Формирование общекультурной компетентности.
Воспитываем Человека
Развитие нравственных, семейных ценностей у младших школьников
Важнейшей ценностью на земле является воспитанный человек, личность. Через это самое важное в мире – воспитание. Эта категория общая, постоянная и вечная. Оно возникло с появлением человека и будет существовать до тех пор, пока будут существовать люди на Земле.
Одной из стержневых составляющих формирования хорошей воспитанности учащихся является развитие их нравственного сознания, которая заключается в отражении в сознании ребенка принципов добра, нравственности, т. е. норм поведения, регулирующих отношение детей друг к другу, к обществу. Этот процесс должен базироваться на основе общечеловеческих ценностей: идеалов правды, добра, свободы, дружбы, справедливости, совести, человеческого достоинства.
Младший школьный возраст – это возраст формирования чувств и нравственного поведения. «Утвердить в каждом ребенке доброту, сердечность, чуткость ко всему живому и красивому, - писал В. Сухомлинский, - элементарная азбучная истина школьного воспитания, с этой истины начинается школа. Подлинное воспитание заключается в том, чтобы нравственный идеал добра, правды, чести, духовной красоты жил в каждом юном сердце, утверждался в активной деятельности как неотъемлемая часть собственного естества, собственной мысли, чувств».
Для молодого поколения очень важно то, как в школе ему помогут развить ценнейшие натуральные ресурсы: разум и сердце. Чтобы человек мог иметь собственное мнение, уметь его высказать, этому надо научить в школе, ведь в будущем ей придется осуществлять выбор, принимать решения, которые будут влиять на собственную жизнь, на семью, на общество в целом.
Современный период развития украинского общества характеризуется устоявшимися социально-экономическими отношениями, при которых при всей множественности ценностей и целей самой есть человек, ее практическая деятельность. Решающее значение в формировании человека как личности принадлежит семье. Именно семья призвана сформировать личность гражданина, способного адаптироваться в быстроменяющихся общественных процессов, быть активным участником производственных процессов, исповедовать общественно признанные ценности жизни, быть патриотом своего государства.
Семья в нашем обществе — это первичная ячейка человеческих отношений - хозяйственных, нравственных, духовных, культурных, эстетических и, конечно, воспитательных. В.А. Сухомлинский утверждал: «В семье шлифуются тончайшие грани человека-гражданина, человека-труженика, человека-культурной личности. В семье, образно говоря, закладывается корни, из которого вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. Семья — это источник, водами которого питается полноводная река нашего государства.»
Семья - среда утверждение общечеловеческих ценностей у ребенка: добра, справедливости, красоты, любви, уважения к другим. Однако мощной воспитательной и облагораживающей силой для детей она станет тогда, когда отец и мать видят высокую цель своей жизни, живут во имя высоких целей, что превозносят их в глазах ребенка.
Родственность является определяющим фактором украинской национальной образования и не только ее. ЮНЕСКО провозгласило родственность ценностным ориентиром развития всей человеческой цивилизации.
В семье, как базисной составляющей непрерывного образования, наиболее эффективно осуществляется физическое, трудовое, эстетическое и умственное воспитание, наиболее гармонично проходит подготовка к будущей семейной и общественной жизни. Большое значение имеет семейное воспитание в наше время - изменения приоритетов, построения гражданского общества.
Усиление значения семейного воспитания обусловлено кардинальными изменениями в украинском обществе. Во многих семьях уровень образованности детей выше, чем родителей; уменьшилась участие детей в домашней работе; в современной семье в значительной мере ослабла или исчезла роль личного примера родителей. Возросло количество семей, в которых основное внимание уделяется решению материальных проблем, на задний план отошло формирование культуры общения и поведения. Часто родители не придают значения контролю за учебной деятельностью детей. Многие родители не понимают, что успех воспитания зависит от их ответственности, заинтересованности, соответствующей педагогической подготовки. По данным педагогических исследований, процессы урбанизации и миграции населения, снижение возраста заключения брака и создания семьи не способствуют усвоению моральных и нравственных ценностей народа, что вызывает потерю лучших традиций семейной педагогики. В семьях, через недостаточность взаимопонимания между родителями и детьми, напряженность и неравенство взаимоотношений, не всегда полно используются потенциальные воспитательные возможности, имеют место значительные ошибки в формировании лучших качеств у ребенка. У молодежи, как правило, не сформировано понимание социальной роли мужа, жены, отца, матери. Половина зарегистрированных браков распадается. Увеличивается количество неполных и дистанционных семей.
Как следствие – увеличение количества детей-сирот, беспризорных, распространение среди несовершеннолетних, пьянства, наркомании, увеличение количества самоубийц среди детей, обострение подростковой преступности, нигилистическое отношение молодежи к старшим, бегство молодежи в компьютерный (виртуальный) мир. Основными причинами такого состояния, по моему мнению, являются: отказ от положительных традиций народной воспитательной культуры, отказ семьи выполнять свое природное задача по отношению к потомкам.
Приоритетной задачей современной школы является формирование в образовательно-воспитательном опыте родителей понимание важности значения семьи в жизни общества, содействие функционированию украинской семьи, помощь в создании благоприятных условий морально-психологического, социального, культурного и духовного развития семьи, гармонизации взаимоотношений поколений, подготовки к созданию семьи, к семейному воспитанию.
Высшей ценностью в духовном, эмоционально-чувственном плане есть добро, которое отражает абсолютное, совершенное. Высшими моральными ценностями являются правда, справедливость, счастье, смысл жизни, любовь, дружба, сопереживание, потому что осознание этих понятий коренным образом влияет на поведение и сознание человека.
Именно поэтому в начальной школе ценностные ориентации являются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Разные ценностные ориентиры являются признаком духовной сформированности, самодостаточности личности, показателем уровня ее умение жить среди людей, то есть в обществе. Ориентация на ценность – это отношение ребенка к внешним наставлений родителей, старших, педагогов, а также норм и обычаев..
Задача и призвание начальной школы заключается в том, чтобы укрепить и утвердить моральные ценности ребенка, которые она получила в кругу своей семьи, ей впитанные с молоком матери, материнской лаской и чувствами, отеческой любовью и силой духа.
Начальная школа призвана сформировать и развить у младших школьников такие ценностные ориентиры, как:
● морально-этические (духовные) ценности;
● эстетические чувства;
● родственные (семейные) ценности;
● воспитание чувств;
● любовь к книгам, чтению (формирование морально-этических ценностей через художественные произведения);
● гуманистические чувства;
● совесть (обучено совести);
● сострадание к ближнему;
● любовь к родителям (матери, отца), родственников;
● бережное отношение к окружающей среде, природе;
● воспитание у ребенка счастье от любимой работы;
● формирование культуры чувств у детей;
● воспитание мужества, силы духа, воли (силы воли);
● желание делать добро.
Самым лучшим доступным средством донесения до школьников всего ценного, духовного, нравственного слово. Мудрое и хорошо - оно дает радость, неразумное и злое, необдуманное и бестактный – влечет беду. Словом, можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять тревогу и безнадежность и одухотворить, развеселить и огорчить, вызвать улыбку и слезы, породить веру в человека и заронить недоверие, вдохновить на труд и сковать силы души.
Довольно часто мы говорим друг другу: «Желаю тебе добра и счастья, желаю Вам всего наилучшего». Это не просто проявление вежливости. В этом высказывании мы выражаем свою человеческую действительность. Нужно иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Добрые стремления живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям.
Признаком добропорядочного человека является также и умение благодарить. Чем больше ребенок понимает трудовые источники своего благополучия, тем сильнее проявляется благодарность касательно других людей. А потому, чем ярче у ребенка есть мнение о том, что она заслуживает благодарность, тем острее она чувствует, что берет свои блага в долг от старшего поколения.
Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. В этом простом слове, что способно очаровать, проявляется наше уважение к достоинству другого человека, добрая воля. Для того, чтобы упомянутое обращение наполнялось чувством уважения к добрым поступкам, нужно учить ребенка считать человека как наивысшую ценность.
Слово – важнейший инструмент. Оно должно войти в души детей, стать их достоянием. Педагогу владеть словом – настоящее искусство, потому что через слово, которое несет в себе духовное предназначение, рождаются у человека черты, которые являются моральными ценностями воспитанного человека: человечность, сдержанность, благочестие, терпение, трудолюбие, взвешенность, сердечность, добродушие, благородство.
Эти и многие другие морально-ценностных качеств, черт целостной, хорошо воспитанной, гармоничной личности призвана сохранить, помочь сформировать вместе с родителями, развить и закрепить начальная школа в процессе обучения и воспитания младших школьников.
В начальных классах стараюсь так строить учебно-воспитательный процесс, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит их осознанию и закреплению. Этой проблеме придаю большого значения.
Ребенок – это живое существо, его мозг – тончайший, нежнейший орган, к которому нужно относиться бережно и осторожно. Трудно представить что-то другое, что больше уродует душу ребенка, чем эмоциональная толстокожесть, порожденная несправедливостью. Испытывая безразличное отношение к себе, ребенок теряет чуткость к добру и злу. Она не сможет понять, что в людях, которые ее окружают, - Добро и что – Зло. В ее сердце поселяется подозрительность, неверие в людей, а это самый главный источник озлобленности.
Мы отвечаем за детей перед совестью и обществом. Учитель – носитель Света. Народная мудрость гласит, что у настоящего учителя уроки не для детей, а с детьми. Это мы, прикасаясь души маленького человека, стараемся не ранить, не обидеть, осторожно вырастить, помочь реализовать себя в жизни, войти в него как можно честнее, добрее, увереннее.
С давних времен известно, что быть добрым полезно. Доброжелательные люди хорошо себя чувствуют и дольше живут. Добрым называют человека, который несет людям добро: любовь, помощь. Добрый не бывает агрессивным и никогда не будет навязывать свою помощь, оставляя другим свободу выбора.
Мы всегда рады хорошему, добру. Но часто, раскрывая понятие „добро”, мы встречаемся с ситуацией, когда нет что сказать, объяснить. Общей формулой добра является то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества. Добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, достигать гармонии и совершенства. Добро ассоциируется с жизнью, процветанием, полнотой бытия, гармоническим взаимодействием. Добро – это то, что является хорошим, прекрасным.
Основной признак добра – бескорыстие. Добро – это способность поступаться собственными интересами и амбициями ради блага других людей, оно лишено эгоистичности. Добро – качество, которое воплощается в практической жизни, в поведении людей. Нельзя быть добрым в душе, а в поведении, общении с другими – жестоким, грубым. Самый высокий уровень добра там, где внедряются и совершенствуются гуманные отношения, уважение и любовь к человеку, свобода, равенство, верховенство народной культуры, красоты в жизни.
Добро имеет способность быть щедрым и не требует награды. Поэтому настоящее добро возможно только при условии большого душевного благородства. Отдавая заботу, внимание, любовь не нужно бояться, что останешься без ничего. Кто щедро делает добро – в ответ получает еще более. Но рассчитывать на это нельзя. Добро творится без расчетов, из потребности дарить миру любовь. Человек, - утверждал В. Сухомлинский, - рождается на свет не для того, чтобы исчезнуть безвестно пылинкой, а для того, чтобы оставить по себе след вечный. И след этот должен быть полон добра. Вот это я и пытаюсь донести своим воспитанникам.
В морально-ценностном воспитании детей самое главное – формирование духовной сердцевины личности – взглядов, убеждений, чувств, поведения, единства слова и дела. Ребенок должен понять суть того, что называется требованиями морали, более того – это должно стать духовной потребностью, мерилом его поступков.
Моральная, духовная идея, раскрытая перед умом и сердцем воспитанника в ярких, волнующих словах, живых образах, пробуждает глубокие морально-эстетические чувства. «Чувства, - говорил Сухомлинский, — это духовная энергия того, что называется жизнью убеждений, которое проявляется в ярких, морально насыщенных поступках». Для бесед с детьми подбираю ситуации, взаимоотношения, столкновения, противоборство, которые удивляют, поражают величием, красотой моральной доблести. Важное место в воспитании предоставляю проблеме совместной деятельности семьи и школы в организации жизнедеятельности школьников. Семья – первая школа интеллектуального, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания. Семейные ценности являются самыми глубокими, они лежат в основе мировой цивилизации, они лелеют в ребенке глубоко человечное, придают ей энергии в различных жизненных ситуациях. Отец и мать, дедушка и бабушка – первые воспитатели детей в дошкольном возрасте и остаются ими, когда их питомцы пошли в школу. Первостепенное значение в формировании личности ребенка предоставляю семейному воспитанию. Станет ли ребенок достойным человеком, счастливым, принесет своей жизнью счастье другим людям – зависит от того, какие зерна посеют родители в душу ребенка, они согреют ее сердце теплом любви, правды и справедливости, любви и уважения к людям.
Прекрасные дети вырастают в семьях, где отец и мать искренне, по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей. Сразу видишь ребенка, у которого родители глубоко, сердечно, красиво, преданно любят друг друга. У такого ребенка мир и покой на душе, стойкое моральное здоровье, чистосердечная вера в добро, вера в человеческую красоту.
Наиболее авторитетным лицом для ребенка является отец или мать, то есть семья.
Семья, в которой закладываются основы всех моральных качеств человека и формируются первые духовные потребности, играет большую роль в формировании нового человека. Это формирование происходит прежде всего через общение. Как свидетельствуют психологические исследования, чрезвычайно важную роль в процессе формирования духовных потребностей личности играют эмоциональные контакты при общении ребенка с родителями, стремление передать детям свои моральные ценности, воплотить в их духовном лице свой нравственный идеал.
Очень важным, социально значимым чувством является родительская любовь к детям. Какое оно это чувство? Это зависит от эмоционального общения в семье, которое ребенок воспринимает еще в годы раннего детства. Детей прежде всего эмоционально поражает поведение родителей, их отношение друг к другу. Психологический климат семьи – это один из мощных факторов эмоционального воздействия на ребенка. От атмосферы в семье, от морального облика родителей в большой степени зависит, каким человеком вырастет ребенок, ее положительное или отрицательное самочувствие, характер отношений с окружающими ее людьми.
Семья с ее взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа формирования нравственных и духовных ценностей ребенка. Свою роль играет со временем и окружающую среду, в котором находится ребенок, поскольку решающую роль играют и люди, что окружают, со всем богатством отношений.
Семья – это достаточно закрытая часть общества. Ее можно представить комнатой, куда далеко не каждому удается попасть, никто не хочет впускать постороннего. Существует большая разница между тем, как люди ведут себя, конечно, в семье и вне ее. В большинстве случаев родители воспитывают детей интуитивно, по велению сердца, так, как подсказывает их мировоззрение, понимание, их родительская любовь. Поэтому этот процесс чрезвычайно сложный.
Главную цель семейного воспитания вижу в том, чтобы дать ребенку счастье. Родители обязаны сделать желание детей морально оправданными. В современных условиях это достаточно нелегкая миссия. „Семья в нашем обществе – это первичная ячейка многогранных человеческих отношений, - говорил Василий Сухомлинский в статье „Микроклимат вашего дома”, - хозяйственных, моральных, духовно-психологических, эстетических. И, конечно, воспитательных. Однако мощной воспитательной и облагораживающей силой она становится только тогда, когда отец и мать видят высокую цель своей жизни, живут во имя высоких целей, что превозносят его в глазах ребенка.”
Ребенок познает мир человека глазами отца и матери, с того, как обращается мать к ней, ребенка, как относится отец к матери. Из всего этого и складываются первые представления и понятия о добре и зле. В хорошей семье, где отец с матерью живут в согласии, где господствуют тонкие отношения чувствительности к слову, к мысли и чувства, к взгляду и малейшему оттенку настроения, в отношениях добра, согласия, взаимной помощи и поддержки, духовного единства и искренности, доверия и взаимного уважения родителей, перед ребенком как раз и раскрывается все то, на чем утверждается его вера в человеческую красоту, его душевное спокойствие.
Начальная школа – это Школа радости , школа добра, семейного уюта, милосердия, постоянного общения и сотрудничества семьи, учителей и детей, направлена на:
1) развитие природных способностей через систему творческих уроков (урок этики, урок-сказка, урок-игра, урок-мечта, интегрированный урок, урок-викторина, урок-исследование);
2) формирование духовности как личностного качества через систему воспитательных мероприятий (праздники, уроки с краеведческой, русской тематике; календарные праздники, часы общения, др.);
3) обучение доброте и воспитания чувства любви через различные виды деятельности.
Современная школа и начальное ее звено частности, призвана формировать у детей духовные качества на основе традиционных национальных ценностей украинского народа в условиях учебного заведения.
Из опыта работы
Родился ребенок - наша радость, наша надежда, наше будущее. Каждая мама, каждый папа по-своему любят и воспитывают ребенка, конечно, хотят, чтобы она росла здоровой, умной, счастливой. Быстро летит время безмятежного раннего детства, и вот уже пора идти в школу. У детей начинается новый этап жизни, они приступают к работе, связанной с получением знаний.
За 25 года своей педагогической деятельности я получил большой опыт организации учебно-воспитательного процесса в начальном звене. Но каждый раз, волнуясь, встречаю своих маленьких школьников. Ребенок, как и растение, будет сильной, красивой и счастливой, если о ней заботиться дома и в школе. Чтобы ребенок лучше реализовала свои возможности, с любовью и радостью стремилась познать мир, свою землю, свой род, а затем реализовала себя в целом мире. С этой целью я выбрал философию семейности, стал на путь создания класса в класс-семью. Ее цель — продолжить семейное воспитание, работать в тесном контакте с родителями, создать такие условия, чтобы каждый ребенок в классной семье чувствовала себя счастливой, способствовать решению одной из острейших человеческих потребностей - быть понятым, принятым, признанным, формировать умение общаться в цепочке « учитель — класс — родители — учитель» на определенной совместной деятельности.
Для того, чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать индивидуальные и психологические особенности каждого ребенка. «Чтобы хорошо знать детей, нужно знать семью» - сказал в свое время Сухомлинский. Поэтому знакомству с родителями своих будущих учеников я уделяю особое внимание. Меня интересуют не только мои воспитанники, но и их родители, как они воспитывают своего ребенка, будут моими помощниками. Ведь в одиночку учитель не сможет охватить и решить те задачи, которые ставит перед школой жизнь.
Задолго до 1 сентября на первых родительских собраниях с помощью анкет узнаю о количестве детей в семье, их возраст, как называют ребенка в семье, какие поручения он имеет дома, как родители хвалят своего ребенка, как наказывают, проживают вместе с семьей бабушки, дедушки, о занятости родителей. Узнаю, также, каких принципов придерживаются родители в воспитании детей. Провожу тестирование, вручаю памятки для родителей по воспитанию детей.
В дальнейшем общении пытаюсь определить психологические особенности детей, их наклон, предпочтения, чем любят заниматься, с кем дружат, с кем общаются больше всего в семье, как относятся к домашним животным. Всегда помню, что от меня многое зависит, поэтому стараюсь ничего не забыть, не пропустить.
Жить без знаний человек не может. Жизненная практика обусловливает постоянную потребность в познании окружающего мира. Чтобы по-настоящему организовать семейное воспитание, необходимо использовать лучшие достижения педагогики, психологии. Наследство А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, опыт работы
Ш.А. Амонашвили дает мне знания и стимул для своей педагогической деятельности.
Читая их произведения, постоянно задумывался над созданием системы обучения и воспитания. Чтобы в классе-семье звучало родное слово, звучала волшебная музыка, где бы уроки были, как праздник, слышался веселый детский смех, звучала песня, сказка. В соответствии с этим составил план работы класса-семьи так, чтобы осуществить свои стремления, воплотить задуманное в жизнь.
Толерантность, диалог, гуманные отношения между всеми членами учебно-воспитательного процесса определяют моральный климат класса. Ребенок здесь — главное действующее лицо.
Семейное воспитание рассматривается в широком и узком смысле слова. В широком — как систему последовательной воспитательной деятельности родителей, учителей. В узком - как личностную мастерство родителей, педагогов, направленную на развитие личности ребенка.
Комплексный подход, который осуществляется через сочетание воспитания и самовоспитания, единство целей, содержания, формы и методов обучения, систему воспитательных мероприятий, обеспечивает определенный багаж знаний у детей и родителей, готовности их к взаимодействию, формирование нравственно-целостных взаимоотношений.
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель должен дуть другом и единомышленником, переживать вместе со своими воспитанниками радость борьбы, вместе побеждать трудности.
Со своими воспитанниками я живу, работаю. Я их учу и воспитываю, но и сам с ними учусь и росту.
Главное, чтобы дети чувствовали себя в школе как дома. Важную роль предоставляю самостоятельности учащихся: принимать важные решения, чувствовать ответственность. Часто и удовлетворенно говорю о том, что они хорошо сделали. Замечания высказываю как совет, что начинается похвалой.
Поручения дети выбирают и выполняют по желанию, постоянно их меняя. Есть в классе хозяйственники, цветоводы, спортсмены.
В классной семье существует добрая традиция — поздравлять каждого с днем рождения и проводить праздник «День именинника». Важную роль в его проведении играют родители. Это они пекут вкусные пироги, пирожные, торжественно украшают к празднику классную комнату, готовят детям костюмы, интересные подарки, конкурсы. А после праздника вся дружная классная семья садится за стол чаевничать. Весело и интересно проходят такие семейные собрания.
Ни один новогодний праздник не обходится без участия родителей и их помощи. Они не просто зрители, но и активные участники интересного действа. Перевоплощаясь в сказочных и народных героев, они создают для детей праздничное, приподнятое настроение, поют, танцуют вместе с детьми. Традиционными стали семейные праздники к 8 Марта для мам и бабушек, к Пасхе, праздник Золотой осени, окончание начальной школы. После таких совместных мероприятий отношения между всеми членами семьи становятся особенно дружественными и теплыми, крепнет доверие, дети учатся почитать свою семью и ее членов.
По давней традиции в нашей школе 19 мая празднуем День школьника. Дети любят и с нетерпением ждут этого дня. Родители всегда помогают сделать это мероприятие увлекательным и незабываемым.
Работают мои воспитанники в танцевальном и компьютерном кружках. Участники танцевального коллектива уже выступали на сцене сельского и районного домов культуры, перед родителями и учениками в родной школе.
Ремонт классной комнаты осуществляется также с помощью родителей так, чтобы детям было удобно и уютно. А дети, зная, что все в классе сделано руками родителей, бережно чтят их труд, бережно относятся ко всему, что есть в классе. Благодаря спонсорской помощи родителей создан игровой уголок. Дети постоянно поддерживают там чистоту и порядок.
Систематически провожу открытые уроки для родителей, акцентируя их внимание на характере общения, способах работы с детьми.
Общаюсь с родителями посредством дневника и индивидуально с каждым отцом и матерью. Часто посещаю родителей и детей дома.
Традиционными стали дни консультаций для родителей. В эти дни вместе решаются проблемы обучения детей, даются рекомендации по воспитанию у детей определенных черт характера.
Из опыта работы знаю, что родительские собрания нужно проводить так, чтобы они активизировали, заинтересовали родителей, вызвали желание больше внимания уделять ребенку, чаще приходить в школу, были уроками семейного воспитания. Практикую приглашение на родительское собрание. Радуюсь, когда приходят и папа, и мама. Обязательно о каждом ребенке скажу доброе и правдивое слово.
Такая организованная воспитательная деятельность родителей, учеников и учителя сближает всех, сплачивает. Класс своей жизнедеятельностью приближается к семейной среды, где каждого ребенка любят, уважают, заботятся о ней. В такой семье ребенок уважает старших, учится жить среди людей и любить их, помогать друг другу.
Я уверен, что сложившаяся в течение 4 лет классная семья будет продолжать жить , чтобы и в дальнейшем был неразрывным цепочка «дети — родители — учитель», чтобы каждый в ней был счастливым. Намерен продолжать семейное воспитание, опираясь на народную педагогику и лучшие достижения мастеров педагогического дела.