обучения студентов, язык оказался настолько хорош, что стал использоваться профессионалами. Он является мощным средством программирования широкого круга прикладных задач.




Первое знакомство со средой Turbo Pascal.

I. Вызов Паскаля (вход в интегрированную среду):

Появляется основной экран ИС - голубое поле экранного редактора (для размещения текстов программ), вверху - строка основного меню (содержит 10 пунктов), внизу - строка состояния (строка подсказок).

II. Выполнение готовой программы (любой из 3 вариантов):

а) F10, "Run", Enter, "Run", Enter;

б) Alt+R, "run", Enter;

в) Ctrl+F9.

Происходит переход в другое окно (черного цвета), где компьютер работает в режиме диалога с человеком: запрашивает исходные данные, печатает сообщения и результаты. Возвратиться к тексту программы можно с помощью "Enter".

III. Выход из Паскаля (любой из 3 вариантов):

а) F10, "File", Enter, "Exit", Enter;

б) Alt+F, "Exit", Enter;

в) Alt+X.

Перед выходом из Паскаля появится сообщение:

"NONAME00.PAS has been modified. Save?" [Файл изменен. Сохранить?]

Следует выбрать: "Yes" [да], "No" [нет] или "Cancel" [отменить выход] (Рекомендуется выбирать "no", если задача решена и получена оценка.)

Алфавит языка.

Алфавит Паскаля состоит из:

-- английских букв

-- цифр

-- математических знаков -, +, *, /, , =, =,

-- скобок (, ), [, ], ,

-- других символов ' : ; , . := .. "пробел"

-- в комментариях можно использовать любые символы, в том числе и русские буквы.

IV. Структура программы на языке Pascal

I. Заголовок Program ;

II. Раздел объявлений (описаний) Const =;

Var ,:;


III. Тело программы begin

end.


В разделе объявлений должны быть указаны все объекты, с которыми будет работать программа: константы, переменные, процедуры и функции. В разделе Const приводятся значения КОНСТАНТ - величин, которые не изменяются при выполнении программы. В разделе Var перечисляются типы всех ПЕРЕМЕННЫХ - величин, которые могут изменять значения при выполнении программы.

Рассмотрим 2 типа переменных:

1) integer - целые числа из интервала [-32768, 32767];

2) real - дробные числа из интервала [-2.9*10-39, 1.7*1038].

Имя программы, имена констант, переменных и других объектов программы называются ИДЕНТИФИКАТОРАМИ. Они записываются по правилам:

1. Имя должно лаконично отражать сущность объекта.

S,v,t - общепринятые обозначения;

Summa, N_max - значения суммы номера максимума.

2. Длина идентификатора не должна превышать 127 символов, но для Паскаля значимы только первые 63 знака.

3. В запись идентификатора могут входить только цифры, английские буквы и знак подчеркивания,

4. но начинаться он должен с буквы или знака подчеркивания.

5. Маленькие и большие буквы в записи идентификаторов Паскаль не различает:

SUMMA, SumMA, summa - для Паскаля одно и то же.

III. Практическая часть

На ближайших нескольких уроках мы будет записывать алгоритмы на языке программирования Turbo Pascal. На этом уроке мы познакомимся с тем как вводить и запускать программу на языке Turbo Pascal.

Вопросы:

  • Как запустить программу Turbo Pascal?

  • Как перейти в полноэкранный / оконный режим работы с программой?

  • Как переключать раскладку клавиатуры, работая в этой программе?

  • Как правильно выйти из данной программы?

IV. Д/з

Знать, -.

V. Вопросы учеников.

Ответы на вопросы учащихся.

VI. Итог урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.

На уроке мы начали знакомство с языком программирования Turbo Pascal, познакомились со структурой программы, записанной на данном языке программирования. Узнали как правильно описывать типы данных, с которыми нам нужно работать.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее