МОУ "Средняя общеобразовательная школа с.Теликовка
Духовницкого района Саратовской области"
«Здесь истоки мои,
Здесь глубинный мой
корень родства…»
(А.Гребнев)
Урок по повести В.Г. Распутина
«Прощание с Матерой»
с использованием краеведческого
материала .
(использование презентации)
Подготовила:
учитель русского языка и
литературы
Бармина Г.П.
Тема урока: «Здесь истоки мои,
здесь глубинный мой корень родства». (А.Гребнев)
(по повести В.Распутина «Прощание с Матерой» и воспоминаниям старожилов села Теликовка)
Цель урока:
1) раскрыть тему дома, рода, семьи в повести В.Распутина «Прощание с Матерой»;
2) дать четкое представление о нравственных ценностях человеческого общества;
3) показать, что литература, а в данном случае творчество Распутина, - это «воспитание человеческой души»;
4) воспитывать у обучающихся желание дорожить своим домом, родиной;
5) провести сопоставительный анализ литературного произведения с реальным примером;
Образовательные результаты уроков:
В результате учащиеся должны:
- иметь представление о самых важных нравственных ценностях общества: совести, памяти, любви к земле, к дому, к Родине, ответственности человека ;
- определить роль творчества В.Распутина в русской литературе;
- уметь проводить сопоставительный анализ художественных произведений;
- владеть понятиями теории литературы: композиционные средства, идейный замысел, авторская позиция, изобразительные средства, сюжетная основа, художественная деталь, роль эпизода в повести;
- уметь выявлять характерные особенности речи писателя.
Оформление урока:
-портрет писателя, запись на доске темы урока, стихотворения о малой родине, написанные ребятами ;
Оборудование:
Компьютер, электронная доска, музыкальный центр.
1. Вступительное слово учителя:
Здесь знаю каждую тропинку,
Здесь мне родиться повезло.
Моя любимая глубинка!
Мой отчий край! Мое село!
Здравствуйте, ребята. Вы прочитали повесть В.Распутина «Прощание с Матерой», где автор с горечью и болью описывает время широкого переселения и затопления деревень, связанных со строительством Ангарской АЭС. Перед нами трагическое расставание с родной землей, устоявшимся укладом жизни, корнями своими.
Наша родная деревня Теликовка, расположенная в Духовницком районе, -это вторая Матера. Она тоже испытала на себе тяготы переселения и затопления, поэтому повесть нам близка и более чем понятна. Каждый из вас при прочтении повести, наверное, задал себе вопрос: «А что я знаю о той деревне – родине моих «оттич и дедич»? О чем горевали наши деды и прадеды, отдавая для затопления землю свою?
Ответы пришли к вам из разных источников. Вы записали воспоминания старожилов о старой деревне, ее традициях, исследовали семантику многих названий озер, полян, других уголков природы, исследовали местные прозвища, нашли старые семейные фотографии, узнали данные по району, области, заносили отдельные цитаты из повести в свою «Сокровенную тетрадь». Вам было предложено разделиться на две группы: «материнцы» и «теликовцы», готовиться по определенным вопросам, чтобы полнее рассмотреть содержание повести, лучше узнать историю своего села. Свой урок мы назвали: «Здесь истоки мои, Здесь глубинный мой корень родства».
За несколько дней до урока вы, ребята, записали вопросы по повести В.Распутина готовились к их обсуждению.
2. Вопросы для обсуждения повести В. Распутина «Прощание с Матерой»
1)Что значит для человека малая родина?
2)О чем говорит название острова и деревни?
3) Как описана природа в повести?
4) Хозяин дома, земли. Какой он?
5) В чем состоит ответственность человека перед родным домом, землей?
6) В чем правда и смысл жизни, по мнению В.Распутина?
7) Какова цена затопления деревень?
8) В чем величие человека?
9) Повесть В.Распутина – это крик души или дань памяти?
10) Вы согласны с тем, что перед нами «колодезно-чистая» речь автора?
11) Где наши корни? ( книга и жизнь)
12) Способы передачи авторской позиции.
1
И вот, наконец, мы с вами готовы говорить. «А нам хватит двух уроков, чтобы обсудить все?» - услышала я от вас, к своей радости. Конечно, не хватит, но увидеть, услышать главное мы должны. А главное – это мудрое, углубляющее нашу душу слово писателя, которое заставляет невольно задуматься, сопереживать, стать чище, светлее душой.
2. Беседа на тему «Малая родина».
У каждого человека до конца дней сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь,- к отчему краю. Распутин говорил: «Малая родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями».
Что же такое малая родина? Что мы вкладываем в это понятие?
Место, где ты родился и вырос. То, что навсегда останется в твоем сердце. 1
Это родной дом, семья, твои корни.
Родимая земля с речками и лугами, вместе с народом, что вокруг тебя, с отцом и матерью, с односельчанами.
-Язык, деревенский говор, песни , традиции.
3. Родина В.Распутина.
Родной волжский край – это наш дом. Река Волга и ее берега – это наши родные просторы. А где родился Распутин?
-Дом, родина писателя – его любимая Ангара. Он родился в 1937 году в сибирском поселке Усть-Уда Иркутской области, в крестьянской семье.
Детство его прошло в небольшой деревушке Аталанке, раскинувшейся на берегу Ангары.
(Рассказ о жизни и творчестве писателя).
4 . Главная особенность повести.
Главная особенность повести «Прощание с Матерой» -это ее насыщенность темами, мотивами. Какие темы повести мы можем обозначить? (ответ на слайде)
5. Матера и Теликовка – история.
«Правда в памяти»,- сказал Распутин. А что мы должны знать и помнить о своей деревне?
Ответ «теликовцев»:
- Наша Теликовка находится в 12 км от Волги, а 42 года назад деревня располагалась в 3-х верстах от Волги. Ширина Волги в то время составляла всего 1 км (а сегодня5-7км).
Вдоль всего берега, между рекой и деревней, тянулась полоса высоких вековых деревьев – Лебяжья грива, Федотова, Монахова, Гладкая. В
начале 20 века Старая Теликовка входила в состав Самарской губернии.
Деревня насчитывала около 2000 домов, 4000 населения. Было 5 мельниц, 8 лавок, маслобойки, шерстобитки, конный завод, несколько школ и церквей. Зная эти цифры, мы очень хорошо сознаем, с чем пришлось расставаться нашим прадедам и что потом на многие десятилетия явилось темой песен,
частушек, горьких сожалений, нескончаемых рассказов о счастливой жизни в той деревне. Родные уголки, заветные тропинки. Как же трудно, немыслимо осознать, что все это должно исчезнуть, стать дном большой реки.
3. Беседа о судьбах двух деревень.
1) А как начинались деревни – Матера и Теликовка? Что говорит Распутин о мужике, первым поселившемся на острове?
а) Ответ «материнцев»:
1) -«Тот первый мужик, который триста с лишним лет назад надумал поселиться на острове, был человек зоркий и выгадливый, верно рассудивший, что лучше этой земли ему не сыскать». . « Но от берега до берега, от края до края хватало в ней раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего отделившись от материка, имела она, - не потому ли и звалась громким именем Матера!»
б) Ответ «теликовцев»:
- И наше село начиналось удивительно. Когда-то, еще при Екатерине 2, на берегу Волги остановились беглые крепостные и облюбовали для поселения красивое местечко. Долго думали, как его назвать. И вдруг, гласит легенда, маленькая птичка громко прочирикала: «Чирик-телик!» Телик . Теликовка…
На высоком берегу Волги жила и красовалась крепкая, наполненная теплом и любовью старая деревня. Вставая с алыми рассветами, она возвещала о себе мир громким пением голосистых петухов, звонкими струями парного молока, запахом свежеиспеченного хлеба.
В майскую пору утопала деревня в нежном цветении богатых садов, а из-под земли, радуясь жизни, звонко били чистые родники.
Благодатная здесь земля. Так и хочется описать ее словами В Распутина из повести «Прощание с Матерой»: « пышная и богатая», «лучше ее не сыскать», будто « самой судьбой предназначенная».
Как бы хотели мои земляки, чтоб вечно жила и процветала эта сросшаяся
с людскими сердцами старая деревня!
2) Расскажите о природе острова, о местах, где была расположена деревня. « Но от берега до берега, от края до края хватало в ней раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего отделившись от материка, имела она, - не потому ли и звалась громким именем Матера!» «Остров растянулся на пять с лишним верст, и не узенькой лентой, а утюгом, - было где разместиться и пашне, и лесу, и болотцу…» (Ученик анализирует эти и другие цитаты из текста).
Учитель:
Так бы и жила деревня триста с лишним лет и дальше, пока не грянул однажды слух, что дальше деревням « не живать, не бывать». Ниже по Ангаре строят плотину для электростанции, вода по реке разольется и
затопит многие земли, в первую очередь Матеру. И у нас, ниже по Волге, строят Балаковскую АЭС. «Старые деревни решено было, чтобы не возиться с хламьем, пустить под огонь».
Когда мы спрашивали у старожилов Теликовки, как происходило
переселение, нас поразило похожесть всех тягот, переживаний , того, что
происходило на Ангаре и того, что происходило на Волге. Особенно в ту последнюю весну…
4. Способы выражения авторской позиции.
А как же автору выразить всю боль, все переживания, все свои горькие думы о наболевшем? Давайте посмотрим, какие есть способы выражения авторской позиции.
5. Прочитайте начало повести ; прокомментируйте, как меняется настроение автора? Какие выразительные средства использует писатель?
( «И опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду, но последняя для Матеры, для острова и деревни, носящих одно название…Как всегда,
посеяли хлеба –да не на всех полях: за рекой пашню не трогали, а только здесь, на острову, где поближе. Та Матера и не та:…по-прежнему голосят петухи, ревут коровы, трезвонят собаки, а уж повяла деревня, видно, что повяла. Как подрубленное дерево, сошла с привычного хода. Все на месте, да не все так: гуще и нахальней полезла крапива, мертво застыли окна в опустевших избах, и растворились ворота во дворы –их для порядка закрывали, но какая-то нечистая сила снова и снова открывала, чтоб сильнее сквозило, скрипело да хлопало.»)
6. О чем говорит название деревни и острова?
В названии – Матера- и древняя сила, и народная мудрость. В Сибири матерой называют основное течение реки, стержень реки. И значит, перед нами прощание с устоявшимся, основным, коренным течением жизни, устоями, вековыми традициями. Остров и деревня Матера –это стержень земли, стержень жизни, где была и красота природы и человеческих отношений, и уважение к святыням, и любовь к родному дому, к земле.
Пришли какие-то страшные люди, чтоб грубо, бесцеремонно, бесчеловечно, как простые дрова, сбить и сбросить в одну кучу кресты, тумбочки с могил, сжечь дома- все разрушить. Грубо, цинично.
7. Какими нам представляются пожогщики?
-Автор лишает пожогщиков человеческих черт . Тот, кто «грабит мертвых, кресты рубит», - «чужие», «черти». Даже у старика Богодула не хватило сил назвать людьми того, кто сотворил такое зло – коснулся святого места – родовых могил-, чтоб грубо, бесцеремонно, бесчеловечно, как простые дрова, сбить и сбросить в одну кучу кресты, тумбочки с могил.
Давайте зачитаем, как Дарья обрушилась на мужика, который нес в охапке
ветхие деревянные надгробья.(глава 3)
8) Так какая же она – Дарья Пинигина? (внешность, характер, ее роль в повести, средства раскрытия образа).
а) прообраз: -Дарья Васильевна Пинигина- одна из тех объединяющих строгих и справедливых старух с характером, «под защиту которых стягиваются слабые и сострадательные». Она из тех «ранешных людей», которые «совесть сильно различали». Прообразом Дарьи стала родная бабушка В.Распутина –Марья Герасимовна. Она всю себя отдала внуку, вместе с говором, характером, судьбой. Именно с Марии Герасимовны Распутин
писал своих старух и в «Последнем сроке», и в «Прощании с Матерой»). Не могут такие люди, как Дарья, эти великие хранительницы родовой нашей памяти, кладовые нашей нравственности, не могут забыть и не дают забыться всем о том святом и необходимом, что есть основа жизни, что передается от отцов к детям, от детей к внукам.
Учитель:
- Уйдет под воду «родная, самой судьбой назначенная земля…» Мы читаем эти строки, и в горле застревает горький ком, будто это мы держим ответ и перед тятькой с мамкой, и перед любимым краем, и перед своей совестью. Не уйти от разговора, не отмолчаться. И мы говорим…Говорим с писателем, спрашиваем у бабушек и дедушек, прислушиваемся к Дарье Пинигиной. Как непреходящая истина, выстраданная веками и проверенная жизнью, звучат ее слова: «Седни думаю: а ить оне с меня спросют. Спросют: как допустила такое хальство, куды смотрела?. На тебя, скажут, понадеялись, а ты? А мне и ответ держать нечем. Я ж тут была, на мне лежало доглядывать. И что водой зальет, навроде тоже как я виноватая. И что наособицу лягу.» Ах, Дарья, Дарья…Разве ведала ты, что придется в «горячечной муке» смотреть на «сиротливые, оголенные могилы» ? Ожидала ли, что увидишь гибель отчего дома, земли, где каждый камень еще до твоего рождения предчувствовал и ждал тебя, где во всем «за тобой тихий родовой догляд был». Был…
Был твой дом – теперь это ненужное «хламье». Было родовое кладбище теперь это «охапка дров для костра». Была земля, которая бережно хранила в памяти твое появление на свет, улыбку мамы, отца – теперь здесь будет вода…
б) Как Дарья относится к заветам отца; что говорит о людях, о неразрывной связи поколений? (выступление ребят)
-Помнит Дарья завет отца: «… чтоб покрепче зацепить нас с белым светом, занозить в ем, чтоб мы были». Чтоб продолжался род, чтоб прадеды продолжались во внуках силой характера, любовью к земле. Беречь землю, на которой живешь, и достойно прожив свой век, передать и землю, и заветы детям и внукам своим. Тревожит Дарью, как легко расстаются с родным домом, деревней молодые люди, напоминая всем, что мы – только звено в цепи продолжения рода. Русская женщина, воплощающая прочные семейные связи, представлена в повести «Прощание с Матерой» в образе Дарьи Пинигиной. Мы видим ее основательность, неторопливость, мудрое христианское отношение ко всему. «Я мало видала, да много жила. На че мне довелось смотреть, я до-о-лго на его смотрела, а не походя, как ты!» - говорит она внуку.
Не могут такие люди, как Дарья, эти великие хранительницы родовой нашей памяти, кладовые нашей нравственности, носительницы православного миросозерцания, забыть и не дают забыть всем нам о том святом и необходимом, что есть основа жизни, без чего и жизнь не жизнь. Помнит Дарья завет отца: «Самое напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть». Так и живет: в ответе и перед своей совестью, и перед тятькой с мамкой, и перед землей, «самой судьбой назначенной». Живет в согласии с душой и миром. Тому и дальше бы быть, если бы не затопление. Не знала, не ведала старуха, что придется однажды в «горячечной муке» смотреть на «сиротливые, оголенные могилы» деревенского кладбища, где лежат ее предки, и ползать на коленях, собирая порубленные кресты. Никак не ожидала она, что на старости лет лишится подпорки и почувствует себя в страшном смятении, потерянной и во всем виноватой. Кто объяснит этой
мудрой женщине, почему надо покинуть землю, где каждый камешек еще до ее рождения предчувствовал и ждал ее. Где в каждой березке, в каждой тропинке – «во всем…тихий родовой догляд был». Был твой дом – теперь это ненужное «хламье». Было родовое кладбище – теперь это «охапка дров» для костра. Была земля, что бережно хранила в памяти улыбку мамы, заботу отца, который завещал беречь эту землю. Теперь здесь будет вода…
в) Отношение к земле.
Совсем потерялась Дарья от безысходности и навалившейся вины: «как обручем сжало в грудях, до того тошно…мочи нету». Ее неотступно мучает одна и та же мысль: «Я виноватая…На мне лежало доглядывать»… И еще острее и глубже пронзает сердце боль, еще слышнее голоса родичей, которые будто смотрят на нее с небес с «угрюмыми, строгими и вопрошающими лицами». «Седни думаю: а ить оне с меня спросют. Спросют, как допустила такое хальство, куды смотрела? На тебя, скажут, понадеялись, а ты? А мне и ответ держать нечем. Я ж тут была, на мне лежало доглядывать. И что водой зальет, вроде тоже как я виноватая. И что наособицу лягу».
Матера вскормила, выпестовала род Пинигиных, считая от далеких предков, и Дарья понимает, что она звено в бесконечной цепи поколений. Поэтому должна передать, научить, указать детям их предназначение. А в чем же оно состоит? В том, чтобы жить с душой: «В ком душа, в том и Бог, парень». В том, чтобы жить – в горе ли, в радости, или когда уже невмоготу – все равно жить, чтобы «покрепче зацепить с белым светом, занозить в ем род свой». Всегда знать, что «правда в памяти», беречь землю, родной дом и, достойно прожив свой век, передать все внукам.
Мир давно рухнул бы без таких людей, как Дарья. Наедине с природой и трудами, они всю жизнь при истине и Боге. Они не распылили свою жизнь на извилистых дорогах жизни. Они научились жалеть и быть благодарными и людям ( «жалко их, маленькие оне»), и природе, и мельнице (« христовенькая сколько хлеба намолола»), и избе своей… Деревенская изба – это не просто место проживания, это дом, где еще дед с бабкой жили, это храм, где каждый уголок, каждая дощечка свято хранит в памяти все мгновения жизни. Понимая, что изба должна быть сожжена, Дарья долго лежит на могиле отца и матери и признается им в своем бессилии перед надвинувшейся бедой, прося прощения, совета, помощи. «А избу?..Избу ты прибрала?» - слышит она голос с небес. Как одержимая, бросается старая женщина искать известку для побелки, пихтовые ветки для убранства, а потом моет, скребет, белит. Для нее отдать дом – «как покойника в гроб кладут».
Учитель: Ну как не вспомнить при этом строки А.Пушкина:
…Кто может хладно, равнодушно
На дом родительский взглянуть?
В ком на привет его послушно
Живей не затрепещет грудь!
Влеченьем сердца иль случайно
Увижу стены, темный сад,
Где ненарушимо и тайно
Зарыт минувшей жизни клад…
Свой дом, неотделимый уже от нее, ее покров, ее продолжение, она обряжает, оплакивает и молитвенно прощается с ним целую ночь.
Дарья понимает, что стране необходимо движение вперед, но, всматриваясь в надвигающиеся перемены, она оценивает их в свете заветов, которые вошли в жизненный обиход и составили моральный кодекс, цементирующий человеческую общность Матеры. Без этих скрепляющих начал жизнь лишится основы.
Распутин напоминает нам, что каждый человек несет ответственность перед прошлым и будущим, хотим мы того или нет. Ведь каждый из нас – это «то, что вокруг…что передается от отцов к детям и от детей к внукам, смущая и оберегая их, направляя и очищая». Связующая нить поколений –«одна ниточка с узелками» - не должна прерваться, и «с кажного спросится» на этом жизненном пути.
г) Наказ внукам.
Тревожит Дарью, что сын Павел не торопится перевезти могилы своего деда и своей бабки: не хватает времени. Но и Павла терзают тяжелые, мучительные вопросы: «А не слишком ли дорогая цена? Не переплатить бы?» А внук Дарьи Андрей пред отъездом не прошелся по округе, не погоревал о скорой гибели колыбели своего детства. С юношеской запальчивостью он заявляет о своем решении ехать туда, где запружают Ангару, гордо произносит: «Наша Матера на электричество пойдет!» Пойдет… А вместе с ней и его земляк дед Егор (он умрет через месяц после переселения в город), и Богодул с Хозяином острова, и «рать поплывет» по холодной ангарской воде…Та рать, тот «клин», на острие которого лицом ко всем когда-нибудь будет стоять и он и отвечать за свое бытие.
«Вам ее ( землю) старшие передали, чтоб вы жисть прожили и младшим передали. Оне ить с вас спросют. Старших не боитесь – младшие спросют»,- напоминает детям Дарья. Передадут ли этот завет своим внукам Павел и Андрей? Как они будут относиться к своему дому, к своей земле ? Каким будут поклоняться святыням?
Учитель: Свобода совести в 20-ом веке, к сожалению, стала обычной фразой. И началось это не с простого народа. Кто-то из государственных деятелей посчитал себя обязанным под видом коллективизации провести геноцид - и подверг уничтожению целые семьи. Кто-то нашел себя правым втоптать в грязь историческое наследие народа. Затем расправились с «неперспективной» деревней, замыслили поворот рек, ни секунды не задумываясь о человеке, о святых ценностях жизни. Вот и начался разлад в душе с того времени, когда стали разрушать вековой уклад жизни.
В Сибири матерой (имя нарицательное) называют основное течение реки. Остров и деревня, носившие название – Матера ( и это не случайно), были стержнем земли, стержнем жизни. Здесь было согласие души и природы, здесь все казалось вечным. Каждый рад был породниться с Матерой, пустить здесь свои корни - создать семью. И такие рождались красивые и здоровые дети, что «и пощас видать породу, кто с Матеры».
9) Работа с опорной схемой
Голос Дарьи созвучен голосу автора. Давайте посмотрим это по таблице.
Сравнительная таблица
Голос автора
- «…тот первый мужик…был человек зоркий и выгадливый…» - «…родная, самой судьбой назначенная земля…» - «…та Матера и не та: повяла деревня, как подрубленное дерево…»
-«…в горячечной муке смотрела на оголенные могилы…» -«…а старухи до поздней ночи ползали по кладбищу, собирали кресты…»
-«…ты – это то, что вокруг тебя…что передается от отцов к детям и от детей к внукам, смущая и оберегая их, направляя и очищая…»
-«Смотрите! Думайте!»
-«Но почему так тревожно, так смутно на душе?…»
-«У кого нет памяти, у того нет жизни..» -«Чем, каким утешением унять душу?…» -« А не слишком ли дорогая цена?..»
| Голос Дарьи
доглядывать…» - «корило и давило что-то…»
|
9)Как провожает в последний путь свою избу Дарья?
Опорные положения ( схема-конспект) темы «Семейные ценности в
повести В.Распутина «Прощание с Матерой».
_____________________________________________________________
Многовековый клин рода Пинигиных:
«совесть сильно различали»;
«…покрепче зацепить с белым светом , занозить в ем» род свой;
«…как допустила такое хальство, куды смотрела?»
«А избу?...Избу ты прибрала?».
«…на тебя понадеялись…»
«И на острие этого многовекового клина, лицом ко всем, одна она-
Дарья Пинигина – хранительница Дома, Традиций, Заветов, Святынь: « …на мне лежало доглядывать…»
«В ком душа, в том и Бог, парень»
«Оне ить с вас спросют. Старших не боитесь – младшие спросют».
«…нам Матеру на подержанье только дали…»
«Самое напервое, чтоб совесть иметь…».
«Правда в памяти».
«С кажного спросится».
«Жалко их, маленькие оне…» (о людях).
«Сколько она, христовенькая, хлебушка нам перемолола». ( быть благодарным и помнить.
10) Расскажите о детях и внуках Дарьи Пинигиной.
) Итак, рассмотрим систему персонажей: на чьей стороне симпатии автора, кого он сопоставляет и кого противопоставляет.
) Символические образы повести.
13 ) Ответьте на вопрос, какова в повести роль Хозяина острова?
«Хозяин первый понял, что Богодула достанет смерть в Ангаре, что живет он, как и Хозяин, последнее лето.» Знал Хозяин, что Петруха сам распорядится своей избой - сожжет ее. Хозяин прислонился к крепкому дереву избы. Изба стонала. Хозяин шел и рассуждал: Почему у путных людей ( у Катерины) родятся беспутные дети (Петруха)?. Он слышал , как стонали без сна старые люди… Хозяин приближался к избе, и она отзывалась протяжным, терпеливым вздохом, показывая, что все знает, все чувствует и ко всему готова. Были избы старые и нестарые (20-30 лет).Но все они смиренно шли до последнего дня, желая показать на прощание, сколько в них было тепла и солнца.
Хозяин острова видел, как Петруха чиркнул спичкой, поджег избу. Хозяин подбежал, в последний раз к избе, чтобы показать, что он здесь и будет до конца… Он знал, что скоро будет гореть Подмога, кладбище и много еще видел…
Хозяин любил слушать Ангару, ее нутряное звучание – ту одну большую основную струну – основное течение. Ночью оно слышалось чище и ясней. Оно возносило его к вечности.
Этот герой повести показывает нам, каким надо быть хозяином на земле. Созданный самой природой, он подчеркивает, что все на земле живое, и все это надо беречь. Надо не просто жить, а уметь дорожить всем, что тебя окружает. Надо уметь слушать, чувствовать, сопереживать, помогать, поддерживать. Потому и благодарно заглядывает в глаза Дарье Хозяин острова, так как чувствует, что она готова стать на колени и шептать каждому муравью, травинке свое человеческое «спасибо», готова удивляться ранней заре, запаху тополиных почек.
14 ) Символом чего является царский листвень?
-Мне кажется, что все ценности жизни природа понимает лучше нас. Вот и
« царственный листвень»- символ величия и могущества острова- указывает нам, что она – природа - живая, она страдает, борется, а порой и наказывает.
«Неповалимый», «непокорный», не поддающийся ни огню, ни пиле, «царский листвень» является хранителем одной из красот русской земли- Матеры. А с ней и ее заветов, традиций, святынь.
А главная святыня – это душа человеческая! Не потерять бы ее, не утратить в этой погоне за техническим прогрессом, чтоб не заблудилась она в непроглядном тумане жизни…
14) Кто такой старик Богодул?
15) Почему в последней главе появляется туман? Для чего Распутин
использует этот художественный образ?
В конце повести сама природа прячет в густом тумане остров от людей. Почему? То ли заблудилась Матера в торопящемся веке, то ли надо ее любой ценой сохранить для будущего.
«Старухи, собравшись в одном доме,
спрашивали у Богодула:
-Где мы есть-то?
-Не видать…Туман…_ответил Богодул.
Старухи закрестились, нашептывая, задевая друг друга руками.
И опять, только еще более потерянно:
-Это ты, Дарья?- Однако что я. А Настасья где? Где ты , Настасья?-
-Я здесь, здесь.
Богодул протопал к двери и распахнул ее. В раскрытую дверь, как из разверстой пустоты, понесло туман и послышался недалекий, тоскливый вой – то был прощальный голос Хозяина.»
Давайте прокомментируем этот эпизод. Потерявшись душой после разрушения кладбища, задавленные неизбывной тоской из-за расставания с родной землей, старухи не видят себя в новой жизни. Выполнившие все, что обязаны были сделать, выполняя свой человеческий долг, они до конца остаются потерянными в этой жизни. Жизни, ставшей туманом.
16) Природа как мерило нравственных ценностей.
17) Пафос повести.
Ученик определяет, что такое пафос повести. Ребята выясняют, каким образом автор создает трагичный пафос повести.
18) Какова цена затопления?
Внук Дарьи Андрей перед отъездом не прошелся по округе, не погоревал тайком о колыбели своего детства. С юношеской запальчивостью он заявляет о своем решении ехать туда, где запружают Ангару, и гордо произносит: «Наша Матера на электричество пойдет!»
Пойдет…А вместе с ней и дед Егор, который умрет через месяц после переезда в город, и Богодул, и Хозяин острова, и, возможно, Дарья( она чувствует , что и дня без Матеры не проживет). И никто не догадывался, какой огромной по всей стране будет эта подать злектричеству…
на Ангаре : на Волге:
-затоплено около 70 деревень; - затоплено около 30 деревень;
-умер дед Егор;
-погибнет старик Богодул;
-утонет Хозяин острова; - место для нового села выбрано
неудачно - далеко от Волги;
-погибла богатая , удивительная природа;
-ушли под воду плодородные земли;
-нарушены святыни; оставлены могилы;
-совершено нравственное преступление перед памятью;
-впереди экологическая катастрофа: резко уменьшилось количество
рыбы , т.к. стал затруднен ее ход на нерест в верховье Волги; дно
Волги во многих местах покрылось ракушками и тиной.
-нарушен уклад жизни, люди вынуждены были разъехаться по разным
селам, городам;
-закончилась многовековая история сел;
- рушится берег Волги от Волгограда до Астрахани;
-закончилась многовековая история многих деревень.
В чем правда жизни?
правда в памяти;
в верности заветам предков;
в уважении к святыням;
в бережном отношении к родной природе, к земле;
в том, чтобы быть хорошим хозяином на своей земле - в своем Доме.
в том , чтобы быть связующим звеном в своем роду.
Как надо относиться ко всему, что есть в жизни?
как Дарья: «Я мало видала, да много жила. На че мне довелось смотреть, я до-о-олго на его смотрела, а не походя, как ты», -говорит она внуку.
Душевная щедрость, нравственная красота героини покоряет каждого, кто прочел повесть В.Распутина. Дарья учит нас быть благодарными : когда мужики запалили мельницу, Дарья позвала Катерину: «Пойдем простимся с ей. Там, поди-ка, все чужие. Каково ей середь их – никто добрым словом не помянет…Сколько она, христовенькая, хлебушка нам перемолола.» За всех и от имени всех людей произносит Дарья слова, обращенные к богу: «Прости нас, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». В них и боль, и страдание, и просьба о милости к детям и внукам. В них мольба о прощении тех, кто живет, не замечая рассветов, не изумляясь росе, торопится свершить великие дела прогресса, забывая о самом главном, важном. святом.
«Удивительное свойство памяти!- писал Д. Лихачев.- В памяти отдельного человека и в памяти общества сохраняется преимущественно то, что нужно…Память активна! Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека…
Память – продолжение времени, преодоление смерти. В этом ее величайшее нравственное значение. «Беспамятный» -это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, бессовестный»
Язык повести.
Литературовед А.В.Чичерин, оценивая язык повести, сказал: «В.Распутин заговорил такой полыхающей из недр русской деревни вынутой речью, а на белом листе неожиданной и звонкой, что диву дались все читавшие и Глеба
Успенского, и Льва Толстого, и Лескова, Леонова и других авторов, чувствовавших глубоко и русскую деревню, и ее говор». Читая повесть, мы почувствовали, как болит душа писателя о своей родной земле, как иногда дрожит его голос, спазм перехватывает горло…
Дед Егор, увидев поруганное кладбище, возмутился: «…я родился в Матере. И отец мой родился в Матере. И дед. Я тутака хозяин. И покулева я тутака, ты надо мной не крыль.» (Приведите еще примеры из текста.)
Заключительное слово «теликовцев» .
1) Тогда, в 60-е годы, Саратовская область нуждалась в строительстве Балаковской ГЭС. Людям необходимо было электричество. Без затопления земель не обойтись. Что ж, понятно… Вот только душа восставала, никак не могла понять, почему именно родная деревня станет податью электричеству.
«Вот здесь стоял наш дом,- говорит каждый раз мой дед, когда приезжает сюда, в Старую Теликовку. – Вот здесь кладбище было, здесь школа, магазин…» Здесь была счастливая, размеренная жизнь. Теперь здесь вода…
2) Теликовку перенесли повыше, за венец. «Венцом» у нас называют возвышенность с крутым подъемом, что тянется на 15-20 км вдоль Волги и
действительно напоминает венец.
Новая Теликовка оказалась в степи. Лишь редкие посадки окружали ее. Один из старожилов вспоминает: «Моя бабушка Таня всегда говорила, что нас переселяют на самое нерожавое поле, за песчаный и репьяный дол. Всем было страшно переезжать на новое место, в чистое поле». И народ запел:
Теликовка, Теликовка,
Где ты поселенная?
Нет ни леса, ни воды,
Кругом полынь зеленая.
3) Подметили точно. Вздыхали о старой деревне, которая тянулась 7 км в виде ковша вдоль Волги и Телика. Интересно, что в начале 20 века Старая Теликовка входила в состав Самарской губернии. Деревня насчитывала около 2000 домов, 4000 населения. В хозяйстве было около 2 тысяч лошадей, 5 мельниц, 8 лавок, имелись маслобойки, шерстобитки, конный завод. Было несколько школ, церквей.
4) Я хорошо понимаю, с чем пришлось расстаться нашим дедам и прадедам. Это потом на многие десятилетия явилось темой песен , частушек, темой, вызывающей горькие сожаления, нескончаемые рассказы о счастливой жизни в той, Старой Теликовке. И очень горько сознавать, что путь к свету оплачен такой дорогой ценой. Вы когда-нибудь слышали, как , утопая в воде, кричат, словно плачут маленькие дети, беспомощные лосята? Их тогда, в последнее лето 65 года, много было в теликовских лесах. Вода прибывала. С отчаянием и обреченностью смотрели лосихи на холодную, несущую смерть воду. Островок становился все меньше и меньше. Вечером люди, выйдя во двор, замирали : над рекой слышался детский плач. Это кричали лосята…
-Я и теперь иногда слышу его во сне, этот крик омолошей,- задумчиво произносит бабушка.
Странное слово «омолоши».
-Это от слова молоко?
-Да, молочные еще,- подтверждает бабуля.
Перед глазами беспомощные лосята, и слово омолоши только сильнее надрывает душу, потому что похоже на слово малыши.
Слово учителя:
Волнуются, шумят непокорные волны моей родной реки Волги, будто не хотят мириться с тем, что многое забыто, спрятано навечно на глубоком речном дне. И они сожалеют о затопленных и заброшенных землях, о своих уже небогатых рыбой водах.
Много лет прошло с тех пор, как ушли под воду деревни. Обиходили люди новое место, не желая уходить далеко от старого дома. Пущены и уже крепко прижились молодые корни, и пожилые люди привыкли к новому месту. И здесь бурлит пора шумного сенокоса с удалью молодецкою, по-прежнему радуют глаз заливные луга с душистым разноцветьем сочных трав, и здесь играют веселые шумные свадьбы.. Живет моя деревня, стремится в будущее и помнит свои устои, заветы .
Новой Теликовке уже 44 года. Но и сейчас, спустя столько лет, видны на берегу Волги сады. Ямки на земле подсказывают, что там стояли когда-то дома. Старики приезжают посидеть на месте родного дома, повздыхать о былом и сказать последнее «прости» своей земле-прародительнице…
За прошедшие 48 лет не одичали в старой деревне заброшенные сады, не обмелели озера. А наоборот, как бы назло времени, цветут сады и манят к себе людей своей красотой и щедростью. И едут сюда теликовцы со всех уголков России как к одной-единственной земле, чтобы согреться душой и успокоиться сердцем, наловить самой жирной рыбы и собрать самые вкусные грибы. И никакая другая земля не зовет и не может так любить .
Здесь родины моей начало
Я возвращаюсь мысленно туда,
Где мой исток, мое начало,
Когда на диво пришлым мужикам
Селу названье птичка прокричала.
«Телик-чирик!» - так радостно и звонко!
«Телик-чирик!» - селу, реке, всем нам.
И тот, кто долго шел сюда с котомкой,
Вдруг замер, посмотрев по сторонам.
Разливы Волги, луговые травы,
И лучше не сыскать, поверь, земли,
Что поманила щедростью и нравом,
Что сразу Теликовкой нарекли.
В ней было все: и радость птицы,
И песни русские в припляс.
Теперь такое только снится,
Теперь такого нет у нас.
На всю деревню тут играли свадьбы,
Всем миром выходили на луга.
Дом ставили, как барскую усадьбу,
Не на день, а на долгие века.
Тянулась улица далеко
Вдоль Телика на восемь верст.
Не страшен был корням глубоким
Ни знойный холод, ни мороз.
Здесь лесом, рыбой торговали,
В Хвалынск везли зерно и шерсть,
Нас лупанами называли,
А мы гордились, что мы есть.
Там двести лет с любовью к мир
Жил крепкий, радостный народ.
И на земле, богатой, милой,
Мой славный продолжался род.
Прошли века с времен Екатерины,
Все пережили: голод и войну.
В сороковые, в нежном мае,
Встречали все победную весну.
Как радовались возвращенью
К родным березкам , берегам.
И уж, казалось, не грозило
Ничто на свете больше нам.
В шестидесятые нежданно
Команда: «Всех переселять!»
Возводят ГЭС, ведут плотину,
Округу будут затоплять.
И сердце замерло от боли.
Моя земля, мой сад, мой дом…
Кто так решил? Ну кто позволил?..
Что скажут правнуки потом?..
Сковало грудь: кругом разруха,
И уж ни улиц, ни домов.
И теликовские старухи
Молят о помощи богов.
А ехать надо в степь, от Волги,
Жить, где колючки и репьи.
Переселялись очень долго,
Никак привыкнуть не могли.
Жизнь разбросала теликовцев
По разным селам, городам.
Лишь горстка, несколько фамилий,
Осталась верной очагам.
И здесь прошли года и версты,
Пустили корни и живем.
Но бросить то совсем не просто,
Что поросло уже быльем.
В сердцах людей и ныне четко
Воспоминания живут,
Сады заброшенные , тропки
Не отпускают все, зовут…
Вот ямка – дом стоял когда-то
Наш сад…Угрюмо вслед глядит…
И холмик маленький у края,
Здесь прадед мой давно лежит.
Он всем давал наказ с улыбкой:
Дом строить – сразу на века.
И чтоб всегда качалась зыбка,
И не грустить, живешь пока...
Вот родины моей начало,
Здесь у реки, среди ветвей,
«Телик» впервые прозвучало,
И слова не было милей.
Нет на свете милей слов родина, деревня, дом. Об этом и повесть
В. Распутина. Спасибо за вашу работу, ребята.
Домашнее задание: прочитать рекомендуемую литературу по теме «Малая родина, деревня».
1) Н.Рубцов «Острова свои обогреваем»;
Ф.Абрамов «По ребячьему крику соскучилась»;
В.Мельников «Поставьте памятник деревне…»;
В.Цыбин «Душа избы»;
Н.Тряпкин «Мне говорят…»;
А.Жигулин «Деревня»;
В.Шапошников «Что-то перестали…»