Мастер-класс
Использование игровых методов обучения на уроках
русского языка и литературы
Пояснительная записка.
Мастер-класс «Использование игровых методов обучения на уроках русского языка и литературы» представлен по направлению «Административное» (учитель основной школы)
Цель:
1.Презентация опыта работы по применению игровых технологий на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
1.Научить педагогов использовать игровые формы и методы на уроках.
2.Познакомить педагогов с этапами проведения мастер-класса.
Этапы мастер-класса:
-коллективная работа в микрогруппах
-имитационные игры
-демонстрационные игры
- разработка элемента урока с применением игровой технологии
- рефлексия
- раздаточный материал для присутствующих - памятка «Методические приемы игровой технологии, используемые на уроках»
Ход мастер-класса.
(Присутствующие рассаживаются за столы, разделившись на 2- 3 микрогруппы)
Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на моем мастер — классе. Я Калдузова Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы.
Я рассказала вам немного о себе, а теперь я предлагаю вам познакомиться с помощью этого мячика, в чьи руки он попадет тот представляет всем присутствующим себя, так как ему нравится. (игра « Мячик »).
Слайд № 1. ( Картинки: различные виды игры (игра на пианино, гитаре, в теннис, в футбол, игра в песке, с игрушками).
Как вы думаете, что общего между этими картинками? Назовите ключевое слово. (ИГРА).
Верно. А посредством чего мы с вами сегодня получили некоторую информацию о каждом здесь присутствующем? (с помощью игры)
Помогите мне ответить ещё на один вопрос.
Простейший пример: родители знакомят 3 — 4 годовалого ребенка с окружающим миром. Что более заинтересует ребенка: обычный рассказ о животных, предметах, окружающих нас или же если родители воспользуются подобной интерактивной развивающей игрой?
(демонстрируется интерактивная развивающая игра).
Скажите, значит можно играя давать знания?
Так вот сегодня я попытаюсь на своем мастер — классе презентовать вам опыт использования игровых методов на уроках.
Слайд № 2. (тема мастер — класса) (рефлексия «Яблоня ожиданий»)
Я предлагаю сейчас каждому на этих яблочках написать свои ожидания по данной теме мастер — класса. На одном яблоке одно ожидание (5 — 7 штук).
Слайд № 3. (К.Д. Ущинский).
Константин Дмитриевич Ушинский считал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача первоначального обучения».
Я считаю, что использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние.
Слайд № 4. (школа Древней Греции, древний римлянин).
Само слово «школа» в переводе с древнегреческого означает «досуг», а учитель в Риме, обучавший основам знаний, назывался «magistes Ludi», т.е. «учитель игр».
Слайд № 5. (Я.А.Каменский)
Проблема занимательности берет свое начало с Яна Амоса Каменского. Он не вводил этого понятия, но писал, что образование должно возбуждать «интерес к знанию и охоту к учению».
Слайд № 6. В начале своей педагогической деятельности я поставила перед собой такие вопросы:
Как сделать так, чтобы сохранить интерес обучающихся к предмету с первого до последнего урока?
Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке?
Как сделать так, чтобы учиться детям было интересно?
Уже первые мои уроки показали, что игровой метод обучения, достаточно интересен и эффективен в учебной деятельности обучающихся.
Данный метод можно использовать на любой ступени обучения и на разном уровне сложности в соответствии с возрастными и умственными способностями обучающихся.
Слайд № 7. Девизом моей педагогической деятельности стало: «Учение без принуждения»
Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.
И, что радует, нередко победителями игр становятся слабоуспевающие дети.
Слайд № 8. Но при использовании игровых технологий очень важно соблюдать некоторые условия:
Соответствие игры учебно — воспитательным целям урока;
Доступность для обучающихся данного возраста;
Умеренность в использовании игр на уроках.
Слайд № 9. Все знают, что по форме использования на уроке и содержанию игры делятся на настольные, дидактические, подвижные, деловые, интеллектуальные, интерактивные.
Но более подробно мне хотелось бы остановиться на дидактических играх, которые я использую при развитии связной речи обучающихся.
Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своем ученике будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека. Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому.
Игры и игровые задания дидактического характера я классифицировала по следующим разделам:
Слайд № 10. I. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм.
«Составь текст и озвучь его»
«Пригласи на обед»
«В эфире - новости »
«Конкурс докторов»
«Спортивный комментарий»
«Расшифруйте анаграммы»
Мы с вами проведём имитационную игру.
Мои ученики уже знают, что если какое — либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называют анаграммами (греч. «ана» - пере, «грамма» - буква): например: «липа» - «пила».
Условие: участники игры, разделившись на команды, могут загадывать друг другу анаграммы, назначая или штрафы проигравшим, или очки выигравшим. Командный, состязательный элемент игры усилит осваиваемую школьниками словесно — игровую ситуацию.
(раздать на столы напечатанные слова)
Задание: придумайте новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке: армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ (бор, роза, раб), слово (волос, вол), чувство (ус, вот), предприниматель
Как вы думаете чему может способствовать данная игра?
( развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; - развитие речи учащихся; - сплочение коллектива; - развитие коллективизма у учащихся; - воспитания у учащихся чувство языка)
Слайд № 11. II. Лексико — фразеологические игры.
«Собери фразеологизм»
«Аукцион»
«Угадай слово по его описанию»
«Собери пословицу» (имитируем игру с присутствующими)
Вам необходимо части пословиц соединить правильно, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.
При выполнении этого задания мы повторяли правописание Ь и спряжение глаголов.
1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.
1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.
2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).
3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.
4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.
5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.
Ключ: - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.
При выполнении этого задания мы повторяем правописание Ь, опять же повторяем спряжение глагола.
«Аукцион»
В этой игре побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.
Покупать кота в мешке; волка ноги кормят; всяк кулик свое болото хвалит; куры не клюют; комар носа не подточит; когда рак свистнет; мартышкин груд; подложить свинью; кот наплакал; первая ласточка; умирающий лебедь; брать быка за рога; блоху подковать; надуться как мышь па крупу; хорош гусь; упрямый осел; носиться как курица с яйцом и т. п.
Эту игру я провожу и при закреплении орфографических правил. Например, при работе со склонениями существительного, безударной гласной.
Слайд № 12. III. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.
«Мягкая посадка»
«Третий лишний»
«По щучьему велению»
«Лингвистический футбол»
«Умный редактор»
«Справочное бюро»
«Диктант — шутка»
«Цифровой диктант»
«Классификация»
«Пропорция»
«Не повторяться»
«Противопоставления»
Игры со словом - «По щучьему велению»
Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.
Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой –тся-, -тъся- в глаголах» и др.
Диктант - «Молчанка»
Перед тем, как начать данный диктант, я показываю карточку ( пол-…, пол-…и даю 1-2 минуты на то, чтобы они вспомнили правило, вам вспоминать его ненужно, Пол- (половина) с последующим в родительном падеже существительным, если существительное начинается с гласной буквы или согласной л, например: пол-оборота, пол-яблока, пол-лимона, но: полметра, полчаса, полкомнаты; через дефис пишутся также сочетания пол- с последующим именем собственным, например: пол-Москвы, пол-Европы.
Я показываю слайды с изображением предметов, дети записывают, а вы можете произносить вслух - слитно или через дефис. Попробуем?
Слайд № 13, 14, 15, 16, 17
Слайд № 18.
VI. Кроссворды, чайнворды, ребусы, загадки на уроках русского языка и литературы.
С целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока я предлагаю классу кроссворд.
Кроме этого, я использую кроссворды как форму контроля на любом этапе обучения. В этом случае не только сама предлагаю их обучающимся в готовом виде, но сами дети составляют кроссворд по изучаемой (изученной) теме.
Слайд № 19. V. Электронные тренажеры.
Ну и, конечно же, нельзя не сказать об электронных образовательных ресурсах.
Мои ученики полюбили работу с электронными тренажерами. Данный вид работы предполагает прочные знания по предмету: ребятам хочется выполнить задание без ошибок, поэтому они дома готовятся к урокам. Чем еще хороша работа с тренажерами? Ребята, выполнив задание, сразу же проверяют себя, т.е. они видят правильный ответ.
Я хотела бы Вам продемонстрировать элементы нескольких интерактивных игр по литературе и русскому языку, созданных в форме тренажера. (демонстрирую игру «Своя игра»).
Слайд № 20, 21. Результативность.
Применяя на своих уроках игровые технологии я наблюдаю следующие результаты у моих учеников:
формируются такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;
вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
создается положительный морально — психологический климат в классе для развития личности учащихся;
повышается уровень развития коммуникативных навыков обучающихся;
в каждом классе выделяется группа обучающихся, у которых наблюдается высокий уровень сформированности устойчивой мотивации познания;
развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах.
Это можно наглядно увидеть в диаграммах, построенных по результатам диагностирования. В течении нескольких лет я наблюдаю за развитием коммуникативных навыков обучающихся. Динамика такова:
Слайд № 22. (график) ( комментарий - обсуждение)
Так же я отслеживаю сформированность познавательной активности на моем уроке.
Слайд № 23. (график) (раздать характеристику уровней)
( комментарий - обсуждение)
Таким образом, игровые технологии в учебном процессе обладают большими возможностями для дальнейшего формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной деятельности.
Слайд № 24. Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут, и который они призваны изменить.
Рефлексия
А сейчас я предлагаю вам зачитать вслух свои ожидания, которые вы описали в начале мастер — класса на яблочках.
(если ожидание совпадает, то яблоко крепиться на яблоню, затем выясняется — какие яблочки остались несобранными).
Данный вид рефлексии в игровой форме вы так же можете использовать на своих уроках занятиях при изучении новой темы.
Спасибо за внимание!