ТЕМА УРОКА: “За невлюблёнными людьми любовь идёт, как привиденье” (Испытание Базарова любовью).
Подготовила: преподаватель русского языка и литературы Макашова Н.В.
“ Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин”.
И.С. Тургенев
Образовательная цель урока-
раскрыть образ Базарова через испытание любовью, понять суть отношений Евгения Васильевича Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой.
Методические: - внедрение информационных технологий на уроке литературы; - использование технологии критического мышления на уроке литературы; - создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации. Развивающие: - совершенствование умения грамотно и аргументированно выражать собственную точку зрения; - развитие внимания и памяти; - развитие культуры устной монологической речи, выразительного комментированного чтение; - развитие индивидуальных способностей учащихся. Воспитательные: - воспитание умения слушать и понимать других и их точку зрения; - формирование системы нравственных ценностей (уважение, любовь, сочувствие); - воспитание чувства прекрасного, интереса к русской литературе, стремления к самопознанию, любви и уважения к людям, способности сопереживать.
Вопросы :
- Выдерживает ли Базаров испытание любовью? - Могли ли иначе сложиться отношения Базарова и Одинцовой?
Художник
П.М. Боклевский 1870-е годы.
Нигилизм — это…
- (от лат, niyil —«ничто») отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни (Большой энциклопедический словарь); - безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать (Толковый словарь В.Даля); - голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм ( Толковый словарь русского языка).
Евгений Васильевич Базаров
Отношение Евгения Васильевича Базарова к искусству, поэзии, природе.
- «Рафаэль гроша медного не стоит,
да и они не лучше его».
Сикстинская мадонна
1514-1515 годы.
- «Порядочный химик в 20 раз
- «Порядочный химик в 20 раз
- «Порядочный химик в 20 раз
полезнее всякого поэта».
- «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
Отношение Базарова к любви. Глава VII , XVII .
- “… человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек не мужчина, не самец”.
- “ И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество ” .
- “ Базаров… любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни и не однажды выражал свое удивление: почему не посадили в желтый дом Тоггенбурга со всеми миннезингерами и трубадурами? «Нравится тебе женщина, — говаривал он, — старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась”.
« …почему не посадили в желтый дом Тоггенбурга со всеми миннезингерами и трубадурами?»
«Рыцарь Тогенбуpг» написано Жуковским в январе 1818 г. Перевод одноименной баллады Шиллера. Шиллеровская баллада была программным преромантическим произведением об идеальной любви, вечном «томлении» («Sehnsucht»). Этот смысл ее передан Жуковским, причем «томление духа» даже усилено.
Миннезингеры (Minnesinger, от Minne- любовь) - средневековые немецкие лирики, воспевавшие любовь к дамам.
Трубаду́ры (фр. troubadours, окс. trobador) — средневековые поэты-певцы .
Анна Сергеевна Одинцова
С какой целью Тургенев подробно знакомит нас с усадьбой, порядками, царящими в усадьбе?
Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает душевные муки. Какие его действия, слова указывают на это? Гл. XVII .
- «В Базарове… стала проявляться небывалая прежде тревога, он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало…»
- «Базаров перестал говорить с Аркадием об Одинцовой, перестал даже бранить ее «аристократические замашки»; правда, Катю он хвалил по-прежнему и только советовал умерять в ней сентиментальные наклонности, но похвалы его были торопливы, советы сухи, и вообще он с Аркадием беседовал гораздо меньше прежнего... он как будто избегал, как будто стыдился его...»
- «Настоящею причиной всей этой «новизны» было чувство, внушенное Базарову Одинцовой, — чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нем происходило… Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней, свобода и независимость ее мыслей, ее несомненное расположение к нему — все, казалось, говорило в его пользу; но он скоро понял, что с ней «не добьешься толку», а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил. Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе…»
- «Ему казалось иногда, что и в Одинцовой происходит перемена, что в выражении ее лица проявлялось что-то особенное, что, может быть... Но тут он обыкновенно топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе кулаком».
- «Сердце у него действительно так и рвалось».
- «Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый».
Какие чувства испытывает Одинцова? Гл. XVII
«В его отсутствие она не скучала, не ждала его, но его появление тотчас ее оживляло; она охотно оставалась с ним наедине и охотно с ним разговаривала… Она как будто хотела и его испытать, и себя изведать».
Объяснение Базарова и Одинцовой. Гл. XVIII . -Как ведут себя герои в этой цене? Почему?
- Выдерживает ли Базаров испытание любовью?
А) Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он попадает во власть отрицаемых им самим сторон жизни, теряет почву под ногами, начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. Его жизненная позиция оказывается несостоятельной. Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь.
В) Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.
Г) Несчастная любовь не «растоптала» Базарова, как Павла Петровича. После объяснения Базаров с головой уходит в работу. А в последнем объяснении с Одинцовой, понимая, что ею движет жалость, он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы».
Д) Ее (Одинцовой) спокойствие не было потрясено…
- Могли ли иначе сложиться отношения Базарова и Одинцовой?
Домашнее задание.
-Перечитать гл. XXVII - XXVIII . - Подумать, почему Анна Сергеевна Одинцова приходит к умирающему Базарову.