Методическая разработка урока на тему:
“За невлюблёнными людьми любовь идёт, как приведенье” (Испытание Базарова любовью)
“Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин”.
И.С. Тургенев
Цели урока:
Методические:
- внедрение информационных технологий на уроке литературы;
- использование технологии критического мышления на уроке литературы;
-создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Образовательные:
- раскрытие образа Базарова через испытание любовью, понимание сути отношений Евгения Васильевича Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой.
- отработка навыка анализа художественного произведения;
Развивающие:
- совершенствование умения грамотно и аргументированно выражать собственную точку зрения;
- развитие внимания и памяти.
- развитие культуры устной монологической речи, выразительного комментированного чтение;
-развитие индивидуальных способностей учащихся;
Воспитательные:
- воспитание умения слушать и понимать других и их точку зрения;
- формирование системы нравственных ценностей (уважение, любовь, сочувствие.)
- Воспитание чувства прекрасного, интереса к русской литературе, стремления к самопознанию, любви и уважения к людям, способности сопереживать.
Тип урока: комбинированный.
Техническое оснащение урока: ММП (мультимедийный проектор), экран.
Методическое оснащение урока: презентация, опорный конспект по теме:
«За невлюблёнными людьми любовь идёт, как привиденье».
Литература:
1. И.С. Тургенев «Отцы и дети».
2. Н. В. Беляева и др. Литература 10 класс. Методические советы.
Ход урока.
Организационный момент
I.Объяснение нового материала.
Вступительное слово учителя:
Дочитаны последние страницы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», определение которому дал литературный критик Ник.Страхов: «Писатель имел цель во временном указать на вечное и написал роман ...всегдашний. Как вы понимаете эти слова – «всегдашний роман»?
Всегдашними, вечными были и остаются природа, поэзия, любовь.
Тема урока. Эпиграф.
Навечно, навсегда в истории литературы остались и герои романа. Естественно, что самым противоречивым, основным объектом исследований и разногласий был и остается главный герой «Отцов и детей» Евгений Базаров. Сегодня мы продолжаем попытку раскрыть и понять образ главного героя - Е.Базарова.
Цель нашего урока- раскрыть образа Базарова через испытание любовью, понять сути отношений Евгения Васильевича Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой.
Вопросы:
Выдерживает ли Базаровиспытание любовью?
Могли ли иначе сложиться отношения Базарова и Одинцовой?
У Тургенева нет такого романа, повести, где герои не проверялись бы любовью. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя. Неразделимое единство личной и общественной тем составляет основу тургеневского романа. Свой жизненный путь, испытание любовью проходит и нигилист Евгений Базаров. Материалист, естествоиспытатель, Базаров не признает ничего возвышенного, романтического, чего нельзя было бы проверить опытным путем. Каковы взгляды Базарова на вещи, которые нельзя потрогать.
-Сначала вспомним, что такое нигилизм.
Учитель. Давайте вспомним, какой он Базаров, до встречи с Одинцовой? Мне бы хотелось, чтобы в вашем монологе о Базарове прозвучало его отношение к искусству, природе, поэзии. Ну и конечно, отношение к любви. Дома вы готовили сообщения о взглядах Базарова на вечные категории.
Ответ учащегося.
Базаров до встречи с Одинцовой (слайд).
(Примерные ответы учащихся)
Искусство: Базаров отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его». Базаров плохо знает искусство. Он не занимался искусством не потому, что не мог, а потому, что его интересовала наука, так как он видел в науке силу.
Поэзия: «Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта». Пушкина не знает и отрицает. Он не знает Пушкина. И не потому, что против, а потому, что прогрессивная молодежь 19 века не хотела тратить время на то, что по их словам, не приносит практическую пользу стране.
Это было свойственно части демократической молодежи 60-х годов, которая отдавала предпочтение изучению науки.
Как же смотрит Базаров на природу? «Природа не храм, а мастерская». Он не отрицает ее вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь. Как решается эта проблема. (В 11 главе появляются пейзажи.Все приметы вечера утверждают существование вечной красоты)., с.97
-Итак, это взгляды его на искусство, природу, а как он смотрит на любовь.Я просила вас выписать цитаты. Зачитать. Гл. 7,17.
Гл. 7
“Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женскойлюби и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек не мужчина, не самец”;
“И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество.
Гл. 17
«… (Базаров) любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни и не однажды выражал свое удивление: почему не посадили в желтый дом Тоггенбурга со всеми миннезингерами и трубадурами? «Нравится тебе женщина, — говаривал он, — старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась»).
-Из этих высказываний следует вывод, что у Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви. Вместе с тем, критикуя Павла Петровича, Базаров правильно говорит о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, и тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека. Помните, как вел себя Павел Петрович в своей любви к Княгине Р...?. Он положил свою жизнь на вздохи и страдания по неразделенной любви.
Базаров умный, несокрушимый, самоуверенный, отстаивающий свои нигилистические взгляды, сухие теории. И, тем не менее, произносит следующее:
«Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о себе».
Таким человеком неожиданно оказывается обаятельная женщина –Одинцова.
-Что же представляет собой женщина, поразившая умного, несокрушимого Базарова?
-Когда мы впервые знакомимся с ней?
-Каковы первые впечатления об Анне Сергеевне?
Отрывок из фильма.
(Впервые она появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой. Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие.Первые тургеневские строки о ней: «спокойно и умно глядели ее глаза, какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.» По контрасту с лжеэмансипированнымиКукшиной и Ситниковым Анна Сергеевна представлена на балу у губернатора неторопливой, неговорливой («сама она говорила мало, два раза тихо засмеялась, с достоинством осанки, в непринужденном разговоре с неким сановником»). Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие.В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны – спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна – закономерно подводит читателя к мысли о возможном её равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг неё).
— Какие чувства испытывают Аркадий и Базаров, находясь рядом с Одинцовой?
(Аркадий проникнут откровенным «счастием находиться в ее близости, говорить с ней, глядя в ее глаза, в ее прекрасный лоб, во все ее милое, важное и умное лицо». Вместе с тем в присутствии Анны Сергеевны он испытывает необъяснимую робость, благоговение и «изящное смирение».
Что же касается Базарова, то его откровенный цинизм в отношении Одинцовой не выглядит ничем неожиданным для естествоиспытателя («Это что за фигура? На остальных баб не похожа»; «…холодна? В этом то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?»). 19 с ф.
- Мы знаем, что отношение Базарова к Одинцовой по ходу романа меняется.
- Где происходит следующая встреча героев? Меняется ли поведение Базарова в гостиничном номере Одинцовой? (зачитать)
(Однако оказавшись ядом с Одинцовой, Базаров вдруг начинает конфузиться. В гостиничном номере, куда она пригласила приятелей, он, безуспешно пытаясь скрыть свое состояние развязностью и многословием, в итоге еще и «покраснел», услышав приглашение в гости в Никольское, имение «герцогини», как окрестил он Одинцову. Уже на улице Базаров продолжает ерничать относительно богатого тела Анны Сергеевны, которое можно, по его мнению, поместить «хоть сейчас в анатомический театр». Но именно ему принадлежат и абсолютно точные психологические характеристики героини — ее холодность ( « Вишь как она себя заморозила!») и царственность («Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове» ), связанные с выше отмеченным равнодушием Одинцовой. А Базарову, как окажется, будут необходимы ее тепло и человечность.)
- Из предыдущих уроков мы знаем, что представляет собой Е. Базаров. А что нам известно охарактере Одинцовой?
Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.
Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.
Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге.
- В чем же особенность ее жизни?Прочитать характеристику Одинцовой XVI
(Основа ее жизни – обеспеченность и покой.«Ее ум был пытлив и равнодушен: ее сомнения… никогда не достали до тревоги». Ей свойственны ум и самостоятельность, холодность, незнание любви, отсутствие друзей. «Кровь ее по- прежнему тихо катилась в ее обаятельном теле»).
30, 35 мин, 27
-Что привлекло Базарова в Одинцовой? Только ли внешность?
(Она интересная собеседница, спорит, не соглашается с Базаровым (Спор, глава 16, о том, что все люди одинаковы). Неудивительно, что Базаров нашел в ней, в женщине, собеседницу, с которой мог говорить о «вещах полезных», начиная с устройства российского общества (плохого устройсва) и продолжая вопросами медицины, ботаники. Трудно представить себе, с кем из обитателей этого романа мог бы Евгений Васильевич столь уважительно вести беседы о действительно важных проблемах. О женщинах и говорить нечего: ни Катя, ни Феничка, ни карикатурная Кукшина не могут соперничать с Одинцовой ни по интеллекту, ни многим другим критериям).
Женское очарование, красота, ум, решительность, независимость и самостоятельность, отвращение к пошлости, чувство собственного достоинства, женская гордость – такое сочетание человеческих качеств не могло оставить равнодушным такую незаурядную личность, как Базаров.
-Что же увидела Одинцова в Базарове?
(Ум, силу. Затем любопытство переросло в заинтересованность и она пригласила Базарова к себе в имение погостить).
Базаров и Одинцова в Никольском
-Итак, Базаров и Аркадий приезжают в Никольское.
- Какая мысль промелькнула у Базарова во время разговора с Аркадием у портрета мужа Одинцовой?
(«Аль удрать?»)
-Зачем Тургенев так подробно знакомит нас с усадьбой, порядками, царящими в усадьбе?
(Усадьба поражает порядком, строгостью, некоторой замороженностью- словом,отвечает внешнему и внутреннему настрою хозяйки.
Базаров познакомился с порядками, царящими в Никольском, и понимает, что приехал в чуждый для него мир и боится погрузиться в этот мир Одинцовой ).
- Сколько дней проведет Базаров в Никольском?
15 дней.
- Изменилось ли за эти дни поведение Базарова, его мысли, чувства?
(Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство).
-Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки. Какие его действия, слова указывают на это? Зачитайте. Гл XVII
«В Базарове… стала проявляться небывалая прежде тревога, он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало…»
«Базаров перестал говорить с Аркадием об Одинцовой, перестал даже бранить ее «аристократические замашки»; правда, Катю он хвалил по-прежнему и только советовал умерять в ней сентиментальные наклонности, но похвалы его были торопливы, советы сухи, и вообще он с Аркадием беседовал гораздо меньше прежнего... он как будто избегал, как будто стыдился его...»
«Настоящею причиной всей этой «новизны» было чувство, внушенное Базарову Одинцовой, — чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нем происходило… Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней, свобода и независимость ее мыслей, ее несомненное расположение к нему — все, казалось, говорило в его пользу; но он скоро понял, что с ней «не добьешься толку», а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил. Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе…»
«Ему казалось иногда, что и в Одинцовой происходит перемена, что в выражении ее лица проявлялось что-то особенное, что, может быть... Но тут он обыкновенно топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе кулаком»
«Сердце у него действительно так и рвалось».
«Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый».
- Что происходит с Базаровым?
(Любовь)
-Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?
(Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой.
Базаров предстает перед нами, с одной стороны, теоретиком, а с другой стороны, - человеком, почувствовавшим себя романтиком. Он ощущает в себе чувство любви и понимает, что нигилист не должен испытывать подобных чувств, но сделать с собой ничего не может. В этом и заключается внутренний конфликт героя.
Он понимает отступничество от своей теории как слабость, как жизненный крах, поэтому и ведет внутренюю борьбу, поэтому и стыдится Аркадия).
Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой.
- Зачем Тургенев испытывает Базарова любовью?
(Он хочет показать, что все теории его терпят крах перед вечным чувством).
- А что чувствует Одинцова? Гл XVII
(Базаров, конечно, поразил её воображение и она много думала о нем.
В его отсутствие она не скучала, не ждала его, но появление Базарова тотчас её оживляло).
- Какой эпизод является кульминацией любовной истории?
- Прочитайте объяснение Базарова и Одинцовой по ролям (18 гл.)
-Как ведут себя герои в этой цене? Почему?
Сама сцена объяснения Базарова в любви очень короткая, но сколько в ней эмоций, сколько говорящих деталей!
После первого прочтения сразу бросается в глаза противопоставление спокойного поведения Одинцовой и порывистого, страстного поведения Базарова. Тургенев несколько раз подчёркивает состояние испуга и удивления у Одинцовой: «вопросительно посмотрела», «повторила с каким-то, ей ещё непонятным, испугом», «Одинцовой стало страшно и жалко его», «мгновение спустя она уже стояла далеко в углу и глядела оттуда на Базарова», «прошептала она с торопливым испугом».
А вот как описывается Базаров: «он задыхался; всё тело его трепетало», «страсть в нём билась, сильная и тяжёлая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей», «быстро обернулся, бросил на неё пожирающий взор – и, схватив её обе руки, внезапно привлёк её к себе на грудь», «он рванулся к ней», «закусил губы и вышел».
Интересны художественные детали: «Одинцова протянула вперёд обе руки» после признания Базарова, но он в это время стоит к ней спиной. Этот жест Одинцовой как защитный, как некая дистанция. Не случайно «мгновенье спустя она уже стояла далеко в углу и глядела оттуда на Базарова» (курсив мой – К.Е.А.). Или же этот жест Одинцовой как мгновенное проявление нежности, потому что ей стало «жалко его»? Но всего лишь «мгновенное». Потом уже Анна Сергеевна очень далеко от Базарова не только буквально, «далеко в углу», но и далеко от того, что чувствует Базаров. Ей никогда этого душевного состояния Евгения Базарова не понять. Она и себя-то не понимает: «Я вас не понимала – вы меня не поняли»,- ответила ему (Базарову в записке) Анна Сергеевна, а сама подумала: «Я и себя не понимала»).
После того, как «Базаров закусил губы и вышел», мы его больше не видим (только спустя полчаса служанка приносит записку от него). Тургеневу в этой сцене важно было показать именно Одинцову. Поэтому ещё целых четыре абзаца мы наблюдаем за ней. Вот она ходит взад и вперёд по комнате, пытаясь понять, «что заставило её «добиваться», по выражению Базарова, его откровенности». Мы не видим никакого особенного переживания Анны Сергеевны. Она то останавливается перед окном, то перед зеркалом (вряд ли женщина, переживающая что-то серьёзное, будет периодически останавливаться перед зеркалом, чтобы полюбоваться собой), то вдруг покраснеет, вспоминая «зверское лицо Базарова, когда он бросился к ней».
- Почему она останавливается "то перед окном, то перед зеркалом"?
(Окно символизирует готовность отдаться чувству, в зеркале мы видим себя, думаем о себе, рассматриваем себя; зеркало, по мнению Л.Н.Толстого, делает нас эгоистами) Значит, Одинцова выбирает: отдаться ли ей любви, выбрать путь и радости, и страдания, или остаться прежней, самой собой, выбрать комфорт, спокойствие, прежний образ жизни).
- Что же выбирает Одинцова?
(Покой: "Спокойствие все-таки лучше всего на свете". То равнодушие, холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили).
Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.
Выдерживает ли Базаров испытание любовью?
Могли ли иначе сложиться отношения Базарова и Одинцовой?
- Так выдержал ли Базаров испытание любовью?
А).Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он попадает во власть отрицаемых им самим сторон жизни, теряет почву под ногами, начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. Его жизненная позиция оказывается несостоятельной. Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь.
В). Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему).
-А Одинцова?
(Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило ее уверенность в себе. В дальнейшем она выдаст замужсестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но Одинцова оказывается гораздо менее живой, чем сам Базаров. Она оказалась неспособной на глубокие чувства и обожглась о страсть человека, который к любви не стремился и презирал романтические чувства, который прятал в нигилизме свое тревожное, любящее, "бунтующее" сердце).
- Могли ли иначе сложиться отношения Базарова и Одинцовой?
Нет.
(Базаров — нигилист, был человеком чуждого ей мира. В политическом отношении это был человек, не верящий в те основы жизни, которые ей казались законными. По социальному положению Базаров выходец из низов. В материальном отношении — бедняк, будущий лекарь. Она не пугалась резкости выражения Базаровым чувства. Даже если бы она полюбила его, она не пошла бы за ним в «его горькую жизнь».)
III. Закрепление.
Обобщение материала.
Выводы.
А) Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он попадает во власть отрицаемых им самим сторон жизни, теряет почву под ногами, начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. Его жизненная позиция оказывается несостоятельной. Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь.
В) Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему.
Г) Несчастная любовь не «растоптала» Базарова, как Павла Петровича, после объяснения Базаров с головой уходит в работу. А в последнем объяснении с Одинцовой, понимая, что ею движет жалость, он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы».
И закончить наш урок я хочу словами И.С. Тургенева: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь».
IV. Итоги урока.
V. Домашнее задание.
Перечитать гл. XXVII-XXVIII.
- Подумать, почему Анна Сергеевна Одинцова приходит к умирающему Базарову.
Преподаватель___________ Макашова Н.В.