Жизнь музыкальных образов в одном произведении. Увертюра М.И. Глинки к опере «Руслан и Людмила».
Тема:
Цель: Выявление музыкальных образов в увертюре через анализ средств музыкальной выразительности в увертюре.
Задачи: 1. Приобщить детей к музыке композиторов-классиков 2. Развивать образное мышление, умение понимать и чувствовать музыку. 3. Обеспечить в ходе урока усвоение следующих музыкальных понятий и терминов поэма, увертюра, опера. 4. Развивать навыки восприятия классической музыки, умение сравнивать и сопоставлять музыкальные образы. 5. Развивать индивидуальные качества личности, творческие способности, художественный вкус и эмоциональную отзывчивость.
Музыкальный материал к уроку:
Увертюра к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» (видеофрагмент)
Дидактический материал к уроку:
- Мультимедийна презентация.
- Раздаточный материал «Музыкальная драматургия».
- Словарь музыкальных терминов.
- Кроссворды №2; №3 (из учебника).
У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем и ночь кот ученый Все ходит по цепи кругом Идет направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит, Там чудеса. Там леший бродит, Русалка на ветвях сидит….
Композитор начал работать над оперой в 1837 году.
Н. В. Кукольник (1809—1868) Н. А. Маркевич (1804—1860)
М. И. Глинка создал произведение эпического размаха, исполненное больших мыслей, широких жизненных обобщений.
Опера писалась Глинкой в течение пяти лет с большими перерывами: она была закончена в 1842 году.
Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) того же года на сцене Мариинского театра в Петербурге.
Действующие лица:
Людмила
Руслан
Светозар
Ратмир
Фарлаф
Горислава
Финн
Наина
Баян
Черномор
сыновья Светозара, витязи,
бояре и боярыни,
сенные девушки и мамки,
отроки, гридни,
чашники, стольники, дружина и народ;
девы волшебного замка, арапы, карлы,
рабы Черномора,
нимфы, ундины.
Увертюра – оркестровое вступление к опере, балету, кинофильму, драматическому спектаклю, в которой в сжатой форме рассказывается содержание будущего произведения.
Слушание.
Образ Руслана
- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? Кто его автор?
- Что такое увертюра?
- Какие образы раскрываются в увертюре?
Тема 2:
Цель: дать представление о принципах построения сонатно-симфонического цикла.
Задачи: 1. Приобщить детей к музыке композиторов-классиков. 2. Развивать образное мышление, умение понимать и чувствовать музыку. 3. Обеспечить в ходе урока усвоение следующих музыкальных понятий и терминов экспозиция, разработка, реприза. 4. Развивать навыки восприятия классической музыки, умение сравнивать и сопоставлять музыкальные образы. 5. Развивать индивидуальные качества личности, творческие способности, художественный вкус и эмоциональную отзывчивость.
К произведениям крупной формы относятся:
К произведениям крупной формы относятся:
К произведениям крупной формы относятся:
Сонатно–симфонический цикл
Музыкальные произведения крупной формы (симфонии,
концерты, увертюры) пишутся в сонатной форме.
Классическая симфония обычно имеет четыре части:
Форма сонатного аллегро
СОНАТНАЯ ФОРМА - форма инструментальной музыки. В основе сонатной формы — контрастное сопоставление различных тем, их развитие, повторение основных тем.
К основным разделам сонатной формы могут присоединяться вступление и кода.
Форма сонатного аллегро
Экспозиция (от лат. Exposition - «изложение») первый раздел сонатной формы, содержащий изложение основных тем.
Форма сонатного аллегро
Разработка - драматический центр, сопоставление, столкновение, развитие главной и побочной партий.
Форма сонатного аллегро
Реприза – последний из основных разделов, представляет несколько видоизмененное повторение экспозиции главной и побочной партий.
Зеркальная реприза
Кода - дополнительное заключение, итог.
- С какой музыкальной формой мы сегодня познакомились?
- Из каких частей она состоит? Назови эти части.
- Почему Глинка использовал сонатную форму при создании увертюры?