ПЛАН
проведения урока по
Музыке
(наименование учебной дисциплины)
с 7 классом
Тема: № 8. «...Вслушайтесь в нее не только своим слухом, но и всем своим сердцем» Д. Б. Кабалевский. Соната № 14 Л. Бетховена
Цели: на примере сонаты №14 Л. Бетховена показать, что любовь, даже трагическая, неразделенная, все равно поднимает человека, делает его чище, лучше.
Задачи:
- обучающая – разобрать особенности «лунной сонаты», сравнить с «Лунным светом» К. Дебюсси.
- развивающая – развивать эмоционально-ценностное отношение к музыке.
- воспитательная – пробудить у учащихся интерес к музыке.
Ход урока:
1. Организационный момент.
…. Жизни годы
Прошли недаром, ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой!
Гете. «Фауст»
2. Сообщение темы урока.
-Назовите, пожалуйста, тему последних уроков музыки. (Тема страдания в музыке 18-20 века).
3. Работа по теме урока:
- На примере каких музыкальных произведений мы вели беседу на эту тему?
- “Музыкальная угадай-ка”. Назовите произведение, автора.
звучит Увертюра из рок-оперы “Иисус Христос – суперзвезда”
звучит Ария Альта “Страсти по Матфею” И. С. Баха
звучит Э. Вила-Лобос “Бразильские бахианы”
- Задание на внимательность. Соотнесите названия прослушанных и проанализированных нами произведений и их авторов.
И. С. Бах “Иисус Христос – суперзвезда”
Э. Вила-Лобос “Страсти по Матфею”
Л. Уэббер “Бразильские бахианы”
4. Продолжение изучения темы страдания в музыке на примере творчества Л. В. Бетховена.
“Из тишины” звучит 1 часть Сонаты №14 Л. В. Бетховена в современной обработке.
ИСТОРИЯ И МУЗЫКА
Кто-то сказал: «Если бы прилетели на Землю жители иной планеты, и дан им был всего час на знакомство с ней, надо было бы сыграть им «Лунную сонату»...
Все сочинения Бетховена в той или иной степени связаны с его биографией. Но ни одно из них не носит столь автобиографического характера, как «Лунная соната».
В 1801 году, когда возникла соната, душевное состояние Бетховена было сложным. Успех сопутствовал ему как пианисту и композитору. Его сочинения приобретали известность. Он был принят в аристократических домах.
По одним преданиям, Бетховен написал «Лунную сонату» летом 1801 года, в Коромпе, в беседке парка имения Бруневиков, и потому сонату при жизни Бетховена иногда называли «Сонатой-беседкой». По другим предположениям, Бетховен работал над ней осенью того же года. Зимой 1801-1802 года появилось посвящение Джульетте Гвиччарди (итальянке, в которую Бетховен был безумно влюблён). «Лунной сонаты» — сочинения, в котором жизнь, творчество, пианистический гений Бетховена слились воедино, чтобы создать произведение удивительного совершенства.
Первая часть — в медленном движении, в свободной форме фантазии. Нежность, печаль, раздумье. Исповедь страдающего человека. В музыке, которая как бы рождается и развивается на глазах у слушателя, сразу улавливаются три линии: нисходящий глубокий бас, мерное укачивающее движение среднего голоса и умоляющая мелодия, возникающая после краткого вступления. Она звучит страстно, настойчиво, пробует выйти к светлым регистрам но, в конце концов, падает в бездну, и тогда бас печально завершает движение. Выхода нет. Кругом покой безнадежного отчаяния.
Но так только кажется. После первой части возникает маленькая часть, названная Бетховеном нейтральным словом Аллегретто , никак не поясняющим характер музыки: итальянский термин Аллегретто означает темп движения — умеренно быстрый. Что представляет собой эта лирическая часть, которую Ференц Лист назвал «цветком между двумя безднами»? Этот вопрос до сих пор волнует музыкантов. Одни считают Аллегретто музыкальным портретом Джульетты, другие вообще воздерживаются от образных пояснений загадочной части.
Как бы то ни было, Аллегретто своей подчеркнутой простотой представляет величайшие трудности для исполнителей. Здесь нет определенности чувства. Интонации допускают толкование от совсем непритязательной грации до заметного юмора. Музыка вызывает в памяти картины природы. Возможно, это воспоминание о берегах Рейна или пригородах Вены, народных праздниках.
После Аллегретто финал сонаты, в начале которого Бетховен сразу же предельно ясно, хотя и лаконично обозначает темп и характер — «очень быстро, взволнованно», — звучит как буря, все сметающая с пути. Вы сразу слышите четыре волны звуков, накатывающиеся с огромным напором. Каждая волна завершается двумя резкими ударами — бушует стихия. Но вот вступает вторая тема. Верхний ее голос широк, певуч: жалуется, протестует. Состояние крайней взволнованности сохраняется благодаря сопровождению — в том же движении, что и при бурном начале финала. Именно эта вторая тема развивается дальше, хотя общее настроение не изменяется: беспокойство, тревога, напряжение сохраняются во всей части. Меняются лишь некоторые оттенки настроения. Иногда, кажется, что наступает полное изнеможение, но человек вновь поднимается, чтобы преодолеть страдания. Как апофеоз всей сонаты разрастается кода — заключительная часть финала. ЭТО - схватка человека с самим собой.
Финал — главенствующая часть сонаты и естественное завершение её драматических событий. Здесь всё, как в жизни, как случается у многих людей, для которых жить — значит бороться, побеждать страдания.
Лаконизм, естественность, органичность, простота распространяются на все части и элементы произведения. Всё в сонате логично, ясно и вместе с тем импровизационно, полно непосредственного чувства и идёт, пользуясь выражением Бетховена, «от сердца к сердцу».
Одна из центральных идей творчества Бетховена — способность человека к преодолению горестей, несгибаемость воли - находит совершенное воплощение в «Лунной сонате»: слушая сонату, вы оказываетесь во власти неумолимого движения музыки от внутреннего страдания к взрыву, протесту, к победе над бедой, несчастьем, к активному действию.
Написав сонату, Бетховен как бы подвёл итоговую черту значительному этапу жизни.
После измены Джульетты, которая предпочла ему бездарного композитора графа Галленберга, Бетховен уехал в имение своего друга Марии Эрдеди. Он искал одиночества. Три дня он бродил по лесу, не возвращаясь домой. Его нашли в отдалённой чаще обессилевшим от голода. Ни одной жалобы никто не услышал. У Бетховена не было потребности в словах. Всё было сказано музыкой.
По окончании музыки и следующей за ней паузы учитель задает вопросы:
- Как вы думаете, композитор, написавший это произведение, наш современник или более ранних времен?
- Композитор отечественный или зарубежный?
- Каков характер музыки? (учащимся предлагаются Словарики эмоциональных терминов)
Звучание 1 части Сонаты в классическом исполнении.
- Изменилось ли что-нибудь в характере музыки?
- Какой образ создает музыка 1 части Сонаты?
- Соответствует ли название “ Лунная соната”, данное ей поэтом-романтиком Рельштабом уже после смерти композитора, образному миру бетховенской музыки?
- Сравните выразительные интонации мелодии “Лунной сонаты” и пьесы французского композитора Клода Дебюсси “Лунный свет”.
Слушание пьесы “Лунный свет” К. Дебюсси.
- Сходен ли характер интонаций? В каком случае ритм интонации напоминает траурный марш, а в каком интонация мягкая и “безмятежная”?
- Слушая 1 часть Сонаты, мы обратили внимание на три элемента ее музыкальной речи: сосредоточенно-скорбную мелодию верхнего голоса, равномерно струящийся аккомпанемент триолей в среднем голосе и глубокие мрачные аккорды басов (музыкальные элементы исполняются учителем).
- Который из элементов в восприятии поэта стал главным и способствовал появлению воспоминаний о лунном свете?
Для того, чтобы лучше понять те мысли, чувства, которые хотел передать Бетховен своей музыкой, необходимо вспомнить некоторые факты из жизни композитора, узнать о тех испытаниях, которые выпали на его долю.
Блиц-опрос
Назовите полное имя композитора.
Назовите годы жизни композитора.
В каком городе какой страны родился композитор?
Как произошло знакомство Бетховена с другим известным композитором – Моцартом?
В каком городе Бетховен жил и работал?
Слово учителя.
(чтение высказывания Д. Кабалевского на фоне звучания Сонаты)
“Вслушайтесь в нее не только своим слухом, но и всем своим сердцем! И, может быть, вы услышите в ее первой части такую скорбь, какой никогда раньше не слышали; во второй части – такую светлую и в то же время такую печальную улыбку, какой раньше и не замечали; и, наконец, в финале – такое буйное стремление вырваться из оков страданий и печали, о котором можно сказать только словами самого Бетховена:
“Я схвачу судьбу за горло. Ей не удастся согнуть меня! О! Как было бы прекрасно прожить тысячу жизней!”. Д. Б. Кабалевский.
5. Подведение итогов урока.
- В чем проявляется оптимизм Бетховена? (достижение цели в борьбе, не легковесный оптимизм, а внутренняя сила, выстраданная радость). О его могучей силе воли говорит и то, что он смог преодолеть страшный недуг. Глухота сильно повлияла на композитора, заставляя его рассматривать жизнь как постоянный вызов и борьбу. Пример жизни этого великого человека говорит, что любые трудности и невзгоды можно побороть, если стремиться к этому и упорно трудиться для достижения своих целей.
Слава композитора была так велика, что на его похороны пришли более 20 тысяч человек. На протяжении всей жизни музыка Бетховена считалась новаторской. Он разрушил старые формы классических произведений, наполняя их новым содержанием и эмоциями. Глубина чувств, выраженная в его произведениях, положила начало романтическому периоду в истории музыки.
- Как вы понимаете слова Ф. Достоевского: “Многое меняется, сердце остается одно”. Согласны ли вы с этим?
- Как вы перенесете мысль Достоевского на музыку прошлого и ее восприятие людьми 21 века?
Можно ответить словами Д. Б. Кабалевского: “…Если кто-то проживет всю жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Мусоргского, не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Шопен, ни Чайковский, ни Мусоргский. Они останутся такими же великими и могучими. А вот тот, кто пройдет мимо них и не прикоснется к их искусству. Потеряет много, очень много.
Предлагаю закончить наш урок песней А. Макаревича “Поворот”. Слова этой песни очень точно подходят к нашей беседе…
Мы себе давали слово не сходить с пути прямого,
Но, так уж суждено…
- Вокально-хоровая работа.
4. Итог урока.
Учебно-материальное обеспечение:
1. Литература: Учебник, программа.
2. Наглядные пособия. Слуховая наглядность: Соната № 14 Л. Бетховена. «Лунный свет» К. Дебюсси, Ю.Антонов «Снегири».